Сегодня утром в Ханты-Мансийске стартовал второй IT-форум. Отсутствие представителей федерального министерства связи на мероприятии вполне восполнили иностранные гости, которые поделились богатым опытом работы Евросоюза.
От Югры с основным докладом выступила председатель комитета по информационным ресурсам Наталья Маслова. Она отметила, что на сегодняшний день округ достиг больших успехов во внедрении технологий оказания государственных услуг. ООН опубликовала пять этапов развития электронного правительства в государстве, и, по словам Натальи Масловой, Югра сейчас находится примерно на третьем этапе.
Уровень информационной открытости в округе на 2009 год составил 59,2%. Эта цифра недостаточно велика, отмечает Маслова, что говорит о необходимости дальнейшего развития сферы информационных технологий и технологий электронного правительства в Югре. Однако показатели округа три года подряд (в 2007, 2008 и 2009 гг.) оказываются лучшими среди регионов России.
Наталья Маслова рассказала о том, что правительство округа уделяет особое внимание ликвидации информационной неграмотности населения и созданию благоприятных условий для пользования информационными ресурсами посредством сети Интернет. Одной из проблем в этой связи являются высокие цены. Как заметила Маслова, Интернет в Югре дороже, чем в Санкт-Петербурге и Москве, в 10 раз. Особенно остро стоит этот вопрос в отдалённых посёлках. По статистике, 64,6% домохозяйств Югры обеспечены компьютерами и выходом в Интернет, у 17,3% - есть компьютер, но выход во Всемирную сеть отсутствует, и 18,1% домохозяйств компьютера не имеют.
В рамках мер по преодолению этих проблем в Югре были открыты 268 пунктов общественного доступа в Интернет. Также округ первый среди регионов России в 2008 году начал реализовывать проект "Электронный гражданин". Сегодня по этой программе подготовлено 258 консультантов и обучено 2 548 человек. В настоящее время запущено продолжение - "Электронная коммерция". Это более "продвинутый" курс, ориентированный на тех, кто уже освоил азы информационной грамотности и собирается вести собственный бизнес. Кроме того, для ещё более доступного взаимодействия граждан с властью внедрена и сейчас модернизируется система мобильных сервисов. На сегодняшний день их функционирует 17.
Европейским опытом по внедрению электронного правительства поделился представитель Евросоюза в РФ Пьер Дибман. Он рассказал, что сегодня Евросоюз решился на внедрение 20 основных электронных услуг населению и предприятиям. Среди них: поиск работы, оплата налогов, выплаты социального страхования, регистрация автомобилей, оформление документов, заполнение деклараций, доступ к библиотечным ресурсам, сдача документов на поступление в вузы, медицинские услуги.
Среди проблем Пьер Дибман обозначил отсутствие пан-европейского пространства, которое бы позволило эффективно объединить электронные ресурсы разных стран в единую сеть. Участники форума отметили, что подобная проблема существует сейчас между регионами России.
Также стоит сказать, что Дибман прокомментировал информацию Натальи Масловой по поводу популярности Интернета среди населения. По его словам, озвученные показатели мало отличаются от европейских. Пьер Дибман отметил, что 30% европейцев не используют в повседневной жизни Интернет. Этот показатель, по его мнению, должен быть снижен до 10%.
Кроме того, сегодня в рамках Международного IT-форума открылась девятая выставка "Информационные технологии XXI века". В ней принимает участие и Региональный информационный центр. Мы подготовили специальную экспозицию к этому мероприятию. Также заместитель гендиректора ОТРК "Югра" - директор РИЦ Александр Пальков выступит с докладом об использовании информационных технологий в проекте РИЦ для интенсификации внутрирегионального информационного обмена.
Юлия ЛУКИНА
www.informugra.ru
09.06.2010