11 июля 2008
4126

Вадим Куличенко: Система последипломного обучения требует реформирования

В должность министра здравоохранения и социального развития Самарской области Вадим Петрович КУЛИЧЕНКО официально вступил в сентябре прошлого года. Известие об этом назначении представители медицинской общественности региона восприняли неоднозначно. Кто-то сетовал на молодой возраст нового министра, а потому было мнение, что он вряд ли "потянет". Других не устраивало то, что на эту должность поставлен "человек из Москвы", выпускник РГМУ, а не представитель местного здравоохранения, детально знающий все особенности и специфику региона. Однако уже за первые месяцы работы на посту министра и одновременно заместителя председателя областного Правительства В.П. Куличенко смог наглядно продемонстрировать коллегам не только прекрасные личные качества и организаторские способности, но и свою профессиональную состоятельность и компетентность. Предлагаем вниманию читателей беседу В. Куличенко с корреспондентом "МВ"Ириной Петрухиной.

- Вадим Петрович, какие проблемы, на ваш взгляд, сегодня существуют в системе здравоохранения Самарской области?

- Основные легко почерпнуть из жалоб и обращений, которые поступают от населения. В первую очередь, это вопросы льготного лекарственного обеспечения и качества оказания медицинской помощи, кадровая необеспеченность отрасли, незаконное взимание средств в ЛПУ, а также неудовлетворительное состояние материально-технической базы лечебных учреждений. При знакомстве с инфраструктурой областной системы здравоохранения я сразу отметил ветхость материально-технической базы муниципальных поликлиник и стационаров, а ведь именно здесь оказывается основной объем первичной и специализированной медицинской помощи. Эти лечебные учреждения давно требуют серьезного ремонта, а в идеале - реконструкции и нового строительства. Конечно, на это необходимы колоссальные инвестиции, бюджеты муниципалитетов не в состоянии осилить такие расходы.

Не менее актуальная по значимости проблема - кадровая. Нужно признать, что престиж профессии врача продолжает падать из-за низкой заработной платы, при этом средний уровень зарплат медиков сегодня значительно ниже, чем в промышленности и в других отраслях. Разве может хирург, который проводит сложнейшие операции и ежедневно спасает человеческие жизни, существовать сам и содержать семью на 5-6 тысяч рублей в месяц? Разумеется, нет. В итоге врач просто вынужден брать бесконечные дополнительные дежурства, порой до десяти в месяц. Все это приводит к тому, что люди оторваны от семей и не получают удовлетворения от своей работы. Печально и то, что в таких условиях у врачей нет возможности регулярно повышать квалификацию и осваивать новые современные методики лечения заболеваний и, конечно, снижается качество их работы.

- Ваши оценки довольно пессимистичны, а ведь по кадровой обеспеченности кадрами Самарский регион всегда считался одним из самых благополучных.

- К сожалению, эти оценки не пессимистичны, а, скорее реалистичны. По отдельным специальностям дефицит кадров в Самарской области достигает критических отметок. И это несмотря на то, что в регионе работает мощнейший медицинский вуз - СамГМУ. Приведу наглядный пример: областная фтизиатрическая служба обеспечена врачами-фтизиатрами на 55%, а в отдельных учреждениях этот показатель не превышает отметки 30%! При этом работающие в области врачи-фтизиатры - пенсионного и предпенсионного возраста. В ряде поликлиник много вакансий узких специалистов и участковых терапевтов, в стационарах - реаниматологов, неонатологов.

Если говорить о проблемах здравоохранения в целом, то, конечно, стоит отметить тотальное недофинансирование отрасли. Это неудивительно, ведь сегодня в России на здравоохранение тратится 3,5% ВВП, в то время как в экономически развитых странах - от 6 до 14%. Очевидно, что с такими пропорциями развивать и поддерживать отечественную медицину крайне сложно.

- Вадим Петрович, а насколько остро стоит вопрос с поборами в ЛПУ?

- Все мы хорошо знаем, что сегодня в большинстве лечебных учреждений - и в первую очередь это касается стационаров - буквально на всех этапах взимаются деньги. Во многие больницы невозможно войти, не оставив определенную сумму в кармане у врача, в благотворительном фонде либо в кассе учреждения. Это вызывает справедливое раздражение у населения, тем более что в ряде ЛПУ пациентов заставляют платить и за те виды помощи, которые входят в программу госгарантий.

- Считаете ли вы, что если повысить зарплату врачам, то поборы в ЛПУ прекратятся?

- Я думаю, для начала необходимо увеличить наполнение тарифа ОМС. Если этот тариф будет профинансирован в полном объеме от имеющейся потребности, тогда руководителю учреждения не придется решать, куда ему важнее в данный момент потратить деньги - на ремонт крыши, на зарплату персоналу или на покупку лекарств. При достаточном финансировании лечебному учреждению не нужно будет создавать благотворительные фонды. Вместе с тем при наполненности тарифа потребуется еще более жесткий контроль за эффективностью управления ресурсами.

Не нужно забывать, что проблема поборов затрагивает вопросы не только экономического, но и этического характера. Именно поэтому в настоящее время мы приступили к созданию областной комиссии по медицинской этике. Члены этого экспертного органа - авторитетные и порядочные врачи, лидеры отрасли - будут осуществлять выработку позиций и контроль за выполнением этических норм в отрасли.

- Самарский регион стал единственным, от которого сразу три представителя вошли в состав рабочей группы по формированию концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года. Членом этой рабочей группы являетесь и вы, Вадим Петрович. Скажите, какие инициативы были вынесены на всеобщее обсуждение?

- В первую очередь это ряд предложений по управлению качеством в здравоохранении с позиций доказательной медицины, а также по созданию системы непрерывного профессионального развития медицинских работников. Для меня очевидно, что система профессионального последипломного обучения врачей сегодня требует серьезного реформирования. По закону каждый врач должен повышать квалификацию раз в пять лет, однако знания по многим специальностям обновляются ежегодно, а порой и ежедневно. На наш взгляд, общие проблемы последипломного медицинского образования - это отсутствие непрерывности образования, отсутствие необходимых условий в ЛПУ для непрерывного образования, а также низкая мотивация врачей к повышению своей квалификации. По-прежнему довольно остро стоят и такие проблемы, как недостаточный контроль за качеством образования, а также высокая стоимость и длительные сроки курсов повышения квалификации. Не секрет, что сегодня российский врач, особенно в глубинке, не имеет доступа к качественной и актуальной медицинской информации и не может позволить себе стажироваться в более продвинутых клиниках, общаться с коллегами в других странах, посещать международные профессиональные конференции. В итоге многие врачи работают в информационном вакууме, что, конечно, недопустимо.

- И каковы, на ваш взгляд, пути решения этой проблемы?

- Здесь не нужно изобретать велосипед, достаточно обратиться к опыту развитых стран. Речь идет о стимулировании последипломного медицинского образования и о непрерывном профессиональном развитии врачей. Однако прежде чем внедрять зарубежный опыт контроля знаний, необходимо создать работающую инфраструктуру. В частности, каждое рабочее место врача должно быть компьютеризировано, иметь выход в Интернет, в каждом ЛПУ должна быть современная медицинская библиотека, в том числе библиотека электронных изданий, ресурсы которой необходимо постоянно обновлять. Кроме того, врачи должны иметь возможность посещать лучшие медицинские центры с целью повышения своей квалификации.

Еще один важный аспект образовательных реформ - это повышение качества подготовки студентов, ординаторов и интернов. И здесь прежде всего необходима модернизация программ обучения, а также строгий и независимый контроль на выходе.

- Что вы имеете в виду?

- Сегодня в медицинских вузах выпускные государственные экзамены сдаются преподавателям, которые задействованы в образовательном процессе. Получается, что они сами себе ставят оценки. Конечно, в состав государственной экзаменационной комиссии включаются внешние эксперты, но в целом экзамен - это праздник жизни и некая формальность. Такая же формальность - сертификационный экзамен у врачей, а также итоговый контроль знаний на циклах усовершенствования. Хотя контроль результатов обучения должен быть независимым и жестким.

- Очевидно, для создания такой инфраструктуры потребуются серьезные средства. Где их взять?

- Я убежден, что в бюджете каждого лечебного учреждения на эти цели должна быть выделена специальная защищенная статья, и ее финансирование должно осуществляться за счет собственника. Предположим, если лечебное учреждение имеет статус муниципального, соответственно, расходы должен нести муниципалитет. Отмечу, что средства этой статьи должны целенаправленно расходоваться не только на обучение в рамках циклов повышения квалификации, но и на непрерывное профессиональное развитие медработников.

- Недавно в Самарской областной научной медицинской библиотеке были обновлены книжные фонды. Можно ли это считать своеобразным вкладом региона в развитие непрерывного медицинского образования?

- Разумеется, можно. Не буду скрывать, когда я впервые побывал в областной библиотеке для медработников, то был просто потрясен. На книжных полках и стеллажах я увидел литературу, которая представляет исторический, а не профессиональный интерес. За счет средств областного бюджета мы обновили научные фонды, пополнили их современными качественными изданиями, в том числе ресурсами электронного формата. В будущем эта работа будет обязательно продолжена. Более того, в самое ближайшее время на обсуждение областного правительства будет вынесена целевая программа по повышению квалификации медицинских кадров.

11.07.2008
medvestnik.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован