СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Местное самоуправление в системе публичной власти России.
1.1 Правовые и организационные основы местного самоуправления.
1.2 Направления развития местного самоуправления в современной России
Глава 2. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления
в городских округах.
2.1 Особенности организации местного самоуправления в г.о. Тольятти
2.2 Направления совершенствования организации местного
самоуправления в г.о. Тольятти.
Заключение
Библиографический список
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и – в этом качестве – составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами), элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности). Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в совокупности составляют основы местного самоуправления: правовую, территориальную, организационную, финансово-экономическую.
В большей степени изменения законодательства в сфере местного самоуправления и проходящие в России изменения касаются способа формирования органов местного самоуправления. Так и последние изменения от 29 декабря 2014 г. внесенные в федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», приближают власть к народу, но не позволяют в полной мере свою власть осуществлять. Значительное влияние на развитие местного самоуправления оказал Жилищный кодекс, реально позволивший жителям осуществлять свою власть непосредственно через общие собрания и опосредованно через созданные Советы многоквартирных домов и правления ТСЖ. Таким образом, Жилищный кодекс РФ заполнил пробел, существующий в федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и наделил полномочиями такую форму непосредственного участия жителей в решение вопросов местного значения, как «собрание». К сожалению, органы местного самоуправления, считая себя единственной формой осуществления народом своей власти, фактически не позволяют развиваться формам непосредственной власти, зачастую лишая их самостоятельности и полномочий.
В настоящее время избранниками народа все больше являются ставленники бизнес-структур и буквально понимают слово «власть», примеряя ее по отношению к себе и олицетворяя себя с властью. Тем самым, препятствуют развитию первичной формы «власти» - непосредственной. Присваивая власть за счет манипулятивных выборных технологий, органы местного самоуправления совместно с бизнесом присваивают и право распоряжаться бюджетом муниципального образования. В результате органы местного самоуправления становятся неэффективными и мало результативными, так как непосредственно власть осуществляют бизнес структуры. Так же органы местного самоуправления практически не выстраивают отношения и взаимодействие с некоммерческими организациями.
С наступлением индустриальной эпохи население городов повсеместно увеличивается, так как многие жители из деревень стремятся перебраться в крупные города ради комфортабельных жилищ и более высоких зарплат. В начале XIX в. 13% жителей от общего населения Земли проживало в городах, к 2005 г. 48, 6%. В России с начала 1990-х гг. и по настоящее время доля городского населения составляет 73 %. Рост городского населения, в том числе повлекший кризис управления, рассматривается как предпосылка формирования новой модели местного самоуправления. В настоящее время, на наш взгляд, имеется два направления, в которых следует двигаться России – это расселение городов и передача полномочий от органов местного самоуправления городских округов к районным советам, территориальному общественному самоуправлению, общественным советам, товариществам собственников жилья и советам многоквартирного дома.
Объект исследования – местное самоуправление как институт публичной власти.
Предмет исследования - организация местного самоуправления в городских округах.
Цель настоящей работы состоит в анализе тенденций развития местного самоуправления в современных российских условиях.
В соответствии с указанной целью, поставлены следующие задачи:
- рассмотреть правовые и организационные основы местного самоуправления в России;
- выявить приоритетные направления развития местного самоуправления в России;
- сформулировать сущность проблематики реформирования местного самоуправления в Российской Федерации.
При подготовке выпускной работы были проанализированы федеральные законы и подзаконные акты, региональные и муниципальные правовые акты, регулирующие развитие местного самоуправления, в том числе в городском округе Тольятти. Проводя анализ теоретических аспектов местного самоуправления, мы опирались на позиции следующих ученых: А.И. Алексеева, Абрамова Р.А., Зазулиной М.Р., Мосейко В.О., Шуба К.Д. и. др.
ГЛАВА 1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ РОССИИ
1.1 Правовые и организационные основы местного самоуправления
Исторический опыт свидетельствует, что на протяжении всей истории человечества основная борьба за власть идет между "народом" и "олигархией". Народ ведет борьбу за свое древнее право избирать правителей и осуществлять местное самоуправление. Олигархия, имея материальные ресурсы, использует их для борьбы за власть между собой и народом, используя манипуляции, обман, шантаж, физическое устранение противников, в том числе и не угодных им правителей для отчуждения народа от власти и порабощения его.
В древней Руси (Гардарике) согласно оценки историка Вернадского, численность населения составляла 7,5 млн. человек, из которых 1 миллион проживал в городах, число которых ко времени татаро-монгольского нашествия достигало 300[1]. Нетрудно посчитать, что количество населения в городах составляло около 3000 человек. О правлении первых Рюриков имеется мало сведений, но можно точно предполагать, что правили они в высокоорганизованном, сильном и экономически развитом государстве с высокой самоорганизацией и системой выборов, в том числе избирали и верховного князя. Выборы регулировались копным и вечевым правом. Анализ государственного устройства древней Руси, позволяет утверждать, что именно в период правления княгини Ольги и ее сына князя Святослава начинается уничтожение традиционных для Руси форм прямого волеизъявления граждан и местного самоуправления, где высшим органом управления, как местного самоуправления, так и государства являлось собрание и вече (совет).
После смерти кн. Святослава, его сын Владимир Креститель приходит к власти не путем выборов, а в результате борьбы за власть со своими братьями. Его сын Ярослав Мудрый, отказывается платить отцу налог в полном размере. Идет подготовка к войне отца и сына, но кн. Владимир, неожиданно умирает и начинается дальнейший распад великого государства[2]. Во всех случаях борьбы за власть, каждый из князей поддерживается олигархической группировкой. Таким образом, уничтожение местного самоуправления привело к тому, что долгие 400 лет, государство не могло восстановить свои силы и земли бывшего некогда великого государства и вошли в состав Золотой Орды в качестве областей.
К 1462 г. в правление Ивана III, можно было говорить об восстановлении государства, были объединены множество княжеств под единоначалием великого князя. В государстве проживает всего 2млн. человек. Древняя Русь (Гардарика) – еще не восстановлена. В 1497 г. принимается судебник - первый закон, регламентирующий начавшееся закрепощение крестьян[3]. Всеобщие выборы не проводятся, а заменены советом олигархов (бояр). Земские соборы по своей демократичности и близко не стоят с полномочиями вече.
Отметим, что борьба Ивана Грозного с олигархами, закончилась тем, что Царя отравили и страна оказалась в состоянии глубокого социально-экономического и политического кризиса. Интересный с точки зрения истории факт произошел в 1613г. Когда династия Рюриковичей сменилась династией Романовых. Впервые его задачей оказалось избрание новой династии и закрепление ее легитимности в глазах общества, в то время как ранее собор лишь утверждал полномочия монарха. Впервые за многие сотни лет был исполнен древний обычай избрание князя на управление всем миром. Освободив Москву, князь Пожарский грамотой 15 ноября созвал представителей от городов, по 10 человек, для выбора царя. В январе 1613 г. съехались выборные от всех сословий, включая крестьян. Собор (то есть всесословное собрание) был один из самых многолюдных и наиболее полных: на нём впервые были представители даже чёрных волостей. Численность участников собора оценивается от 700 до 1500 человек. Фигурировали четыре кандидата: В. И. Шуйский, Воротынский, Трубецкой и в итоге победивший Михаил Фёдорович (Романов). Выборы были очень бурные. На престол так же претендовали: польский королевич Владислав, сын Сигизмунда III, Шведский королевич Карл Филипп, сын Карла IX, Дмитрий Пожарский, Мстиславские, Куракины, Голицины, но их кандидатуры были отвергнуты в ходе первых заседаний[4]. В дальнейшем соборы становятся фиктивными и в правление Петра I исчезают совсем.
В Приложение №1 приведена сравнительная характеристика роста населения на территории России с 10 века н.э. до наших дней. Из данной характеристики следует, что с 1462 г. по 1500 г. в правление Ивана III начался рост населения России за счет присоединения земель. За это время население увеличилось с 2 млн. человек до 5,6 млн. человек и площадь государства составила 2,4 млн.кв.км. К 1781 г. (правление Екатерины II) население России составило 26,1 млн. человек. Перепись 1897 года зарегистрировала в Российской империи 125 640 021 жителя, из них в городах проживало 16 828 395 человек, т.е. 13,4%[5] (Приложение №2).
Если за три столетия количество населения России увеличилось до 26 млн. человек, то за одно столетие произошел «взрыв», население увеличилось почти на 100 млн. чел. В России в конце XVIII – начало XIX в. растет недовольство существующей системой власти: бунт Пугачева, война 1812г., восстание декабристов, все это говорит, о том, что в России наступил кризис в управлении государством. В это время в 1864 г. возникает земская модель местного самоуправления. Земская (1864г.) и городская (1870г.) реформы привели к децентрализации управления и развитию местного самоуправления.
Земской модели местного самоуправления были присущи следующие черты:
функционирование земских учреждений вне системы государственных органов;
существование земской системы только на двух административных уровнях – уездном и губернском;
наличие у земств значительных полномочий;
наличие у земств прочной финансово-экономической базы;
четкая правовая регламентация земской системы и т.д.[6]
Земское и городское управление соответствовало всем существовавшим в то время канонам самоуправления, а хозяйственная самостоятельность земских учреждений не знала аналогов в мире. Земства были уникальным явлением не только в жизни России, но и в мировой практике местного самоуправления. Но противостояние сформировавшейся олигархии и царя в период, начиная с Павла I и заканчивая Николаем I, приводят к тому, что многие из правителей умерли насильственной смертью. Под нажимом Царя принимаются необходимые для государства законодательные акты, но исполнения на местах нет.
28 января 1861 г. император Александр II выступил в Государственном совете с речью, в которой потребовал от Государственного совета закончить дело об освобождении крестьян в первой половине февраля текущего года, чтобы оно было объявлено до начала полевых работ. Император решительно заявил: "Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено...Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства"[7]. Как результат – царь реформатор, выступивший против правящего класса, был убит. Земства были все таки приняты, но только после февральской буржуазной революции, но доверия они у народа не вызывали. Таким образом, борьба за свободу, в том числе за права прямого волеизъявления и организации местного самоуправления привела к революции 1917г.
С 1897г. по 1913г. рост населения Российской империи составил около 45 млн. человек (Приложение №3). За 15 лет 45 млн. чел. – небывалая скорость прироста населения[8]. Следующий кризис управления и как результат революция 1917г. Возникает Советская модель местного самоуправления. В Советское время (Приложение 2) следующий взрыв: в 1946г. – 170 548 000 чел.; 1970 – 241 720 000 человек; 1991 – 293 047 571 чел.[9] Опять назревает управленческий кризис.
Возникшая система местного самоуправления в советское время с 1954 г. начинает разрушаться. Пришедший, к власти Н.С. Хрущев централизацию государства доводит до абсурда. Местное самоуправление и формы прямого волеизъявления народа, к 80 годам XX столетия уже в который раз уничтожаются.
Еще один из параметров, влияющих на кризис управления – это рост количества городов и населения городов (Приложение №3). Первая перепись населения в Российской империи проводилась в 1897 г. Она показала, что тогда (в границах нынешней Российской Федерации) было 430 городов, в которых проживало всего 15,96 % населения страны. В основном преобладали малые города. Больших насчитывалось только семь: Санкт-Петербург, Москва, Саратов, Казань, Астрахань, Ростов-на-Дону, Тула. Их совсем не было на Урале и за Уралом. Численность населения в самых крупных центрах Сибири - Иркутске и Томске - едва превысила 50 тыс. человек Огромная территория России была охвачена редкой сетью экономически слабых, преимущественно малых городов. Многие из них угасали, потому что располагались вдали от железных дорог.
К концу XX в. картина изменилась. В 1997 г. в Российской Федерации насчитывалось 1087 городов, а доля городского населения составила 73,1 %. Особенно заметно увеличилось число больших городов - с 7 до 165. В них проживает 45 % населения страны - почти половина России! Каждый шестой житель живёт в городе-миллионере, число которых выросло с 2 (Санкт-Петербург, Москва) до 13. Недаром вышедшая в 1970 г. книга американского географа Чарлза Гарриса "Города СССР" начинается фразой: "Советский Союз - страна больших городов". Это утверждение справедливо и для России. Ведь в стране с огромной территорией, многонациональным населением и различными природными условиями крайне необходимо множество центров, расположенных повсюду.
Урбанизация в XX веке коренным образом преобразовала мир, окружающую среду и самого человека. Наиболее часто для характеристики уровня урбанизации (иначе говоря, урбанизованности) используют показатель доли городского населения в общем числе жителей страны, хотя его и считают не совсем правильным. Другой показатель - доля населения, сосредоточенного в больших городах (с числом жителей свыше 100 тыс. человек), - более точный. К странам с высокой урбанизованностью относят те, в которых эта доля составляет не менее 1/3.
Рост количества городов, рост населения в России, рост населения в городах и сосредоточение населения в больших городах (с числом жителей свыше 100 тыс. человек) к началу 1990–х годов, отсутствие местного самоуправления и прямых форм волеизъявления народа привели к кризису управления и созреванию предпосылок к созданию новой модели местного самоуправления; принятие законов: «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), «О местном самоуправлении в РСФСР» (1991) и Конституции РФ (1993), которая стала переломным моментом в муниципальной реформе[10].
Таким образом, можно утверждать, что исторически в России при сильной центральной власти и развитом местном самоуправлении происходит рост населения и расцвет государства, и, наоборот, в связи с ростом населения, с отсутствием местного самоуправления и недоразвитых формах прямого волеизъявления народа централизованная власть не в силах справиться с ситуацией, что ведет к кризису управления, и к упадку государства, дальнейшему раздроблению и как следствию попаданию в зависимость от внешних сил. К сожалению, в 1990 г. сложилась такая же ситуация, слабая центральная власть и отсутствие местного самоуправления породили управленческий кризис, что привело к распаду страны.
1.2 Направления развития местного самоуправления в современной России
К моменту подписания 28 августа 1995 г. Федерального закона № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наметилось три направления развития местного самоуправления:
а) развитие основных вопросов федерального законодательства в сфере местного самоуправления (например, принятие Федеральных законов «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основах муниципальной службы» и.т.п.;
б) развитие законодательства о местном самоуправлении на уровне субъектов Российской Федерации;
в) развитие местного нормотворчества.
Принятых мер в связи с принятием закона 1995г. не хватило для стабилизации состояния страны. Серьезным этапом в развитие местного самоуправления и реализации конституционного права на осуществления народом своей власти стало принятие новой редакции указанного закона – от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Реализация принципов заложенных этим законом проходила до 2013 г. Так же проходило усиление государственной власти и ее институтов.
Современный период развития человеческого общества принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления. “Составляя одну из основ конституционного строя правового государства, местное самоуправление позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учет интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства”[11].
Закон о местном самоуправлении 2003 г. в отличие от аналогичного закона о местном самоуправлении 1995 г. закрепил важную норму: местное самоуправление осуществляется не только на уровне районов, но и в городских, сельских поселениях и на других территориях. 1 января 2009 г. закончился переходный период реализации этого закона, в результате чего все его положения вступили в силу на территории каждого из субъектов Российской Федерации (кроме Чечни и Ингушетии).
Вместо 11 436 муниципальных образований, существовавших в Российской Федерации в соответствии с Законом 1995 г., было образовано 24 510 муниципальных образований. Новый закон подробно регламентирует систему органов местного самоуправления, вплоть до определения численности депутатов представительных органов местного самоуправления и порядка занятия должности главы местной администрации. Обязательным является наличие не только представительных, но и исполнительных органов, а также главы муниципального образования во вновь образованных муниципальных образованиях. Не допускается совмещать должности главы представительного органа и главы местной администрации.
Усиливается ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством. Закрепляется механизм отзыва выборных должностных лиц местного самоуправления населением муниципального образования (ст. 24), упрощается процедура роспуска представительного органа местного самоуправления и отрешения от должности главы муниципального образования органами и должностными лицами государственной власти.
Органы государственной власти вправе осуществлять местное самоуправление в случаях, если органы местной власти были ликвидированы в условиях чрезвычайной ситуации, если их долги превысили 30% собственных доходов и при нецелевом использовании субвенций, выделенных на реализацию отдельных государственных полномочий (ст. 75). Также закон регламентирует административную и финансовую самостоятельность муниципальных образований, и возможность участия населения в вопросах местного значения. Таким образом, реформа местного самоуправления означает создание необходимых условий для приближения власти к населению, формирование гибкой системы управления, хорошо приспособленной к местным условиям и особенностям и развитие инициативы и самостоятельности граждан.
Новшеством закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ стало расширение форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Федеральный закон РФ от 2 мая 2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[12] регулирует правоотношения связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений.
Жилищный кодекс РФ, введенный федеральным законом от 29 декабря 2004г. № 188-ФЗ[13] закрепляет полномочия собрания собственников многоквартирного дома, как высшего органа управления.
Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»[14] вводит обязательность для рассмотрения на публичных слушаниях: проекта генерального плана и внесения в него изменений, правил землепользования и застройки, а так же изменений в правила связанных с размещением или реконструкцией отдельного объекта капитального строительства, предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, по проекту планировки территории и проекту межевания территории и др.
Началом следующего этапа реформ местного самоуправления можно считать утверждение ФЗ № 136 от 27 мая 2014 года. Документом внесены изменения в положения федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
Перед этим Владимир Путин в Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года заявил: «Повторю, считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. И такую работу мы должны начать и в основном законодательно обеспечить уже в следующем, 2014 году – в год 150-летия знаменитой Земской реформы. Кстати, именно развитие земств, местного самоуправления в своё время позволило России совершить рывок, найти грамотные кадры для проведения крупных прогрессивных преобразований. В том числе для аграрной реформы Столыпина и переустройства промышленности в годы Первой мировой войны.
Уверен, и сейчас сильное местное самоуправление способно стать мощным ресурсом для пополнения и обновления кадрового потенциала страны».
В Послание Президента, так же было отмечено, что все законопроекты, должны проходить гражданское, так называемое «нулевое», чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества, необходимость создания общественных советов и дальнейшей работе над развитием политической конкуренции, совершенствованию политических институтов.
Формирование эффективной системы местной власти – всегда длительный и довольно сложный процесс. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Российской Федерации данный процесс до сих пор находится в стадии развития и включает множество нерешенных проблем, связанных с законодательным обеспечением деятельности органов местного самоуправления, острым дефицитом квалифицированных специалистов в области муниципального управления, отсутствием надежных материально-финансовых основ деятельности местных органов власти.
Наибольшее количество изменений внесено в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» федеральными законами от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 136-ФЗ), от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ). от 23.06.2014 № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон № 165-ФЗ).
В 67 крупных городских округах с делением на районы (56 из них — региональные центры) вводятся два уровня местного самоуправления, предлагается отменить прямые выборы мэров и назначать сити-менеджеров. Горожане выберут депутатов райсоветов, из них сформируется горсовет, председатель которого станет и главой муниципального образования. В других городах выборы мэров остаются. Во всех муниципальных районах жители избирают глав поселений и депутатов сельсоветов, из них сформируют райсовет, где выберут спикера и главу муниципального образования, главу администрации района назначат по контракту. Реформа затрагивает вопросы формирования представительных органов муниципальных районов, избрания их глав, территориальной организации местного самоуправления в городских округах, а также распределения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления[15].
Основные изменения местного самоуправления:
1. введены новые виды муниципальных образований - городской округ с внутригородским делением; внутригородской район.
2. урегулирование вопросов территориального устройства, изменения границ и преобразования городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов.
3. особое внимание в указанных федеральных законах отведено вопросам местного значения различных видов муниципальных образований, в том числе:
4. В статье 17 Федерального закона закреплена возможность перераспределения законами субъекта Российской Федерации полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
5. расширены полномочия субъектов Российской Федерации в сфере местного самоуправления, в связи с чем, региональными законами могут быть также урегулированы вопросы:
- Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов (часть 3 статьи 34 Федерального закона);
- Порядок формирования представительного органа муниципального района
- Численность депутатов представительного органа городского округа с внутригородским делением и внутригородского района;
- Порядок избрания главы муниципального образования,
6. Изменен порядок формирования конкурсной комиссии при проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации, согласно которому:
7. Внесены значительные изменения в статьи 52, 53, 55, 57, 58, 60, 61, 62, 63, 63.1, 65, регулирующие бюджетные отношения.
8. У органов местного самоуправления появилось право в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых работ, не требующих специальной профессиональной подготовки.
9. Из вопросов местного значения исключена обязанность по вопросам социальной защиты населения.
Вследствие, проведенных в XXI веке реформ, установилась сильная государственная власть с большими полномочиями у Президента, при этом сломлено сопротивление олигархии, ограничена их способность влиять на государственные институты власти. Реформа местного самоуправления дала возможность развития на местном уровне, но правовая безграмотность населения позволила местной олигархии взять под контроль органы местного самоуправления и манипулировать выборами и др. формами непосредственного осуществления народом своей власти. За время реформ развились такие формы непосредственного осуществления народом своей власти, как ТСЖ, СМКД, ТОС, обращения граждан, собрания, конференции, сходы. Единственное, что ограничивает их деятельность – это не желание местных олигархических групп делится полномочиями и материальными ресурсами, что приводит к кризису управления.
Реформы 2014 г. позволяют сделать еще один шаг в развитие местного самоуправления. В ходе поездки в Иваново 26.05.2014 Владимир Путин провёл заседание Совета при Президенте по развитию местного самоуправления[16], где обозначил вектор развития местного самоуправления в сторону непосредственного участия жителей больших городов в решение вопросов местного значения, в том числе и через территориальное общественное самоуправление. Президент впервые прямо указал, куда необходимо направить усилия местных властей.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДСКИХ ОКРУГАХ
2.1 Особенности организации местного самоуправления в г.о. Тольятти
Тольятти крупный центр автомобильной ("АвтоВАЗ", "GM-АвтоВАЗ") и химической промышленности ("Тольяттиазот", "Куйбышевазот", "Тольяттикаучук"), а также железнодорожного, речного и автомобильного транспорта (автодорога М5 пересекает Волгу по плотине Жигулёвской ГЭС и проходит через город на протяжении 2 км). Ближайший аэропорт — Курумоч (в 70 км). Город протянулся вдоль реки Волги примерно на 30 км и состоит из трех районов: Автозаводского, Центрального и Комсомольского.
В Тольятти пять вузов, старейшим из них является Тольяттинский государственный университет. Работают несколько научно-исследовательских институтов. Действуют музеи, театры, городской симфонический оркестр, консерватория, филармония. В окрестностях Тольятти ежегодно проходит Грушинский фестиваль, собирающий сотни тысяч участников. По численности населения Тольятти занимает 18-е место из 1100 городов в России. В этническом составе преобладают русские (83,2 %), проживают татары (3,8 %), украинцы (2,8 %), мордва (2,0 %), чуваши (1,8 %), прочие национальности составляют 6,4 % (2002).
Третья по размеру в России, Самарско-Тольяттинская полицентрическая агломерация-конурбация (СТА) в населением более 2,5 млн чел включает в себя города Самара, Тольятти и ряд значительно меньших городов и прочих поселений. Является одним из наиболее значимых межрегиональных центров социально-экономического развития и притяжения для Поволжья, Южного Предуралья и северного Казахстана.
Всем критериям агломерации удовлетворяет эта же совокупность поселений за исключением Сызрани и имеющая численность населения около 2,3 млн чел. Уникальность агломерации в том, что она единственная двухъядерная среди крупнейших в стране агломераций, в которой оба ядра входят в категорию крупнейших городов (более 0,5 млн.). В постсоветскую эпоху первое ядро испытывало значительную депопуляцию, но более молодое по населению второе ядро — практически нет. В период 2006—2010 годов тенденция депопуляции самарского ядра значительно затормозилась, второе ядро по-прежнему показывает прирост показателя численности населения.
Именно в таких городах, где население свыше 100000 человек и появляются организационные проблемы. Городом становится все труднее управлять и местное самоуправление, которое осуществляется через органы местного самоуправления, в нашем случае – это Дума и мэрия городского округа Тольятти, вынуждено искать иные формы управления и делегирования полномочий.
На наш взгляд, в г. Тольятти органы местного самоуправления становятся директивными, происходит централизация власти, в результате которой не учитываются не только интересы отдельных граждан, но и целых территорий (кварталов, микрорайонов), численность которых приближается к численности городов 15-18 веков.
Органы местного самоуправления все больше становятся не представителями народа, а ставленниками финансовых групп, как местных, так и федеральных. Растут злоупотребления, борьба за власть принимает все более чудовищные формы, что показали выборы мэра в 2012 г. Появляются и растут проблемы, связанные с неэффективным распределением бюджетных средств, безработицей, недовольством горожан, высокой смертностью, высоким количеством заболеваний сердечно-сосудистой системы и системы кровообращения, обособление функций управления в общественной и хозяйственной деятельности и как следствие коррупция во всех эшелонах власти.
В результате манипуляций с выборами г. Тольятти не имеет внятной кадровой, экономической, социальной политики не имеет стратегии управления городом, как сложной социальной системой. В 1997г. согласно Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Тольятти принимается Положение о территориальном общественном самоуправлении города Тольятти.
Изучив, положение о ТОС надо отдать должное, бывшему мэру г. Тольятти С.Ф. Жилкину при участии, которого создается самое конституционное положение о ТОС, и ТОС наделяется полномочиями и финансами в осуществление местного самоуправления на территории установленной Думой. ТОС в Уставе обозначен, как орган местного самоуправления и прописан механизм выделения материальных и денежных средств органу ТОС.
С момента смены власти в городе (приход в 2000 г. на должность мэра города Н.Д.Уткина) нижние этажи местного самоуправления в Тольятти начинают рушиться. Власть в городе переходит под контроль криминальных группировок, а затем в 2010-х годах финансово-промышленных групп. ТОС мешавшие распределять землю, денежные средства и помещения стали не нужны. В 2004 г. в связи с вышедшим Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Устав города и Положение о ТОС вносятся изменения о лишение ТОС всех полномочий. Формы прямого волеизъявления народа, а так же органы местного самоуправления попадают под контроль местных олигархических групп.
Таким образом, на сегодняшний день, для города Тольятти актуальны следующие проблемы:
Управленческий и кадровый кризис.
Систематическое неисполнение стратегического плана Тольятти, разработанного местным сообществом, кроме пунктов Федерального значения (мост через Волгу в районе Климовка и Самарско-Тольяттинская агломерация).
Неисполнение Программы реформирования муниципальных финансов, как следствие отсутствие у города вектора развития. Избрана сервисная система БОР.
Органы местного самоуправления вследствие отсутствия делегирования на низовой уровень местного самоуправления, уничтожили активность и инициативу горожан.
За 1990 – 2010 гг. в городе сформировалось клановое управление, прежде всего, финансовых групп. Партии, мэрия, дума являются полем согласования данными группами тех или иных правил игры.
Декларативно заявленные формы непосредственного самоуправления, как собрания, конференции, территориально общественное самоуправление и выборы не реализованы.
Органы ТОС не поддерживаются органами местного самоуправления, а уже так же становятся частью финансовых групп и все меньше похожи на органы, через которые народ осуществляет свою власть.
8. Депутаты набираются по отраслевому признаку. Глава города ставленник бизнес структур федерального значения.
9. Специалистов по вопросам публичного управления в городе нет.
10. Коррупция, общее уныние, отчуждение народа от власти, повышение уровня заболеваемости, наркомания, алкоголизм, смертность превышает рождаемость.
Сегодня органы местного самоуправления не исполняют базовые функции, а обеспечивают деятельность определенных видов учреждений, находящихся в собственности муниципальных образований. Это приводит к тому, что распределение финансирования в большинстве случаев задается исключительно имеющимися объемами сети муниципальных учреждений. Качество исполнения функций при этом оказывается на втором месте или вовсе не учитывается. Значительная часть предметов ведения относится к категории «транзитных» и находится одновременно в пределах полномочий различных уровней публичной власти.
Устранение и предотвращение проблем в местном самоуправлении – важная задача проводимой в стране реформы местного самоуправления. Местную власть чаще всего ругают за то, что в решении простейших вопросов жизнеобеспечения, например, водоснабжение, ремонт канализации, получение необходимой справки и т.п. со стороны органов местного самоуправления проявляется пассивность. Однако во многом это происходит не по вине чиновников, а из-за сложной и неэффективной системы управления, в которой они вынуждены работать.
Российское местное самоуправление остро нуждается в неотложной структурной модернизации. При этом структурные реформы являются не самоцелью. Критерием выбора конкретного решения в любом случае должно быть его соответствие интересам граждан и государства, снижение непродуктивных затрат, эффективность исполнения функций местного самоуправления. В Федеральном законе в качестве принципа территориальной организации местного самоуправления закреплена тип муниципальных образований – городской округ, сочетающий в себе признаки как поселения, так и муниципального района. В этом случае близость местной власти к населению будет обеспечена за счет закрепления в Федеральном законе критериев определения количественного состава представительного органа в зависимости от численности жителей городского округа. Тем самым будет существенно увеличен количественный состав представительных органов местного самоуправления по сравнению с существующими реалиями и обеспечена более тесная связь их депутатов с избирателями.
Для того чтобы конституционное право населения на осуществление местного самоуправления получило свое реальное воплощение, требуются предпосылки не только законодательного характера. Помимо этого необходимы:
1. Наличие осознанной воли в осуществлении права на местное самоуправление, т.е. активное участие в процессе организации местного самоуправления не только государства (через официальные решения его органов и реализацию их должностными лицами), но и населения (через широкое участие в процессе, заинтересованность в его результатах).
2. Наличие механизмов осуществления права на местное самоуправление, т.е. наличие организационных структур, создаваемых населением для решения местных вопросов, процедур прямого волеизъявления (референдумы, конференции, сходы) и реальной зависимости от населения создаваемых им органов (выборы, различные формы общественного контроля).
3. Наличие возможности осуществления права на местное самоуправление, т.е. наличие экономических основ для обеспечения реальной самостоятельности населения и создаваемых им органов.
4. Чтобы закон эффективно заработал, необходимо в кратчайшие сроки и в полном объеме привести в соответствие с ним федеральное и региональное законодательства, уставы и иные нормативные акты муниципальных образований, немало сделать по информационной и экспертной поддержке этой сложной, многогранной и очень объемной работы.
5. Следующий важный этап – формирование эффективной структуры муниципальных органов в соответствии с перечнем полномочий, возлагаемых на каждый уровень местного самоуправления.
6. Следует также учитывать, что масштаб стоящих сейчас перед местным самоуправлением задач требует кардинального повышения квалификации муниципальных служащих. И потому необходимо создать адекватную потребностям дня систему подготовки и переподготовки кадров. Только квалифицированная и ответственная, обеспеченная ресурсами и прозрачная местная власть сможет достойно решать проблемы граждан[17].
Муниципальные служащие должны овладеть основами современного менеджмента и азами рыночного поведения: создание муниципальных предприятий в наиболее конкурентоспособных и прибыльных отраслях муниципальной экономики, сдача в аренду муниципального имущества, участие в создании предприятий с долевой собственностью, размещение муниципальных заказов, приватизация и продажа убыточных объектов муниципальной собственности, стимулирование малого бизнеса и инвестиционная деятельность органов местного самоуправления. Муниципалитеты должны научиться собственными силами зарабатывать недостающие им средства.
Наличие обладающих экономической и правовой возможностью организационных структур местного самоуправления при активном участии и заинтересованности государства и населения может привести к созданию реального эффективного местного самоуправления, а значит, и обеспечению стабильного поступательного развития российского общества и российского государства.
Федеральный закон от 23.06.2014 № 165-Ф «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» - вступил в силу с 05.07.2014.
В октябре 2014 году вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования», на основании которого органы местного самоуправления будут создавать условия для организации проведения общественными советами независимой оценки качества оказания услуг названными организациями. В начале 2014 г. внесены изменения в Жилищный кодекс РФ, где целая глава посвящена Советам многоквартирного дома и прописаны полномочия такой формы прямого волеизъявления, как собрание.
Таким образом, на сегодняшний день только по единственной форме прямого волеизъявления народа не имеется Федерального закона – закона о территориальном общественном самоуправлении, о котором в своей поездке в Иваново упомянул В.В. Путин.
2.2 Направления совершенствования организации местного самоуправления в г.о. Тольятти
В силу сложившегося в современной России типа органов местного самоуправления, их деятельность тесно связана с различными формами прямого волеизъявления граждан. Современная модель организации местного самоуправления предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе.
Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений – между органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами ТОС, ТСЖ и Советами многоквартирных домов. От сложившихся взаимоотношений и развития нижних этажей органов местного самоуправления зависит развитие и других форм прямого волеизъявления народа: выборы, собрания, конференции, правотворческая инициатива, обращения граждан, опрос граждан, отзыв депутата.
Современную модель организации местного самоуправления в г. Тольятти можно описать следующим образом:
1. Основные субъекты осуществления местного самоуправления – органы местного самоуправления города – глава города, мэрия, дума;
2. Иные субъекты осуществления местного самоуправления – орган ТОС; ТСЖ, Совет многоквартирного дома; граждане г. Тольятти.
Через данные органы граждане г. Тольятти могут осуществлять свою власть непосредственно. Совершенствование механизмов исполнения органами местного самоуправления г.о. Тольятти полномочий по решению вопросов местного значения может идти в двух направлениях сверху (государственное регулирование) и снизу (самоорганизация граждан).
1. Со стороны государства создать необходимые правовые и организационные условия, благоприятную политическую атмосферу для становления в обществе самоуправленческих начал, первичным из которых является широкое и повсеместное развитие местного самоуправления, и прежде всего, его низового уровня. Сейчас решено спустить полномочия на уровень районов, конечно – это необходимо, но на сегодняшний день созданы все предпосылки для передачи полномочий на уровень кварталов и микрорайонов. Правящая партия в Самарской области, по крайней мере, в Тольятти не собирается увеличивать количество депутатов, тем самым ограничивая доступ в представительный орган других политических сил и в целом активных людей – реформаторов. Возможно, только губернатор посредством ручного управления переломит ситуацию, или общественность Тольятти возьмет под контроль, происходящий процесс, а возможно сделает и еще один шаг вперед.
Для того чтобы была эффективность данных мер, необходимо (что замечательно все процессы могут идти одновременно):
I. Разработать ФЗ «О территориальном общественном самоуправлении», где прописать полномочия, ТСЖ и СМКД, в системе местного самоуправления, а так же внести в ст. 34 ФЗ № 131 об обязательном наличие в структуре органов местного самоуправления органов ТОС, полномочия органов ТОС, передача финансов и материальных средств.
II. Субъекту Федерации согласно ст. 6 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ необходимо, предпринять меры по обеспечению реализации прав граждан на осуществление местного самоуправления непосредственно.
III. На уровне городского округа необходима реформа городского управления и структуры местного самоуправления в г.о. Тольятти:
1. Необходимо провести мониторинг полномочий по решению вопросов местного значения, а так же отдельных государственных полномочий переданных на муниципальный уровень.
2. Внесение изменений в Устав города, где прописывается структура местного самоуправления, органы местного самоуправления, взаимодействие органов местного самоуправления, передача полномочий между органами местного самоуправления, передача материальных и денежных средств (включение в систему органов местного самоуправления не только администрации районов, но и органы ТОС, ТСЖ и Советы многоквартирных домов).
3. Изменить структуру исполнительного органа г. Тольятти – мэрии в связи с передачей полномочий на уровень ТОС, ТСЖ и СМД.
4. Подготовка административной реформы в г. Тольятти:
- корректировка стратегического плана развития г.о. Тольятти до 2020г. и создание департамента по стратегическому планированию и реализации стратегического плана г.о. Тольятти;
- разработка и утверждение Программы реформирования муниципальных финансов г.о. Тольятти основными направлениями, которой являются:
а) Реформа бюджетного процесса и управления расходами,
б) Внедрение принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат при этом избрание именно проблемно-ориентированной, а не сервисной модели БОР,
в) Реформирование муниципального сектора экономики,
г) Совершенствование системы инвестиций,
д) Создание условий для развития доходной базы г.о. Тольятти,
е) Разработка системы мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств,
ж) Внедрение регулярных специализированных статистических обследований,
з) Совершенствование долговой политики.
5. Разработка и утверждение методики оценки эффективности расходования бюджетных средств:
- создать межведомственную рабочую группу, включающую представителей Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики г.о. Тольятти, главных распорядителей бюджетных средств;
- c участием главных распорядителей бюджетных средств разработать утвердить методики оценки эффективности расходования бюджетных средств.
Методика должна быть разработана для каждого распорядителя с учетом специфики деятельности и видов предоставляемых бюджетных услуг; внедрить новые формы отчетности, позволяющие оценить эффективность бюджетных расходов главных распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений; провести предварительную (экспериментальную) оценку эффективности расходования бюджетных средств, на основе анализа полученных данных внести корректировки в первоначальный вариант методики; после апробации опыта на пилотных ведомствах распространить этот опыт на всех главных распорядителей бюджетных средств и подведомственных им учреждениях.
6. Разработать концепцию оценки результативности: План повышения результативности (ППР оценивает результативность предоставляемых услуг относительно стандартов и целей, установленных на государственном и местном уровнях). Выстраиваются приоритеты политики и ставятся цели улучшения результативности. Фундаментальный анализ результативности. ФАР должен определить, что следует улучшить и как это сделать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы были выявлены основные критерии развития государства в точках бифуркации (реперных точках): рост населения в стране, рост городского населения, развитие местного самоуправления – гармоничное развитие органов местного самоуправления и форм прямого волеизъявления народа, влияние олигархии на развитие местного самоуправления. Выявлено, что с X века, происходит борьба народа с олигархией (боярами, дворянами, номенклатурой, олигархами) за право осуществлять местное самоуправление и избирать органы управления, в том числе и верховного Правителя (Князя, Царя, Президента).
Рассмотрена реформа местного самоуправления в современной России, законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения между государством, органами местного самоуправления и народом. Установлено, что федеральное законодательство соответствует Конституции РФ в области регулирования местного самоуправления. Местному самоуправлению предоставлены большие права, но вследствие соперничества олигархических групп, органы местного самоуправления находятся под контролем финансово-промышленных групп. Формы прямого волеизъявления народа испытывают большое давление со стороны финансово-промышленных групп и не получают должного развития.
Возможны два сценария развития МСУ сверху (государственное регулирование) и снизу (самоорганизация граждан). В данный момент появляется высокая вероятность физического устранения Президента, как – это было с Иваном IV, Александром II и другими правителями, так как дальнейшее развитие МСУ, особенно его нижних этажей позволит России совершить рывок и найти грамотные кадры для проведения крупных прогрессивных преобразований. Очень многим, как внутри страны, так и за его пределами не интересно усиление России.
Библиографический список
I. Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (с имз. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 декабря; www. pravo. gov.ru – 1 августа.2009.
2. Федеральный закон от 23 июня 2014 № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3371
3. Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации // "Собрание законодательства РФ", 08.05.2006, N 19, ст. 2060.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16.
5. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 187-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14.
6. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
7. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ (ред. от 09.07.1999) "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 10.09.1997) // "Собрание законодательства РФ", 29.09.1997, N 39, ст. 4464
8. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1997. № 39. Ст. 4464; Российская газета. 2000. 8 авг.
9. Указ президента РФ от 28 апреля 2008г. №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // "Собрание законодательства РФ", 05.05.2008, N 18, ст. 2003.
10. Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 2003. №42. С. 4287.
11. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления» // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 01.11.1993, N 44, ст. 4197.
12. Указ Президента РФ "О гарантиях местного самоуправления" № 2265 от 22 декабря 1993 г. // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 27.12.1993, N 52.
13. Указ Президента РФ "О реформе местного самоуправления в РФ" № 1760 от 26 октября 1993 г. // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 01.11.1993.
14. Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 г. утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011г. № 165-р // "Собрание законодательства РФ", 21.02.2011, N 8, ст. 1142.
15. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной программе государственной поддержке местного самоуправления» // Сб. Законов Российской Федерации. – 2006. М.С. 213.
16. Закон Самарской области от 25.09.2014 N 79-ГД "О порядке избрания главы городского округа Самара Самарской области" // "Волжская коммуна", N 257(29109), 30.09.2014.
17. Закон Самарской области от 26 января 1996г. №1-ГД «О местном Самоуправлении в Самарской области» // "Волжская коммуна", 02.02.1996.
18. Устав городского округа Тольятти, принят Постановлением тольяттинской городской Думы № 155 от 30.05.2005г // "Городские ведомости", N 87 (454), 15.11.2005.
19. Решение Тольяттинской городской Думы от 07.07.2010г. №305 «О стратегическом плане развития городского округа Тольятти до 2020 г.» // "Городские ведомости", N 91(1153), 17.08.2010.
20. Решение Тольяттинской городской Думы от 18.06.2008г. №966 «О положение о собраниях и конференциях граждан в городском округе Тольятти» // "Городские ведомости", № 78 (843) от 17 июля 2008 года
21. Постановление Тольяттинской городской Думы от 21.11.2007г. № 776 « О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Тольятти» "Городские ведомости", № 144 (757) от 11 декабря 2007 года.
Международные документы
22. Европейская хартия о местном самоуправлении от 15 октября 1985 г. Страсбург, 1985 // "Собрание законодательства РФ", 07.09.1998, N 36, ст. 4466.
II. Монографии и статьи:
23. Божерянов И.Н. Романовы. 300 лет служения России. М.: Белый город, 2006. – 672 с.: ил.
24. Абрамов Р. Развитие местной экономики России и модели муниципального управления // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - N 4.
25. Астафьев С. Роль общественного самоуправления в сфере качества продукции и услуг // Стандарты и качество. - 2012. - N 7.
26. Зазулина М.Р. Неформальные тренды муниципальной реформы в России // Вестник НГУ. Сер. Философия / гл. ред. В.С.Диев. - Новосибирск: НГУ. - Т.11, вып.2. - 2013.
27. Жидова Ю. В. Опыт становления местного самоуправления в Российской Федерации на примере муниципального образования «Пуровский район» // Молодой ученый. — 2014. — №20.
28. Колесников В.А. Местное самоуправление в современной России: к новому качеству / Журнал «Грамота». 2014. № 2.
29. Местное самоуправление: истоки проблем и суть реформы // Эксперт. - 2014. - N 16.
30. Мосейко В. Институциональная роль местного самоуправления в процессах повышения качества жизни населения // Власть. - 2011. - N 11.
31. Организация местного самоуправления в России: итоги реформ // Неприкосн. запас: дебаты о политике и культуре. - 2011. - N 1.
32. Шуба К. Проблемы повышения эффективности функционирования системы местного самоуправления в РФ // Власть. - 2012. - N 5.
III. Электронные ресурсы
33. Постановление Тольяттинской городской Думы от 06.10.2004г. №1219 «О внесении изменений в Положение о территориальном общественном самоуправлении города Тольятти» // http://docs.cntd.ru/document/94604384 (дата обращения - 29.03.2015).
34. Постановление Тольяттинской городской Думы от 17.09.2003г. №868 «О внесении изменений и дополнений в Положение о территориальном общественном самоуправлении в г. Тольятти» // http://docs.cntd.ru/document/94603664 (дата обращения - 29.03.2015).
35. Постановление Тольяттинской городской Думы от 10.07.2002г. №509 «О внесении изменений, дополнений в Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Тольятти, утвержденное решением Тольяттинской городской Думы от 16.07.97г. №127 // http://base.garant.ru/8302401/ (дата обращения - 29.03.2015).
36. Постановление Тольяттинской городской Думы от 12.09.2001г. №254 «О протесте прокурора города на решение Тольяттинской городской Думы от 16.07.97г. №127 «О Положении о территориальном общественном самоуправлении в г. Тольятти» // http://tolyatti.news-city.info/docs/sistemss/dok_ieyfti.htm (дата обращения - 29.03.2015).
37. Решение Тольяттинской городской Думы от 15.09.99г. №621 «О внесении изменений в Положение о домовых и уличных комитетах города Тольятти» // http://docs.cntd.ru/document/94600521 (дата обращения - 29.03.2015).
38. Решение Тольяттинской городской Думы от 14.07.99г. №608 «О внесении изменений в Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Тольятти» // http://docs.cntd.ru/document/94600455 (дата обращения - 29.03.2015).
39. Решение Тольяттинской городской Думы от 16.06.99г. №561 «О Положении о стимулировании деятельности первичных органов ТОС в городе Тольятти» // http://docs.cntd.ru/document/94600307 (дата обращения - 29.03.2015).
40. Решение Тольяттинской городской Думы от 20.01.99г. №450 «О Положении о домовых и уличных комитетах города Тольятти» // http://tolyatti.news-city.info/docs/sistemsa/dok_ieyooz.htm (дата обращения - 29.03.2015).
41. Решение Тольяттинской городской Думы от 22.10.97г. №168 «О дополнении в Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Тольятти» // http://docs.cntd.ru/document/946100289 (дата обращения - 29.03.2015).
42. Положение о территориальном общественном самоуправлении в г. Тольятти, утвержденное решением Тольяттинской городской Думы от 16.07.97г. №127 // http://docs.cntd.ru/document/946100228 (дата обращения - 29.03.2015).
43. Положение о территориальном общественном самоуправлении в г. Тольятти, утвержденное решением Тольяттинской городской Думы от 05.07.95г. №132 // http://docs.cntd.ru/document/946100122 (дата обращения - 29.03.2015).
44. Местное самоуправление: снова Реформа? /http://jurlib.ru/konstitucionnoepravo/237-mestnoe-samoupravleniesnovareforma.html (дата обращения - 05.04.2015).
Приложение №1
Приложение №2
Год |
Численность, чел. |
1897 (январь) (Российская империя) |
128 640 000[5] |
1913 (Российская империя без Финляндии) |
166 650 000[6] |
|
|
1920 (январь) |
137 727 000[7] |
1926 (январь) |
148 656 000[7] |
1927 |
147 028 000[8] |
1937 (январь) |
162 500 000[7] |
1939 (январь) |
168 524 000[7] |
1941 (июнь) |
196 716 000[7] |
1946 (январь) |
170 548 000[7] |
1951 (январь) |
182 321 000[7] |
1959 (январь) |
208,800 000[7] |
1970 (январь) |
241 720 000 |
1979 (январь) |
262 436 227 |
1985 |
272 000 000 |
1989 (январь) |
286 700 000 |
1991 (июль) |
293 047 571 |
1992 (постсоветское пространство) |
291 810 000[9] |
1995 (постсоветское пространство) |
293 073 000[9] |
2002 (постсоветское пространство) |
286 877 000[10] |
2005 (постсоветское пространство) |
285 000 000[11] |
2012 (постсоветское пространство) |
291 466 400 |
2013 (постсоветское пространство) |
292 176 767 |
Данные Госкомстата
Приложение №3
[1] Вернадский Г.В. Золотой век Киевской Руси. — М.: Алгоритм, 2012. — С. 120.
[2] Шайкин А. А. «Се повести времяньных лет…» От Кия до Мономаха. М., 1989.
[3] Судебник Ивана III: Становление самодержавного государства на Руси / Под общ. ред. И. Я. Фроянова; Санкт-Петербургский государственный университет. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. — 460 с.
[4] Замятин Г. А. Россия и Швеция в начале XVII в. Очерки военно-политической истории. — СПб., 2008.
[5] Результаты первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. на Демоскоп.ру http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/census.php?cy=0 (дата обращения - 25.03.2015)
[6] А.А. Гребенникова Местное самоуправление в России: некоторые вопросы становления и развития. Изд. 3-е дополн. И изм. Саратов:ПАГС, 2014.85с.
[7] Речь Александра II в Государственном совете 28 января 1861 г.// Конец крепостничества в России. Документы, письма, мемуары, статьи. Под. ред. В.А. Федорова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 193 - 194.
[8] Данные Госкомстата http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=172 (дата обращения - 27.03.2015)
[9] Население СССР. http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=172 (дата обращения - 27.03.2015)
[10] Абрамов Р. Развитие местной экономики России и модели муниципального управления // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - N 4. - С.70-73.
[11] Мосейко В. Институциональная роль местного самоуправления в процессах повышения качества жизни населения // Власть. - 2011. - N 11. - С.43-47.
[12] СЗ РФ, 08.05.2006, N 19, ст. 2060
[13] СЗ РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14
[14] СЗ РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16
[15] Местное самоуправление: истоки проблем и суть реформы // Эксперт. - 2014. - N 16. - C.80-89
[16] В ходе поездки в Иваново Владимир Путин провёл заседание Совета при Президенте по развитию местного самоуправления. http://www.kremlin.ru/news/21097 (дата обращения 02.04.2015)
[17] Местное самоуправление: истоки проблем и суть реформы // Эксперт. - 2014. - N 16. - C.80-89