Боевые столкновения априорно признаются ничтожными по своим результатам, Такую идеологию нельзя не признать гибельной[1]
А. Свечин, военный теоретик
Развитие ВПО и СО в мире в 2022–2024 годах стало проходить точку бифуркации, которая характеризуется быстрым переходом от преимущественно силовых средств и способов ведения войны к военным. К середине 2023 года вопрос о переходе к прямым военным действиям стал предметом обсуждения на саммите НАТО в Вильнюсе 11–12 июля[2].
Напомню, что точка бифуркации – критический момент развития системы (в данном случае ВПО), которого она достигает под воздействием различных флуктуаций, усиливающих состояние ее неравновесности. Так как в точке бифуркации принципиально невозможно предсказать, в какое состояние перейдет система, то возникает высокая степень неопределенности, которая в военной области ведет к повышению рисков до крайних пределов. Именно это происходило в 2022–2023 годах, причем не только в зоне СВО и в целом в Европе, но и в других регионах – Юго-Восточной Азии, Африке, Средней Азии[3]. Весь период наблюдалось нарастание военного противоборства, превратившееся в эскалацию, с привлечением все новых сил и средств.
Таким образом, главным последствием развития СО в 2022–2023 годах стало, во-первых, резкое увеличение военно-силового противоборства и, во-вторых, непредсказуемость в отношениях противостоящих субъектов ВПО и их коалиций.
В-третьих, резко увеличивается значение влияния субъективных и случайных факторов, формирующих ВПО и СО. Случайность подталкивает то, что остается от прежней системы, на новый путь развития, а после того как путь (один из многих возможных) выбран, вновь вступает в силу детерминизм – и так до следующей точки бифуркации[4]. Детерминизм в процессах формирования ВПО и СО в 2023 году не наступил. Наоборот, все характерные признаки перехода силовой эскалации в военную в 2023 году сохранились. Это означает, что роль субъективных и случайных факторов будет по-прежнему очень высока.
Описание перехода ВПО в точку бифуркации и иллюстрация роли случайных и субъективных факторов очень ярко иллюстрируется как мятеж, учиненный Евгением Пригожиным в июне 2023 года, который резко обнажил как внутренние проблемы ВС РФ, в частности, эффективность госуправления и военной политики МО-Генштаба, так и критичность, остроту «переходного периода» точки бифуркации состояния ВПО в мире, когда, например, речь о применении ЯО стала обыденной практикой политиков и СМИ.
В-четвертых, радикальные изменения военно-политической обстановки (ВПО) в мире в 2022–2023 годах не могли ни иметь еще более радикальных последствий для эскалации состояния ВПО и СО на ТВД Украины в целом и на её отдельных направлениях[5]. Флуктуации в 2023 году достигли критической точки – бифуркации, за которой начался «переход» системы ВПО в новое, а именно, состояние вооруженного противоборства России и западной военно-политической коалиции. Массовое участие наемников и широкие поставки ВВСТ на Украину в 2023 году характеризовались только наличными военно-техническими возможностями коалиции.
В-пятых, объемы поставок ВСВВТ сдерживались только исчерпанностью наличных «на складах» ресурсов, которых хватило бы для войны против России максимум на один-два месяца, но ограниченность которых определенно сказывалась с весны 2023 года. Производство новых боеприпасов и ВВСТ требовало не столько ресурсов Запада, сколько времени и организации, определявшейся, как минимум, шестью-девятью месяцами.
В-шестых, развитие ВПО-СО в мире, прежде всего, в противоборствующих странах, потребовала значительного напряжения внутренних ресурсов и издержек, которые, однако, в середине 2023 года не достигли критических значений. Возможности Запада и России к войне сохранялись, а издержки не носили принципиальных значений.
Вместе с тем, наблюдались определенно кризисные явления, в том числе во внутренней политике государств, связанные с военными действиями. И не только в экономике, но и в социальной области. «Выступление Е.В. Пригожина» в июне 20–23 года стало одним из таких острых кризисных (но частных) проявлений во внутренней политике такого качественного перехода, за которым большинство увидело все, что угодно – амбиции, неуравновешенность личности, предательство и т. д., не обратив внимание, на мой взгляд, на две важнейшие особенности:
– во-первых, призыв Е.В. Пригожина (поддержанный многими боевиками ЧВК), «штурмовать Рублевку». Антиэлитный протест определенно использовался Е.В. Пригожиным, но не только им – в общественном мнении России определенно нарастало социальное недовольство, прежде всего, против представителей правящей элиты.
– во-вторых, использование В.В. Путиным оценки кризиса с ЧВК по аналогии с революцией 1917 года осталось вне эпицентра внимания, хотя такая оценка была отнюдь не случайна: В.В. Путин совершенно определенно увидел в протестах ЧВК социальную, антиэлитную составляющую, которую, кстати, увидели «убежавшие из Москвы буржуа».
Но, как первое, так и второе имело прямое отношение к «справедливости», провозглашенной Пригожиным и её недостатку в стране, в том числе откровенной и выраженной коррупции в России, которые особенно обострились в условиях СВО.
В-седьмых, обозначилась сильнейшая взаимосвязанность всех элементов и акторов, формирующих ВПО в мире, отчетливо проявилась в 2022–2023 годах на множестве примеров, когда, например, самые удаленные ТВД мира оказывали сильнейшее влияние на Россию и ход СВО – от развития отношений стран Африки с США и западной коалицией до стремления США максимально расколоть единство стран БРИКС и ШОС.
Так, огромные усилия были потрачены США в последние несколько лет на вовлечение Индии в активность западной военно-политической коалиции против России (достаточно напомнить, что уже уходящий президент Б. Обама совершил самый последний визит в Индию) как с точки зрения препятствия экономическому сотрудничеству Индии с Россией, так и усилению военно-технического сотрудничества Индии и США. Визит индийского премьера Моди в США в июне 2023 года, как считают в РЭНД, продемонстрировал успехи в этом направлении[6]. Белый дом заявил, в частности, что Индия «намерена» купить вооруженные беспилотные летательные аппараты General Atomics MQ-9B SeaGuardian. Что касается сотрудничества, то ВМС США заключили основное соглашение о ремонте судов с верфями Larsen и Toubro в Коттапули и завершают работу над соглашениями с Mazagon Dock Limited и верфью Гоа. «Эти соглашения позволят кораблям ВМС США в середине рейса проходить техническое обслуживание и ремонт на индийских верфях, что облегчит экономически эффективное и экономящее время поддержание военных операций США на нескольких театрах военных действий»[7] (подч. – А.П.), – говорится в заявлении Белого дома.
Таким образом, США не только пытаются вовлечь Индию в активность западной военно-политической коалиции в Индо-Тихоокеанском регионе, в том числе и против России в самом широком контексте, но и использовать её в качестве своего логистического центра для нескольких ТВД. Важнейшее значение имеет то обстоятельство, что крупнейшая по численности населения и важная в военно-экономическом отношении страна мира может быть вовлечена в союз, направленный против новых центров силы, противодействующих США и их союзникам на цивилизационной основе[8].
Как считают в США, «цель» состоит в том, чтобы сделать Индию логистическим центром для США и других партнеров в регионе. «Мы намерены поддерживать Индию в создании инфраструктуры логистики, ремонта и технического обслуживания самолетов и кораблей… очевидно, что это будет важно, поскольку мы работаем вместе, чтобы сохранить свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион»[9].
В дополнение к этим объявлениям Белого дома в среду две страны запустили экосистему ускорения обороны Индии и США (INDUS-X), отчасти для укрепления сотрудничества в оборонной промышленности и обмена технологиями между двумя странами. «Это трансформационный момент в американо-индийском оборонном партнерстве», – заявил журналистам во вторник перед запуском высокопоставленный представитель министерства обороны США.
Иными словами, в 2022–2023 годах продолжался процесс формирования коалиций – межгосударственных, культурно-цивилизационных, – представляющих различные центры силы. Индия в этом процессе пытались занять промежуточное место между Китае6м и Россией, с одной стороны, и США и их союзниками, с другой. Также как и целый ряд других государств планеты, не спешащих «определиться» с выбором противников и союзников.
В-восьмых, на этом фоне формирования качественно нового ВПО-СО в мире, особенно настойчиво действовали США, прибегая нередко к откровенно силовому давлению, в принуждении к прозападному выбору. В еще большей степени эти изменения планируются Соединенными Штатами в будущем на всем постсоветском пространстве[10] – от Прибалтике, лимитрофы которой должны будут выступить инициаторами военного противоборства, до Закавказья и Средней Азии, где постепенно должен произойти переход к антироссийской политике практически всех государств..
К середине 2023 года стратегическая обстановка(СО) на Украине и на европейском театре военных действий (ТВД) продолжала развиваться по направлению военной эскалации. Точнее, – по западному плану эскалации. Действия МО и Генштаба России в первой половине 2023 года носили сдержанный, подготовительный и ограниченный характер, который нередко критиковался и расценивался как нерешительность и даже не способность военного руководства. На этом фоне, как отлично описал это ощущение А. Пинчук через призму видения Е. В. Пригожина СО того времени на Украине, когда тот решился на «измену»: «Каким образом Пригожина позвали на героическую войну ради Победы, в которой он сможет получить славу, исполнив свой патриотический долг. В его системе координат бизнесмена патриотического толка, ориентирующегося на конкретный результат – все было очень конкретно и понятно. Его позвали для того, чтобы он дал результат, и этот результат лег в копилку общей Победы. Но что на протяжении полутора лет что увидел Пригожин? Первое – никто слишком сильно, как сам Пригожин говорил, за Победой не спешит. Ситуация переходит в состояние длящегося процесса с негарантированным результатом. Роль ЧВК «Вагнер» в этом растянутом на годы (как сам Пригожин говорил) процессе, совершенно неочевидна. Вместо того, чтобы выступить в роли ударного спринтерского кулака, который дает результат на наиболее важных направлениях, ЧВК «Вагнер» все больше и больше становилось пехотным подразделением, пусть и особым, но пехотным и окопным, самое главное – окопным. Более того – вместо того, чтобы говорить им спасибо за это – они превращались все в большей и большей степени в тех, кто ходит и что-то выпрашивает»[11].
После провала мятежа усилилась критика самой идеи ЧВК, в том числе, и совершенно напрасная, вредная. В России последних 10 лет роль ЧВК «Вагнер» (и других ЧВК) – была очень велика. По оценке РЭНД, «Группа Вагнера – лишь одна из нескольких известных российских частных военных компаний, действовавших за границей в относительно недавнем прошлом. Но «Вагнер» уникален по своему размаху и масштабу: по сообщениям, в разгар сирийской гражданской войны в 2017 году он развернул 5000 бойцов, а на начало 2023 года – 50 000 боевиков в Украине. Организация также действует в Африке, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. Америки, и часто является острием российского копья в проецировании силы в эти области[12].
Таким образом, у России был мощный инструмент силового внешнеполитического влияния в мире, который (особенно при слабости других внешнеполитических инструментов) мог дать и реально давал эффект влияния в самых различных районах мира. Но, может быть, главное, – это мог стать инструмент той самой «ассиметричной» (не прямой, по-Лиддл Гарту) стратегии России против Запада, когда мы сами выбирали место, время и меры противодействия западной коалиции, а не реагировали (часто с опозданием) на активность США и их союзников.
У формирования ВПО на Украине есть и определенно внутриполитический, российский акцент. Эта объективная оценка роли и возможностей ЧВК давала Пригожину чувство неудовлетворения и недовольства тем, каким образом происходит не только управление в СВО, но и в ВС и в России вообще. Не случайно в его выступлениях звучали мотивы «Рублевки». И только этим можно объяснить использование В.В. Путиным аналогии с 1917 годом (социальной революцией в России). Накладывался определенно и личный мотив: в логике Пригожина отношение к нему МО и Генштаба было, как минимум, очень странно: если тебя позвали и попросили тебя подставить плечо, то потом переформатировать отношения означало своего рода «рейдерский захват» бизнеса. В этом смысле он посчитал себя обманутым.
В-девятых, в развитии ВПО на Украине есть и тщательно «обходимы», коммерческий аспект, которого в «рыночной экономике» России было, может быть, и не избежать, но который, безусловно приобрел негативное внутриполитическое значение. В том числе и в отношениях МО с множеством «ООО» и НКО. В том числе и с ЧВК.
Роль НКО и российского бизнеса в СВО – огромна и до конца так и не оценена. По некоторым оценкам, гуманитарная помощь СВО превышала 70%, т.е. МО обеспечивал ВС РФ только на 30%. Это обстоятельство очень по-разному, но сильно влияло на общественные настроения в России. И продолжает влиять и недооцениваться. Хуже всего, когда на всех уровнях говорят о «договорняке» правящей элиты, т.е. о её предательстве (что напоминает канун 1917 года и «мнимый договорняк Романовых»). На мой взгляд, это очень опасное и недооцененное последствие.
Проявляться оно может и в частных субъективных, моментах, которые при переходе точки бифуркации приобретают огромное значение. Например, в том же случае с Пригожиным. Пригожин – бизнесмен, и помимо патриотической составляющей, прекрасно понимает, что должен зарабатывать деньги, и, во-вторых, на эти деньги он должен содержать свое войско. Нынешние события и ход СВО, на его взгляд, такой возможности не представляют[13].
Примечательно, что в РЭНД очень внимательно следили за отношениями ЧВК м МО в России. Это произошло, когда Министерство обороны России попыталось поставить истребителей Вагнера под свой прямой контроль через индивидуальные контракты к концу июня, что «фактически обошло бы контроль Пригожина на Украине и поставило бы многочисленные прибыльные предприятия Вагнера в Африке, на Ближнем Востоке и в других местах. на Глобальном Юге в опасности. Это был пример балансирования на грани войны для противодействия долгосрочной деловой угрозе, исходящей от российского военного руководства»[14].
В РЭНД полагают, что следующие шаги России будут тщательно просчитаны и могут включать переименование или ребрендинг группы Вагнера, замену Пригожина на посту ее лидера и возможный вывод боевиков Вагнера с любых территорий, прилегающих к России, в том числе с Украины, из-за риска очередного мятежа. Там считают, что 50 000 военнослужащих Вагнера составляли значительную часть сухопутных войск России в войне в начале 2023 года по сравнению с примерно 169 000–190 000 российских военнослужащих, которые, по оценкам, действовали на Украине и вокруг нее по состоянию на февраль 2022 года. Учитывая важность личного состава Вагнера для российских операций в Украине и ее готовности использовать своих боевиков в качестве «пушечного мяса» в самоубийственных миссиях, этот последний вариант полного ухода Вагнера с Украины может иметь серьезные последствия для способности России эффективно вести там наземную войну[15].
Проблема, однако, заключается в том, что в современных условиях без ЧВК государствам не обойтись. Как считают некоторые эксперты[16], «вражеские войска находятся на конституционных территориях Российской Федерации, идёт конфликт высокой интенсивности. Настоящая война против НАТО и широкой коалиции прочих стран, гибридная она или какая другая – не важно. Тылам Спецоперации нужны ЧВК, современный инструмент «обеспечения деятельности и боевых действий регулярной армии», строго по классике жанра. Либо придётся увеличивать еще раз численность Вооруженных Сил, проводить перманентные наборы контрактников-добровольцев[17].
________________________________________
[1] Свечин А.А. Стратегия. – М.: С.-П.: Кучково поле, 2003, – с. 253.
[2] См. подробнее: Подберёзкин А.И., Тупик Г.В. Изменения в международной и военно-политической обстановке в мире после начала специальной военной операции на Украине: монография / А. И. Подберёзкин, Г. В. Тупик; Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Институт международных исследований, Центр военно-политических исследований. – М.: МГИМО-Университет, 2024. – 603 с.
[3] См.: Чужие войны: новая парадигма / С.М. Аминов, М.С. Барабанов, С.А. Денисенцев, А.В. Лавров, Ю.Ю. Лимин; под ред. М.С. Барабанова. Центр анализа стратегий и технологий, 2022. – 160 с.
[4] Бифуркация Пригожина. Дайте микрофон, 28.06.2023 / https://dzen.ru/a/ZJwur1TyKl_niOAN
[5] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Новые качественные характеристики, характеризующие состояние ВПО. Эл. ресурс: «Виперсон». 14 июня 2023 г. / https://viperson.ru/articles/novye-kachestvennye-harakteristiki-harakterizuyuschie-sostoyaniya-vpo
[6] Буквально на следующий день состоялся обстоятельный и очень дружеский разговор между В.В. Путиным и Моди, который подчеркнуто носил союзнический характер.
[7] Рок Э. Индийский лидер Моди покинет Вашингтон с множеством оборонных и технологических соглашений / Ежедневные военные сообщения «Breaking Defense», 23.06.2023 / https://breakingdefense.com/tag/defense-budget2024/?_ga=2.118032649. 1261554387.1687840479-2107322622.1673605390
[8] См. подробнее: Подберёзкин А.И.Оценка и прогноз военно-политической обстановки в мире. – М.: Юстицинформ, 2021. – 1080 с.
[9] Рок Э. Индийский лидер Моди покинет Вашингтон с множеством оборонных и технологических соглашений / Ежедневные военные сообщения «Breaking Defense», 23.06.2023 / https://breakingdefense.com/tag/defense-budget2024/?_ga=2.118032649. 1261554387.1687840479-2107322622.1673605390
[10] См., например, доклад РЭНД по Украине: Ховард Дж. Шац, Габриэль Тарини, Чарльз П. Райс, Джеймс Доббин. Восстановление Украины. Доклад РЭНД. 14 июня 2023 г. / https://www.rand.org/pubs/research_reports/RRA22001.html?utm_source=Adaptive Mailer&utm_medium=email&utm_campaign
[11] Пинчук А. «Никакого мятежа не было»…. Политнавигатор, 27.06.2023 / https://dzen.ru/a/ZJqzR25ZDn0IKOC8
[12] Дулиган М. Группа Вагнера будет жить, чтобы бороться в другой день / РЭНД, 27.06.2023 / https://www.rand.org/blog/2023/06/the-wagner-group-will-live-to-fight-another-day.html?utm_source=AdaptiveMailer&utm_medium=email&utm_campaign=
[13] Пинчук А. «Никакого мятежа не было»…. Политнавигатор, 27.06.2023 / https://dzen.ru/a/ZJqzR25ZDn0IKOC8
[14] Дулиган М. Группа Вагнера будет жить, чтобы бороться в другой день / РЭНД, 27.06.2023 / https://www.rand.org/blog/2023/06/the-wagner-group-will-live-to-fight-another-day.html?utm_source=AdaptiveMailer&utm_medium=email&utm_campaign=
[15] Дулиган М. Группа Вагнера будет жить, чтобы бороться в другой день / РЭНД, 27.06.2023 / https://www.rand.org/blog/2023/06/the-wagner-group-will-live-to-fight-another-day.html?utm_source=AdaptiveMailer&utm_medium=email&utm_campaign=
[16] Мысли вслух: нужны ли России частные военные компании. Исторические наперстки, 29.06.2023 / https://dzen.ru/a/ZJz5pYpHhxBp70Pf
[17] Мысли вслух: нужны ли России частные военные компании. Исторические наперстки, 29.06.2023 / https://dzen.ru/a/ZJz5pYpHhxBp70Pf