Михеев С.В. |
Ларюшин Е.И. |
Бездетнов Н.П. |
В конце 1980-х годов
в ОКБ фирмы "Камов" были созданы знаменитые армейские одноместные вертолеты-штурмовики
Ка-50 "Черная акула", которые по своим тактико-техническим характеристикам превосходили все боевые машины мира в своем классе. Вертолёт предназначен для уничтожения бронетанковой и мотомеханизированной техники противника. Он способен поражать цели с высокой точностью с рубежей 5-10 км. Военные институты выполняли проработки по применению этого вертолета и с кораблей.
Соосная схема обеспечила высокую маневренность вертолету и давала ему возможность перемещаться в боковом направлении со скоростью до 80 км/час и двигаться назад со скоростью до 90 км/час. Изменение движения на противоположное осуществлялось за несколько секунд. Эти свойства дают вертолету возможность совершать непредсказуемые для противника маневры.
По уровню бронирования кабины экипажа и защите жизненно важных систем Ка-50 не имеет аналогов в мире. Кабина, выполненная из композитных материалов, способна выдерживать попадание в борт нескольких снарядов калибра 23 мм. Лобовое и боковое остекление также изготовлено из пуленепробиваемых материалов. Под крылом имеются четыре пилона, поворачивающиеся на 10 град. в вертикальной плоскости для размещения 12-ти сверхзвуковых управляемых ракет. Серийное производство вертолета развернуто на авиационном заводе "Прогресс" в г.Арсеньеве.
Затем были созданы многоцелевые всепогодные двухместные вертолеты
Ка-52 "Аллигатор". Этот вертолет предназначен для использования в ночных условиях, когда без второго члена экипажа, выполняющего функции оператора, уже не обойтись. Он был создан на базе серийного боевого вертолета Ка-50, и унаследовал около 85% примененных на нем технических решений.
За создание этих вертолетов генеральному конструктору ОКБ им.Н.И.Камова - С.В.Михееву было присвоено звание Героя России. На этих машинах впервые в мире было реализовано катапультное спасение экипажа с системой отстрела лопастей. Оно обеспечивало спасение летчикам практически во всех возможных в бою ситуациях, даже при катапультировании с уровня земли, что давало пилоту твердую уверенность в сохранении жизни. Специалисты отмечают, что катапультная система по уровню трудозатрат и вложенного интеллекта сопоставима с созданием самого вертолета.
Ведущую роль в испытаниях всех вертолетов фирмы "Камов" играли летчики-испытатели ОКБ Евгений Иванович Ларюшин и Николай Павлович Бездетнов - Герои Советского Союза. Они первым поднимали в воздух новые модели камовских вертолетов и помогали конструкторам выходить из самых трудных положений при их создании. Е.И.Ларюшин погиб при испытании вертолета Ка-50 - "Черная акула". В испытательном полете на критическом режиме произошло схлестывание лопастей.
Фирма "Камов" проводит испытания принципиально нового легкого многоцелевого вертолета -
Ка-60, "Касатка"- однороторной схемы с четырехлопастным несущим винтом и рулевым винтом вентиляторного типа, установленном в кольце хвостовой балки. Максимальная взлетная масса вертолета - 6500 кг, при этом на внешней подвеске он может перевозить до 2500 кг
С.В.Михеев так объясняет успехи, достигнутые фирмой в тяжелые в экономическом отношении 1990-е годы:
"В прежние времена камовцы были вынуждены работать в очень узких рамках морской тематики. Морское вертолетостроение более трудоемко, нежели сухопутное и требовало оригинальных решений. Накопленный опыт оказался бесценным. Когда мы смогли обратиться к сухопутным проектам, то сразу пошли нестандартным путем, обеспечившим наш успех".
Одноместный штурмовик Ка-50 - "Черная акула" в небе над Парижем (авиасалон Ле-Бурже). |
Двухместный всепогодный вертолет Ка-52- "Аллигатор". |
Многоцелевой вертолет с одним несущим винтом Ка-60 - "Касатка". |
http://www.avianosec.com/162.shtml