Ветераны, участники строительства, рассказали , что 16 ноября 1953 года на Куйбышевском гидроузле были уложены первые кубометры бетона в тело водосливной плотины, а уже в июле 1954 года строители завершили бетонирование всей фундаментной плиты здания ГЭС. После этого стройка вступила в очень ответственный период- создание сплошного тела плотины, полностью перегораживающей русло реки Волги, а 15 августа 1955 года земснаряды приступили к перекрытию левой притоки Волги.
Намывка земляной дамбы завершилась через два месяца, и уже 24 октября 1955 года волжскую воду пустили в котлован ГЭС. Благодаря этому стало возможным перейти к перекрытию правобережной притоки Волги. Это началось 30 октября 1955 года и завершилось 31 октября того же года, т.е. всего за 19 часов 35 минут после сброса в воду первого бетонного куба. А с 16 ноября 1955 года началось заполнение заранее подготовленного ложа Куйбышевского водохранилища. Площадь нового искусственного водохранилища 5900 кв. км. Его длина составляет 510 км, а наибольшая ширина 27 км. В его ложе было накоплено около 58 млрд. кубометров воды. В то время это было крупнейшим в мире искусственным водным объектом. А 29 декабря 1955года первый агрегат Куйбышевской ГЗС был введён в эксплуатацию и дал промышленный ток предприятиям Самарской области и столице нашей Родине Москве! А 5 мая 1956 года через шлюзы прошёл первый пароход, и 14 октября 1957 года Куйбышевские гидростроители при активной помощи трудящихся всей Страны завершили монтаж последнего агрегата. Родину облетела радостная весть – Куйбышевская ГЭС пущена на полную мощность в 2 млн. 100 тыс. киловатт.
Примечание. При написании использованы материалы из книги «Зарево над Волгой». В редакции П.П.Мельников- М 1959 .
В конце встречи я, от имени ветеранов АВТОВАЗа , поздравил ветеранов КГС и всех присутствовавших с этим знаменательным событием. Вручил руководителям фонда для их библиотеки книгу «Творцы ВАЗа», подготовленную клубом ветеранов ВАЗа «ПАТРИОТ», а так же свою книгу «55 лет «КОПЕЙКЕ». Пожелал всем здоровья и успехов в сохранении истории. Ведь кто помнит историю у того есть будущее.
Ветеран АВТОВАЗа, член клуба «Патриот», и Фонда имени Н.Ф. Семизорова, Дульцев И.Д.
