Эксклюзив
05 февраля 2009
8464

Виктор Фаберже: Коротко о советском театроведении и его развитии

Советские театроведы, на долгие десятилетия загнанные в схему социалистического реализма, концепций "передового класса", человека нового мира как безусловного социального оптимиста и т.п., пытались выработать собственный инструментарий изучения художественного процесса. Отлучённые от формального метода, они стихийно тяготели к беллетризующей "описывающей" традиции как наиболее адекватной в передаче художественной плоти театрального действия. Простейшим способом воссоздания спектакля были эмоциональные описания, восходящие в своём генезисе к образцам критики 19-го века, в частности к статьям Белинского. Когда то, на конференции Института истории искусств, посвящённой началу работы над историей русского театра прозвучало, что произошло в результате разгрома ленинградской школы формального метода: "... коллеги ввели в академическую науку принцип писательства. Если большая заслуга ленинградских театроведов состояла в том, что они подняли театроведение в академическую сферу, ввели театроведение в университеты и выработали соответствующий научный стиль... То, что характеризует московскую школу, лежит не сфере научного анализа, а в сфере изложения материала." Но, так как способ изложения не есть нечто, что возможно механически отделить от сути излагаемого, беллитристичность описания провоцировала на воображение, домысливание, приводя в конце концов к деформации факта художественному претворению изучаемого предмета. В результате на свет появились высокие образцы театральной беллетристики, но наука как строгое знание, на которое можно было бы опереться последующим исследователям, здесь была попросту ни при чём. В настоящее время историко-теоретическая проблематика, а именно: возможность убедительной, аргументированной реконструкции спектакля либо изучение движения художественного текста от ранних набросков и чёрновых материалов до завершённого авторского произведения, привлекает внимание многих исследователей. На протяжении десятилетий так называемая "большая история" отечества писалась одними людьми, а история театра, кино, живописи и прочего другими, на долю которых оставались лишь точно очерченные и к рассмотрению разрешённые властью отдельные места. Советские искусствоведы были обязаны коррелировать свои частные работы и выводы с общей направляющей. Сталин, назвав советских учёных-искусствоведов "архивными крысами", сформулировал и суть претензий к ним: "Мы не позволим превращать аксиому в проблему". Значение архивов было осознано давно, их идеологическая действенность - тоже. Оттого советские архивы были негостеприимны, и история искусств создавалась на основе недостаточной источниковедческой базы. По сути, советские учёные-искусствоведы вынуждались к трансляции точки зрения власти по той или иной проблеме, сохраняя призрачную свободу лишь в отборе наилучших эпитетов: театроведы примеривались не столько к исторической науке, сколько к театральной беллетристике, высшей похвалой полагалась аттестация в качестве "театрального писателя". Они были вынуждены печься не о выработке научного, возможно более строгого языка заботились о богатстве эпитетов, которые замещали отсутствующую терминологию, описание анализ. Как мы сейчас можем увидеть, суть заключалась в суггестии театроведческого текста, а не в выработке и трансляции точного знания. Также можно сделать некоторый вывод, что на зыбучем песке недосказанного строились логические конструкции, не выдержавшие проверки новыми обнаружившимися фактами.

5 февраля 2009 г.
В.Фаберже
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован