30 июля 2004
2472

Виктор Маслов: `Бездельникам во власти делать нечего`

О взаимоотношениях с главами районов, о чиновничьей зарплате, о стабильности и нестабильности, о прослушивании телефонов и о многом другом - в эксклюзивном интервью губернатора Виктора Маслова главному редактору "СН".

- Виктор Николаевич, на выборах 2002 года Вы говорили о своих намерениях провести административную реформу. Имелось в виду сокращение чиновничьего аппарата и оптимизация его работы. Это обещание выполняется, что отметили и многие участники опроса "СН" по итогам двух лет работы Вашей команды. Однако оценки административной реформы, и это Вам известно, неоднозначны. Говорят об игре цифрами, о сокращениях на бумаге. Ваше мнение? Ваша оценка?

- Сокращения реальны - 173 человека. Те отделы и департаменты, о реорганизации которых мы говорили, сокращены или упразднены. Число заместителей губернатора, как и обещалось, доведено до 5 человек. Напомню, что в прежней администрации их было 13. Так что "играть" с цифрами и с нашими избирателями мы и впредь не намерены. Есть обещания, есть план действий по их выполнению, и он реализуется. С удовлетворением могу отметить, что очередной этап административной реформы у нас не сопровождался сбоями в работе аппарата, как это, к сожалению, случилось на федеральном уровне. Более того, эта работа стала, как мне представляется, более эффективной, потому что каждый человек получил реальную возможность отвечать за реальное дело. Не стало параллелизма, дублирования, и мы получили экономию, которую ожидали. На сегодняшний день мы имеем 26 вакансий - специалистов 1-й категории. В ближайшее время мы начинаем долгосрочный проект, суть которого в том, чтобы эти вакансии заполнять только молодыми людьми - не старше 30 лет и только по конкурсу. Пусть в коридоры власти придут молодые, перспективные ребята, отобранные не по звонку, не через друзей, а по деловым качествам и уровню подготовки. Возвращаясь к Вашему вопросу, скажу, что реформирование структуры исполнительной власти проведено, на мой взгляд, неплохо, а главное - в штатном режиме, без эксцессов. И, кстати сказать, не сбылись предсказания тех, кто предупреждал о возможном массовом недовольстве, напряжении, сердечных приступах, истериках. Нет, реформа воспринята с пониманием. И я надеюсь, что люди, получившие в результате возможность проявить себя в малом и среднем бизнесе, проявят себя там с лучшей стороны.

- Некое недоумение вызывает ликвидация таких, казалось бы, ключевых должностей, как заместители губернатора по инвестициям (Пешков, Украинский) и по земельным и имущественным отношениям (Синицын). Это верное решение?

- Считаю, да. Эти должности будут под первым заместителем, который отвечает за весь экономический блок. Мы проанализировали нагрузки и пришли к выводу, что держать заместителей, курирующих по одному департаменту, - это непозволительная роскошь.

- Перед Валентином Константиновичем Синицыным не осталось чувства некоей неловкости за саму процедуру увольнения, за некорректность Думы?..

- Осадок остался, да. Меня удивило то молчание депутатов, которое возникло после оглашения решения комитета Думы по земельным и имущественным отношениям не поддержать кандидатуру Синицына. Я ожидал каких-то вопросов, претензий, обсуждения. Но это их право. Позже я встречался с руководителем фракции "Единая Россия", лидером регионального отделения. Я услышал аргументы, я их проверил. Они мне показались обоснованными, и было принято окончательное решение об увольнении.

- Недавно в Ярцевском и Холм-Жирковском районах сменились главы администраций. Возможно, я ошибаюсь, но, похоже, главы остальных районов как-то "съежились" после этого, хорошо понимая, что у губернатора, у областной власти достаточно административного ресурса, чтобы повлиять на решение горсоветов, райсоветов, их избравших, и даже на выбор населения, если будут всенародные выборы.

- Во-первых, я категорически против назначения глав - губернатором ли, Советами ли. Я стою на тех позициях, что выборность должна быть сохранена обязательно. В этом мы несколько расходимся с В.И. Анисимовым. Нет, только выборы. Иное мы уже проходили. И ни к чему хорошему это не приводило. Я не претендую на то, чтобы снимать или назначать глав или как-то влиять на эту процедуру. Но я оставляю за собой право давать оценку работе глав, быть довольным или недовольным в связи с бездействием главы или его плохой работой. Так было в двух Вами названных районах, такое положение сохраняется пока, к сожалению, и в некоторых других муниципальных образованиях, в частности в Вяземском районе. Сейчас нами проводится глубокий анализ работы исполнительной власти этого района. О выводах и наших рекомендациях Вы узнаете в ближайшие дни. Мне импонирует, что мои оценки воспринимаются главами, они реагируют на претензии и замечания, и идет поиск решения проблем. Я не хочу, чтобы складывалось такое впечатление, что я их тасую, меняю, нет, я даю оценку.

- Раньше в таких случаях людям подыскивали работу, предлагали варианты, как-то устраивали...

- Нет, мы ничего никому не подыскиваем. Наверное, то время, когда, попав в номенклатуру, человек ходил по этому кругу до смерти, уже не вернется никогда. И думаю, это правильно. Каждый должен сам определять свою судьбу. Бывают взлеты, бывают падения. Сильный человек всегда найдет свое место в жизни. Может, даже вернется в ту же самую номенклатуру. А слабак... Он и должен жить как слабак. Так что вести кого-то за ручку, подыскивать теплое местечко - я считаю, это аморально.

- Виктор Николаевич, вот Вы уже сами два года как высокопоставленный чиновник, а складывается впечатление, что чиновников как класс Вы не особо жалуете. Так?

- Я неоднократно говорил, что в этом здании у меня друзей нет. Я пришел сюда, чтобы руководить и заставлять работать, как положено. Как только появятся друзья или я допущу элементы панибратства, эффективность управления будет совершенно другой. Может быть, поэтому и "съежились", как Вы выразились, и главы, и чиновники разных уровней. Понимают, что невозможны теперь такие ситуации: Маслов приехал, хлопнули по стакану, все довольны, и пусть потом Маслов попробует предъявить претензии. Этого нет. И не будет. Мы все получаем зарплату от нашего налогоплательщика. И он ждет от нас добросовестной работы. Не чуда - это невозможно, но хотя бы честного напряженного труда. Кто этого не понимает, пусть уходит. Иди зарабатывай деньги в другом месте - возможности огромные. А сидеть здесь, бездельничать и даже пьянствовать на рабочем месте, днями на работе не появляться, получая при этом немалую зарплату, - нет, со мной это не пройдет.

- Кстати, зарплату сослуживцам Вы упорно не повышаете...

- Да, зарплату держим. Сколько нападок пришлось мне выдержать! Выдержал. И они пускай терпят. Правда, один из моих оппонентов сказал, что Маслов, по-видимому, не собирается на второй срок, так как подобным отношением к чиновникам подмывает ту основу, опираясь на которую можно вновь победить и прийти к власти. Чушь! Победу мне могут обеспечить только наши избиратели, которые увидят, что мы сделали, а что нет и почему. А не те 200 чиновников, которых мы уволили.

- Немного о личном, Виктор Николаевич, если не возражаете. Недавно Ваша дочь вышла замуж. А кто зять?

- Я отвечу, но сначала несколько слов по поводу. Свадьба. Губернатор по объективным причинам отсутствует. Идет регистрация. Приходит фотокорреспондент одной из местных газет и начинает фотографировать. Без приглашения. Его просят покинуть зал. А потом выходит газета с заголовком "Скандал на свадьбе дочери губернатора". И дискуссия, можно было фотографировать или нет. Я считаю, что нет. Если бы еще там был губернатор, а то частное мероприятие, частная жизнь моей семьи. Я понимаю, что с таким заголовком газету раскупят, но какие-то этические нормы есть? Неприятно, просто неприятно. Что касается зятя, то он, юрист по образованию, работал в налоговой инспекции Смоленского района. Сейчас работает в аудиторской фирме. Живут отдельно.

- Карьерный рост теперь ему обеспечен...

- И Вы туда же... Не успели свадьбу сыграть, как уже пошли слухи, что он возглавит областную налоговую инспекцию. Почему-то никак не могут поверить и понять, как это Маслов ни одного родственника на работу в администрацию и, вообще, в областные структуры не принял. Единственно, кто работает, - это жена покойного Геннадия Захаровича Черноусова и ее сын (жена В.Н. Маслова и вдова Г.З. Черноусова - родные сестры. - С.Н.). Но они и до меня там работали. И друзей я сюда никого не привел, если не считать нескольких сотрудников УФСБ, которые оказались готовы к выполнению обязанностей, на них возложенных. Почему-то не верят в это! Вот не верят, что губернатор может построить дом на неворованные деньги, взяв кредиты долговременные, за счет заемных фондов. Вот если втихую, неизвестно на что, а точнее, на то, что украл, - это нормально. В это поверим. Что же за общество мы за последние 15 лет построили?! Во всем видим только плохое. Так мы никогда не выберемся из той ямы, в которой находимся. Почему человек не имеет права открыто - качеством жизни - продемонстрировать свои успехи, допустим, в бизнесе или на государственной службе? Построить хороший дом, купить дорогую машину, не скрывать свои доходы? Если к этому не стремиться, не будет стимула, а значит, не будет достижений ни в жизни каждого отдельного человека, ни в целом в стране.

- Виктор Николаевич, а кто у Вас в кабинете убирает?

- (пауза) Не знаю.

- Сотрудник УФСБ?

- Думаю, нет. Но честно скажу: не знаю.

- Я вспомнил фильм "Бандитский Петербург". Там уборщица установила видеокамеру в кабинете прокурора. А в каких-то кабинетах подслушивающие устройства ставят - Вы этого не опасаетесь?

- Нет. И не задумывался над этим. Может, мой опыт работы в спецслужбах подсказывает, что если кому-то очень понадобится, то все равно поставят. Любые меры предосторожности бесполезны. Так что я не собираюсь устраивать какие-то проверки, бегать по углам, как некоторые мои предшественники, "жучки" искать, телефоны проверять...

- Я почему затронул эту тему - ведь по-прежнему муссируются слухи о всеобщей прослушке, которая якобы установилась с Вашим приходом.

- До меня, естественно, доходят эти разговоры, а я отвечаю: не нарушай закон и говори громко, не бойся - никто к тебе претензий никаких не предъявит. И телефонные разговоры не распечатает и видеопленку не покажет. Кстати, те органы и люди, которые это могут сделать, губернатору не подчиняются. Я вот спокоен - пусть слушают, пусть смотрят - по крайней мере, будут из первых рук знать о проблемах области, если им "Смоленских новостей" мало (смеется).

- Виктор Николаевич, у меня вопрос к Вам как к бывшему сотруднику спецслужб, хотя, знаете, есть такое выражение "бывших чекистов не бывает". Кстати, как Вы к нему относитесь?

- Смотря что в него вкладывают. Если подразумевается нечто закостенелое, какая-то маниакальная подозрительность на всю жизнь и тому подобное, то с этим я не согласен. А если имеется в виду преданность своим жизненным принципам, стержень, который есть у большинства сотрудников спецслужб, беззаветное служение своему делу - то это правильное выражение.

- А вопрос такой. Как Вы оцениваете с позиции генерал-майора ФСБ недавние события в Ингушетии - прорыв банды боевиков - и в Катаре - арест и пожизненное заключение двух россиян, обвиненных в ликвидации Яндарбиева?

- Конечно, я не обладаю полной информацией, но, на мой взгляд, и первый, и второй случай - это прокол в работе спецслужб. Это однозначно. Недостаточный уровень профессионализма, недостаточный объем оперативной информации - все это налицо. И это свидетельство того, что спецслужбы ослабли в результате многочисленных реорганизаций, недостаточного финансирования. Реакция Президента была совершенно справедливой, хотя, может быть, и несколько запоздалой: снят с должности заместителя директора ФСБ Ежков, отвечающий за этот регион, произошли кадровые перестановки в руководстве внутренними войсками МВД. Действительно прокол. Такого рода акции должны быть прогнозируемы, должна быть оперативная информация о них. И, как выясняется, она была, но ее не довели своевременно до руководства, о чем открыто заявил президент Ингушетии Зязиков. Вообще, я за то, чтобы пожестче был спрос с силовых структур. Поменьше похвальбы, а побольше требовательности - не обязательно публичной, но она должна быть, на мой взгляд, значительно усилена. В государстве серьезнейшие проблемы, связанные и с терроризмом, и с межнациональными вопросами. Перспективы довольно мрачные. И здесь, конечно, от эффективности работы спецслужб зависит очень многое.

- Еще одна тема - выборы. Недавно мэром Владивостока избран человек, который, по информации местных СМИ, является лидером одной из ОПГ Владивостока. Даже кличка его называется - Винни-Пух. У нас тоже грядут выборы - в горсовет, в районах. Как избежать подобных ситуаций? Почему, Виктор Николаевич, силовые структуры, обладая информацией, бессильны противостоять проникновению криминала во власть?

- Очень трудный вопрос. Если откровенно, то не знаю. Когда включаются огромные финансовые ресурсы, когда на полную катушку задействованы так называемые "грязные технологии", противостоять этому крайне сложно. Очень хочется верить, что пройдет еще несколько лет, и люди начнут разбираться, более тщательно подходить к своему выбору. Ведь требуется немногое: понять, что именно от твоего выбора зависит, какой будет власть в твоем регионе, в стране, какой будет в конечном счете твоя жизнь. И Англия, и США, и другие страны шли к этому десятилетиями, а мы в самом начале пути. И, наверное, то, что происходит сейчас, неизбежно. Ни законом, ни Указом Президента эту проблему не решить. Нужно время.

- Недавно в одной из центральных газет было опубликовано интервью Станислава Говорухина. И когда речь зашла о стабильности, знаменитый режиссер высказался примерно так: какая, к черту, стабильность? Вчера были в заднице, сегодня в заднице и завтра будем в заднице - вот и вся стабильность. А как, на Ваш взгляд, наша стабильность - это реальность?

- Это реальность. Кто бы что ни говорил, а много есть примеров, свидетельствующих о том, что жизнь улучшается. Да и статистика об этом говорит: в 2003 году доходы населения возросли на 40% по сравнению с 2002 годом. Думаю, и в 2004 году эта тенденция сохранится. Да, инфляция съедает часть этого увеличения. Но все равно рост доходов налицо. Давайте спустимся на городской уровень. Совсем недавно везде торчали эти железные будки, в которых торговали пивом и всем подряд. Сейчас в центре, да и на окраинах почти все первые этажи превращены в современные бутики, прекрасные магазины. Это ведь тоже свидетельство того, что растут доходы. Бизнес себе в убыток работать не будет. Количество машин в частной собственности растет, и каких машин! Возьмите жилищное строительство - дом еще только закладывают, а квартиры в нем уже раскуплены. Значит, у людей есть деньги. Еще пример. У нас в Смоленске в советское время был всего один базар, и он был полон только в субботу и воскресенье. Сейчас - 21 рынок, и они полны людьми, которые не просто смотрят, а покупают. Примеры можно продолжить. Так что я с режиссером Говорухиным не соглашусь. Конечно, есть большое количество людей, которые в силу разных причин живут бедно. 30 миллионов бедных для такой страны, как Россия, - это очень много. И совершенно правильно задачу борьбы с бедностью Президент назвал одной из самых приоритетных. Всем нам хочется, чтобы жилось хорошо, но чудес не бывает. Слишком много сделано ошибок, страну разорили, разграбили. Все это теперь сложить неимоверно трудно. Но я верю Президенту, верю в искренность его намерений. И наметившаяся стабильность - это, несомненно, повод для оптимизма.

- Виктор Николаевич, прошло два года, даже больше. Вы уже поняли, куда попали?

- Конечно. Давно понял. Мое преимущество в том, что я очень хорошо знал положение дел и суть проблем, которые должна решать областная администрация. Основная задача, которую я ставил перед собой на этом первом этапе, - изменение имиджа Смоленской области. По-моему, это удалось. "Красными" нас уже никто не называет, "криминальной столицей"тоже. Инвесторы потянулись. Одним словом, мы стали другими. Иные тенденции, иные настроения. Это очень важно.

-Спасибо, Виктор Николаевич, за интервью. Успехов Вам.

Успехов всем нам.


С. Новиков
Смоленские новости No 75
30.07.2004
http://admin.smolensk.ru/gubernator/int30.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован