13 апреля 2006
1781

Виктор Садовничий: Легко ли быть молодым

ВЕДУЩИЙ: Всем известно, что многие студенты, начиная с третьего курса пытаются устраиваться на работу. Во-первых, это свои деньги, во-вторых - это начало самостоятельной жизни и, наконец, практика - пресловутый стаж работы. Легко ли быть молодым, об этом сегодня поговорим с нашим гостем, который уже приехал. А пока узнаем, что о своем будущем думают сами студенты.

ДЕВУШКА: Везде и всегда можно найти свою дорогу и со связями, и без связей.

ПАРЕНЬ: Для того, чтобы начать работать неважно сколько тебе лет, важно желание и способности какие- то.

ПАРЕНЬ 2: Зачем я на кого-то буду горбатиться, на дядьку, который будет все деньги себе загребать. Надо самому шевелиться правильно.

КОРР.: Большинство из этих людей ждет разочарование. Такой вывод делают социологи. Конечно, молодым везде у нас дорога, но согласно статистики, обивая пороги крупных компаний, многие студенты от безвыходности трудоустраиваются не по специальности. Первокурсники врачи идут в официанты, филологи - в курьеры, юристы - в охранники. Люди постарше стараются работать в офисе. Причем, совсем неважно учился ли ты на менеджера или на физика.

ПАРЕНЬ 2: Получать в лабораторию 2 000 в месяц. А кому это надо? Мне, например, не надо.

ПАРЕНЬ 3: Изначально порядка 2 000 долларов.

КОРР.: Розовые мечты рушит объективная реальность в виде смет работодателя. На многих предприятиях до сих пор уверены, что студенту нужна всего лишь подработка. А выпускнику с дипломом можно скосить премию из-за отсутствия стажа в трудовой книжке.

ВЕДУЩАЯ: Ну, что же, мы с удовольствием представляем нашего гостя - в студии ректор Московского государственного университета, академик Виктор Садовничий. Виктор Антонович, прежде чем поговорим о трудоустройстве студентов, хотелось бы вот коснуться какого вопроса. Самое главное требование выдвинутое на недавнем педсовете, посвященном образованию, было то, что необходимо сделать образование качественным. И Вы как-то в одном из своих интервью заявили о том, что Канада и Франция вместо лозунга "Образование для всех", к которому мы привыкли еще со временем Советского Союза выдвигает лозунг "Образование для устойчивого развития". Другими словами, вузы должны готовить специалистов, которые это самое устойчивое развитие страны будут создавать. Вот что мы по этому поводу думаем? Мы готовы в России сегодня готовить таких специалистов для устойчивого развития страны?

Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор Московского государственного университета, академик: Я думаю, что мы должны понимать, что образование бывает разное. И вот только что несколько дней назад в Европе закончился съезд-конференция ректоров Европы. Они как раз обсуждали вопрос о качестве образования и похожий вопрос о трудоустройстве выпускников. В Европе это острый вопрос. Они пришли к единодушному мнению, что вообще образование бывает качественное. Образование, которое поддерживает планку и выпускники, имеющие такое образование, как правило, не имеют проблем. И бывает образование, которое было продиктовано определенной модой. Возникло перепроизводство специалистов.

ВЕДУЩАЯ: То есть это мировая проблема, а не только российская?

Виктор САДОВНИЧИЙ: Да, это мировая проблема. И вот если говорить о нашей стране - о России, то безусловно, у нас есть проблемы подготовки специалистов, есть проблемы, относящиеся к качеству. Ну, я уверен, что те университеты и те вузы, которые ценят себя и которые имеют свои истории и традиции, они делают специалистов качественных.

ВЕДУЩИЙ: У России, мне кажется, большое будущее. Потому что мы сейчас видели, когда человек знает, что он будет получать 2000 рублей физиком, тем не менее, он же поступил на этот факультет. Он же там учился, он его закончил и он как бы надеется на что-то лучшее. А скажите, что вот такое - требование стажа при приеме на работу, как недоверие работодателя к образованию вообще в принципе. Ведь если нет стажа, то имеется в виду, что вы учились чему-то, то вы ничего не знаете, пока не работаете. А когда приходите на работу, то вспоминается - забудьте все, чему вас учили.

Виктор САДОВНИЧИЙ: Вы знаете, сейчас есть эта проблема. Кстати, она немножко преувеличена. Проблема состоит как бы в том, что выпускники университетов они не имеют никаких навыков. Они приходят как бы ни с чем.

ВЕДУЩАЯ: Работодатель же говорит, что знаний достаточно у студентов, но вот опыта нет.

Виктор САДОВНИЧИЙ: Ну, это как бы такая одна крайняя точка зрения. Я вообще-то, не соглашусь, что выпускник вуза ничего не знает. Я опять говорю о качественной подготовке. Я не соглашусь с тем, что он не способен начинать работать. Есть вопрос - он всегда был и всегда будет. Вопрос определенной адаптации этого выпускника к конкретным условиям. Вот эта адаптация проходит легче у тех, кто подготовлен на основе фундаментальных знаний. Кто знает законы, кто широко и хорошо подготовлен.

ВЕДУЩАЯ: Вот сегодня и идет речь о том, что у нас не так много вузов, которые готовы дать это фундаментальное образование.

Виктор САДОВНИЧИЙ: Вместе с тем и даже к этим вузам есть вопрос, в том числе и к нашему московскому университету. Конечно, сейчас другая экономика, другие требования, другие вызовы в обществе. И, конечно, вопрос подготовки навыков, то есть, я бы сказал взаимной работы с работодателем - он стоит. И это надо делать.

ВЕДУЩИЙ: Ну, вот скептики утверждают, что вообще уровень образования в мире он как бы неуклонно снижается. Вот если в целом взять. Ну, не растет. И отсюда появляется проблема первого найма. Вот во Франции из-за закона о первом найме чуть не случилась революция. Студенты не добились отставки премьер-министра, но заставили власти пойти на попятную, предложив другие формы поддержки молодежи, испытывающей проблемы с трудоустройством. А что же в России. Существует ли проблема первого найма, как понятие или ее решает каждый как может.

КОРР.: Как дела на работе? Все чаще этот вопрос задают друг другу студенты. Заваленные экзамены многих волнуют гораздо меньше, чем хорошая зарплата. А к ней современная молодежь стремиться уже с третьего курса.

Иван ШКВОРЕЦ, начальник управления правового обеспечения федеральной службы по труду и занятости: Совершенно очевидно уже для всех, что обучение, трудоустройство в период обучения, естественно, имеет свои плюсы, поскольку уже в период подготовки позволяет приобретать трудовые навыки.

КОРР.: С тех пор как Максим приступил к своим обязанностей пресс-атташе, прошло уже больше трех лет. За это время он сдал 17 экзаменов и 32 зачета. О том, когда у сотрудника сессия, начальник даже не знает. Главное, чтобы работа была сделана вовремя.

Юрий БЕЛОУС, генеральный менеджер футбольного клуба: Он пришел на одну зарплату. Ну, по-моему, уже через полгода я ее утроил.

Максим МОТИН, пресс-атташе футбольного клуба: С детьми гораздо проще работать, они все впитывают и делают это гораздо быстрее, чем более опытные люди.

КОРР.: Сергей тоже получает высшее образование, а параллельно работает официантом. Рабочий график и смены под студентов никто специально не подстраивает, но они могут договориться между собой и подменить коллегу на время экзамена или контрольной работы. Какие же плюсы у добросовестного студента. Помимо зарплаты, которая выгодно смотрится на фоне стипендии, каждый искренне надеется на повышение по службе.

СЕРГЕЙ, официант: В дальнейшем мне могут предложить менеджера или управляющего.

КОРР.: Кроме того, для выпускников учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, которые впервые устраиваются на работу по специальности, не может быть установлен испытательный срок. С ними заключают трудовой договор и соответственно увольняют только за нарушение трудовой дисциплины.

Иван ШКВОРЕЦ: Эта гарантия она в последние годы вызывает недовольство многих работодателей, поскольку в настоящее время достаточно много учебных заведений с разным уровнем подготовки, в том числе и те, которые не имеют государственную аккредитацию.

КОРР.: Поэтому и появилась поправка, которую сейчас рассмотрит Дума во втором чтении. В случае если ее примут, испытательный срок станет обязательным для выпускников вузов без государственной аккредитации, а также тех, кто завершил свое обучение более чем за год до трудоустройства.

ВЕДУЩИЙ: Ну, в России есть проблема последнего найма. Когда старше 40 уже сложно становится найти работу. А проблема первого найма так ли она у нас остра и что в этом плане может измениться?

Виктор САДОВНИЧИЙ: Ну, я вот хотел бы (нрзб) неплохо, всегда он зарабатывает. А с другой стороны, когда он увлекается работой, будучи студентом 2-3 курса, он безусловно теряет в качестве подготовки. Поэтому всегда надо вести себя сбалансировано. То есть, наверное, где-то можно подрабатывать, но все-таки главная задача студента на данный отрезок?

ВЕДУЩИЙ: Тогда надо, чтобы нам в очередной раз правительство повысило стипендии.

Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ имени Ломоносова: Это правильно. Это и есть проблема. Но все- таки я как ректор не могу призвать всех студентов идти на работу. Потому что тогда мы не подготовим качественных специалистов.

ВЕДУЩИЙ: Работа, мне кажется, во время учебы она настолько развращает, что хороший студент, он потом не идет учиться, например, в аспирантуру, чтобы он смог добиться каких-то результатов. Потому что он зарабатывает хорошую зарплату, зачем мне специфика.

Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ имени Ломоносова: Это безусловно одна из проблем, что мы теряем людей из науки.

ВЕДУЩИЙ: Виктор Анатольевич, у меня есть к вас вопрос, но я задам его позже. Дадим возможность нашим телезрителям высказаться. У нас есть звонок, говорите, вы в эфире. Добрый день.

ЗРИТЕЛЬ: Добрый день, меня интересует один вопрос, сейчас все школы переходят на ЕГЭ. И вот хочется понять ваше отношение к этим экзаменам, потому что в регионах более слабые знания у детей, чем у московских. И в московских школах намного сложнее сдать экзамен на более высший бал?

ВЕДУЩИЙ: Виктор Анатольевич, ваше отношение к экзамену?

Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ имени Ломоносова: Московский университет вне эксперимента ЕГЭ, и в этом году мы не будем принимать по ЕГЭ, и вообще не будем учитывать. Мое отношение к этому вопросу хорошо известно. Я считаю, что ЕГЭ не может быть абсолютной формой, и правильно был задан вопрос, что разные стартовые условия. И поэтому нельзя требовать одинакового финиша. И вот, я думаю, что ЕГЭ может быть как одна из форм аттестации по окончанию школы, и одна из форм, которая учитывается при приеме.

ВЕДУЩИЙ: Виктор Анатольевич, в таком случае, как вы оцениваете изначально уровень знаний абитуриентов сегодня. Я не случайно задаю этот вопрос. Вы как-то призвали Минобразования начать искать таланты. Вот что вы имели в виду?

Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ имени Ломоносова: Я имел в виду, что безусловно уровень подготовки в школе, в целом, если говорить - он падает.

ВЕДУЩИЙ: Зависит от года, падает?

Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ имени Ломоносова: В игре Галкина "Кто хочет стать миллионером?" всего несколько дней назад вся аудитория, подавляющее большинство ответило, что тангенс 45 градусов равен одной второй. Это означает, что сидели молодые люди, что очень слабая подготовка. Но конечно, таланты не перевелись. И мы выступаем за активную форму, за активный поиск талантливых людей. Кстати, сегодня в Московском Университете проходит конференция для поступающих 3200 со всей России. Конференция Ломоносова. Мы ищем каждую крупицу.

ВЕДУЩИЙ: За всю историю России мы поняли, что большинство чаще бывает не право. И в случае с тангенсом это, по-моему, закономерность скорее, чем какое-то выдающееся событие. Скажите, а вот участие бизнеса, заинтересованного в подготовке каких-то кадров, они?.

ВЕДУЩАЯ: Помимо того, что очень много они говорят об этом.

ВЕДУЩИЙ: Может они заинтересованы в том, чтобы, например, проследить какого-то человека. Взять его, пусть даже со школы абитуриентом, отправить его, проследить, чтобы он правильно учился. И потом сразу взять на работу. И студент учится и знает, что он уже устроится и знает куда, и знает на каких условиях, и бизнесмен спокоен. Он знает этого студента, знает его уровень. Готовый работник.

ВЕДУЩАЯ: Хотя бы на примере вашего университета.

Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ имени Ломоносова: Это очень хороший вопрос, и надо сказать, что не весь бизнес, не все бизнесмены относятся так прохладно к подготовке специалистов. Московский университет сейчас создает три корпоративных университета. Корпоративный университет, это когда на базе московского бизнес вкладывает средства и мы готовим уже более адаптированных к данному предприятию, к данной фирме. У нас уже два года работает московская школа экономики, поддерживаемая "Базовым элементом". Кстати, выпускником Московского университета Дерипаской. У нас создается сейчас высшая школа государственного администрирования, тоже?

ВЕДУЩИЙ: Это те самые здания, которые сейчас строятся?

Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ имени Ломоносова: В том числе и эти. И мы подписали еще 2 соглашения о создании корпоративных университетов. Это с "АФК Система", известная система Евтушенко Владимир Петрович. И подписали соглашение с "Руснефтью" о создании корпоративного университета. Таким образом, мы первые в России показываем пример эффективного сотрудничества Московского университета, в том числе в фундаментальном образовании и бизнесе.

ВЕДУЩИЙ: Скажите, на какое деньги строятся эти новые здания вокруг МГУ?

Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ имени Ломоносова: По-разному. Там безусловно есть здания, есть два здания, правда на старой территории, которые строятся для корпоративных университетов. И московский университет не вкладывает ни рубля. Это спонсорские средства бизнеса. Там есть средства так называемого инвестиционного контракта. Когда мы в установленном законом порядке заключаем с фирмами соглашения, и строим жилье, за счет этого строим учебные корпуса. И там есть средства бюджета. Там большая доля внебюджетных средств, заработанных Московским университетом. То есть вся сумма средств направлена на то, чтобы удвоить площадь московского университета.

ВЕДУЩИЙ: Меня волнует проблема физиков. Я сам по первому образованию физик. Вот люди учатся, и сейчас мы видели в первом сюжете, что работы больше чем на 2 тысячи рублей сложно устроится. Как-то университет может принять участие в поддержке студентов. Как-то их направлять. Я понимаю, что все равно ежегодно, сколько то человек надо набрать, сколько-то надо выпустить. Но ведь потребность в физиках все время разная. Как реагировать на эту ситуацию?

Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ имени Ломоносова: Во-первых, надо и на физфаке создавать программы, которые уже готовят специалистов, не только физиков. Например, мы открываем программу "Медицинская физика", физик-менеджер. То есть надо адаптироваться тоже к рынку. Но а во-вторых, физики, я вот хочу сказать, что очень поддерживаются сейчас различными фондами, физики нужны. Вот говорят, что большинство бизнесменов в Москве, имеющих успех, это выпускники физфака, химфака и мехмата. То есть это тоже головы.

ВЕДУЩИЙ: Виктор Анатольевич, спасибо большое за то, что нашли время ответить на наши вопросы. Еще неоднократно к этой теме вернемся. Мы продолжаем выпуск.

Бутлицкий Григорий и Мирошникова Татьяна
Издания ТВЦ. ДЕЛОВАЯ МОСКВА.

http://www.msu.ru/info/struct/rectintv.html?2006-04-13_15-14.a020ac9

13.04.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован