25 октября 2006
1972

Виктор Войтенко о практике работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по противодействию терроризму

О практике работы Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
по противодействию терроризму




Из всего комплекса новых угроз и вызовов сегодня на первый план как в глобальном масштабе, так и в нашей стране, выходит проблема терроризма.
Одна из основных задач в области противодействия терроризму в условиях современной России состоит в адекватном законодательном обеспечении борьбы с этим крайне опасным явлением.
В последние годы в результате проведенной в этой области работы в Российской Федерации были заложены основы ранее отсутствовавшей законодательной базы борьбы с терроризмом.
Государственная Дума предпринимает последовательные шаги, направленные на содействие созданию более эффективной государственной системы противодействия терроризму, формированию национального антитеррористического фронта, максимально широкому международному сотрудничеству в этой области.
Проблематика терроризма находится в центре внимания Госдумы. Она обстоятельно рассматривалась в апреле текущего года на парламентских слушаниях на тему: "Актуальные проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом".
В сфере законодательного обеспечения борьбы с терроризмом Государственной Думой только в этом году приняты федеральные законы: "О внесении изменений в статьи 57 и 205 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за терроризм, вплоть до пожизненного лишения свободы), "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (об увеличении срока предъявления обвинения при расследовании ряда преступлений террористического характера с 10 до 30 суток), "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части пресечения каналов финансовой подпитки террористической деятельности), "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (создает реальную основу для сотрудничества граждан с государством в деле борьбы с терроризмом).
В рамках дальнейшей систематизации российского антитеррористического законодательства в Госдуме идет процесс совершенствования Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", федеральных законов "О безопасности", "Об оперативно-розыскной деятельности", "О милиции" и других законодательных актов. На завершающей стадии подготовки в Правительстве России находится проект закона "О противодействии терроризму", а в Совете Федерации - новый законопроект "О борьбе с терроризмом", который учитывает современные реалии.
Государственной Думой IV созыва ратифицированы: Соглашение между государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре и Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств.
Российская Федерация участвует в 11 из 12 глобальных антитеррористических конвенциях по борьбе с различными проявлениями терроризма. На завершающем этапе - подключение к двенадцатому документу - Монреальской конвенции 1991 года о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения. Выполняются необходимые национальные процедуры для внесения конвенции на ратификацию.
Выступая за укрепление международно-правовой базы антитеррористического сотрудничества, Россия отстаивает линию на скорейшее завершение согласования в ООН проектов Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму (индийская инициатива) и Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма (российская инициатива).
Все это создает прочную правовую основу для противодействия международному терроризму.
Совместно с Правительством РФ Государственная Дума придает большое значение решению проблемы адекватного финансирования и материально-технического обеспечения антитеррористической деятельности. На расходы по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" в проекте федерального бюджета на 2005 год предусмотрено 398,4 млрд. рублей (в 2004 году эти расходы составили 316,3 млрд. руб.). При рассмотрении проекта бюджета Комитет по безопасности поставил перед Правительством вопрос об увеличении финансирования правоохранительных органов, приоритетном финансовом и материально-техническом обеспечении антитеррористической деятельности. Это прежде всего касается разработки и реализации Федеральной программы по противодействию терроризму на 2005 год и последующие годы. Нами внесены поправки в проект Федерального бюджета, предусматривающие в частности:
- увеличение расходов на выплату денежного довольствия военнослужащим за счет увеличения расходной части бюджета (повышенные оклады, надбавки, полевые деньги, в том числе денежное вознаграждение военнослужащим, участвующим в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона;
- дополнительные расходы на выплату денежного вознаграждения за фактическое участие в боевых действиях, а также средства на погашение задолженностей перед военнослужащими;
- увеличение на 1,7 млрд. руб. расходов для совершенствования контроля воздушного пространства Российской Федерации и обеспечения безопасности на воздушном транспорте.
В интересах быстрого и скоординированного решения вопросов по законодательному обеспечению реализуемых мер в сфере борьбы с террористическими проявлениями Государственная Дума намерена более эффективно взаимодействовать с Федеральной антитеррористической комиссией.
По линии Государственной Думы рассматриваются и инициируются меры, направленные на обеспечение безопасности на авиационном, железнодорожном и иных видах транспорта, в области градостроительства. При этом изучается и учитывается международный опыт, в том числе Израиля, США и некоторых других стран. По ряду наиболее острых проблем в данной сфере Государственная Дума уже обратилась к Правительству России.
В Государственной Думе есть понимание того, что терроризм является составной частью триады новых угроз и вызовов: международный терроризм, транснациональная организованная преступность, коррупция. При этом тесная взаимосвязь между всеми тремя компонентами этого комплекса значительно усиливает разрушительное действие каждого из них в отдельности и затрудняет эффективную борьбу с ними.
Более того, терроризм - это способ действия, в первую очередь, мощнейший инструмент информационно-психологической войны. За международным терроризмом стоят определенные силы, которые спекулируют на нерешенности острых политических и социально-экономических проблем, углубляющемся разрыве в уровнях благосостояния между высокоразвитыми странами и остальным миром.
В этом контексте становится очевидным, что мировому сообществу важно уделять должное внимание преодолению причин, лежащих в основе современного терроризма, и таким образом выбивать почву из-под ног теоретиков и практиков террора. Искоренение терроризма требует всеобъемлющего подхода, сочетающего как силовые, политико-дипломатические, так и экономические, гуманитарные действия. На первый план здесь выступают задачи предупреждения и урегулирования конфликтов, недопущения их использования в качестве "кузниц террористов".


Подводя итог сказанному, можно отметить, что действующим законодательством Российской Федерации регулируется достаточно широкий круг вопросов в этой сфере: даны понятия терроризма, террористической деятельности и преступлений террористического характера, определены субъекты борьбы с терроризмом, их задачи, функции и полномочия, заложены правовые основы проведения контртеррористических операций, возмещения вреда лицам, пострадавшим от террористических актов, их социальной реабилитации, а также решен ряд иных вопросов антитеррористической деятельности.
В то же время, правоприменительная практика свидетельствует о том, что в целом антитеррористическое законодательство пока еще страдает отсутствием системности. Отдельные нормы законов не дополняют друг друга, существуют как бы обособленно, а иногда и вступают между собой в противоречие. Российской законодательство, направленное на обеспечение безопасности, недостаточно учитывает технологический уровень современных угроз и не всегда позволяет субъектам борьбы с терроризмом использовать средства и методы, адекватные угрозам. В этой связи оно не в полной мере соответствует современным реалиям, международным нормам и нуждается в дальнейшей корректировке, а также разработке новых нормативно-правовых актов.
В настоящее время Государственная Дума сосредоточивает внимание на следующих направлениях совершенствования законодательных основ борьбы с терроризмом:
- повышение роли и ответственности всех субъектов антитеррористической деятельности;
- защита прав и интересов жертв терактов и участников антитеррористических мероприятий;
- обеспечение адекватного финансирования и технического оснащения субъектов борьбы с терроризмом;
- экспертиза нормативно-правовой базы на предмет террористической уязвимости, прежде всего, в части жилищного и промышленного строительства, развития транспортных систем, готовности органов злравоохранения, средств МЧС для работы в период чрезвычайных ситуаций;
- неотвратимость и ужесточение ответственности за участие в террористической деятельности, в том числе, за сопутствующие терроризму преступления, такие, как вербовка членов террористических групп, использование, финансирование и обучение наемников;
- изучение целесообразности представления дополнительных полномочий субъектам борьбы с терроризмом, в том числе антитеррористическим комиссиям на уровне Правительства России и субъектов Федерации; изучение возможности введения эффективной системы блокирования, ареста, изъятия и конфискации средств и имущества террористов; изучение возможности создания правовых основ для введения в уголовный кодекс и использования в качестве доказательств данных разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
Кроме того, мы считаем важным всецело использовать свои депутатские возможности и полномочия для формирования в обществе осознания необходимости консолидации усилий всех граждан в борьбе с терроризмом, создания атмосферы бдительности, сопричастности каждого человека к осуществлению антитеррористических мер.


ВОЙТЕНКО Виктор Петрович,
заместитель председателя Комитета Государственной Думы
по безопасности, председатель Постоянной комиссии по вопросам обороны и безопасности Межпарламентской Ассамблеи СНГ, председатель Объединенной комиссии по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в СНГ


25.10.2006
http://www.voitenko.ru/index.php?pg=3&id=27
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован