На этой неделе в Красноярском крае попыталась начать свой бизнес компания "Домодедовские авиалинии" (ДАЛ). Ее появление грозило разрушить монополию авиакомпании "КрасЭйр" на самом престижном и прибыльном направлении - московском. Однако первая попытка провалилась: аэропорт Красноярска (который является техническим подразделением "КрасЭйр") согласился обслуживать ДАЛ только в воскресенье вместо плановых четырех будних дней.
Юридически в красноярской авиации монополии нет: работают две авиакомпании - "КрасЭйр" и "Сибавиатранс". Во главе этих двух компаний стоят братья-близнецы Борис и Александр Абрамовичи. В 1998 году на губернаторских выборах они поддержали Александра Лебедя. Выборы закончились победой генерала, и братья Абрамовичи не преминули воспользоваться своей прозорливостью, возглавив краевую авиацию.
До последнего времени край был рекордсменом по дороговизне авиаперелетов. Доходило до того, что многим красноярцам было выгоднее доезжать на поезде до Новосибирска и уже оттуда лететь в Москву.
"Домодедовские авиалинии" попытались прийти в Красноярск вместе с новым губернатором Александром Хлопониным. ДАЛ успешно работают с "Норильским никелем", из которого пришел во власть Хлопонин. Авиакомпания планировала четыре раза в неделю выполнять рейсы по маршруту Красноярск-Москва при стоимости билета в один конец 3 тыс. рублей. Затем, чтобы рейсы стали окупаемыми, цену предполагалось увеличить до 4-4,5 тыс. рублей. Стоимость перелета самолетами "КрасЭйр" составляет от 4,8 до 6 тыс. рублей.
Во вторник в аэропорт Емельяново прибыл первый самолет "Домодедовских авиалиний" - Ил-96. На борту находились 53 пассажира, в том числе первый заместитель гендиректора ДАЛ Александр Русс. К лайнеру долго не подавали трап. Как сообщил позже заместитель директора по производству АК "КрасЭйр" Евгений Рузаев, высадка из самолета была задержана по техническим причинам: "Для самолетов такого типа не подходит ширина рулежных дорожек и размеры стоянки".
По словам заместителя генерального директора по связям с общественностью ДАЛ Петра Ходолея, претензии, предъявляемые представителями "КрасЭйр" по поводу несоответствия технических характеристик самолета Ил-96 параметрам красноярского аэродрома, необоснованны. Тем не менее обратный рейс "Домодедовских авиалиний" в Москву был задержан на 9 часов, и в итоге пассажиры были отправлены самолетом "КрасЭйр". Разгорелся скандал. Как заявил Александр Русс, в связи с задержкой рейса ДАЛ потерпели убытки на сумму около 1 млн рублей. По его словам, если стороны не договорятся в самое ближайшее время, то "Домодедовские авиалинии" будут решать вопрос с аэропортом и компанией "КрасЭйр" в суде. Биться за пассажира ДАЛ собираются вплоть до возбуждения процедуры лишения "КрасЭйр" лицензии.
Борис Абрамович не отдаст красноярское небо без боя. Фото Александра РАХМАНОВА
Вечером того же дня состоялась встреча Александра Русса и директора "Сибавиатранса" Александра Абрамовича. На следующий день утром рейс "Домодедовских авиалиний" был принят нормально. В среду же директор "КрасЭйр" Борис Абрамович выступил с докладом на внеочередном заседании комиссии краевого ЗС по промышленности, ЖКХ и коммуникационному комплексу. Журналистов на слушании попросили не присутствовать. Спустя полтора часа председатель комиссии Виктор Зубарев сообщил представителям СМИ, что на территории края создана целостная транспортная схема, и "КрасЭйр" в достаточной мере обеспечивает ее развитие и работу авиации. В ходе заседания большинство депутатов пришли к выводу, что "Домодедовские авиалинии" могут нарушить транспортную схему. "В данном случае цель действий депутатского корпуса - не допустить, чтобы пострадали люди", - отметил Зубарев.
Поддержал "КрасЭйр" и появившийся на работе после продолжительного отпуска спикер краевого парламента Александр Усс, недавний соперник Александра Хлопонина в борьбе за губернаторский пост. По поводу стоимости билетов на рейс Красноярск-Москва компании "Домодедовские авиалинии" председатель ЗС сказал следующее: "Если ДАЛ продержат такие цены несколько месяцев, то "КрасЭйр" можно будет похоронить. А потом цена увеличится до 10 тысяч".
Вице-губернатор Андрей Фурс, напротив, поддержал московскую авиакомпанию. По его словам, позиция краевой администрации заключается прежде всего в развитии рынка авиаперевозок, и здоровая конкуренция, которую составят ДАЛ "КрасЭйр", будет способствовать повышению качества авиауслуг.
Как бы то ни было, спор между двумя компаниями далек от разрешения. Вчера стало известно, что аэропорт Емельяново был вновь закрыт для самолетов ДАЛ в будние дни. "Окно" предоставлено только в воскресенье. По словам Петра Ходолея, вопрос об урегулировании конфликта будет рассматриваться в ГСГА России.
http://com.sibpress.ru/22.11.2002/companies/59142/
Дина ВОРОБЬЕВА, Красноярск