В.В. Толкачев
При ускорении передачи данных, расширении доступа к информации все большего количества людей необходимо намного серьезнее относиться к этническим, культурным, религиозным, цивилизационным особенностям окружающих, чтобы избежать нежелательных последствий, многие из которых могут носить даже глобальный характер. События последней четверти ХХ в. показали возвращение в массовое сознание религиозности, влияющей на политическое поведение больших групп людей.
В эпоху глобализации, научно-технического прогресса и информационно-коммуникационной революции все сильнее виден рост взаимозависимости и взаимовлияния событий в разных регионах, странах, а также действий определенных групп населения и отдельных индивидов. В этой обстановке комплексный анализ поведения любых действующих лиц международных отношений все более и более актуализируется. При возрастающей скорости передачи данных, расширении доступа к информации все большего количества людей необходимо намного серьезнее относиться к этническим, культурным, религиозным, цивилизационным особенностям окружающих, чтобы избежать нежелательных последствий, многие из которых могут носить даже глобальный характер.
Не все данные факторы имеют равное значение в определении той или иной реакции на какие-либо события, степень их влияния определяется особенностями политико-экономического развития в каком-либо регионе на определенном этапе истории. Например, большинство мыслителей XVIII - XIX столетий скептически относились к будущему религии, а в ХХ в. один из известных социологов религии Питер Людвиг Бергер писал в "Нью-Йорк Таймс" в апреле 1968 г., что "в начале XXI в. религиозных людей, вероятно, удастся найти разве что в небольших сектах, жмущихся друг к другу в своем сопротивлении светской культуре"[1].
Однако события, произошедшие в мире примерно c 1970-х гг., показывают возвращение религиозности в массовое сознание и соответственно на "серьезные" места в работах исследователей, что даже побудило ученых характеризовать все чаще некоторые процессы как "новое Средневековье". Данный термин, следует отметить, приобрел большую популярность у многих исследователей различных периодов современной истории для характеристики процессов социально-политического и экономического характера как в конкретном государстве, так и на международной арене. В этом смысле близко по духу и определение Н.А. Бердяева, данное им в соответствующей работе "Новое Средневековье" (1924), под которым он понимал ритмическую смену эпох, переход от рационализма новой истории к иррационализму или сверхнационализму средневекового типа[2].
Таким образом, необходимо подчеркнуть главное: в современной мировой политике происходит рост "негосударственного" сознания людей, приводящий либо практически к равнозначности государственного и религиозного (в нашем случае) сознания человека, либо к приоритету последнего над первым, когда человек более привержен неким религиозным акторам, в том числе международным, чем своему государству. Это подкрепляется развитием средств коммуникации, позволяющим людям контактировать друг с другом напрямую.
Известно, что фундаментальные основы многих политико-идеологических установок западных стран базируются на христианских ценностях, на деятельности исламских государств отражаются особенности мусульманских доктрин и концепций, на общественно-политическую жизнь народов Азии влияют особенности их господствующих религий (буддизма, индуизма и т.д.). Религиозные установки, безусловно, видны в системах воспитания разных народов, где с детства закладываются определенные культурные стереотипы поведения. Религии и соответственно религиозные организации имеют, таким образом, "долгосрочное" влияние через мировоззренческие и моральные установки, отражающиеся на формировании направлений внутренней и внешней политики той или иной страны.
Примечательно, что в 2008 г. Национальным советом по разведке США был опубликован доклад "Глобальные тенденции-2025: изменяющийся мир", авторы которого утверждали, что XXI в. будет отмечен возрастанием в политике влияния религиозных организаций и увеличением количества религиозных конфликтов. Определяющее значение в этом будут играть процессы глобализации и появление так называемых сетевых обществ. Социальные сети, создаваемые религиозными структурами, могут иметь большую эффективность, чем, в частности, национальные сообщества. Определяющее значение здесь имеют глобальные массовые коммуникативные средства, в первую очередь телевидение и Интернет, когда проповедники воздействуют на взгляды и мнения самой разнообразной аудитории, разбросанной по различным уголкам земного шара[3].
Не повторяя уже выделенных в отечественной науке аспектов анализа религиозного фактора в мировой политике[4], необходимо отметить ряд предпосылок, способствовавших укреплению религиозного сознания людей, то есть ряд событий и процессов, имевших некие глобальные последствия. Среди них, во-первых, комплекс модернизационных изменений в основных христианских конфессиях. Прежде всего, это итоги Второго Ватиканского собора 1962-1965 гг., целью которого явились обновление и реорганизация Римско-католической церкви для большей открытости миру и большей активности в решении проблем человечества. Одними из важнейших результатов собора стали изменения в литургии, в частности, стало возможным ведение богослужения на национальных языках наряду c латинским языком и провозглашена более открытая позиция в отношениях как c восточными христианскими церквями, так и нехристианскими религиями. Несмотря на неприятие новшеств наиболее консервативной частью католической Церкви (Священническое братство святого Пия Х во главе c архиепископом Марселем Лефевром), подъем католицизма был очевиден, особенно в странах "глобального Юга" (Азия, Африка, Латинская Америка).
Толкачев Виталий Валерьевич - к.и.н., доцент кафедры мировой политики и международного права факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. E-mail:tolkatchev_v@mail.ru.
Статья подготовлена при выполнении НИР по теме "Трансформация мира: негосударственные акторы мировой политики", проводимой в рамках реализации ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 гг. (Соглашение N 8813 от 15 ноября 2012 г.).
Источники и литература
Rosta Gergely. "Secularization or Desecularization in the Work of Peter Berger, and the Changing Religiosity of Europe" - http://www.crvp.org/book/Series07/VII-26/chapter-14.htm (дата обращения: 10.10.2012)
Бердяев Н.А. Новое Средневековье (Размышление о судьбе России). - http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn010.htm (дата обращения: 05.11.2012)
Круг П.Г., Маякова Л.В. Борьба за природные ресурсы в будущем примет форму войн за веру. - http://religion.ng.ru/politic/2009-04-01/6_razvedka.html (дата обращения: 05.11.2012).
Касаткин П.И. О роли религиозных акторов в современных мировых политических процессах // Вестник МГИМО-Университета. 2010. N1. С.257-261 (http://www.vestnik.mgimo.ru/fileserver/10/vestnik_10-27_kasatkin.pdf).
Еленский В.Е. Религия в глобальной политике: конец ХХ - начало XXI веков - http://www.religiopolis.org/documents/3292-ve-elenskij-religija-v-globalnoj-politike-konets-hh-nachalo-hhi-vekov.html
Касаткин П.И. Русская православная церковь как актор современной мировой политики // Вестник МГИМО-Университета. 2010. N6. С.141-151. (http://www.vestnik.mgimo.ru/fileserver/15/16_kasatkin.pdf)
Акт о каноническом общении 4/17 мая 2007 года - http://www.patriarchia.ru/db/text/155920.html (дата обращения: 05.11.2012).
Независимая газета (НГ-религии). 31.01.2001 - http://religion.ng.ru/facts/2001-01-31/2_vesti.html (дата обращения: 05.11.2012).
Двадцатилетие официальной регистрации Свидетелей Иеговы в России: численный рост вопреки противодействию - http://www.jw-russia.org/news/stpetersburg/release20110330_u.htm (дата обращения: 05.11.2012).
Супертерроризм: новые вызовы нового века. Научные записки ПИР-Центра. 2002. N20. С187.
Наумкин В.В. Ислам как коллективный игрок? // Международные процессы. Том 4. Номер 1(10). Январь-апрель 2006. - http://www.intertrends.ru/tenth/004.htm
Amghar Samir. Acteurs internationaux et islam de France - http://www.cairn.info/revue-politique-etrangere-2005-1-page-21.htm; Akg?n?l Samim. Islam turc, islams de Turquie : acteurs et rёseaux en Europe - http://www.cairn.info/revue-politique-etrangere-2005-1-page-35.htm
In Europa leben gegen-w?rtig knapp 53 Millionen Muslime. Zentralinstitut Islam-Archiv stellt neue Europastatistik vor -http://islam.de/8368.php (дата обращения: 10.10.2012).
Захарченко А. Исламские общества внутри Евросоюза? - http://www.intertrends.ru/fourteen/007.htm (дата обращения: 10.10.2012).
Muslims in Europe: Promoting Integration and Countering Extremism. Congressional Research Service, September 7, 2011. P.15. - http://www.fas.org/sgp/crs/row/RL33166.pdf (дата обращения: 10.10.2012).
Повразнюк К.В. Роль мусульманских организаций в сообществах Великобритании, Германии, Франции и Италии http://www.politex.info/content/view/763/30/ (дата обращения: 10.10.2012)
The World Factbook - https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/xx.html (дата обращения: 10.10.2012).
Полный текст статьи В.В.Толкачева см.: vestnik@mgimo.ru
Religious Actors in Contemporary World Politics: Preconditions, Possibilities and Prospects
V.V. Tolkachev
With transfer of data accelerating and more people getting access to information, it is becoming increasingly important to take into account ethnic, cultural, religious and civilizational differences in order to avoid undesirable consequences of cross-cultural communication, many of which can have a global effect. The events that took place in the late 20 century demonstrate the return of religion into mass consciousness - a development which can influence political behaviour of large groups of people.
History shows that without religious institutions conceived as an alternative to state institutions of integration and socialization the conflict potential of modern societies would be far greater. Powerful religious institutions may even proselytize ideas which might contradict state interests. Nevertheless there are masses of people for whom religion is more than just tradition, but a way of life aimed at salvation and harmony. Their opinion should be taken into account in domestic and international politics.
Keywords: Globalisation, global problems, religions, the religious organisations, Christianity, Islam, sects.
Tolkachev Vitaliy Valerievich - PhD in History, associate professor at the department of politics and international law, school of international relations, Nijny Novgorod State University. E-mail:tolkatchev_v@mail.ru.
Sources and Literature
Gergely Rosta. "Secularization or Desecularization in the Work of Peter Berger, and the Changing Religiosity of Europe" // http://www.crvp.org/book/Series07/VII-26/chapter-14.htm (дата обращения: 10.10.2012)
Бердяев Н.А. Новое Средневековье (Размышление о судьбе России). http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn010.htm (дата обращения: 05.11.2012)
Круг П.Г., Маякова Л.В. Борьба за природные ресурсы в будущем примет форму войн за веру - http://religion.ng.ru/politic/2009-04-01/6_razvedka.html (дата обращения: 05.11.2012)
О роли религиозных акторов в современных мировых политических процессах // Вестник МГИМО-Университета. 2010. N1. С.257-261 (http://www.vestnik.mgimo.ru/fileserver/10/vestnik_10-27_kasatkin.pdf);
Митрофанова А.В. Религиозный фактор в мировой политике и проблема "цивилизаций" // Век глобализации. Выпуск N1/2008. // http://www.socionauki.ru/journal/articles/129831/
Еленский В.Е. Религия в глобальной политике: конец ХХ - начало XXI веков // http://www.religiopolis.org/documents/3292-ve-elenskij-religija-v-globalnoj-politike-konets-hh-nachalo-hhi-vekov.html
Касаткин П.И. Русская православная церковь как актор современной мировой политики // Вестник МГИМО-Университета. 2010. N6. С.141-151. (http://www.vestnik.mgimo.ru/fileserver/15/16_kasatkin.pdf)
Акт о каноническом общении 4/17 мая 2007 года // http://www.patriarchia.ru/db/text/155920.html (дата обращения: 05.11.2012)
Независимая газета (НГ-религии), 31.01.2001.// http://religion.ng.ru/facts/2001-01-31/2_vesti.html (дата обращения: 05.11.2012)
Двадцатилетие официальной регистрации Свидетелей Иеговы в России: численный рост вопреки противодействию / http://www.jw-russia.org/news/stpetersburg/release20110330_u.htm (дата обращения: 05.11.2012)
Супертерроризм: новые вызовы нового века. Научные записки ПИР-Центра. 2002. N20. С187.
Наумкин В.В. Ислам как коллективный игрок? // Международные процессы. Том 4. Номер 1(10). Январь-апрель 2006. - http://www.intertrends.ru/tenth/004.htm; Глава 23. Ислам как "коллективный игрок" // Современная мировая политика: прикладной анализ / отв. ред . А.Д. Богатуров. М.: Аспект-пресс, 2010. С.438-456.
Samir Amghar. Acteurs internationaux et islam de France / http://www.cairn.info/revue-politique-etrangere-2005-1-page-21.htm; Akg?n?l Samim. Islam turc, islams de Turquie acteurs et rёseaux en Europe - http://www.cairn.info/revue-politique-etrangere-2005-1-page-35.htm
In Europa leben gegen-w?rtig knapp 53 Millionen Muslime. Zentralinstitut Islam-Archiv stellt neue Europastatistik vor / http://islam.de/8368.php (дата обращения: 10.10.2012)
Захарченко А. Исламские общества внутри Евросоюза? / http://www.intertrends.ru/fourteen/007.htm (дата обращения: 10.10.2012)
Muslims in Europe: Promoting Integration and Countering Extremism. Congressional Research Service, September 7, 2011. P.15. /http://www.fas.org/sgp/crs/row/RL33166.pdf (дата обращения: 10.10.2012)
Повразнюк К.В. Роль мусульманских организаций в сообществах Великобритании, Германии, Франции и Италии http://www.politex.info/content/view/763/30/ (дата обращения: 10.10.2012)
The World Factbook / https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/xx.html (дата обращения: 10.10.2012)