На прошедшей неделе в Смольном состоялось рабочее совещание с участием губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко и президента ОАО "Российские железные дороги" Владимира Якунина, сообщает "Строительный Еженедельник".
На совещании рассматривались вопросы развития территории станции Санкт-Петербург-Варшавский, территории грузового двора станции Санкт-Петербург-товарный-Московский, другие вопросы сотрудничества города и железнодорожного ведомства.
Первым в повестке стоял вопрос освоения территории Варшавской железной дороги. Участок в 465 гектаров, ограниченный Обводным каналом, Московским проспектом, Благодатной улицей и железной дорогой, в скором времени может стать одним из элитнейших городских микрорайонов.
Докладывал вопрос генеральный директор дочерней компании ОАО РЖД "Желдорипотека" Виталий Вотолевский. На суд собранию он представил Концепцию инвестиционного развития территории Петербург-Варшавский. В настоящее время территория представляет собой жалкое зрелище: полное отсутствие традиционной городской среды, улично-дорожной сети, инженерного обеспечения. Только 9 из 465 га освоены и представляют собой общественно-деловую застройку. На 80 процентов земельных участков находятся собственники, включая ОАО РЖД, которое является самым крупным собственником, им принадлежат 55 га. Участок РЖД является ключевым, потому что от освоения этой территории зависит комплексное освоение всех остальных кварталов. В соответствии с Генпланом развития Петербурга территория вошла для формирования улично-дорожной сети городского значения, которая снимет экстремальные нагрузки и с Московского, и с Измайловского проспектов.
По словам г-на Вотолевского, 17 июля правительство города утвердило проект планировки данной территории, в соответствии с которым здесь предполагается размещение общественной, деловой и жилой застройки. "Общественно-деловая зона находится на территории, примыкающей к Обводному каналу и ограниченной Московским проспектом, Киевской улицей и Балтийской железной дорогой. От Киевской к югу - это общественно-деловая застройка и жилая часть. Начата пробивка Киевской улицы, которая пройдет по виадуку через развязку к Митрофаньевскому шоссе. В рамках зонирования рассмотрена территория в 85 га с учетом городской и смешанной земли, чтобы представить проект комплексной застройки, включая социальные объекты". По утвержденному городскому проекту в нее входят: общественно-деловая застройка - 1 млн кв. метров, торговля и обслуживание - 60 тысяч, жилье - порядка 650 тыс. кв. метров. То есть город запланировал построить на этой территории около 1,7 метров недвижимости с учетом существующих объектов. "Желдорипотека" откорректировала эти планы. По представленной ими концепции общественно-деловая зона будет построена в объеме 430 тыс. кв. метров, торговля и обслуживание - 150 тысяч, а жилье - около 1,5 млн кв. метров. Под социальные объекты - детские сады и школы - предполагается отвести 77 тыс. кв. метров. То есть общая полезная площадь, возведенная на 85 гектарах, составит порядка 2 млн кв. метров.
Все 465 гектаров территории разделены на 60 участков, 10 из которых принадлежат железной дороге, в том числе кварталы 8, 9, 10, 11, 17, 46 и 47, расположенные между Киевской улицей, условным отсечением на уровне Московских ворот. Здесь же расположены пять участков, принадлежащие городу (16, 17 - ГУП "Горэлектротранс") и смешанного владения (20, 21, 22, 27). На 70 га (именно такова площадь территории) город предполагал построить 770 тыс. кв. метров общественно-деловой и спортивно-развлекательной недвижимости и 644 тыс. кв. метров жилья. "Желдорипотека" предлагает при сохранении общего метража несколько сместить акценты. По мнению г-на Вотолевского, здесь можно разместить до 1,5 млн кв. метров жилья и 170 тыс. кв. метров объектов торговли плюс 75 тыс. кв. метров детских образовательных учреждений и 20 тыс. кв. метров отвести под зеленые насаждения. Расположенный в самом центре территории 8 квартал предполагается сделать спортивно-релаксационным центром городского значения. Этот квартал интересен тем, что здесь сходятся три городских района: Адмиралтейский, Московский и Кировский. Здесь же расположен памятник - Депо. На данной территории предполагается разместить волейбольные и баскетбольные площадки, ледовую арену и футбольное поле. По мнению бизнесмена, реализация презентуемого проекта возможна при экономической целесообразности для ОАО "РЖД". Поскольку значительная часть земель, принадлежащих железной дороге (19 из 55 га), будет использоваться под социальную инфраструктуру, а затраты РЖД составят около 4-5 млрд рублей, не считая всех проблем по согласованию, то в счет изымаемых земель необходимо предоставление компенсационных участков.
Кроме того, железнодорожники просят предоставить им статус стратегического инвестора и считают необходимым получить права на разработку проектов планировки и межевания территории тех кварталов, которые полностью принадлежат РЖД, это 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 17, 46, 47 кварталы.
Спорная территория - зона, непосредственно прилегающая к Обводному каналу. Здесь петербургская компания "Адамант" построила ряд объектов коммерческой недвижимости. И планировала развивать эту территорию дальше. Однако кварталы 4, 5, 6 полностью принадлежат железной дороге, и она от них отказываться не собирается. По словам Виталия Вотолевского, они планируют здесь возвести объекты - общественно-деловой, спортивной, культовой и зрелищной функций. "Город на этих 12,5 га планировал построить 275 тыс. кв. метров, - говорит он, - а мы разместили 425 тыс. кв. метров, включая доминанту высотой 70 метров, при этом чисто деловая зона 200 тыс. кв. метров, спортивно-развлекательная и культурно-зрелищная - 40 тысяч, парковка - 90 тысяч, торговля - 95 тысяч и 3500 га на зеленые насаждения и пешеходные зоны. Таким образом, мы учли все нормативы и разместили достаточно эффективно общественно-деловой район". Здесь же предполагается построить здания для экспозиции уникального Музея железнодорожной техники на земельном участке, примыкающем к Балтийскому вокзалу. Данная концепция позволяет решить вопрос строительства скоростной дороги до Пулково, чтобы авиапассажиры могли без сложностей добраться до центра города, и развитие туристических поездов в Ломоносов, Петродворец, Гатчину.
Между тем, на этой территории уже возвела ряд коммерческих объектов петербургская компания "Адамант". По словам генерального директора компании Игоря Лейтиса, "Наша концепция принципиально подготовлена - высотное здание 150-170 метров, порядка 500 тыс. кв. метров общественно-деловой застройки. Мы готовы к сотрудничеству. Если будет принято нормальное решение, то уже через несколько месяцев можно будет начать осваивать эту землю".
Губернатор предложила передать проекты планировки, разработанные компанией, "Желдорипотеке", а последним привлечь "Адамант" в качестве соинвесторов. Владимир Якунин с таким предложением согласился.
По словам вице-губернатора Александра Вахмистрова, "есть два пути освоения этой территории. Первая - "Измайловская перспектива" - появилась еще в 1727 году, скоро будем праздновать 300 лет. Наша задача решить: либо мы будем обсуждать эту концепцию, либо разработаем совместную, так как территория большая и очень сложная. Но мы готовы ее приостановить и все 10 кварталов отдать "Желдорипотеке". Только не стоит забывать, что территория потребует и бюджетных вложений. Митрофаньевское шоссе обошлось городу в 4 млрд рублей. Строительство Измайловского проспекта нам обойдется дороже Митрофаньевского, так как он будет гораздо шире, 8-полосный, затраты будут несоизмеримо выше".
На совещании были приняты конкретные решения по переводу грузовых терминалов, складских помещений станции Московская-Товарная из центра города на окраину. До конца 2009 года вся инфраструктура грузовой станции должна быть перенесена в район станции Шушары, и с 2010 года за Московским вокзалом начнется освоение квартала площадью 24 га. В рамках этого проекта планируется связать путепроводом улицу Черняховского с Кременчугской. Эта магистраль станет дублером Лиговского проспекта.
Успешно идет проект реконструкции "американских мостов", который позволит расширить набережную Обводного канала и улучшить транспортную ситуацию. Не менее успешно реализуется проект строительства путепровода в створе проспекта Александровской фермы, который соединит надежной транспортной связью два крупных района - Невский и Фрунзенский. На совещании принято решение о разработке до конца следующего года Генеральной схемы железнодорожного транспортного узла Петербурга. Важной частью схемы станет проектирование двухуровневых развязок в месте пересечения дорог с железнодорожными переездами.
Одной из граней сотрудничества города и ОАО "РЖД" станет строительство на паритетных началах Детской железной дороги, которая протянется от Витебского вокзала до Царского Села (города Пушкин). Одновременно она будет выполнять функцию туристического маршрута.
А к Новому году будет создана художественная подсветка Московского вокзала - в общей концепции с уже осуществленной подсветкой зданий Невского проспекта.
Ссылка: http://souz.conon.ru
http://www.conon.ru/g/p/3124.php
20.11.2007