Председатель Совета директоров машиностроительной компании "КРАНЭКС", президентСоюза промышленников и предпринимателей Ивановской области, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Юрий Токаев влиятельный бизнесмен и политик как в регионе, так и на федеральном уровне. Частник.Ru взял интервью у Ю. Токаева:
- Юрий Алимбекович, существует ли в Ивановской области промышленная политика?
- Начнем с того, что в РСПП, после дискуссий, в оборот введен более современныйтермин не "промышленная политика", а "политика по достижению конкурентоспособности российских компаний".
Собственно, достижение конкурентоспособности предприятием задача самого предпринимателя. Ни президент, ни губернатор не будет за него развивать его бизнес. Вчем тогда заключается роль государства? Главная задача современного государства создание условий для конкурентоспособности своей экономики как на внутренних,так и на внешних рынках.
Наконец-то это признала и российская власть в лице президента Путина, который уделил вопросу конкурентоспособности значительное место в своем ежегодном послании.
И прежде всего, для достижения конкурентоспособности российской экономики необходимо снизить налоги для обрабатывающих отраслей.
Было время, когда государство создавало такие условия, что налоговое бремя былопросто неподъемным для всех. Сегодня уровень налогов такой, что предприятия, в принципе, способны платить, но на развитие денег не остается.
Необходимо и дальше снижать налоги. Минфин в лице г-на Кудрина утверждает: "У нас налоговая нагрузка 31 процент от ВВП это не так много, в других странах она больше". Мне эти высказывания напоминают анекдот про среднюю температуру по госпиталю. Да, 31 процент это немного. Но кто-то не платит ничего, а для остальных нагрузка как при 51 проценте ВВП. Торговля, финансовая сфера, экспортеры уходят от налогов. Государство "доит" тех, кто не может "убежать" перерабатывающую отрасль. Подавляющее большинство оборудования в стране имеет возраст свыше 20 лет! Надо стимулировать предприятия обновлять технику, но делается, как у нас принято, все наоборот.
Необходимо снизить налоги для перерабатывающих отраслей. Но чтобы их снизить и при этом не оставить врачей и учителей без денег, необходимо заставить платить налоги всех без исключения. Пока госаппарат с этим не справляется.
Налоговые законы это компетенция федеральной власти.
Применительно к региональному уровню положение следующее.
Действительно, область самостоятельно выровнять налоговую нагрузку не в силах. Но надо отдать должное губернатору Тихонову, его команде они предпринимают меры по поддержке товаропроизводителей.
Например, в этом году из областного бюджета выделяется 22 млн. рублей на частичную компенсацию банковских процентов предприятиям, которые берут кредиты на развитие производства. Для сравнения: в прошлом году в бюджете предусмотрено было 10млн. рублей, а использовано только 7 млн. рублей. Правда механизм получения кредитов несколько усложнен существуют так называемые административные барьеры. Но СПП работает совместно с администрацией, чтобы подкорректировать порядок компенсации процентов по кредитам. Также мы договорились с губернатором: если 22 млн.рублей не хватит, он выйдет с предложением в ЗС об увеличении суммы до необходимой.
- Один из способов воздействия государства на экономику формирование экономического законодательства. Вас устраивают экономические законы Ивановской области?
- Та часть законов, которые регулируют бизнес в основном, федеральные. То есть здесь влияние местных законодателей ограничено. Впрочем, как я уже сказал, компенсация предприятиям процентов по кредитам в областном бюджете предусмотрена. Имеется также закон о поддержке инвестиций в форме капитальных вложений. Любой, укого есть рентабельный проект, может воспользоваться этими двумя законами и получить преференции. Этих двух законов вполне достаточно для привлечения инвестиций.
- Ивановские директора жалуются на то, что их продукция неконкурентоспособнапо причине завышенных энерготарифов. Как Вы считаете, наши энерготарифы завышены?
- Тарифы, как и налоги никогда не бывают "хорошими". Честно скажу, хотелось бы меньше платить за энергоносители. Но наши тарифы не "из ряда вон", средние по ЦФО. Вопиющих отклонений нет.
Я обращу ваше внимание на следующее. В переговорах о вступлении России в ВТО камнем преткновения являются наши внутренние цены на электричество и газ. Евросоюзв настоящее время отказывается разговаривать с нами по другим позициям - пока не будут выровнены цены за энергоносители на внутреннем и внешнем рынках (сейчас между ними разница в несколько раз).
Мы категорически против такой постановки вопроса. Во Франции среднегодовая температура +5 градусов, а у нас пол-России за Полярным кругом. Поэтому переговоры зашли в тупик пока эту проблему не урегулируют, они не продолжатся.
Так что тешить себя иллюзиями, что в перспективе энерготарифы будут медленно снижаться значит неправильно себя настраивать. И свой бизнес надо готовить к тому, что они будут расти.
Межгосударственные торговые барьеры снижаются, цены постепенно будут выравниваться. Допускаю, что придется работать в еще более жестких условиях...
- За счет каких ресурсов можно работать "в еще более жестких условиях "?
- Рецепт банален. Повышение производительности труда, снижение энергоемкости производства. У нас энергоемкость любого производства, в среднем, минимум в два раза выше, чем "у них".
- А в себестоимости продукции "КРАНЭКС" энерготарифы занимают какую часть?
- Примерно 5-7 процентов. На нашу себестоимость энерготарифы сильно не влияют. Будут мировые цены выживем и с ними. Для производства экскаваторов, где высокая добавленная стоимость, это несущественно. Чем глубже переработка, тем меньше доля энерготарифов в себестоимости.
- Ваше мнение как Президента ивановского СПП чем вызван кризис в текстиле и что следует делать?
- Все зависит от предприятия. Спрос на текстиль в стране есть. Люди не перестали ни одеваться, ни постельное белье покупать. Надо быть конкурентоспособным.
- Внутри Ивановской области конкуренция предельно жесткая...
- Что значит, внутри области? Рынок сбыта текстиля вся Россия, СНГ и вся "заграница".
"Яковлевская мануфактура" продает свою продукцию в Европу, Америку. "Шуйские ситцы" торгуют по всей стране. Конкуренция бывает не в области, а в отрасли. Рано или поздно нам придется конкурировать со всем миром. А что делать?!
Меня спрашивают: "Как ты будешь работать, когда придут со своим производством "Катерпиллер", "Хитачи" и "Комацу"? У нас будет два выхода или мы подтянемся доих уровня, или уйдем с рынка. Третьего не дано. Если мы не сможем другие придут на завод, выгонят весь "тупой" менеджмент и начнут работать сами. Ведь совершенно не важно, кто руководит предприятием "местные" или "чужие". Главное, чтобы продукцию выпускали, налоги и зарплату платили.
"КРАНЭКС" никогда не жаловался на то, что на рынке работают другие производители, со всего мира. А создание для них искусственных барьеров ведет только к консервированию российской халтуры. Потребителю нужна качественная продукция, а не квасной патриотизм.
- Должна ли власть учитывать социальные последствия смены собственника, готовиться к высвобождению тысяч рабочих мест?
- Мы возвращаемся к тому, с чего начали разговор. Цель администрации создать условия для бизнеса. Если она этого не сделает, то, в конце концов, бизнес "выбросит" людей на улицу. И безработные уже станут головной болью власти.
В Баварии для автоконцерна "БМВ", например, специально снизили налоги, чтобы тесохранили производство, а не перевели его в Китай или Таиланд, где рабочая силанамного дешевле. Стоит начать "прессовать" предприятие появляется угроза перевода производства в другое место, опасность массовых сокращений.
Жизнь устроена мудро. Нельзя бесконечно давить на предпринимателей. Наступает момент, когда эта проблема возвращается бумерангом.
- Но бывает и так пришел новый собственник на производство, организовать работу не смог, руки сложил ("не вышло!"), закрывает фабрику, ссылаясь на ее нерентабельность
- В наследство от советской власти нам достались "производственные мощности", ане "бизнес-единицы". Для того, чтобы управлять предприятием таких масштабов, с персоналом в несколько тысяч работников, на нем должна быть соответствующих размеров "бизнес-надстройка". Надо прежде всего создать сбытовую сеть. Произвести в условиях рынка это самое простое, главное уметь продавать.
Раньше у нас на заводе сбытом занимались 3 человека. Сейчас, по нашим расчетам,чтобы продавать ежегодно (как в советские времена) 1.000 экскаваторов, обеспечивать потребителей запчастями, сервисом нужно 250-300 человек!
Самая главная проблема для всех предприятий где взять квалифицированных специалистов? Нет ни опыта, ни традиций "бизнес-культуры". Поэтому текстильные фабрики в свое время облепили так называемые "давальцы". Если задуматься, то "давальцы" и есть те самые службы продаж для фабрик. И поэтому худо-бедно, но выживают именно те предприятия, где к управлению пришли люди, занимавшиеся раньше сбытом.
- Если владельцами фабрик сейчас стали те, кого называли "давальцами", означает ли это, что передел собственности окончательный?
- Процесс смены собственников будет проходить бесконечно. Это естественный отбор. Даже кажущиеся сейчас крепкими компании могут исчезнуть в небытие. Собственность будет переходить из рук в руки. От неэффективного собственника к эффективному.
18.03.2003
http://www.regions.ru/news/1035421/