Хабаровский край по объему добычи драгоценных металлов и заготовке леса занимает третье место в России. Такое интенсивное использование природных ресурсов не может не сказываться на окружающей среде. В связи с этим в крае реализуются мероприятия по минимизации вредного воздействия и компенсации наносимого ущерба.
Однако существует ряд проблем, в отношении которых меры, принимаемые на региональном уровне, недостаточны.
К такой проблеме, требующей усилий как на национальном, так и на международном уровне, относится загрязнение Амура. Он входит в десятку крупнейших рек мира и является крупнейшей трансграничной рекой Евразии. В бассейне Амура расположено шесть субъектов Российской Федерации, три китайских провинции, часть Монгольской Народной Республики, небольшой участок территории КНДР.
Проблема загрязнения реки особенно актуальна для жителей нашего края, в пределах которого находится нижняя часть Амура. Загрязнение связано с увеличением количества неочищенных промышленных и хозяйственных бытовых сбросов, в первую очередь, с территории активно развивающейся Китайской Народной Республики. По оценкам ученых, доля КНР в общем количестве сбросов в Амур достигает 90 процентов.
Ежегодно, начиная с 1996 года, в Амуре фиксируется резкое фенольное загрязнение, выражающееся в "аптечном" запахе воды и рыбы, и в заболеваниях ихтиофауны. В амурской воде обнаружено более ста токсичных соединений первого-четвертого класса опасности. Как следствие, заболеваемость населения гепатитом "А", острой дизентерией, вирусным менингитом в два и более раз превышает среднероссийские показатели. Выявленные хронические патологии органов кроветворения, выделительной и вегетативной системы у представителей коренных народов Нижнего Амура не оставляют сомнений в их экологической обусловленности.
Трансграничное загрязнение Амура, вызванное аварией на нефтехимическом заводе в городе Цзилинь (КНР) в ноябре 2005 года, привело к обострению и без того сложной экологической обстановки на Амуре. По информации китайской стороны, вследствие аварии в реку Сунгари было сброшено порядка 100 тонн нитробензола, бензола, анилина, ксилола, толуола. В этой ситуации от правительства края потребовалось консолидировать действия всех структур края для обеспечения безопасности населения. Фактические затраты по ликвидации чрезвычайной ситуации составили 132 миллиона рублей - и лишь 38 процентов этих затрат компенсированы из федерального бюджета.
Осознавая необходимость практического решения этих и связанных с ними проблем, правительством Хабаровского края принимается ряд мер по изменению внешней и внутренней политики в области охраны экосистемы Амура.
С 2002 года край совместно с провинцией Хэйлундзян организовал проведение мониторинга качества вод Амура и Уссури. Его результаты позволили вынести на федеральный уровень вопросы о значительном трансграничном загрязнении Амура, о необходимости совместных постов контроля качества вод и подготовке межправительственного соглашения о регламентировании поступления загрязняющих веществ в водные объекты бассейна.
В 2003 году создан координационный комитет по устойчивому развитию бассейна реки Амур, в состав которого вошли представители Приморского края, Читинской, Амурской областей, Еврейской автономной области, Агинского-Бурятского автономных округов, региональной структуры Министерства природных ресурсов РФ, представители науки и неправительственных экологических организаций.
В декабре 2005 года в Государственной Думе состоялись депутатские слушания, а в городе Хабаровске проведено выездное совещание президиума Дальневосточного отделения Российской Академии наук, межрегиональное совещание представителей приамурских субъектов РФ.
В феврале прошлого года в Пекине министром природных ресурсов России и начальником государственной администрации КНР по охране окружающей среды подписан меморандум о взаимопонимании по вопросам совместного мониторинга качества воды трансграничных рек - Амура, Уссури, Аргуни, Раздольной, озера Ханка. Однако из-за того, что Росводоресурсом до сих пор не определены ни смета, ни исполнители, сроки начала трансграничного мониторинга сорваны.
Учитывая стратегическое партнерство России с Китаем, мы считаем, что необходимо заключение полномасштабного договора с КНР о сотрудничестве в области охраны трансграничных водотоков.
Во внутренней политике необходимы и более конкретные меры - значительные инвестиции в строительство очистных сооружений водоотведения, в поиск и разведку альтернативных источников водоснабжения, в строительство современных станций водоподготовки, а также на ликвидацию накопленных отходов и рекультивацию нарушенных в результате горных работ земель.
Владимир БОНДАРЕНКО
Председатель Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов,
член Комиссии по экологической безопасности и охране
окружающей среды Общественной палаты РФ
http://www.fondedin.ru/