15 августа 2006
1617

Владимир Дедюхин: Регионам предложили самоопределиться

Владимир Дедюхин
заместитель министра регионального развития РФ

Беседовал Михаил Махлин
Регионам предложили самоопределиться

с местными приоритетами социально-экономического развития

Еженедельно в минрегионе рассматриваются межведомственной комиссией по разработке стратегий социально-экономического развития регионов Российской Федерации (МВК) программы, подготовленные на местах. Как выстраивается база для определения генеральной схемы пространственного развития страны? Об этом с обозревателем "Российской бизнес-газеты" беседовал заместитель министра регионального развития РФ Владимир Дедюхин.

- Владимир Анатольевич, каково ваше впечатление от способностей региональных лидеров видеть перспективу?

- Если о впечатлении, то оно, как теперь частенько говорят, неоднозначное. Пока мы успели ознакомиться со стратегиями развития 43 субъектов Федерации. Лишь в Астраханской, Вологодской, Нижегородской, Свердловской, Томской, Тюменской областях и Республике Татарстан действительно имеются стратегические планы развития, в полном смысле отвечающие значению этих слов. Примерно столько же регионов "отделались" небольшими замечаниями, требующими незначительных уточнений.

Большинство же представили на МВК набор благих пожеланий, исходя их существовавших в былые времена критериев для размещения производительных сил. Согласно их прогнозам, приоритетными остаются все те же предприятия и отрасли, которые когда-то определял Госплан СССР. Однако со старым багажом далеко не уехать. А речь-то идет о перспективе на 20-25 лет. Иными словами, нужна схема территориального планирования субъекта РФ, как проекция стратегии с таким же горизонтом по времени. Мы же зачастую не могли увидеть в программах ответ даже на среднесрочную (3-5 лет) программу, направленную на последовательное достижение целей, поставленных руководством страны.

В основном ошибка кроется в ставке исключительно на бюджетные возможности. Частный капитал, государственно-частное партнерство, региональные планы крупного бизнеса остаются за кадром. Такие программы носят формальный характер: лишь бы отделаться.

- Сколько времени потребуется руководству регионов, не сдавших "экзамен", чтобы пересдать его?

- Работа активизировалась. В связи с укреплением вертикали власти не приходится уповать на предвыборные ожидания. Тезис, что после нас хоть потоп, вышел из моды. Нелишне напомнить, искусство руководить, значит, предвидеть.

Дисциплинирует и то, что примерно раз в месяц правительство заслушивает тот или иной регион относительно его будущности.

Полученный опыт свидетельствует о возможности и необходимости формирования законченной стройной системы согласования целей, задач, показателей эффективности федеральных и региональных органов исполнительной власти с одной стороны, и бюджетов всех уровней - с другой.

- В бюджет-2007 закладывается следующая новация: регионы, добившиеся увеличения сбора налогов, получают трансферты в прежнем объеме. Неужели начался отход от уравниловки?

- В таком подходе минрегион и минфин выступают плечом к плечу. Косный подход, стригущий под одну гребенку прогрессирующие и депрессивные регионы, должны быть отправлены в отставку.

Раньше получалось так, что чем хуже идут дела, чем слабее управление, тем больше помощи из общего котла. Слабое руководство регионов еще более "расслаблялось", а тот, кто работал в полную силу, вынужден был с ними делиться доходами. Теперь, надеюсь, смогут реально заработать стимулы регионального развития.

- Другой момент. Из Федеральной инвестиционной программы исключается ряд объектов. Средства на финансирование пойдут прямо в регионы. О чем это свидетельствует?

- Центр лучше узнал регионы. Стало больше доверия и ответственности. Конечно же, правильно передать возведение ряда объектов на территориальный уровень. В то же время нельзя ослаблять контроль за использование средств. Скажем, в одной области строят суперклинику по оказанию высокотехнологических медицинских услуг. Соседи решают - и мы не хуже. Дело-то, конечно же, благородное. Но в силу ограниченных бюджетных возможностей напоминает обыкновенное мотовство. Гораздо эффективнее использовать межрегиональные связи, кооперацию.

- С давних времен ведется поход на местничество и ведомственность, когда каждый кулик отстаивает приоритет своего, простите, болота. Придет ли этому конец?

- Вряд ли. Но ослабить влияние этих факторов необходимо. МВК как раз занимается этой работой.

Проект первого постановления "О составе, порядке подготовки и согласовании с органами государственной власти Российской Федерации комплексных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации" из пакета постановлений правительства РФ, закрепляющего этот механизм, уже разработан минрегионом.

Особенно хочу обратить внимание на тот факт, что в основе лежат предложения органов власти 81 субъекта Федерации, 12 федеральных органов исполнительной власти, аппаратов полномочного представителей президента Российской Федерации в ЦФО и СибФО, ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации. Все это поддержано минздравсоцразвития, минкультуры, минтрансом, минпромэнерго.

В настоящее время проект постановления находится на согласовании в заинтересованных ведомствах. К сожалению, процесс идет медленно. Не выдерживаются сроки, предусмотренные регламентом правительства. При этом получаемые просроченные замечания часто носят не содержательный, а формальный характер Принципиальных противников этого документа вроде бы и нет, а процедура затягивается.

Аналогичная ситуация складывается и с разрабатываемыми в развитие Градостроительного кодекса постановлениями Правительства РФ, в том числе с проектом основополагающего "О составе, порядке подготовки проектов схем территориального планирования Российской Федерации, порядке внесения изменений в такие схемы, а также о порядке подготовки и утверждения планов их реализации". Здесь и затягивание согласований, и несодержательные замечания. Кроме того, при принятии Градостроительного кодекса кто-то записал, что разработка таких схем не потребует средств Федерального бюджета. Иными словами, явно предполагалось, что разработка схем территориального планирования РФ будет делаться "на коленке" и задаром. На этой позиции сейчас твердо стоит Минфин России, не объясняя, правда, кто будет разрабатывать такие серьезные документы, влияющие на безопасность всей страны, бесплатно и профессионально.

- Печальный, но общеизвестный факт. Большинство населенных пунктов, включая довольно крупные города, не имеют ни генпланов, ни схем развития. Логично было бы, чтобы региональные стратегии базировались на муниципальных проработках. Так ли это?

- В стратегиях, получивших "добро", так или иначе присутствовали вопросы местного самоуправления. Не берусь судить, насколько глубоко они проработаны, но сам факт, на мой взгляд, примечателен. Конечно же, в определении территориально-производственного развития страны надо идти что называется от земли, чтобы яснее и точнее обозначать общефедеральные национальные цели, тогда и фундамент для их достижения будет прочнее.

Российская газета, 15.08.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован