25 сентября 2005
1347

Владимир Федотов. Символы экономического партнерства.

Если исходить из экономических потенциалов двух стран, то возможности, видимо, можно назвать безграничными. Но если принять во внимание практику, взаимные потребности, реальную взаимодополняемость экономик, сложившиеся направления сотрудничества, то вступают в действие известные ограничения. Качественные параметры сотрудничества России и Китая определились уже в 1990-х годах. И сегодня речь можно вести о том, в каких количественных объемах в будущем выразится торгово-экономическое сотрудничество в конкретных областях.



В последние годы рост торгового и экономического сотрудничества двух стран демонстрирует весьма убедительную положительную динамику. В 2004 году объем двустороннего товарооборота вырос на 35 процентов и составил 21, 2 миллиарда долларов. Это наивысший уровень за всю историю советско-китайской и российско-китайской торговли. В первой половине текущего года этот объем возрос на 28,9 процента в сравнении с соответствующим периодом 2003 года и составил 12,3 миллиарда долларов.

Однако отметим, что и торговля Китая с Соединенными Штатами растет столь же стремительно. В прошлом году она была всего на 1 процент меньше, чем торговли с Россией. Однако сами объемы торговли Китая с США уже на порядок больше, чем объемы торговли с Россией. В прошлом году при общем внешнеторговом товарообороте Китая в 1,2 триллиона долларов его торговля с ЕС выразилась в сумме 177,2 миллиарда долларов, с США - 169,8 миллиарда, с Японией - 167,8 миллиарда долларов и с Юго-Восточной Азией (АСЕАН) - 104 миллиарда. Напомню, с Россией - 21, 2 миллиарда.

А если посмотреть, какие статьи преобладают в российском экспорте в Китай, то вырисовывается удивительная картина. Удельный вес российской нефти в совокупном ввозе этого товара в Китай в 2004 году составил 9,2 процента (против 5,8 процента в 2003 году). Россия заняла 4-е место среди поставщиков нефти в Китай после Ирана, Саудовской Аравии и Омана. Поставки российской древесины в Китай составляют около 12 процентов российского экспорта в эту страну и покрывают до 60 процентов потребностей Китая в древесине. При этом 98 процентов поставок приходится на необработанный лес-кругляк. Примерно такую же роль в удовлетворении потребностей Китая играют российские удобрения, составляющие около 11,5 процента российского экспорта в КНР. В то же время в 2004 году наполовину сократились объемы поставок в Китай российской машинно-экспортной продукции, ее удельный вес в российском экспорте составил только 5 процентов против 13 процентов в 2003 году и 20 процентов в 2002 году.

Таким образом, в российских поставках в Китай доминирую сырьевые товары. Китай вполне устраивает такое положение, он хотел бы и впредь больше получать из России сырья. Нам следует это понимать. Необходимо утвердить в России правильное понимание о Китае как растущей мировой державе, индустриальном гиганте, "фабрике мира", по выражению известного тайваньского деятеля Лянь Чжаня. Китай сегодня - это насос, все больше всасывающий сырья, капиталов, полуфабрикатов, комплектующих и выбрасывающий во все уголки мира готовую продукцию. Если он и желает получать что-либо из России, так это в первую очередь сырье.

С другой стороны, Россия пока вряд ли может предложить что-то другое. Если экономика Китая развивается в соответствии с требованиями всемирной конкуренции, то экономика России, увы, пока развивается в основном "по Грефу". Изувеченность экономики и массовая нищета россиян вряд ли являются вдохновляющими предпосылками для Китая при оценке перспектив его сотрудничества с Россией.

Вместе с тем руководство двух стран исполнено решимости добиваться заметного расширения торгово-экономического сотрудничества. В последнем Совместном коммюнике, подписанном главами государств во время визита Председателя КНР Ху Цзиньтао в Россию в июле нынешнего года, ставится задача "раскрытия огромного потенциала" этого сотрудничества, задача "по достижению цели увеличения двустороннего товарооборота к 2010 году до 60-80 миллиарда долларов США".

Достижима ли эта цель? Мне представляется, что столь существенное расширение двусторонней торговли достижимо, если целенаправленные усилия прилагать параллельно по двум направлениям: увеличивать взаимопоставки по сложившимся статьям торговли и изыскивать, а затем расширять, новые области сотрудничества.

Прежде всего, торговля может и в какой-то степени должна быть увеличена за счет поставок сырья в Китай. В первую очередь это касается поставок энергоносителей, сотрудничества в области энергетики.

Большие резервы сотрудничества кроются в области пока не начинавшихся поставок газа в КНР. За основу для дальнейшей работы в этой сфере Правительство РФ приняло 13 марта 2003 года Программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом его возможного экспорта на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Программа включает отдельную Концепцию экспортной политики поставок газа в Китай и другие страны АТР, разработанную совместно Минэнерго и ОАО "Газпром".

В Москве в 2003 году утвержден Отчет по Международному ТЭО о разработке Ковыктинского месторождения (Иркутский газовый проект). Предполагается в течение 30 лет продать 600 миллиарда кубометров газа Китаю и до 300 миллиарда кубометров Республике Корея. Стороны планируют начать поставки в 2008 году, а к 2017 году выйти на стабильный уровень объема поставляемого газа в 30 миллиарда кубометров в год. Общий объем капитальных работ по проекту составит около 18 миллиарда долларов. Китайская сторона проявляет повышенный интерес к освоению Чаяндинского и других газовых месторождений Республики Саха (Якутия). Китайская национальная нефтехимическая компания ("Синопек") планирует построить к 2008 году в провинции Шаньдун приемный терминал для сжиженного природного газа.

Проводимая сторонами работа позволяет предполагать, что вскоре могут заметно увеличиться поставки российской нефти в Китай. В настоящее время они осуществляются по железной дороге по двум направлениям: через территорию Монголии и через пограничный переход Забайкальск (Россия). В текущем году объем поставок должен составить не менее 10 миллионов тонн, а в 2006 году - не менее 15 миллионов тонн.

И все же очевидно, что нужно, не теряя времени, решать вопрос о прокладке нефтепровода. Прежние проекты строительства нефтепроводов Ангарск-Находка и Ангарск-Дацин (Китай) получили отрицательное заключение государственной экологической экспертизы, и к ним можно не возвращаться. Председатель КНР Ху Цзиньтао, прибыв в Россию в июле текущего года, заявил о достижении договоренности о прокладке нового нефтепровода в Китай. Во время его визита ОАО "НК Роснефть" подписала Протокол о сотрудничестве с "Синопек" и рамочное соглашение о долгосрочном сотрудничестве с Китайской национальной нефтегазовой компанией (КННК).

Таким образом, можно, судя по всему, ожидать, что прямой нефтепровод из России в Китай будет все-таки проложен, и это не может не вызывать удовлетворения. Очень многие в России понимали, что если и продавать российскую нефть, то кому, как не Китаю.

Открываются также определенные перспективы для российско-китайского сотрудничества в области электроэнергетики, а возможно и в области электроэнергетического машиностроения. В прошлом году объем поставок электроэнергии в Китай из энергосистемы ОАО "Амурэнерго" по линиям электропередачи 110 киловольт составил примерно 300 миллионов киловатт-часов, на 85 процентов больше, чем в 2003 году. Подписаны контракты с китайскими контрагентами на поставку дополнительного объема электроэнергии по действующим ЛЭП, а в ближайшей перспективе планируется построить и ввести в эксплуатацию межгосударственную ЛЭП ВЛ 220 киловольт из Амурской энергосистемы в провинцию Хэйлунцзян (КНР), что позволит увеличить годовой объем экспорта электроэнергии до 2 миллиардов киловатт-часов. С китайскими компаниями и организациями продолжается работа по возможностям поставок нашими компаниями, в том числе и ОАО "Силовые машины", оборудования для электроэнергетики. Прорабатываются возможности сотрудничества и в области угледобычи.

Но есть и другие, не менее перспективные, сферы двустороннего взаимодействия, из которых я бы выделил военно-техническое сотрудничество. Распространяться об этом в деталях не стоит, но важно в принципиальном плане утвердить то понимание, что нам не следует как-то ограничивать себя, сотрудничая с Китаем в этой области. В нашей стране легко услышать опасения: как бы мы не способствовали вооружению "потенциального противника". Но все такого рода суждения - стратегическая аберрация или недомыслие. Вся совокупная национальная мощь Китая и его военная мощь будут поглощаться процессом гашения других антагонизмов и конфликтов. Если уж говорить о такой надуманности, как угроза нам со стороны Китая, то это угроза не его самолетов и танков, а угроза действия законов демографической и геоэкономической гравитации. Между тем, продавая Китаю вооружения или военные технологии, мы подаем кислород нашему ВПК, спасаем удушаемую безденежьем военную промышленность, содействуем выходу их из застоя, их прогрессу. Скажем, продав Китаю истребитель 4-го поколения, наши инженеры и конструкторы получают возможность разработать истребитель 5-го поколения и т.д. Это живая реальность, и надо из нее исходить.

Необходимо, однако, иметь в виду, что диверсификация двусторонней торговли остается узким местом сотрудничества, особенно в части гражданской машинно-технической продукции. Были серьезные проблемы при реализации уже согласованных и осуществляемых проектов, например по строительству первой очереди Тяньваньской АЭС в КНР, а также по поставкам пяти самолетов Ту-204 по контракту 2001 года.

Экономическое сотрудничество двух стран вышло на такую ступень, когда его дальнейший прогресс при опоре только на торговые каналы становится затрудненным, необходимо активнее переходить к технологическому и научному обмену, включать в оборот интеллектуальные ресурсы. Поэтому естественно на передний план выдвигается задача упорядочения и активизации инвестиционного сотрудничества как основы дальнейшего движения вперед.

В КНР поставлена задача расширить рамки инвестиционного взаимодействия и инвестировать в российскую экономику к 2020 году 12 миллиарда долларов. В последнем Совместном коммюнике глав двух государств эта задача находит свое подтверждение с той оговоркой, что "в рамках национальных законодательств Стороны будут предпринимать меры по созданию благоприятного инвестиционного климата и необходимых условий для реализации проектов, по которым достигнуты договоренности".

Если вникнуть в суть дела, то эти слова отражают опасения потенциальных китайских инвесторов относительно благоприятности существующего в России инвестиционного климата, достаточности гарантий по защите капиталовложений. Поэтому сторонами решено ускорить подписание российско-китайского межправительственного соглашения о поощрении и защите взаимных капиталовложений. Китайская сторона проявляет заметный интерес к этому вопросу.

Большое значение придается в этой связи регулярному проведению двусторонних инвестиционных форумов. Во время первого российско-китайского инвестиционного форума в Хабаровске летом 2004 года было подписано 12 инвестиционных проектов на сумму 690 миллионов долларов. На втором инвестиционном форуме в Санкт-Петербурге в июне 2005 года были заключены контракты уже на 1,5 миллиарда долларов, в том числе - на 1,2 миллиарда долларов - с мега-комплексом "Балтийская жемчужина". Заключены соглашения о заготовке и переработке древесины в Хабаровске, об агропромцентре в Новгородской области, о строительстве плодоовощной базы в Иркутске, меморандум о сотрудничестве между российской электронной компанией и китайской Сычуаньской компанией электронной техники.

Разумеется, двустороннее сотрудничество, в частности торговля, могут успешно возрастать за счет непокрываемого китайского импорта в Россию, если это устроит российскую сторону. Наш импорт из Китая растет, а положительное сальдо в пользу России неуклонно сокращается. Заметно растут поставки китайской машинно-технической продукции (в 2004 году - на 1,56 миллиарда долларов при росте 47 процентов в сравнении с 2003 годом). А такие китайские товары, как кожаные и меховые изделия, ширпотреб, всегда будут находить сбыт на нашем рынке.

Словом, перспективы существенного развития торгово-экономического сотрудничества России и Китая, доведения их взаимного товарооборота к 2010 году до 69-80 миллиардов долларов реальны. Для этого требуется только приложить каждой из сторон реальные активные усилия.



ФЕДОТОВ Владимир Павлович,

Чрезвычайный и Полномочный посол,

научный сотрудник Института

стратегических исследований






http://www.fondedin.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован