Конституция Базельского Комитета и последовавшие за нею документы были, пожалуй, первой попыткой международного органа стандартизировать и унифицировать мировую кредитную и финансовую систему. Предполагалось, что правила будут общими, по крайней мере, для всех стран - членов Комитета. Комитет и его вспомогательные органы работают весьма активно, создавая целый поток документов, помогающих всемирному движению к добротной банковской практике.
К настоящему времени этот поток резюмировался схемой "Международное сближение системы мер капитала и стандартов капитала", опубликованной в июне 2004 года и уточненной в ноябре 2005г. Эта схема ныне широко известна как Соглашение "Базель-2". Комитет продолжает научно-исследовательскую и методическую работу, развивая системы контроля за капиталом банков. Уже в начале 90-х годов тогда еще молодая система рыночного банковского дела России через Центральный банк Российской Федерации выразила свою приверженность к базельскому процессу и ввела так называемую систему Базель-1 в употребление всеми банками страны. Это не могло не сказаться на улучшении работы, адекватности капитала и повышении устойчивости банков.
В 1999 году был опубликован документ "Методология соблюдения принципов", а в октябре 2006 года в Мексике на Международной конференции органов банковского надзора, которые проводятся регулярно один раз в два года, была одобрена уточненная версия "Сердцевинных принципов эффективного банковского надзора". Новейшая версия этого важнейшего рамочного документа скрупулезно разобрана и конструктивно прокомментирована в серии из трех статей. А.Ю.Симановский, бесспорно являющийся ведущим специалистом страны по базельскому процессу, следующим образом резюмирует вопрос о банковском надзоре: "Применительно к российской практике, достижение ориентиров, поставленных Принципами и Методологией-2006, должно стать для банковского надзора и банков одним из приоритетов на ряд ближайших лет. Необходимое содействие в достижении указанной задачи и соответствующие усилия потребуются также от исполнительной и законодательной ветвей власти. В свою очередь, констатация глобального соответствия банковского надзора России установленным минимальным стандартам эффективности является важнейшим условием успешного позиционирования российских банков на международных финансовых рынках." [1]
Настоятельная потребность в контроле и регулировании банковской сферы сформировалась в мире после Великой депрессии 30-х годов прошлого века. После Второй мировой войны интернационализация банковского бизнеса и ускорение международного движения капитала обусловили формирование международных правил и норм банковского надзора. При этом реализация надзорных полномочий в банковской сфере осуществляется в каждой стране в установленных законодательством институциональных формах.
Крупным фирмам, работающим на рынке США, приходится действовать в соответствии с положениями Акта Сарбейнса-Оксли о прозрачности финансовых операций и публикации финансовой информации. Надзор за банковской системой в США осуществляют несколько служб, главные среди которых, Федеральная резервная система (FRS), Оффис контролёра валюты (OCC) и Федеральная корпорация страхования депозитов (FDIC), цель которых в обеспечении безопасной, стабильной и в то же время гибкой деятельности финансовой и денежной систем. Что касается надзора за рынком ценных бумаг, то его осуществляет Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC), чья миссия заключается в защите инвесторов и обеспечении устойчивости и справедливости рынка ценных бумаг. Все четыре упомянутые службы сознательно разделены законодателем и работают независимо, осуществляя разные режимы регулирования. Однако сегодня, после внесенных в 1999г. изменений в американское законодательство, Федеральная резервная система США позволяет организациям, подконтрольным банковским группам, осуществлять операции с ценными бумагами. При этом в США ожидают возникновения более консолидированного режима регулирования. Не исключено, что и в Америке появится свой мегарегулятор. Сегодняшний режим надзора в США - административный. Отличается крайне жесткими предписаниями и основан на таком же жестком соблюдении всех правил, положений, нормативов и требований FRS, OCC, FDIC, SEC и других надзорно-регулирующих органов. По формальным признакам он весьма близок к банковскому надзору, осуществляемому в России. Возможно, именно из-за того, что США задолго до начала формального базельского процесса располагали системой надзора с глубокой историей, уникальным опытом и устоявшимися связями с банками, эта страна пошла по пути осторожного и постепенного внедрения положений документа Базель-2, которую сейчас профессионалы иногда называют системой Базель-2А. В рамках этой системы ради укрепления международной совместимости и конкурентоспособности на более или менее полный режим Базеля-2 переведены 20 крупнейших международно активных банков.
В Великобритании банковским надзором с момента своего создания в 1694г. занимается Банк Англии, который отвечает за обеспечение финансовой стабильности в стране. В частности, он традиционно контролировал поддержание ликвидности банковской системы и был кредитором последней инстанции. По иронии судьбы именно решение воздержаться от такой роли во время кризиса, постигшего банк "Бэрингс" в 1995г., и явилось частичной причиной вывода функции надзора из ведения Банка Англии и передачи ее Управлению финансовых услуг (УФУ). Эта служба теперь надзирает за финансовым рынком Великобритании: банковским, страховым и фондовым. Это единый орган регулирования - мегарегулятор. Такой консолидированный подход к финансовому надзору призван обеспечить координированную систему, при которой единая Коллегия Великобритании отвечает за работу и развитие стратегического финансового регулирования. В Великобритании (как и в Западной Европе в целом), в отличие от США, надзор регулятивный, при котором мониторинг рынков осуществляется, в основном, путем следования установленным принципам, а не путем точного соблюдения каждой буквы законов. ЕС требует от государств - членов союза разрабатывать собственное законодательство для реализации положений директивы. В Европе кроме директив ЕС в 2007г. вступят в силу положения Базеля-2. Также в 2007 г. будет проведена в жизнь Директива по рынку финансовых инструментов. Все это приводит к тому, что руководство банков вынуждено посвящать все больше часов рабочего времени и тратить средства акционеров на соблюдение регулятивных требований, количество которых постоянно растет.
В Великобритании полагают, что цель любого надзора - гарантировать справедливые правила банковского рынка для всех участников деятельности. К примеру, этому посвящены четыре основные задачи УФУ:
· рыночная уверенность: поддержание доверия участников рынков к финансовой системе;
· информирование общественности: укрепление широкого общественного доверия к финансовой системе;
· защита потребителя: обеспечение необходимого и постоянного уровня защиты потребителей;
· снижение уровня финансовых преступлений: снижение возможности использования бизнеса для целей, связанных с финансовыми преступлениями.
Исходя из этих принципов, выводятся основные направления и базовые правила, в пределах которых должна действовать та или иная британская кредитная или финансовая компания. Для того чтобы надзор был эффективным, режим регулирования должен достичь определенного баланса. Инструкции должны помогать компаниям избежать излишних рисков, которые могут негативно повлиять на акционеров, клиентов и других участников рынка. При этом они не должны мешать бизнесу законно расширять свои интересы или вводить инновации на рынке. Соответственно, Великобритания разрабатывает законодательные положения, которые будут отражать как национальные директивы о достаточности капитала, так и Базельские соглашения о капитале. Управление финансовых услуг Великобритании в свою очередь будет осуществлять контроль над соблюдением этого законодательства в своей стране.
...
Полный текст данной статьи вы можете скачать в формате MS Word
В.Н.Вяткин, (Агрохимбанк, Москва),
В.А.Гамза (Агрохимбанк, Москва),
М.И.Гуревич (Эллипс Банк, Нижний Новгород)
П.В.Калишин (Эллипс Банк, Нижний Новгород)
[1] А.Ю.Симановский, Базельские принципы эффективного банковского надзора, издание второе. // Деньги и кредит. No1, 2, 3, 2007.
viperson.ru