Тезисы выступления 28.09.2013 на круглом столе, организованном Министром РФ по развитию Дальнего Востока.
Действия Правительства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока направлены на решение более общей задачи - реализации восточной политики России, которая состоит в ускорении развития всей страны за счет совместного развития России со странами АТР и вовлечения в хозяйственный оборот богатых природных возможностей Восточных территорий России.
Как механизм решения этой задачи предложена новая редакция федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года" (далее - ФЦП), существенной особенностью которой является усиление транспортной (железной дороги и морские порты) инфраструктуры Восточных территорий для вывоза экспортных (прежде всего угля) грузов.
В таком виде ФЦП слабо учитывает интересы самих Восточных регионов и не решает задачи их социально-экономического развития. Требуется более общий подход, совмещающий как экспортные интересы, так и потребности развития Восточных территорий, главная из которых - прекращение сокращения населения.
Для реализации решений Президента и Правительства Российской Федерации, масштабную работу по развитию Востока России можно осуществлять исходя из двух взаимодополняющих подходов:
1. Каркасно-кластерный подход, заключающийся в том, что на основе развития транспортного, энергетического и расселенческого каркасов территорий ведется освоение примерно 50 крупных опорных зон развития (ОЗР). При этом развитие каркаса должно вестись опережающими темпами по отношению к ОЗР и синхронизировано между собой. Также необходимо иметь ввиду, что инфраструктуры и людей в Восточных территориях России мало и все проекты развития ОЗР надо выполнять точечно в тесной увязке между собой.
2. Второй базовый подход к развитию Восточных территорий России - это селективная государственная политика, т.е. особая таможенная, тарифная, налоговая, финансовая и социальная политика государства, действующая на данной территории.
В связи с вышеуказанным, считаем, что назрела необходимость разработки комплексной программы, которая с учетом ограниченности транспортной и энергетической инфраструктуры и ограниченности трудовых ресурсов позволит поэтапно решить ключевые проблемы:
o выделит приоритетные опорные зоны развития территории;
o синхронизирует реализацию проектов ОЗР с развитием опорной (внешней) транспортной и энергетической инфраструктуры;
o структурирует проекты самих ОЗР как комплексные, с учетом создания внутренней транспортной и энергетической инфраструктуры и полного обустройства на современном уровне всех привлекаемых работников, т.е. с созданием современных городов и поселков и всей необходимой для комфортной жизни инфраструктурой.
Финансовыми механизмами для реализации комплексной программы могут служить:
- прямое бюджетное финансирование (ассигнования федерального бюджета);
- TIF (Tax Increment Financing) - финансирование за счет федеральной части дополнительных налоговых поступлений от вновь созданных и введенных в эксплуатацию производств;
- прямые спонсорские инвестиции государственных институтов развития;
- инвестиционное банковское кредитование;
- выпуск инфраструктурных облигаций;
- консорциальное финансирование с участием отечественных и зарубежных инвесторов;
- концессионное финансирование крупных иностранных инвесторов.
При выборе приоритетов будут учитываться:
- уже реализуемые масштабные проекты (космодром "Восточный", "Южная Якутия", "Южное Приморье" и другие);
- обеспечение жизнедеятельности населения;
- обеспечение внутреннего рынка страны ограниченными по местам производства ресурсами (уран, вольфрам, молибден и др.);
- выполнение экспортных обязательств Российской Федерации;
- наполнение бюджетной системы Российской Федерации.
Разработчиком такой программы может стать Международный центр развития регионов (далее - МЦРР), который в течение уже многих лет занимается как подготовкой документов правительственного уровня, так и научными исследованиями, связанными с развитием Восточных территорий России.
Необходимо также отметить, что на Дальнем Востоке на сегодняшний день существует несколько острых проблем:
1) ликвидация последствий небывалого паводка, начало строительства каскада ГЭС в Амурской области, Хабаровском крае и Забайкалье для предупреждения возможных паводков в дальнейшем;
2) расселение людей из подтопленных зон в ДФО России и из временного жилья в зоне БАМа, которое не попадает ни в одну ФЦП, т.к. не считается жильем;
3) обеспечение крупных начатых проектов жилищным фондом (космодром "Восточный", Кимкано-Сутарский ГОК, ГОКи Забайкальского края);
4) повышение мобильности населения за счет развития малой авиации и местных автодорог;
5) ликвидация локальных энергодефицитов за счет перехода на местные виды топлива и оптимизации топливно-энергетических балансов, включая переход на газовое топливо;
6) организация разработки вольфрамового месторождения "Скрытое" (Малиновский рудный узел, Приморский край) для обеспечения работой сотрудников Ярославского и Приморского ГОКов (6 тыс. чел.) в связи с истощением месторождения "Восток". Для этого необходима прокладка и реконструкция 300 км автомобильных дорог и такой же длины линий электропередач.
Есть ряд других проектов, которые обеспечат развитие малого и среднего несырьевого бизнеса.
Меламед И.И.,
Международный центр развития регионов
Гамза В.А.,
Деловая Россия