Так, в проекте прямо подчеркивается: «Обеспечение финансовой стабильности останется одним из приоритетов деятельности Банка России. Именно такого подхода придерживался Банк России после принятия «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов» (с.3).
Банк России осознает, что ему предстоит действовать в сложных для страны геополитических и макроэкономических условиях. В проекте отмечается: «В предстоящие три года вероятно сохранение ряда проблем в российской экономике, требующих продолжения реализации дополнительных нестандартных мер Банком России» (с.42)
При этом, банк России сохранил преемственность реализуемых в последние три года принципов и сделал акцент на дальнейшем продвижении к стандартной модели полноценного инфляционного таргетирования. Согласно проекту, цель по инфляции определена на уровне 4%. При этом Банк России планирует снизить темпы роста потребительских цен до 4% в 2017 году и в дальнейшем поддерживать их вблизи данного уровня (с.6). В качестве операционной цели денежно-кредитной политики в проекте устанавливается «сближение ставок в сегменте «овернайт» денежного рынка с ключевой ставкой» (с.9). Следовательно, основным элементом денежной трансмиссии определяется процентный канал, его влияние на изменения процентных ставок в экономике. Наряду с этим делается акцент на том, что «Банк России продолжит следовать режиму плавающего валютного курса, при этом в случае возникновения угроз для финансовой стабильности будет готов совершать интервенции на внутреннем валютном рынке» (с.43).
Банк России будет проводить дискреционную денежно-кредитную политику (политику «по обстоятельствам»). В проекте подчеркивается: «Решения по денежно-кредитной политике будут приниматься на основе оценки баланса инфляционных рисков и рисков для экономического роста. При этом обеспечение финансовой стабильности останется одним из приоритетов деятельности Банка России» (с.3).
Таким образом, реально Банк России реализует нестандартную политику таргетирования финансовой стабильности, которая включает в себя комбинацию элементов таргетирования инфляции, таргетирования ВВП и таргетирования реального эффективного курса рубля
Подтверждением этого служит то, что объявленные Банком России цели по снижению инфляции не выполняются. По итогам 2013 г фактическая инфляция (декабрь к декабрю) составила 6,6%, в 2014 г. она достигла 11,4%, а 2015 г., согласно имеющимся оценкам, будет на уровне 11-12%. В этих условиях фиксация цели по инфляции в виде неизменной точки на среднесрочную перспективу делает ее «неработающим» ориентиром и снижает доверие к проводимой Банком России денежно-кредитной политики.
Еще более ограниченными являются возможности для применения в России инструментария таргетирования ВВП. При сохранении высоких темпов инфляции монетарное и фискальное стимулирование ВВП оборачивается, в конечном счете, усугублением дисбалансов и финансовой нестабильности, что еще больше вовлекает экономику в стагфляционную спираль. Достаточно сказать, что за период с сентября 2013 по январь 2015 гг. валовый кредит Банка России кредитным организациям вырос с 3,4 до 9,9 млрд руб. Однако это не решило проблем восстановления экономического роста и сопровождалось усилением инфляции и нестабильностью курсовой динамики рубля.
Банк России использует и элементы таргетирования обменного курса. В проекте прямо говорится: «Банк России продолжит следовать режиму плавающего валютного курса, при этом в случае возникновения угроз для финансовой стабильности будет готов совершать интервенции на внутреннем валютном рынке» (с.43) Более того, предполагается наращивание международных резервов до уровня 500 млрд долларов США, что, согласно тексту «Проекта» «потребует продолжительного времени и будет зависеть от развития ситуации по тому или иному сценарию» (с.44). В пользу того, что Банк России неявно ориентируется на таргетирование обменного курса, говорит и привязка всех трех сценариев макроэкономического развития на 2016- 2018 годы к мировым ценам на нефть (с.34-37), а не к прогнозным оценкам спроса на деньги.
Считаем необходимым внести в Проект следующие изменения и дополнения:
Смена мандата Банка России:
переход ЦБ РФ, в координации с Правительством, от «ограничительной» денежно-кредитной политики к политике «стимулирующей», обеспечивающей рост деловой и инвестиционной активности;
от политики стерилизации национальной денежной базы (сейчас 50% всей денежной базы изъято из экономики) перейти к политике мобилизации денежной базы на счетах кредитных и иных финансовых организаций;
от таргетирования инфляции - к таргетированию роста ВВП, к низким ставкам долгосрочного кредита, к снижению волатильности рубля к основным валютам (не более 10% в год);
основной путь борьбы с инфляцией – не иммобилизация национальной денежной базы и сдерживание роста денежной массы, а политика обеспечения экономического роста путем снижения издержек, стимулирования производства, модернизации экономики, добросовестной конкуренции и стабилизации курса рубля.
Реализация политики «количественного смягчения»:
в условиях низкой монетизации экономики, когда в России М2/ВВП – 45% (в КНР – 195%), ЦБ РФ может постепенно наращивать денежное предложение (как минимум до уровня М2 = 80-90% от ВВП), не опасаясь резкого роста инфляции, но при одном жестком условии: эти средства целевым образом должны быть направлены на стимулирование инвестиций в реальное производство. Они не должны быть использованы для роста «потребления»: выплаты зарплат бюджетникам и даже на увеличение пенсий, а использоваться только по целевым контролируемым каналам на стимулирование «предложения» - проектное финансирование, целевое рефинансирование ипотеки, развитие МСП и решение других задач, способствующих росту и модернизации экономики, но не вызывающих резкого повышение инфляции;
опережающее денежно-кредитное предложение со стороны Банка России (не менее 1,5 трлн. рублей в год в течение 5 лет за счет проведения целевой связанной эмиссии) для рефинансирования инвестиционных кредитов под залог проектных облигаций и/или выкупа проектных облигаций компаний-инвестиционных агентов (в том числе СОПФ - специальные общества проектного финансирования).
Создание новых эффективных финансовых институтов развития:
спроектировать структуру системы государственных институтов развития, определить мандаты и KPI каждого из институтов, ориентировав на стимулирование высокотехнологичных промышленных проектов, прежде всего среднего, а не мега уровня;
за счет выкупа финансовых обязательств Центробанком капитализировать финансовые институты развития до уровней, необходимых для поддержания инвестиционной активности в производственном секторе;
создать систему мониторинга и оценки эффективности деятельности институтов развития с точки зрения реального вклада в социально-экономическое развитие и рост несырьевого сектора экономики.
Проведение политики стабильного курса рубля:
таргетировать реальный эффективный курс рубля (REER), стабильно заниженный (не менее чем на 10%) по отношению к равновесному уровню к корзине валют стран – основных торговых партнеров России (евро, юань, доллар США);
ввести избирательные валютные ограничения (отдельные элементы "мягкого" валютного контроля) для снижения влияния спекулятивного капитала на курс рубля, включая: (1) налогообложение необеспеченной импортными контрактами покупки валюты корпоративным сектором, (2) вывод валютных депозитов из системы страхования вкладов, (3) рост ответственности банков за превышение лимитов открытой валютной позиции.
Приложение: Проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов».
Ссылки по теме:
http://www.asros.ru/ru/pr/news/19784-na-sovete-assotsiatsii-rossiya-po-finansovomu-regulirovaniyu-i-dkp-obsudili-proekt-osnovnykh-napravlenii-edkp
http://www.asros.ru/ru/pr/news/19803-na-komissii-rspp-po-bankovskoi-deyatelnosti-obsudili-rol-dkp-v-razvitii-ekonomiki