15 февраля 2002
1092

Владимир Лазовский: У сибирских неплательщиков налогов будут неприятности

Сегодня беда Сибири, да и вообще всех сырьевых регионов страны заключается в том, что все финансовые потоки направляются в офшоры или в Москву. На местах денег остается минимум, лишь для мало-мальского обеспечения деятельности добывающих и перерабатывающих предприятий. Об этих проблемах корреспондент "Континента Сибирь" Александр ШИРОКОВ беседует с заместителем директора ФСНП России - начальником ГУ ФСНП России по Сибирскому федеральному округу генерал-лейтенантом налоговой полиции Владимиром ЛАЗОВСКИМ.

Лазовский Владимир Николаевич родился 29 ноября 1947 года в г. Кропоткине Краснодарского края. В 1970 году окончил радиофакультет Таганрогского радиотехнического института, в 1997-м - факультет менеджмента Московского государственного университета коммерции. Его карьера началась с должности инженера конструкторского бюро ростовского завода "Электроаппарат" (1970-1973). Затем судьба сделала крутой поворот: с 1973-го по 1992 год Лазовский служил на различных должностях в Управлении КГБ по Ростовской области, а в 1985-1986 приобрел боевой опыт в Афганистане. С 1992 года по август 2000-го возглавлял Управление Федеральной службы налоговой полиции по Ростовской области. 16 августа 2000 года назначен начальником ГУ ФСНП России по Южному федеральному округу. Награжден орденом Почета и медалями. В 1997 году удостоен звания "Почетный сотрудник налоговой полиции России". Женат. У него двое взрослых детей - дочь и сын.

- Владимир Николаевич, налоговая полиция - ведомство молодое. Какие задачи стояли и стоят перед ним, какова роль возглавляемой вами структуры в иерархии органов управления ФСНП?

- Налоговая полиция изначально создавалась для борьбы с налоговыми преступлениями, обеспечения безопасности сотрудников налоговых инспекций, физической защиты собственных сотрудников, а также для контроля за чистотой рядов как своих, так и налоговых инспекций. Мы - ведомство, в котором совмещены правоохранительные и контролирующие функции в сфере экономических взаимоотношений.

Опыт создания главных управлений ФСНП был предпринят еще за два года до деления России на федеральные округа с созданием в регионах оперативно-координационных управлений. К сожалению, функции этих подразделений не были до конца определены, они просуществовали недолго и больше породили проблем нежели добились каких-то весомых результатов. Но начало было положено.

Насколько оправдано появление семи окружных управлений ФСНП, покажет жизнь. Но то, что эффективно управлять территориями из Москвы затруднительно, ни у кого не вызывало сомнений. Основная задача ГУ - повысить мобильность управления. Мы, образно говоря, глаза, уши и руки Москвы на местах. При этом у нашего управления сегодня есть все функции, которыми наделены и территориальные органы. Мы можем вести оперативную, документально-проверочную и следственную деятельность, параллельно мы обязаны отслеживать те процессы, которые происходят на территории: контролировать крупные дела, нарабатывать методику работы применительно к Сибири.

- 2001 год отмечен целым рядом масштабных, громких дел в отношении олигархов Бориса Березовского, Владимира Гусинского. Не последнюю роль в "преследовании" сильных мира сего сыграла ФСНП. Что изменилось в прошлом году, почему произошел перелом по отношению к владельцам крупного капитала?

- Для подобного решения на высшем уровне понадобилась определенная политическая воля. Согласитесь, что никто из олигархов не нажил деньги честным путем. Капитал уходил и уходит за границу, происходят процессы, весьма неблагоприятные для России. Президент и правительство это понимают и обеспокоены тем, что налоговая полиция увлеклась, если так можно сказать, "мелочевкой", а серьезные проблемы не решались. Раньше никто и помышлять не мог о том, чтобы подступиться к Березовскому, к Гусинскому, Аксененко. При всем том, что в связанных с этими именами империях не все ладно с законом, особенно в вертикально интегрированных структурах, естественных монополиях. Вся прибыль от деятельности их территориальных подразделений направлялась в Москву, где решалось, куда распределять деньги, как платить налоги и вообще - необходимо ли платить.

Сейчас процесс все же сдвинулся с мертвой точки, наработанная, прямо скажу, криминальная практика неуплаты налогов стала изменяться. Не так быстро, как хотелось бы, но все же процесс пошел.

- Неужели раньше не было возможностей начать процесс "вывода на чистую воду" олигархов?

- До сентября 2001 года у Главных управлений ФСНП не было реальных рычагов контроля, не было возможности вести следственную работу. Все сводилось к тому, что в Москву направлялись рекомендации, что можно сделать. При этом крупные монополисты безнаказанно делали и делают сейчас все, чтобы не платить налогов: используют сложные запутанные схемы, создают фирмы-однодневки, уводят огромные деньги от налогообложения. Взять, например, "Норильский никель", который формирует 74 процента бюджета Красноярского края. Я полагаю, что там тоже есть нарушения. Подтверждение тому - снижение налоговых поступлений.

Еще одна проблема, которая является сейчас одной из самых серьезных для государства в целом, - предъявление к возврату НДС за экспортируемый товар. По некоторым территориям возврат НДС превышает вообще все налоговые поступления. Такие схемы используются в Хакасии, в Тыве. И в этом есть большая "заслуга" "Сибирского алюминия". Его финансовые схемы нельзя назвать криминальными, но они труднопроверяемые, связанные с большим количеством посреднических фирм, фирм-однодневок, которых не существует в природе. Лишь с осени прошлого года у нас появились реальные рычаги для контроля подобных процессов. Сейчас ведется работа в этом направлении, и мы стараемся держать в поле зрения не только производство алюминия.

Да, вы правы - сегодня беда Сибири, да и вообще всех сырьевых регионов страны, заключается в том, что все финансовые потоки направляются в офшоры или в Москву. Например, какая-то фирма торгует углем, стоимость одной тонны которого составляет для потребителя, условно, тысячу рублей. А ведь на выходе из шахты эта тонна стоит 300 рублей. Далее следует запутанная схема, в результате которой потребитель платит в три раза больше. Денег в регионе не остается, прибыль никто не показывает, налоги платить нечем. При этом все контролируется одним человеком, который старается показать максимум издержек.

- Владимир Николаевич, понимание всех этих схем, знание способов укрытия налогов отражается на конкретных результатах вашей работы?

- Мы уже возбудили ряд уголовных дел, в которых фигурируют конкретные предприятия и крупные суммы неуплаченных налогов. Например, Западно-Сибирская железная дорога вовремя не заплатила около 300 млн рублей. После нашего вмешательства долг погашен. По Томску есть ситуация, где через проблемный банк, который фактически "лежал на боку", в 1998 году было проведено 2,5 млрд налоговых платежей. А реальных денег бюджет не получил. В Бурятии возникли вопросы по поводу соблюдения налогового законодательства руководством угольного разреза "Тугнуйский". Было возбуждено уголовное дело, предприятию предъявлено к возмещению государству более 160 млн рублей. Есть еще ряд интересных дел, по завершении которых в бюджет государства будут возвращены значительные суммы.

Хотелось бы предупредить руководителей крупных предприятий, что безнаказанные схемы уклонения от уплаты налогов бесконечно существовать не будут. Руководителям уже сейчас необходимо изменить свою политику в сторону интересов государства. Иначе могут быть неприятности.

- Чем обычно заканчиваются уголовные дела? Принимали ли суды решения по наказанию виновных?

- В целом по округу в прошлом году возбуждено около 5 тысяч уголовных дел, и они, в первую очередь, носят огромный профилактический характер. Практика складывается так, что более 50 процентов дел заканчиваются за деятельным раскаянием обвиняемых. То есть люди, привлекаемые к ответственности, признают свою вину, возмещают нанесенный государству ущерб и помогают следствию разобраться в нюансах дела. Примерно 20 с небольшим процентов дел доходят до суда с обвинительным заключением. Осуждается же к реальным срокам по стране по всему спектру наших подведомственных преступлений очень мало людей. Судебная практика на сегодняшний день в России такова, что налоговые преступления не считаются тяжкими. Теоретически за подобные правонарушения грозят немалые сроки заключения (до семи лет), но на практике в стране в прошлом году реально осуждено к лишению свободы всего 16 человек. И только 8 из них - за налоговые преступления.

- Создается какая-то парадоксальная ситуация. Многие руководители уклоняются от уплаты налогов, прекрасно понимая, что если их обвинят в преступлении, они выйдут сухими из воды. Неужели российское законодательство направлено на то, чтобы таким образом "наказывать" недобросовестных предпринимателей? Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы законы начали работать на государство?

- Во-первых, в конце концов провести декларирование имущественного и финансового состояния всех жителей России, достигших шестнадцати лет. В соответствии с Гражданским и Трудовым кодексами, с этого возраста граждане России имеют потенциальную возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Таким образом мы выведем начальную точку отсчета всей налогооблагаемой базы физических лиц, без чего нельзя эффективно бороться с налоговыми преступлениями.

Во-вторых, государство должно отказаться от презумпции невиновности в отношении налоговых правонарушений. Сегодня мы не в силах эффективно бороться с очевидным превышением расходов многих наших сограждан над их доходами. При официальной заработной плате в копейки они имеют яхты, особняки, счета за границей. И мы даже не вправе задать вопрос: откуда у вас такие деньги? По действующему законодательству, именно на нас и органы МНС возложена обязанность доказывать, что налоги уплачены не в полном размере или не уплачены вообще. Работа эта неблагодарная, так как чаще всего в таких ситуациях мы сталкиваемся или с отсутствием необходимых бухгалтерских документов, или с хорошо запутанными схемами ведения финансово-хозяйственной деятельности. По ходу проверок возникают новые обстоятельства, новые, зачастую фиктивные договоры, которые в корне меняют основу наших выводов. А есть еще жесткие сроки проверок, суды, которые все сомнительные вопросы трактуют в пользу налогоплательщика. Поэтому многие месяцы проверок нередко не приносят никаких результатов. Если учесть, что на каждого налогового полицейского приходится в среднем по России не одна сотня хозяйствующих субъектов, можно ли говорить при таких условиях о неотвратимости наказания? Эта ситуация порождает желание нарушать закон еще больше. Потому в большинстве цивилизованных стран презумпция невиновности касается всех преступлений, кроме налоговых.

Нынешняя ситуация способствует тому, что все больше людей сколачивают огромные состояния неправедным путем и пытаются активно влиять не только на экономические процессы, в том числе путем блокирования одних и принятия других законов, но и на политические.

Следующий шаг напрямую не связан с налоговой политикой. Это - амнистия капитала, необходимость которой назрела давно. При разумном, взвешенном подходе к решению этой проблемы подобный шаг способствовал бы возврату капитала из-за рубежа. Понимаю, что далеко не всем понравятся предлагаемые мною изменения, но честные люди от этого только выиграют. Беда наша в том, что никто этими вопросами сегодня не занимается, а любые подобные попытки на уровне законодателей пока встречают противодействие.


com.sibpress.ru

15.02.2002
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован