Самый простой способ определения важности целей - оценка влияния каждой из них на достижение главной. Так как человек не в состоянии одномоментно соизмерить десятки, а то и сотни событий, приходится прибегать к последовательному перебору всех связей в ДЦ. Следующий пример иллюстрирует простейший вариант способа оценки. На рисунке изображен трехуровневый граф из 12 вершин. На первом уровне (нередко его обозначают как нулевой уровень) находится генеральная цель (Ц1), на втором - три направления НИР, ведущих к достижению генеральной цели (Н11, H12, H13), и на третьем - 8 задач (З111, З112, З121, 3122, З123, З131, З132, З133).
Экспертов просят оценить относительную важность целей второго уровня для достижения генеральной цели, а затем относительную важность задач для каждой цели-направления. При этом показатели нормируются, т. е. приводятся к единице (или к 100). Так, если эксперты посчитают, что направление Н11 в 2 раза важнее H12, а H12- в 3 раза важнее H13, то они припишут им соответствующие удельные весовые характеристики: 0,6, 0,3 и 0,1 (или 60, 30 и 10). Аналогичным образом соизмеряется важность задач. Теперь для того чтобы определить важность каждой цели третьего и любого последующего уровня для всей системы в целом, достаточно перемножить коэффициенты по всей цепочке событий, составляющих каждую ветвь дерева. В нашем примере значимость цели З111 равна 0,42 (0,7 Х 0,6), цели З121- 0,12 (0,4 Х 0,3) и т. д. (см. нижний ряд чисел на рисунке). Заметим, что сумма таких об-щесистемных коэффициентов относительной важности всех целей одного уровня составит единицу (или 100). В результате мы получаем право непосредственно сравнивать между собой цели, принадлежащие к разным вершинам, и утверждать, например, что цель З112 равна по значимости сумме 3122 и З123, a З121 в 2 раза превосходит З132.
Расчеты усложняются, если дополнительно вводятся и другие критерии оценки, например вероятность достижения цели, медико-социальная значимость, научно-информационная значимость и др. Показатель значимости цели по каждому критерию формируется как произведение средней величины экспертной оценки на коэффициент относительной важности данного критерия. По мере решения отдельных задач, выявления новых проблем и возможностей ДЦ пересматривается и обновляется.
ДЦ - информационно-логическая основа перспективного плана НИР. В качестве заданий программно-целевого плана ОП фигурирует полное множество или сознательно ограниченная совокупность целей нижних уровней ДЦ. Ресурсы в таком плане распределены в соответствии с их относительной важностью. Для достижения наиболее значимых, крупномасштабных и труднодостижимых целей перспективного плана, требующих сосредоточения усилий различных специалистов, подразделений и учреждений под единым руководством, формируются целевые программы. Остальные направления перспективного плана разрабатываются на традиционной основе. Целевая программа НИР - это логически тесно взаимосвязанная, объединенная единой целью совокупность работ (тем, фрагментов, этапов, событий), упорядоченная во времени и в пространстве, обеспеченная кадровыми, финансовыми и материальными ресурсами, имеющая собственную, более или менее автономную систему управления. Цели научных программ могут быть направлены как на полный цикл исследований от идеи до внедрения, так и на отдельные этапы этого цикла.
Для изыскания наилучших способов решения программных задач в научно-исследовательских учреждениях и вузах целесообразно проводить регулярные (1 раз в 2-3 года) конкурсы проектов НИР. Конкурсы проектов дополняют систему принятия стратегических решений "сверху" системой выдвижения плановых предложений "снизу", способствуют развертыванию творческой инициативы всех научных работников в направлении поиска и реализации путей решения поставленных задач. Объявляется конкурс после того, как вышестоящая организация утвердит программную цель, основные задачи программы будут распределены между учреждениями-соисполнителями и будут намечены ориентировочные затраты ресурсов на каждую из задач.
Возможны различные способы организации конкурсов. Они могут быть закрытыми, когда авторы представляют проекты анонимно, под девизами, или открытыми; одноступенчатыми, когда все проекты оцениваются и отбираются в головном учреждении, или многоступенчатыми, когда проекты подвергаются предварительному анализу, рецензированию в субординированных учреждениях. Важно, чтобы способ проведения конкурса соответствовал специфике и традициям коллектива, где он проводится, лучше, если этот способ будет выбран на основе волеизъявления членов коллектива.
В учреждении необходимо разработать положение о конкурсах проектов НИР, которое после обсуждения в коллективе подлежит утверждению руководителем. В положении должны быть изложены порядок проведения конкурсов, основные требования к проектам, принципы и регламент экспертизы, меры поощрения авторов.
Сотрудники уведомляются о программных задачах и сроках подачи проектов не менее чем за 2 мес. Право внесения предложений предоставляется всем без исключения сотрудникам. Число проектов не ограничивается. Каждый сотрудник может предлагать способы решения любой из планируемых задач. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
Требования к структуре и содержанию проекта НИР в принципе не отличаются от общепринятых требований к документам тематического планирования. Проект может охватывать как часть, так и весь комплекс способов решения программной задачи. Его содержание должно быть изложено таким образом, чтобы можно было оценить: соответствие проекта программным целям и задачам; осуществимость проекта; вероятность достижения и степень достижения планируемых результатов; степень оригинальности, новизны предлагаемых подходов; требующиеся для выполнения проекта ресурсы и сроки.
Объем проекта не должен превышать 8-10 страниц машинописи. Руководит проведением конкурса научная часть. Ученый секретарь института организует сбор, хранение и рецензирование проектов. Информационная и патентная службы дают заключения по каждому проекту об отсутствии аналогичных работ в планах и отчетах других учреждений, а также о патентной новизне.
Отбор проектов и сведение их в единую программу НИР - прерогатива руководства целевой программой, которое осуществляет эту работу совместно со специальным подразделением, занимающимся разработкой перспективных планов и целевых программ. Если в реализации программы участвует несколько учреждений, то конкурсы могут проводиться в каждом из них в отдельности, после чего в головную организацию направляются как сверстанная подпрограмма, направленная на решение порученной данному учреждению задачи, так и полный выбор поступивших на конкурс проектов. Руководству головной организации предоставлено право вносить коррективы в содержание подпрограмм субординированных учреждений, исходя из критерия оптимизации и взаимной увязки всех составляющих целевую программу фрагментов. В том случае, если решение какой-либо программной задачи не обеспечивается совокупностью поступивших на конкурс проектов, руководство поручает разработать плановую тематическую карту специалисту соответствующего профиля.
Выдвижение проектов НИР на конкурс следует стимулировать всеми доступными способами морального и материального поощрения. Итоги конкурсов подлежат обсуждению на заседаниях ученых советов и на общих собраниях сотрудников. Количество и качество выдвинутых и принятых к реализации предложений - важный показатель творческих возможностей научного работника. Тем, кто подал оригинальную идею, должно быть гарантировано авторство. Автору проекта, включенного в комплексную программу, предоставляется преимущественное право участия в его осуществлении. Сотрудники, чьи предложения не были приняты, получают возможность их выполнения в инициативном плане.
Президент России Д.А. Медведев провозгласил инновационный путь развития страны (см. "Россия, вперед!" в "Известиях" от 11.09.09г.) В основе курса - внедрение современных научных достижений как в технологию формирования стратегии развития страны, так и в практику реализации поставленных целей и задач.
Существует два основных способа выработки стратегии развития общественных систем. Первый - в большей или меньшей степени субъективный, волюнтаристский выбор целей, основанный на преимущественно апостериорной оценке состояния системы и примитивной экстраполяции узко ограниченного числа трендов. Второй способ - программно-целевое планирование (ПЦП). В его основе - комплекс методов, направленных на максимально полный охват и анализ основных показателей движения системы, разработку нормативного прогноза, построение иерархии целей и распределение ресурсов в соответствии с их важностью. Общепризнано, что ПЦП позволяет избежать в долгосрочной перспективе многих грубых упущений, диспропорций и экономических потерь, существенно повысить эффективность функционирования как системы в целом, так и её отдельных подсистем.
Хотелось бы надеяться, что органы управления нашей страной в полном объёме возьмут на вооружение методологию ПЦП.
28.09.2009,
www.viperson.ru