16 февраля 2007
3056

Владимир Лизун: Изменить вектор развития

О возрождении России, выходе ее в число передовых в экономическом и научно-техническом плане держав произносится сегодня немало официальных слов и деклараций. Этой проблемой занимаются как министерства и ведомства, так и специальные органы по ускорению научно- технического прогресса, внедрению новейших технологий, созданных при Администрации Президента, Правительстве, других властных структурах. Проводится и немало совещаний по данной проблеме, разработаны соответствующие планы и программы. Но при все этом отставание нашей страны от семерки развитых государств продолжает усугубляться. Более того, Россию уже все активней оттесняют в сторону быстро развивающиеся азиатские и латиноамериканские страны. Стремительный рывок вперед Китая, совсем недавно, казалось, отстававшего от нашей страны на многие десятилетия, а сегодня не только "дышащего" нам в затылок, но и обошедшего Россию по ряду ключевых позиций, заставляет задуматься над многим. И, прежде всего, о стратегии долгосрочного экономического и научно-технического развития страны, разработка и, главное, реализация которой позволила бы нашей стране переломить тенденцию сползания в ряды отсталого и бедного большинства и войти в число наиболее динамичных и передовых держав. А тенденция эта, несмотря на оптимистические заверения кое-кого из руководителей Правительства, усиливается. Если взять предельно критическое значение в мировой практике ряда важнейших экономических показателей и их уровень в "реформированной" России, то картина будет выглядеть просто удручающей.
Так, допустимый уровень падения промышленного производства, составляющий по первой позиции 30-40 %, в России находится на отметке в 50%, изношенность основных фондов добывающей промышленности соответственно 35-40% и 75-80%, высокотехнологической продукции 10-15% и 1%, доля от ВВП государственных ассигнований на науку 2% и 0,4% . Эти показатели - наглядное свидетельство сильного отставания нашей страны от ведущих держав, ее прогрессирующего превращения в их колониально-сырьевой придаток.
Все согласны с тем, что внедрять новейшие технологии для России крайне необходимо, на словах все, как говорится "за", но на деле ситуация не меняется. Тут, как и на других направлениях, наша застарелая болезнь: у соответствующих властных структур отсутствуют необходимым права и полномочия, а подчас и стремление заниматься этим. Не разработан и механизм реализации принимаемых решений, что обеспечивает их заведомую "пробуксовку". В данной статье как раз и пойдет речь о разработке такого механизма, без чего говорить о реальности экономического возрождения страны просто не приходится. На сначала попытаемся более четко сформулировать саму необходимость смены вектора развития экономики страны, тем более, что несмотря на растущий поток "правильных" слов и деклараций, этого до сих пор, на наш взгляд, так и не сделано.
Становится все более очевидным, что ставка на развитие сырьевого сектора как базы экономического подъема страны не срабатывает. Позволяя решить текущие экономические, финансовые и особенно социальные проблемы страны, такой подход в стратегическом плане только отдаляет нашу страну от достижения главных целей. Не говоря уже о том, что за Россией на мировом рынке закрепляется незавидная, неизбежно обрекающая на экономическую отсталость роль поставщика сырьевых ресурсов для передовых держав, подрывается и внутренняя основа развития- блокируется становление подлинно цивилизованных рыночных отношений, глушится частнопредпринимательская инициатива и предприимчивость, само это развитие приобретет уродливый и нестабильный характер вследствие его зависимости от вечно колеблющейся и непредсказуемой конъюнктуры цен на мировых рынках. Это не говоря уже о неизученных еще экологических последствиях форсированной добычи невозобновляемых природных ресурсов, той же нефти или газа - по некоторым данным, "бумеранг" таких последствий может ударить по стране, по здоровью людей гораздо сильней и трагичней, чем чернобыльская катастрофа. Не случайно США, например, сознательно притормаживают добычу на своей территории природных ресурсов, в первую очередь нефти - помимо военно-политических здесь действуют и иные, связанные как с экономикой, так и с экологией соображения.
Конечно, богатейшие природные ресурсы- громадный "плюс" для нашей страны, обеспечивающей ей ряд неоспоримых преимуществ. Однако чрезмерный "крен" в эту сторону, наметившийся в последние десятилетия, все больше превращает этот "плюс" в "минус", более того становится и в значительной мере ужа стал тормозом развития страны. Между тем у России имеется другое ее объективное и "традиционное" преимущество, активное и целенаправленное использование которого позволило бы начать быстрое и уверенное продвижение по пути экономического, научно-технического и социального прогресса. Речь идет об уникальном научно-интеллектуальном потенциале страны, который, как это ни парадоксально, куда больше работает на зарубежные государства, чем на наши национальные интересы. Россия же получает от его использования жалкие крохи.
Обратимся к статистике американских страховых кампаний, которая достаточно точно отражает реальное положение дел. В 1987г., 75% всех изобретений и открытий в США в области инженерии, архитектуры, строительства, математики, физики и других наук принадлежали выходцам Восточной Европы и, в основном с территории бывшего СССР либо царской России. По данным компетентных английских источников, около трети всех мировых научных изобретений принадлежит русским. А речь ведь идет о самом прибыльном на сегодняшний день бизнесе. Доходы от торговли патентами и лицензиями в США в настоящее время в два раза превышают прибыли от продажи товаров. В Японии, которая практически не имеет сырьевых ресурсов, а патенты на научные открытия закупает за границей, доходы на душу населения в шесть раз больше, чем в России. И эта пропорция имеет тенденцию к еще большему возрастанию. Понимая это, власть имущие в Соединенных Штатах, например, переносят упор в своей политике на развитие научно-технического потенциала и, надо сказать, весьма преуспели в этом. Сегодня две трети мирового фонда новейших и высоких технологий уже принадлежит американцам. Не секрет, например, что вторым после английского, рабочим языком НАСА является русский. Президент США Дж. Буш, выступая в мае 2002г. в Государственном Университете Санкт-Петербурга, откровенно отметил, что Соединенные Штаты живут российскими мозгами.
Действительно, с 1994 по 2000 гг., из России в зарубежные страны выехало около 800 тысяч высококвалифицированных научных и инженерных кадров. Из них 270 тысяч, работавших в основном в военно-промышленном комплексе, оказались в США. Учитывая, что американским Конгрессом был принят специальный законодательный акт, поощрявший этот процесс, иначе как целенаправленным разрушением интеллектуального потенциала страны такие действия не назовешь Впрочем, Вашингтон можно понять - речь ведь шла об ослаблении своего потенциального соперника. Трудно объяснить действия Правительства России и наших спецслужб, не только безучастно взиравших на этот процесс, но даже и открыто содействовавших ему - тут, видимо, предстоит еще обстоятельное выяснение, почему так произошло, возможно и с подключением правоохранительных органов. И в настоящее время мы теряем как минимум 60-7 миллиардов долларов США ежегодно из-з0а неумения использовать отечественную интеллектуальную собственность, которая по-прежнему беспрепятственно "перетекает" за рубеж.
Вообще неспособность сколько-нибудь эффективно применять человеческий


В. Лизун
Кандидат экономических наук

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован