О возрождении России, выходе ее в число передовых в экономическом и научно-техническом плане держав произносится сегодня немало официальных слов и деклараций. Этой проблемой занимаются как министерства и ведомства, так и специальные органы по ускорению научно- технического прогресса, внедрению новейших технологий, созданных при Администрации Президента, Правительстве, других властных структурах. Проводится и немало совещаний по данной проблеме, разработаны соответствующие планы и программы. Но при все этом отставание нашей страны от семерки развитых государств продолжает усугубляться. Более того, Россию уже все активней оттесняют в сторону быстро развивающиеся азиатские и латиноамериканские страны. Стремительный рывок вперед Китая, совсем недавно, казалось, отстававшего от нашей страны на многие десятилетия, а сегодня не только "дышащего" нам в затылок, но и обошедшего Россию по ряду ключевых позиций, заставляет задуматься над многим. И, прежде всего, о стратегии долгосрочного экономического и научно-технического развития страны, разработка и, главное, реализация которой позволила бы нашей стране переломить тенденцию сползания в ряды отсталого и бедного большинства и войти в число наиболее динамичных и передовых держав. А тенденция эта, несмотря на оптимистические заверения кое-кого из руководителей Правительства, усиливается. Если взять предельно критическое значение в мировой практике ряда важнейших экономических показателей и их уровень в "реформированной" России, то картина будет выглядеть просто удручающей.
Так, допустимый уровень падения промышленного производства, составляющий по первой позиции 30-40 %, в России находится на отметке в 50%, изношенность основных фондов добывающей промышленности соответственно 35-40% и 75-80%, высокотехнологической продукции 10-15% и 1%, доля от ВВП государственных ассигнований на науку 2% и 0,4% . Эти показатели - наглядное свидетельство сильного отставания нашей страны от ведущих держав, ее прогрессирующего превращения в их колониально-сырьевой придаток.
Все согласны с тем, что внедрять новейшие технологии для России крайне необходимо, на словах все, как говорится "за", но на деле ситуация не меняется. Тут, как и на других направлениях, наша застарелая болезнь: у соответствующих властных структур отсутствуют необходимым права и полномочия, а подчас и стремление заниматься этим. Не разработан и механизм реализации принимаемых решений, что обеспечивает их заведомую "пробуксовку". В данной статье как раз и пойдет речь о разработке такого механизма, без чего говорить о реальности экономического возрождения страны просто не приходится. На сначала попытаемся более четко сформулировать саму необходимость смены вектора развития экономики страны, тем более, что несмотря на растущий поток "правильных" слов и деклараций, этого до сих пор, на наш взгляд, так и не сделано.
Становится все более очевидным, что ставка на развитие сырьевого сектора как базы экономического подъема страны не срабатывает. Позволяя решить текущие экономические, финансовые и особенно социальные проблемы страны, такой подход в стратегическом плане только отдаляет нашу страну от достижения главных целей. Не говоря уже о том, что за Россией на мировом рынке закрепляется незавидная, неизбежно обрекающая на экономическую отсталость роль поставщика сырьевых ресурсов для передовых держав, подрывается и внутренняя основа развития- блокируется становление подлинно цивилизованных рыночных отношений, глушится частнопредпринимательская инициатива и предприимчивость, само это развитие приобретет уродливый и нестабильный характер вследствие его зависимости от вечно колеблющейся и непредсказуемой конъюнктуры цен на мировых рынках. Это не говоря уже о неизученных еще экологических последствиях форсированной добычи невозобновляемых природных ресурсов, той же нефти или газа - по некоторым данным, "бумеранг" таких последствий может ударить по стране, по здоровью людей гораздо сильней и трагичней, чем чернобыльская катастрофа. Не случайно США, например, сознательно притормаживают добычу на своей территории природных ресурсов, в первую очередь нефти - помимо военно-политических здесь действуют и иные, связанные как с экономикой, так и с экологией соображения.
Конечно, богатейшие природные ресурсы- громадный "плюс" для нашей страны, обеспечивающей ей ряд неоспоримых преимуществ. Однако чрезмерный "крен" в эту сторону, наметившийся в последние десятилетия, все больше превращает этот "плюс" в "минус", более того становится и в значительной мере ужа стал тормозом развития страны. Между тем у России имеется другое ее объективное и "традиционное" преимущество, активное и целенаправленное использование которого позволило бы начать быстрое и уверенное продвижение по пути экономического, научно-технического и социального прогресса. Речь идет об уникальном научно-интеллектуальном потенциале страны, который, как это ни парадоксально, куда больше работает на зарубежные государства, чем на наши национальные интересы. Россия же получает от его использования жалкие крохи.
Обратимся к статистике американских страховых кампаний, которая достаточно точно отражает реальное положение дел. В 1987г., 75% всех изобретений и открытий в США в области инженерии, архитектуры, строительства, математики, физики и других наук принадлежали выходцам Восточной Европы и, в основном с территории бывшего СССР либо царской России. По данным компетентных английских источников, около трети всех мировых научных изобретений принадлежит русским. А речь ведь идет о самом прибыльном на сегодняшний день бизнесе. Доходы от торговли патентами и лицензиями в США в настоящее время в два раза превышают прибыли от продажи товаров. В Японии, которая практически не имеет сырьевых ресурсов, а патенты на научные открытия закупает за границей, доходы на душу населения в шесть раз больше, чем в России. И эта пропорция имеет тенденцию к еще большему возрастанию. Понимая это, власть имущие в Соединенных Штатах, например, переносят упор в своей политике на развитие научно-технического потенциала и, надо сказать, весьма преуспели в этом. Сегодня две трети мирового фонда новейших и высоких технологий уже принадлежит американцам. Не секрет, например, что вторым после английского, рабочим языком НАСА является русский. Президент США Дж. Буш, выступая в мае 2002г. в Государственном Университете Санкт-Петербурга, откровенно отметил, что Соединенные Штаты живут российскими мозгами.
Действительно, с 1994 по 2000 гг., из России в зарубежные страны выехало около 800 тысяч высококвалифицированных научных и инженерных кадров. Из них 270 тысяч, работавших в основном в военно-промышленном комплексе, оказались в США. Учитывая, что американским Конгрессом был принят специальный законодательный акт, поощрявший этот процесс, иначе как целенаправленным разрушением интеллектуального потенциала страны такие действия не назовешь Впрочем, Вашингтон можно понять - речь ведь шла об ослаблении своего потенциального соперника. Трудно объяснить действия Правительства России и наших спецслужб, не только безучастно взиравших на этот процесс, но даже и открыто содействовавших ему - тут, видимо, предстоит еще обстоятельное выяснение, почему так произошло, возможно и с подключением правоохранительных органов. И в настоящее время мы теряем как минимум 60-7 миллиардов долларов США ежегодно из-з0а неумения использовать отечественную интеллектуальную собственность, которая по-прежнему беспрепятственно "перетекает" за рубеж.
Вообще неспособность сколько-нибудь эффективно применять человеческий
В. Лизун
Кандидат экономических наук