Тема : Третье чтение законопроекта о некоммерческих и общественных организациях
Передача : Интервью
Ведущие : Ашот Насибов
Гости : Владимир Плигин
В эфире радиостанции "Эхо Москвы" - Владимир Плигин, глава комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству, член партии "Единая Россия".
Эфир ведет - Ашот Насибов.
А. НАСИБОВ - Добрый день еще раз, уважаемые слушатели, Ашот Насибов у микрофона, я приветствую в студии "Эха Москвы" Владимира Николаевича Плигина, главу комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству, члена президиума генерального совета партии "ЕР", приветствую вас, Владимир Николаевич.
В. ПЛИГИН - Добрый день, уважаемые радиослушатели, добрый день, Ашот.
А. НАСИБОВ - Мы будем беседовать о законопроекте о некоммерческих и общественных организациях, сегодня ГД приняла в окончательном, третьем чтении этот законопроект, теперь он поступит на рассмотрение СФ, ориентировочно где-то 27 декабря, и после этого законопроект должен подписать президент, потом в течение 90 дней, спустя 90 дней закон, уже подписанный президентом, вступает в законную силу.
В. ПЛИГИН - Да, вы правильно изложили всю эту тему, я предлагаю начать разговор об этом законе, прежде всего, достаточно спокойно, потому что мне кажется, что предыдущая волна, которая была между первым, вторым, потом третьим чтением, она была такая, насыщенная.
А. НАСИБОВ - Прекрасно.
В. ПЛИГИН - Да.
А. НАСИБОВ - Прекрасно, я спокоен в смертельном бою. Напомню номер эфирного пейджера для слушателей, 725 66 33, присылайте ваши вопросы на эфирный пейджер, возможно, во второй части программы мы даже примем несколько телефонных звонков. Что произошло между вторым и третьим чтениями в отношении этого закона?
В. ПЛИГИН - Давайте лучше между первым и вторым.
А. НАСИБОВ - На втором вносились еще поправки, тогда между первым и вторым и третьим.
В. ПЛИГИН - Между вторым и третьим, да.
А. НАСИБОВ - Когда у нас было первое чтение?
В. ПЛИГИН - Первое чтение было где-то, получается, около месяца, наверное, назад.
А. НАСИБОВ - Второе чтение было 21 числа, т.е. два дня назад. И сегодня было третье чтение.
В. ПЛИГИН - Третье чтение обычно в ГД называется техническим чтением, т.е. там вносятся какие-то коррективы, которые касаются стилистики документа, которые касаются правок, если хотите, грамматических правок, поэтому там существенных вещей обычно не происходит. Но между первым и вторым чтением произошли крайне существенные вещи, с моей точки зрения, и 62 поправки были приняты, эти поправки были сделаны депутатами ГД, в том числе, авторами законопроекта. Они были сделаны на основании того заключения, которое в ГД направил президент РФ, а также многочисленных консультаций с членами общественной палаты РФ, с неправительственными организациями, российскими и международными, и с представителями различного рода дипломатических миссий в Москве. Это была интересная работа.
А. НАСИБОВ - В частности, между первым и вторым чтениями из законопроекта были исключены положения об обязательной перерегистрации некоммерческих организаций, например, или у того, что регистрирующий орган имел право обеспечивать финансовый контроль деятельности некоммерческих организаций.
В. ПЛИГИН - Заданность законопроекта, нацеленность законопроекта, она была сохранена в настоящее время, т.е. это нацеленность на максимальную, извиняюсь за иностранное слово, транспарентность применительно к финансовым потокам, но вместе с тем важнее, следующие положения были исключены. Было исключено положение об обязательной регистрации в качестве российского юридического лица тех отделений иностранных, неправительственных, некоммерческих организаций, т.е. это упрощение процедуры, также была, правильно вы отметили исключена необходимость специальной перерегистрации, т.е., таким образом, бюрократические процедуры в некоторой степени упростились.
А. НАСИБОВ - Вы сказали, что третье чтение - это такое, там уже какие-то последние формальности улаживаются, смысл вашего высказывания был такой, там уже какие-то шероховатости сглаживаются, но, тем не менее, сегодня было достаточно бурное обсуждение. И за законопроект проголосовали 357 депутатов, против 20 парламентариев, этому всему предшествовала довольно бурная дискуссия. В чем там была суть, смысл этой дискуссии?
В. ПЛИГИН - В принципе, как всегда, речь идет о том, принимать тот или иной вариант или не принимать, т.е. я думаю, что позиции депутатов не изменились, часть депутатов настаивала на том, что данный законопроект, он не должен был приниматься. Вместе с тем мне кажется, что это общее настроение депутатского корпуса, все отмечают, что работа, которая была сделана над законопроектом, от стадии концепции до стадии его принятия, она такая, скажем, достаточно профессиональная работа. И то количество возражений, которое было раньше, оно в настоящее время снято. Я понимаю, что моему коллеге Сергею Александровичу Попову, это нетрадиционно, действительно, для третьего чтения, одновременно приходилось дополнительно убеждать зал, депутатский корпус в том, что работа качественная и с ней можно продолжить.
А. НАСИБОВ - Фракция КПРФ сегодня, КПРФ сегодня заявила, что в полном составе не поддержит принятие и не поддержала принятие этого законопроекта. Каковы были мотивы, пытались ли депутаты убедить фракцию КПРФ изменить решение?
В. ПЛИГИН - Вы знаете, нет возможности детально убеждать именно в рамках третьего чтения, т.е. задача до того. Есть определенные политические позиции, я не знаю мотивы, внутренние мотивы, по которым высказывается та или иная точка зрения фракций ГД, но обычно это определяется до начала заседания, на внутрифракционных заседаниях. Соответственно, я думаю, что эта точка зрения была там выработана.
А. НАСИБОВ - В частности, было сказано, было предложено дождаться окончательного формирования общественной палаты, напомню, что сегодня формируется последняя, третья часть общественной палаты. И было предложено дождаться заключения общественной палаты по поводу этого законопроекта. Почему ГД решила форсировать события и не дожидаться заключения общественной палаты? Я на этот вопрос вас попрошу ответить сразу после краткого выпуска новостей.
НОВОСТИ
А. НАСИБОВ - Я еще раз приветствую уважаемых слушателей, напомню, что в студии "Эха Москвы" Владимир Плигин, глава комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству, член президиума генерального совета партии "ЕР". Мой вопрос, заданный перед кратким выпуском новостей, звучал так - почему ГД решила не дожидаться формирования окончательного общественной палаты, сегодня, напомню, последняя треть общественной палаты определяется, почему не дождались заключения общественной палаты по поводу законопроекта об этих некоммерческих и неправительственных организациях?
В. ПЛИГИН - Я должен сказать, что ГД проявила вообще-то максимальное уважение к еще не сформированной общественной палате, мы провели неоднократные обсуждения с теми членами общественной палаты, которые уже находятся в ее составе, мы провели неоднократные обсуждения. И поэтому мнение общественной палаты доведено. Но вместе с тем я думаю, что существует и действует нормальный законодательный процесс, ГД в соответствии со своим регламентом рассматривает законы, палата будет сформирована, палата будет наделена определенными правами в отношении экспертизы законодательных актов, но, тем не менее, мы сохранили нормальный темп законодательного процесса. Так что здесь и, кстати, я должен отметить, что даже наиболее, скажем так, давайте скажем такое слово, ярые или яркие критики законопроекта из общественной палаты, они в то же время, в настоящее время признают, что их мнение учтено. Не стоит нарушать законодательный процесс.
А. НАСИБОВ - Вместе с тем общественная палата неформально, но обращалась с просьбой подождать с принятием этого законопроекта, до ее формирования, до того, как она могла бы высказать свое уже полновесное юридическое мнение.
В. ПЛИГИН - Я думаю, что мы приняли решение полностью в соответствии с той процедурой, которая существует у нас, поэтому здесь не было, видимо, какой-то необходимости ждать дополнительно выражения какого-то мнения общественной палаты. Так что здесь я бы не хотел, чтобы кто-нибудь меня понял так, что я собираюсь оправдывать позицию ГД, в этом абсолютно нет никакой необходимости. ГД как высший орган государственной власти РФ действует в соответствии со своими правилами, процедурами и конституционными обязанностями.
А. НАСИБОВ - Владимир Николаевич, я прошу вас надеть наушники, потому что у нас на телефонной линии Людмила Борисовна Нарусова, сенатор, член Верхней палаты федерального собрания РФ. Людмила Борисовна, слышите вы нас?
Л. НАРУСОВА - Алло.
А. НАСИБОВ - Добрый день, Людмила Борисовна.
Л. НАРУСОВА - Здравствуйте.
А. НАСИБОВ - Слышите вы нас, да?
Л. НАРУСОВА - Да-да.
А. НАСИБОВ - В студии "Эха Москвы" Владимир Николаевич Плигин, и вы имеете все возможности задать интересующие вас вопросы.
Л. НАРУСОВА - Спасибо. Я могу прямо обратиться к Владимиру Николаевичу, да?
В. ПЛИГИН - Людмила Борисовна, дорогая, добрый день.
Л. НАРУСОВА - Здравствуйте, здравствуйте, рада вас слышать.
А. НАСИБОВ - Давайте еще поздравим друг друга с Новым годом.
Л. НАРУСОВА - Я хочу сказать слушателям, которые, может быть, не все это знают, что Владимир Николаевич Плигин - человек исключительных достоинств, в то время, когда моего мужа Анатолия Собчака просто травили, именно он взялся, это было непросто, быть адвокатом его в его исках. И за это ему низкий поклон.
В. ПЛИГИН - Спасибо большое.
Л. НАРУСОВА - Владимир Николаевич, вы прекрасный профессионал, мой вопрос связан именно с этим, как профессионал-юрист вы прекрасно понимаете, возглавляя комитет по законодательству конституционному, что ряд последних законов впрямую нарушает конституцию РФ, одним из авторов которой был уважаемый вами, во всяком случае, вы это декларировали, Анатолий Собчак. Не далее, как вчера, Валерий Зорькин, председатель КС, сказал, что да, конституция - незыблемый закон, но есть реалии политические времени, и как бы конституционный суд должен подстраиваться под политическую ситуацию. Во-первых, как юрист вы как оцениваете такое заявление? И второй вопрос, не кажется ли вам, потому что как профессионал-юрист, я убеждена, вы не могли пропустить многие законы последние, которые шли в нарушение конституции, но у меня есть подозрения, что диктат партии, в политсовет, насколько я знаю, вы входите в руководящие органы "ЕР", имеет определенное давление не только на думу, но и, в частности, на ваш комитет, не кажется ли вам, что мы возвращаемся к тем временам, когда общественная организация, политическая партия принимает политические, государственные, законодательные решения? Или, во всяком случае, способствует их принятию?
А. НАСИБОВ - Спасибо за вопрос, Людмила Борисовна, я прошу вас оставаться на линии, чтобы дать возможность Владимиру Николаевичу Плигину ответить на вопрос.
Л. НАРУСОВА - Да.
А. НАСИБОВ - Пожалуйста, Владимир Николаевич.
В. ПЛИГИН - Спасибо большое, Людмила Борисовна, за этот вопрос, вопрос крайне многогранный, и я, действительно, еще раз хочу повторить, что так конституция 1993 г., очередную годовщину которой мы отмечаем, это очень серьезный либеральный закон, одновременно надо понимать, что он насыщается жизнью, многие положения конституции не дореализованы, и поэтому это получает развитие в другом законодательстве. С моей точки зрения, любой суд до той поры, пока не изменен закон, суд обязан руководствоваться только законом и не каким-то другими пониманиями, в том числе, видимо, и не политическим пониманием текущей политической ситуации. Почему, потому что если он отойдет, суд отойдет или выйдет на политическое понимание ситуации, то тогда мы фактически утратим уровень предсказуемости не только действия закона, но и уровень предсказуемости нашего поведения, потому что мы не будем знать, чем руководствуется суд, когда законом, когда политической целесообразностью. Что касается текущих законов, которые принимаются, естественно совершенно, что в них находит отражение та политика, которую пытается предложить обществу "ЕР", как в настоящее время она представлена ведущей фракцией, но, тем не менее, в общей сложности, ответить по всему комплексу законодательных актов, с моей точки зрения, было бы неправильно. Мы, конечно, должны каждый раз останавливаться не просто на законе, а на том штрихе его, который, кажется, противоречит, допустим, либо основному закону страны, либо законодательному массиву. Работа крайне сложная, и здесь Людмила Борисовна может оказать нам всяческое содействие в исправлении этих ошибок, будучи членом верхней палаты парламента РФ. Примерно я бы так, может быть, слишком узко или слишком сжато постарался ответить на этот, действительно, серьезный и глобальный вопрос, который в настоящее время ставится Людмилой Борисовной.
А. НАСИБОВ - Людмила Борисовна, вы слышите?
Л. НАРУСОВА - Алло-алло.
А. НАСИБОВ - Вы слышали ответ Владимира Николаевича?
Л. НАРУСОВА - Да-да, поэтому хочу сказать, что моя позиция на обсуждение этого закона не изменилась, вы помните, Владимир Николаевич, как я выступала в думе.
В. ПЛИГИН - Да, это действительно так.
Л. НАРУСОВА - Если дума сочла возможным проигнорировать мнение гражданского общества, которое было озвучено общественной палатой, то я постараюсь по мере сил и возможностей в верхней палате парламента при рассмотрении этого закона эту позицию отстоять.
В. ПЛИГИН - Давайте обратим внимание на один штрих. Я думаю, что радиослушатели с нами согласятся, в том числе, и ваша радиостанция, и представители гражданского общества очень много и долго критиковали, в частности, наш законопроект, который касался самой общественной палаты. Тогда где-то мы на волнах здесь говорили о том, что давайте подождем. И честно говоря, иногда особенной радости от того, что случилось, но вольно или не вольно я, допустим, не испытываю, потому что мы уже подвергаемся довольно жесткой критике, иногда, может быть, как нам кажется, необоснованной критике, т.е. институт даже на стадии формирования, он начал очень интересно и жестко работать. Поэтому точно также новый закон, в настоящее время он критикуется, но, я думаю, он важен для нас.
А. НАСИБОВ - Я хочу привести слова председатель совета при президенте РФ по содействию и развитию институтов гражданского общества и правам человека Эллы Памфиловой, фактически государственный чиновник Элла Памфилова, она высказала мнение, что появление этого законопроекта в ГД стало одним из негативных моментов в ситуации с развитием гражданского общества в 2005 г., это ее сегодняшние слова. Плюсом стала реакция гражданского общества на этот законопроект. Уже начали поступать самые разнообразные отклики на принятие законопроекта о некоммерческих и общественных организациях. Как учитывалось мнение не только законодателей, представленных в ГД, но и представителей общественных организаций, политических партий, может быть, в думе не представленных, каких-то других объединений при принятии этого законопроекта?
В. ПЛИГИН - Я должен сказать, что ни по какому другому законопроекту не было такого рода бурных обсуждений и встреч. Мы провели десятки встреч в ГД, в том числе публичные круглые столы, публичные слушания, мы провели десятки закрытых встреч с разного рода представителями гражданского общества, мы благодарны за ту позицию, позицию, в данной ситуации, Эллы Александровны, которой позиция была озвучена, она послужила основой, в частности, для определенных изменений. Но я думаю, что здесь радиослушатели со мной согласятся, думаю, что и вы со мной согласитесь, вы знаете, мы находимся все, не только мы, но весь мир в настоящее время находится в довольно сложной ситуации, реакцию на которую ты часто не поймешь иногда, что можно сделать или какие шаги нужно предпринять, каким образом можно реагировать на угрозу терроризма, каким образом - на угрозу терроризма. И эта узкая грань между, с одной стороны, ты заинтересован в развитии общественных институтов, но другое дело, что очень важно не позволить спекуляцию этими институтами. Очень важно, чтобы, допустим, усиливается вмешательство в личную жизнь граждан, предположим, себе не так давно, это сейчас набирающая силу проблема в США, связанная с решением вопроса о прослушивании телефонных переговоров.
А. НАСИБОВ - Я себе позволю сказать, что американский конгресс принял решение продлить так называемый патриотический акт, усиливающий контроль спецслужб за деятельностью граждан и иностранцев на территории США, до 3 февраля только, до 3 февраля. Т.е. после этого закон, политический акт действовать не будет.
В. ПЛИГИН - Или наоборот, ему будет придан бессрочный порядок действий. Но, тем не менее, не уходите от вопроса, вопрос-то заключается в следующем, что нам нужно найти, найти форму реагирования на это. Одна из форм вынужденного реагирования, если угодно, я хочу это подчеркнуть, вынужденного реагирования заключалась в том, чтобы подставить под контроль трату денег на те цели, которые явно противоречат общественным интересам, а именно на террористические какие-то операции, на операции, связанные с экстремизмом. И давайте не отказываться от права РФ, от очень серьезного права, от права и от обязанности РФ защищать свои интересы, говорить о своем суверенитете, бороться с проявлениями расизма, бороться с проявлениями, попытками расстыковки интересов различных народов, огромное количество которых, это наше историческое достоинство, проживает на нашей территории, поэтому это наше право.
А. НАСИБОВ - Абсолютно согласен с вами, что это наше право, вместе с тем угроза терроризма значительно возросла после второй, после начала второй чеченской кампании, после взрывов домов в Москве и других городах РФ, а законопроект появился спустя 6 лет. 6 лет, а что делали эти 6 лет? Неужели угроза терроризма была настолько мала, что не было необходимости законопроекта последние все 6 лет, он появился только в 2005 г.? И не является ли это следствием так называемых оранжевых революций, под угрозой борьбы с терроризмом, под шумок угрозы борьбы с терроризмом не является ли это попыткой не допустить оранжевых революций в России?
В. ПЛИГИН - Скажите, пожалуйста, у меня есть время отвечать на этот вопрос?
А. НАСИБОВ - У вас есть сейчас 30 секунд, но у нас будет с вами время в рамках программы "Рикошет".
В. ПЛИГИН - За 30 секунд я не сумею ответить на этот вопрос.
А. НАСИБОВ - Тогда мы перенесем этот вопрос, риторический в большей степени.
В. ПЛИГИН - Нет, это не риторический, это вопрос двусторонний, мы на него будем открыто совершенно говорить.
А. НАСИБОВ - Хорошо, после выпуска новостей мы зададим вопрос в рамках программы "Рикошет", и я предоставлю вам слово для ответа на этот вопрос, договорились?
В. ПЛИГИН - Да, договорились.
А. НАСИБОВ - У вас будет не менее 3-4 минут.
В. ПЛИГИН - Да, спасибо большое, это достаточно.
А. НАСИБОВ - Этого достаточно.
НОВОСТИ
А. НАСИБОВ - Я напомню, вернее, даже не напомню, а сформулирую вопрос, сформулирую вопрос для наших уважаемых слушателей в рамках программы "Рикошет". Усиление госконтроля за некоммерческими и неправительственными организациями принесет стране больше вреда или больше пользы?
РИКОШЕТ
В. ПЛИГИН - Ашот, я суммирую ваш вопрос.
А. НАСИБОВ - Вы суммируете мой вопрос, я напомню, что в студии "Эха Москвы" Владимир Плигин, глава комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству, член президиума генерального совета партии "ЕР". Напомню, мой вопрос касался, почему именно сегодня, почему именно сейчас, спустя 6 лет после, собственно, всплеска терроризма в РФ, встал таким ребром вопрос о принятии законопроекта о некоммерческих организациях в рамках борьбы с терроризмом, в частности.
В. ПЛИГИН - Ваш вопрос заключался в том, не боимся ли мы оранжевых революций.
А. НАСИБОВ - Да, а, может быть, под видом борьбы с терроризмом стремимся нивелировать возможные какие-то оранжевые революции.
В. ПЛИГИН - Вы знаете, приходится очень много встречаться с избирателями, в настоящее время в рамках тех бесед, которые обычно ведутся, люди заинтересованы в стабильности, люди крайне заинтересованы в продолжении того, скажем так, спокойного курса, который в настоящее время реализуется. Правда, с некоторыми, понятно совершенно, издержками, это всегда случается в общественной практике, но, тем не менее, это внушает серьезный оптимизм и не предполагает наличие какого-либо рода оранжевых революций, тем более что мне кажется, что последствия этих оранжевых революций действуют в известной степени разочаровывающе на многих участников этих революций. И я думаю, что вы встречали, беседуете с этими людьми.
А. НАСИБОВ - Революция всегда пожирает своих детей. Любая, в том числе, любого цвета.
В. ПЛИГИН - Я хочу сказать, что, к сожалению, мы уже, и наши друзья из соседних стран, мы уже исчерпали эту возможность для пожирания кого-нибудь, поэтому давайте не будем никого пожирать, попытаемся кого-нибудь развивать. В частности, и гражданское общество. В настоящее время 400, от 400 тыс. организаций, мне говорят, институтов гражданского общества, что касается, поздно или рано реагируем на те или иные вещи, выявилась тенденция, к сожалению. Выявилась тенденция втаскивания разного рода грязных денег на территорию РФ, в частности, и к сожалению, в ЮФО.
А. НАСИБОВ - Это тенденция? Т.е. это идет по нарастающей?
В. ПЛИГИН - Это шло по нарастающей.
А. НАСИБОВ - До какого момента шло?
В. ПЛИГИН - Я думаю, что в настоящее время будут предприниматься правоохранительными органами какие-то определенные меры по перекрытию этого незаконного, скажем так, финансирования, незаконного финансирования экстремистской и прочей деятельности.
А. НАСИБОВ - Хочу задать уточняющий вопрос, это деньги из-за рубежа или из других регионов России?
В. ПЛИГИН - Это природу этих денег достаточно часто сложно проследить. И знаете, я в настоящее время не хотел вам об этом говорить, потому что эта тема слишком долгого отдельного разговора, но по ряду причин, в том числе, вследствие недальновидности, законсервированности нашей собственной иногда региональной политики, ведь жизнь человека стала мало что стоить. Допустим, предлагаются очень небольшие деньги и по тем или иным причинам молодой, молодой или немолодой человек, но идет и убивает, убивает других людей. Понимаете, и поэтому эти тенденции надо отслеживать. А целый ряд далеко не позитивно настроенных движений, целый ряд готовы продолжать этим заниматься, в этой связи хочу сразу сказать, что никакого рода дискриминации, как это называется, или стремления ограничить различие в мыслях не преследуется. Поэтому все классические, традиционные фонды будут продолжать работать. Более того, я должен сказать, что мы крайне заинтересованы в выявлении альтернативных точек зрения.
РИКОШЕТ
А. НАСИБОВ - Мы продолжаем беседу с Владимиром Плигиным, главой комитета ГД по конституционному законодательству.
В. ПЛИГИН - Ашот, у меня к вам личная просьба, когда будете говорить в следующий раз на эту тему, сегодня уже поздно, вопрос переформулируйте, пожалуйста, и скажите, усиление контроля за движением финансовых средств. Я бы не хотел, чтобы подменялся один тезис другим тезисом.
А. НАСИБОВ - Но речь-то идет не только о финансовых средствах, решение регистрировать или не регистрировать ту или иную общественную организацию и объединение, это же намного шире, чем финансовые средства, финансовые потоки в рамках этой организации. Это же предполагает еще и проверку того, кто именно будет участником этих организаций, не состоят ли они на учете, условно говоря, в милиции, не являются ли они иностранцами или нежелательными людьми, приехали, все ли документы у них в порядке.
В. ПЛИГИН - Правильно совершенно, это предполагается. Это предполагается в любой юрисдикции, по крайней мере, проверить, не имеем ли мы дело с психическим больным, который собирается организовать медицинские исследования на той или иной территории под видом оказания благотворительной помощи скальпелями. Это понятная ситуация, но, тем не менее, дальше, читайте чуть дальше, если глаз побежит немножко ниже, то он увидит следующую вещь, все эти действия могут обжаловаться в открытых судебных процессах, соответственно, это множественность инстанций судов. Поэтому я не думаю, что появятся злонамеренные люди, которые по каким-то надуманным идеологическим или политическим мотивам в чем-то будут отказывать. Если такие люди появятся, которые будут отказывать, обращайтесь к нам, в том числе, мы крайне заинтересованы в спокойном действии данного закона, о котором в настоящее время я говорю.
А. НАСИБОВ - У нас фактически создается новая специальная служба, федеральная регистрационная служба, которая будет иметь доступ ко всем базам данных и проверять, в том числе, и организации, и людей на предмет причастности к тем или иным.
В. ПЛИГИН - Не говорите о базах данных, это наш предмет для разговора в январе, там четыре закона.
А. НАСИБОВ - Ловлю вас на слове.
В. ПЛИГИН - Четыре закона по этому поводу принимаются.
А. НАСИБОВ - Поскольку о базах данных мы обязательно поговорим.
В. ПЛИГИН - Поэтому новая служба не создается.
А. НАСИБОВ - Хорошо, сейчас подведем итоги программы "Рикошет", за последние 5 минут в студию позвонило 4 050 человек, голоса распределились следующим образом, больше вреда, усиление госконтроля за некоммерческими и неправительственными организациями принесет стране больше вреда, полагает 78% дозвонившихся, 78, 22% полагают, что больше пользы. Соотношение 4 к 1 получается, да?
В. ПЛИГИН - Еще раз хочу сказать, что я, прежде всего, удивлен цифре, 22% людей уже поняли, в чем.
А. НАСИБОВ - Или не разобрались.
В. ПЛИГИН - Поняли позитивный смысл.
А. НАСИБОВ - Или не разобрались. Прокомментируйте, пожалуйста, эти цифры.
В. ПЛИГИН - Я хочу сказать, о законе надо говорить, правильна обеспокоенность граждан, реакция гражданина, испуг или недоверие государства - это нормальная реакция. Задача государства заключается в том, чтобы говорить о правоприменении. В этом задача государства, поэтому я уже признателен тем людям, которые поддерживают эту позицию. У меня осталось несколько секунд, поэтому я хочу сказать, знаете, самое главное, в течение ближайшего года и в связи с наступающими рождеством, праздниками, будьте здоровы, будьте спокойны, не верьте тем, кто говорит, что органы власти или ГД, например, делает все только для того, чтобы ограничить ваши полномочия. Мы такие же люди, и мы будем рады с вами отметить праздники.
А. НАСИБОВ - Маршак, по-моему, когда прощался с какой-нибудь малознакомой ему дамой, говорил ей обычно - будьте толстенькой.
В. ПЛИГИН - Будьте здоровы.
А. НАСИБОВ - А потом очень смущался. Будьте здоровы.
В. ПЛИГИН - Будьте здоровы.
А. НАСИБОВ - Благодарю Владимира Плигина, главу комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству, за участие в нашей программе, благодарю всех, кто принял участие в программе "Рикошет" и оставил свой след в истории.
В. ПЛИГИН - До свидания, уважаемые радиослушатели.
23.12.2005
http://echo.msk.ru/programs/beseda/40769.phtml