09 августа 2001
3863

Владимир Штоль: Европейский союз примеряет военный мундир

В течение многих лет европейские лидеры говорили, что Европа является экономическим гигантом, но пигмеем в военном отношении. Однако в последнее десятилетие привычный облик Евросоюза (ЕС) заметно изменился. Произошло существенное углубление интеграции на ряде направлений с заметным расширением сферы деятельности ЕС.

К общей экономической, валютной, социальной политике добавилось новое направление - проведение совместной внешней политики и политики безопасности (СВПБ), развивающее опыт "европейского политического сотрудничества" и предусматривающее согласование и осуществление странами ЕС совместных внешнеполитических действий на основе единогласно принятых решений.

В этой связи предполагается, что общий курс в сфере внешней политики и безопасности будет всеобъемлющим, включая все направления политики в области внешних сношений и обороны. В договоре о Европейском союзе, а также в связанной с ним декларации государств-членов Западноевропейского союза (ЗЕС) указывается, что ЗЕС будет неотъемлемой частью союза и что ЕС может обращаться к ЗЕС с просьбой о разработке и выполнении решений и действий по общему курсу в сфере внешней политики и безопасности, которые имеют военную значимость.

Таким образом, и в сфере безопасности интеграционные процессы начали набирать силу. Однако настоящий прорыв на этом направлении произошел в конце 1999 г., когда ЕС принял решение о создании единой системы обороны. В этих целях Западноевропейский союз должен постепенно интегрироваться в структуры ЕС, а сам Евросоюз получить собственную армию.

Во время встречи на высшем уровне Европейского союза (Хельсинки, декабрь 1999 г.) в развитии европейской составляющей в области безопасности и обороны, являющейся "отделимой, но не отдельной" от НАТО, произошел новый поворот, ознаменовавший новый этап эволюции договоренностей о европейской безопасности. Намерение ЕС поглотить в ближайшем будущем Западноевропейский союз (ЗЕС), создать к 2003 г. европейский корпус быстрого реагирования численностью 50-60 тыс. военнослужащих для проведения различных операций (миротворческие и по урегулированию кризисов), а также соответствующие структуры для принятия решений (включая Постоянный комитет по вопросам политики и безопасности, Военный комитет и Штаб), указывают на решимость Союза стать серьезным и самостоятельным участником процесса обеспечения безопасности.

Хельсинкские решения показывают, что ЕС не только идет дальше предшествующих заявлений по вопросам европейской безопасности и обороны, но и существенно выходит за пределы модели трансатлантического партнерства, согласованной в 1996 г. на встрече министров стран НАТО в Берлине, целью которой было развитие европейской составляющей в области безопасности и обороны (ЕСОБО) в рамках НАТО. Западноевропейский союз должен был служить мостиком между ЕС и НАТО, указывая на независимость отношений между этими двумя организациями.

Ввиду предстоящего поглощения ЗЕС Европейским союзом эта договоренность уже утратит силу, так как ЕС возьмет на себя функции ЗЕС.

Этап формирования Общей европейской политики в области безопасности и обороны завершился в декабре 2000 г. в Ницце, где были созданы постоянные политические и военные структуры Европы в области обороны.

Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности, в состав которого входят послы, будет играть важнейшую роль в определении политики Союза в случае кризиса и в наблюдении за ее каждодневным осуществлением. В кризисной ситуации председателем Комитета станет Верховный представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности. Комитет осуществит политический контроль и стратегическое управление операцией. Ему окажет содействие Комитет по военным вопросам, состоящий из военных представителей пятнадцати государств-членов ЕС. Комитет по военным вопросам будет высказывать мнения и давать рекомендации военного характера, а также осуществлять военное руководство Штабом ЕС.

Штаб ЕС, состоящий примерно из 100 сотрудников, в основном займется наблюдением и анализом ситуации, а также планированием до принятия решений.

Были также намечены коллективные цели по трем стратегическим направлениям: стратегическая мобильность, системы командования, управления и информации и др.

Месяцем раньше состоялась конференция министров обороны, где было согласовано участие каждой страны Евросоюза в будущей европейской военной структуре. Речь идет о том, чтобы уже к 2003 г. ЕС имел возможность проводить указанные выше операции на европейском и "близком к Европе" ТВД, разворачивая за 60 дней и на срок как минимум в один год армейский корпус численностью до 60 тыс. военнослужащих с собственной системой управления, разведки и тыла, а также с достаточной военно-воздушной и военно-морской поддержкой.

Министры также пришли к выводу, что предлагаемые сегодня странами ЕС ресурсы в 100 тыс. военнослужащих, 400 боевых самолетов и 100 кораблей вполне обеспечивают потребности в создании таких сил.

Самый весомый вклад в еврокорпус обязуются внести Германия (13500 военнослужащих), Великобритания (12500) и Франция (12000). Другие страны ЕС также примут участие в проекте. Италия и Испания обязались представить по 6000 военнослужащих, Нидерланды - 5000, Греция - 3000, Финляндия и Швеция по 2000, Бельгия, Португалия и Ирландия - по 1000, Люксембург - 500.

К формированию своей собственной системы безопасности Евросоюз подтолкнули следующие моменты:

давление США на союзников, больше похожее на выкручивание рук, чтобы заставить их вносить больший вклад в усиление НАТО;
откровенное игнорирование США интересов своих союзников, в том числе и в вопросах обеспечения безопасности, выразившееся, в частности, в развязывании войны в Югославии и стремлении продвинуться на Балканы и еще раз продемонстрировать свою силу и мощь, а главное, - повязать кровью своих союзников;
материальные соображения, имеющие в основе объединение оборонных потенциалов входящих в Евросоюз стран, что позволило бы им выделять соответствующие средства на закупку современной военной техники и вооружения.
Вышедший на уровень практических решений вопрос о формировании собственных оборонных структур Евросоюза вызвал серьезные разногласия в стане союзников по НАТО.

Американцы постоянно твердят о недостаточном вкладе Европы в общую безопасность и настаивают на значительном увеличении расходов европейских стран на оснащение и модернизацию вооруженных сил.

В целом европейцы согласны с мнением своего партнера о необходимости повышения боеспособности национальных вооруженных сил. Однако экономические возможности каждой в отдельности европейской страны не позволяют сделать это, в то время как объединение оборонных бюджетов в масштабе Евросоюза позволит решить оформившиеся приоритеты в области внешней политики и безопасности и приступить к созданию собственной армии. Этим решением европейцы как бы дают понять "старшему брату", что они не собираются довольствоваться ролью статиста при решении вопросов своей безопасности.

Более того, создавая свои вооруженные силы, Евросоюз неизбежно столкнется с проблемой их оснащения вооружением и военной техникой. Решить ее планируется на основе тесного взаимодействия и взаимозаменяемости в плане материально-технического обеспечения в процессе реализации совместных оборонных проектов: евровертолета, евроистребителя, евротанка и других систем. Обеспечить успешную реализацию этих проектов намечено путем слияния предприятий ВПК стран ЕС и создания европейских военных консорциумов, что неизбежно приведет к уменьшению финансирования военной промышленности США за счет европейских заказов, к возрастанию конкуренции с американцами в этой сфере и создаст новые поводы для разногласий в стане союзников по НАТО и отдалении от США.

Прежде всего, США высказывают недовольство стремлением европейцев обрести большую независимость в вопросах обороны и добиваются права "вето" на любые решения командования создаваемых сил быстрого реагирования. Они также настаивают на том, чтобы европейские силы быстрого реагирования подчинялись альянсу.

С этим несогласна Франция, занявшая твердую позицию и выдвинувшая идею автономной системы стратегического планирования создаваемых сил. С Францией пикируется Великобритания, которая под давлением США проявляет непоследовательность в вопросах создания европейских вооруженных сил и отошла от ряда принципиальных договоренностей. Как заявил министр обороны Великобритании Дж. Хун, если не будут отработаны до мельчайших деталей схемы взаимодействия ЕС с НАТО, то вообще не следует создавать европейские силы быстрого реагирования.

Европейская оборона исходит из фундаментальной реальности: европейцы имеют многочисленные общие экономические, социальные интересы и интересы безопасности. Они разделяют стремление к союзу стабильных демократий в стабильном окружении. Приверженность к этому лежала в основе европейского строительства. Она же стимулирует сегодня усилия стран ЕС по созданию европейской обороны. Эти усилия были вознаграждены, ибо за последние полтора года европейская политика безопасности и обороны проделала впечатляющий путь вперед.

Европейская политика безопасности и обороны не предусматривает ослабления связей с Североатлантическим альянсом. НАТО остается основой трансатлантической безопасности, но при этом Европейский союз теперь сможет лучше исполнять свою роль, брать на себя ответственность.

Положение государств, входящих в ЕС, характеризуется тем, что они разделяют некоторые жизненно важные интересы и ценности, которые и позволяют создать международную политику обороны и безопасности. В то же время такая позиция может оказаться веской лишь в том случае, если она опирается на эффективные органы и серьезные военные возможности, на создании которых в настоящее время сосредоточены усилия Европейского Союза.

Эти усилия предназначены для обеспечения Евросоюза необходимыми структурами и средствами для реагирования в кризисных ситуациях, в рамках так называемых "Петерсбергских миссий". Под эту категорию подпадают эвакуация граждан, миссии по поддержанию мира. Речь не идет об агрессивной политике по отношению к кому бы то ни было, а наоборот, о том, чтобы упрочить международную безопасность и способствовать поддержанию мира. Речь также не идет о создании европейской армии, а о том, чтобы располагать силами, предоставляемыми отдельными странами на национальной основе, компоненты которых могли бы быть использованы для решения кризисных ситуаций вне границ ЕС при согласии соответствующих столиц и при наличии мандата ООН. Обеспечение Евросоюза способностью быстро реагировать на кризисные ситуации соответствующими командными структурами совместимо с политикой обороны всех 15 членов ЕС. Это не идет вразрез ни с политикой неприсоединения к военному союзу, проводимой некоторыми странами, ни с ролью НАТО. Государства-члены Европейского союза, таким образом, вновь подтвердили, что Североатлантический альянс остается основой коллективной обороны его членом. Он обладает исключительным преимуществом: располагает всеми гражданскими и военными средствами, необходимыми для урегулирования международных споров: от дипломатического контроля в предкризисной ситуации до финансовых, административных и технических возможностей для ведения восстановительных работ после завершения фазы возможного задействования военных сил.

Европейский Союз всегда заявлял о своей готовности к проведению консультаций и участию третьих стран в вопросах военного урегулирования кризисов. На саммите в Ницце приняты соответствующие договоренности и подтверждены заключительные выводы саммита ЕС - Россия в Париже, на котором была принята совместная декларация об углублении диалога по вопросам политики и безопасности в Европе, предусматривающая, в частности, особые отношения в вопросах безопасности и обороны.

В то же время лидеры европейской интеграции - французы и немцы - уже сегодня не исключают создания в ближайшем будущем на базе Евросоюза настоящей конфедерации, своего рода Соединенных Штатов Европы. Если учесть, что в ЕС уже существуют зачатки общей законодательной и исполнительной власти в лице Европарламента, Евросовета и Еврокомиссии, а с 1999 г. к таможенному и валютному союзу добавилась и общая валюта - евро, а также есть решение о создании европейских сил быстрого реагирования, автономных от НАТО, то такие "мечты" выглядят вполне реально.

Американцы в целом отказываются пока воспринимать Европу как коллективного участника НАТО, хотя европейцы доказывают, что скоро у них появится единая валюта, свои вооруженные силы, есть парламент и так далее. Чем не сплоченный едиными принципами управления партнер США! Однако в будущем США с этим придется считаться. Объединенная Европа, имеющая собственные вооруженные силы, в одно прекрасное время может превратиться в самостоятельный центр силы, не подвластный диктату США. А это, в свою очередь, приведет к ослаблению НАТО, и даже расколу альянса, и США могут потерять контроль над Европой.

Именно этими чувствами, видимо, руководствовался Вашингтон, когда потребовал заключения официального соглашения между НАТО и ЕС, которое гарантирует Североатлантическому блоку приоритет перед любыми самостоятельными действиями Евросоюза. Однако лидеры ЕС решительно отвергли это требование и в резолюции по итогам хельсинской встречи записали, что Евросоюз будет принимать самостоятельные решения об организации военных операций и проводить их "вне зависимости от каких-либо действий НАТО". И хотя европейцы подчеркивают, что их тесное сотрудничество в вопросах обороны не только не повредит европейской составляющей НАТО, а наоборот, усилит весь блок в целом, это все же первый шаг к самостоятельности.

Если учесть, что со временем Евросоюз охватит подавляющее большинство европейских стран, очевидно, что НАТО уже в ближайшее десятилетие обречена проститься с ролью "первой скрипки" в решении вопросов европейской безопасности. И, как отмечают западные эксперты, единственным шансом для НАТО избежать развала является трансформация в консультативный механизм между ЕС и США.


* * *
Таким образом, создание военной структуры ЕС можно сравнить с бомбой замедленного действия, которую заложили под будущее Североатлантического союза.

__________________

1 Ненецкий край: Сквозь вьюги лет. Очерки. Статьи. Документы Ред.-сост. В.Ф. Толкачёв. - Архангельск. Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2000.

Обозреватель - Observer N 7-8(138-139) 2001г.
В.ШТОЛЬ,
кандидат исторических наук
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован