Ведущие : Ксения Ларина
Гости : Владимир Собкин, Вера Могилевская, Маргарита Белова
К. ЛАРИНА: Спрашивают меня люди: "А почему у тебя сегодня в "Родительском собрании" агент по недвижимости"? Я говорю: "Товарищи, дело не в том, что она агент по недвижимости. Она мама. Мама прежде всего". Здравствуйте, Маргарита Белова.
М. БЕЛОВА: Здравствуйте.
К. ЛАРИНА: Действительно, Маргарита Белова, член клуба привилегированных слушателей, агент по недвижимости. Но в данной ситуации это не имеет никакого значения. Она сегодня мама, и она присутствует на "Родительском собрании". Здесь же Вера Алексеевна Могилевская, директор начальной школы центра образования No 109. Здравствуйте, Вера Алексеевна.
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Здравствуйте.
К. ЛАРИНА: И Владимир Собкин, директор центра социологии и образования Российской академии образования, доктор психологических наук, академик, постоянный участник нашей передачи. Добрый день, Владимир Самуилович.
В. СОБКИН: Добрый день.
К. ЛАРИНА: Что же, напомню нашим слушателям средства связи. Телефон в студии: 363-36-59. СМС: +7-985-970-45-45. Мы продолжаем заниматься мирными делами. 1 сентября откроются школы на всей территории России. Я надеюсь, что и в тех сложных регионах, к которым сегодня приковано наше общее, мировое внимание. Сегодня мы хотели поговорить о том, как психологически подготовить ребёнка к школе. Поскольку не секрет, что родители, которые проходили этот период, знают и помнят, что когда маленький человек приходит в школу, в первый класс, то это не всегда позитивные эмоции, а чаще сильный стресс у человека происходит. Тут-то, на этом этапе очень важно понять, как дальше пройдёт его дальнейшая жизнь в школе, в обществе, в компании, как он будет дружить, как он будет общаться, как он будет учиться. Будет ему нравиться ходить в эту школу, или он скажет через неделю: "Мама, забери меня отсюда". И такое бывает. В общем, специалисты мне больше расскажут об этих синдромах, об этих психологических травмах, которые нас поджидают в школах. Хотя, я думаю, что сейчас Вера Алексеевна скажет: "Да что вы выдумываете, ничего особенного. Ну, пришли. Я всех люблю". Правда же? Вы всех любите детей, которые приходят в первый класс?
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Вы знаете, я бы не работала 35 лет в начальной школе и не руководила бы ей более 25 лет, если бы такое чувство мне было бы неприемлемо. Нормальное состояние, детей надо любить, надо их понимать.
К. ЛАРИНА: Тогда скажите мне, пожалуйста, ведь бывает, что родителям говорят учителя в начальной школе: "Ваш ребёнок не готов к школе". Что это имеется в виду? Я убираю все, что связано с умением читать и писать, мы не это обсуждаем. Вот что значит, что человек не готов к школе?
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Вы знаете, в чём дело. Основная проблема обучения в начальной школе - это то, что ребёнок после детского сада, или же он приходит из семьи. Происходит смена видов деятельности. Игровой вид деятельности (когда всё, в общем-то, было неплохо, или когда он, допустим, был в детском саду, изобразительная деятельность существует, немного ещё трудовой) переходит в учебную деятельность, которая, как сказал Ушинский, является трудностью и серьёзным видом деятельности.
К. ЛАРИНА: Совсем нас напугали.
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Нет. Если ребёнок здоров, то потребность в обучении у него существует, независимо ни от кого. Он должен понять, что надо учиться, что должна быть воля.
К. ЛАРИНА: Учёба - дело серьёзное.
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Серьёзное. К этому надо готовиться.
К. ЛАРИНА: Шутки в сторону.
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Нет, не надо учить... Родители все сейчас почему-то решили, что надо обучать детей чтению, письму, математике, русскому языку, но только не подготовке к школе. Это совершенно другое, абсолютно. Я думаю, что мы вместе попытаемся...
К. ЛАРИНА: Выработаем комплекс мер, пока не поздно, за оставшиеся 10 дней, две недели.
М. БЕЛОВА: Для чего же тогда учитель? Здесь другое совершенно.
К. ЛАРИНА: Сейчас маме дадим слово. Пожалуйста, Маргарита. Есть такая проблема, на ваш взгляд?
М. БЕЛОВА: Я мама уже со стажем, мой сын закончил четыре курса института, студент. Но подготовку к школе я помню очень хорошо. Прежде всего, хочу поздравить всех родителей, которые будут отдавать своих детей в первый класс. Это тяжёлый период не только для ребёнка (не то чтобы тяжёлый, но начало серьезной, как вы сказали, деятельности), но и родителей. Подготовка к школе моего сына началась с первых дней рождения. Что я имею в виду? Прежде всего, был строго установленный режим дня для маленького ребёнка: кормление, здоровое питание, прогулки. Далее, когда ребёнок начал подрастать и понимать уже слова, у меня было очень большое количество сказок, рассказанных мною ему. Где-то к двум годам, я проделывала такие вещи. Рассказав сказку на ночь ребенку, я просила его мне эту сказку потом рассказать. Я говорила: "Я вчера тебе рассказывала, а сегодня ты мне расскажи". Это развивало речь. У меня ребёнок был очень разговорчивый, общительный.
К. ЛАРИНА: А в детский сад ходил?
М. БЕЛОВА: Да. Я была вынуждена пойти на работу, когда ему было полтора года. Он в полтора года пришёл уже с речью в садик. Каждый выходной я водила его в музеи - в Пушкинский музей, в Третьяковку. На очень большое количество детских спектаклей мы ходили, в "Сатиру" мы ходили. Я помню, он полюбил так "Бочку мёда", что мы смотрели 10 раз. Я спрашивала: "Куда пойдём"? Он говорил: "Пойдём "Бочку мёда" смотреть". Мы шли и смотрели. Безусловно, зоопарк, когда лето, тепло, чтобы он видел этих животных, чтобы не просто на картинке. Т.е. расширение кругозора ребёнка. Далее, с трёх лет, там был Дворец пионеров, так там открылся кружок эстетического воспитания для детей детсадовского возраста. Я его туда водила, для того чтобы он видел и других детей, а не только в тех, которые в садике. Потому что садик - это мини-коллектив, где он до 6 лет. Соответственно, он видел других детей. Вот Вера Алексеевна сказала, что, когда дети приходят из сада, их очень видно. Даже тогда, я обратила внимание, что дети, которые воспитываются дома, они не такие общительные, как дети из садика. У них есть барьер, они не очень идут на контакт с педагогом, с преподавателем и держат около маму. Далее, мы с четырёх лет начали ходить в бассейн. Там тоже другие дети, и там тренер.
К. ЛАРИНА: А в школе он хорошо учился?
М. БЕЛОВА: Я не скажу, что он гений, не скажу, что он "ботаник", не скажу, что отличник. Он нормально учился.
К. ЛАРИНА: Такого стресса, о котором мы говорили, он не испытал?
М. БЕЛОВА: Нет.
К. ЛАРИНА: Вы такую программу изложили концептуальную. Это здорово. Вы сами для себя такое придумывали? Или с кем-то советовались?
М. БЕЛОВА: Сама.
К. ЛАРИНА: По-моему, всё правильно мама делала?
В. СОБКИН: Естественно.
К. ЛАРИНА: Что же, говорит Владимир Собкин.
В. СОБКИН: Интуиция. Вы знаете, когда я ехал на эту передачу, я свою внучку спросил. Ей сейчас 6 лет.
К. ЛАРИНА: Она в этом году пойдёт?
В. СОБКИН: Нет. Я её спрашиваю: "Варя, а почему ты в школу ещё не идёшь"? Она так на меня посмотрела и сказала: "А у меня зубы ещё не выпали". На самом деле это смешно. А с другой стороны, очень точно. Я так подумал, что была детская периодизация по молочным зубам в психологии. Она очень точная, на самом деле. Это здоровье ребёнка, его физическое развитие и готовность его физически к этому новому этапу, и к смене деятельности, и ко всему. Это очень важный момент. Поэтому когда мы говорим про подготовку ребёнка к школе, то я бы не отделял психологию от физиологии, от физического развития. Очень важно, чтобы ребёнок был крепким, здоровым и чтобы у него был организован режим дня. Вот просто впрыгнуть в новый вид деятельности - вот мы его отдали, - если он не умеет рано вставать, не умеет вовремя ложиться, не пол-одиннадцатого, не в одиннадцать и даже не в десять, а во сколько положено, в девять - девять тридцать. Это очень важный момент подготовки его к школе - выработка этого режима дня и формы жизни. Это очень важный момент - уметь вставать, уметь вовремя ложиться, уметь есть, уметь за собой ухаживать. Вот эти все навыки самообслуживания, которые во многом формируются в дошкольном детстве, они очень важны. Я ещё раз хотел бы обратить внимание на физическое самочувствие. Это первый момент. Второй момент. Тут есть такая азбука психологической готовности ребёнка к школе. Это готовность мотивационная, то есть желание идти в школу, желание учиться, желание познавать и сменить эту игровую деятельность на учебную. То есть формирование учебной мотивации. Второе - это интеллектуальная готовность. Это развитие определённых навыков мышления. И здесь не умение писать, считать и так далее, это всё ерунда. А умение воображать, умение относиться к себе как к человеку, который что-то умеет, и оценивать себя, свои способности. Это самооценка. Это очень важный интеллектуальный уровень. И волевой момент. Это ситуация, когда я могу целенаправленно выполнять определённые задания. Волевая готовность. В психологии это называется произвольность. В этом отношении я хочу вам напомнить. Сегодня была передача про Пантелеева. Если вы помните, у него был замечательный рассказ, "Пакет" он назывался или "Мальчик на часах". Или я путаю?
К. ЛАРИНА: Подождите, рассказ назывался "Честное слово".
В. СОБКИН: Да. Вот был такой психологический эксперимент в 50-е годы.
К. ЛАРИНА: Что только военный мог освободить его от этой обязанности.
В. СОБКИН: Да, точно. Эти эксперименты проводились в 50-х годах. Есть данные, насколько произвольно ребёнок может выполнять задание, принимать эту неподвижную позу. И были проведены исследования недавно. Вот этот уровень произвольности резко снизился. Вот это освоение собой, даже в игре ребёнок не может принимать вот эту произвольную инструкцию, произвольное задание. В этом плане для меня подготовка ребёнка к школе во многом связана с проблемой игры в дошкольном детстве. Игра - дело серьёзное, не учёба - дело серьёзное, а игра - дело серьезное. Сегодня распадается эта культура игровой деятельности, игры детей. Взрослые не умеют играть с детьми. Вся проблема игровой деятельности - это очень важный момент. Прыгнуть сразу в учебную деятельность, не прожив этот момент игры - это невозможно.
К. ЛАРИНА: Тут ещё много зависит от учителя, который первый в жизни этого ребёнка.
В. СОБКИН: Фантастическая книга была у Шалвы Александровича Амонашвили. Вот как он готовился к встрече с детьми? Это ведь не только ребёнок готов. Это и семья готова к школе, и учитель готов. Если вы читали эту книгу, то он каждому из своих учеников присылал письмо. К примеру: "Гоги, ты придёшь ко мне в школу. Я очень рад, что ты придешь ко мне в школу на первый урок. Я очень хочу тебя учить". И так далее. Это он писал каждому своему ученику. Мне кажется, что это замечательная педагогическая встреча учителя и ученика, которая очень важна на этих первых этапах жизни. Это готовность к этой встрече как к событию, личностному событию.
К. ЛАРИНА: Давайте мы у Веры Алексеевны спросим, как она готовится к первой встрече, когда новый класс приходит к вам?
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Я хотела бы вернуться к тому, что сказал уважаемый господин Собкин по поводу своей внучки. Великий психолог правильно сказал, что в шесть лет не имеет смысла отдавать внучку в школу. Даже у великого Собкина внучка не ходит. А почему-то родители пытаются отдать пораньше в школу.
К. ЛАРИНА: Сейчас говорят, что уже надо и в пять лет отдавать.
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Я всё-таки приверженец теории Ушинского, который говорил... Конечно, это не константа, можно и в пять лет придти в школу. Наверное, есть такие дети. Но к семи годам созревают все психические функции, которые необходимы для того, чтобы ребёнок более-менее успешно адаптировался, учился и так далее. Это во-первых. Потом, мы не случайно здесь в тройке сидим, потому что педагог, он вживую с психологией вместе работает, не говоря уже и о родителях.
К. ЛАРИНА: Мы не забываем про родителей, они вам не мешают в вашей жизни?
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Нет, наоборот. Бывают случаи... Вы знаете, не родители мешают. К сожалению, время меняет и воспитание детское. В основном активную роль принимают не родители в воспитании, а почему-то бабушки и дедушки все больше.
К. ЛАРИНА: Работают все, время такое тяжёлое, всем надо работать. Я смотрю, что мамы все выскакивают на работу очень быстро.
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Наверное. Вы знаете, это не всегда правильно. Всё-таки бабушки и дедушки пусть помогают. Не случайно девочка сказала про молочные зубы. Всё правильно. Вы знаете, ведь сейчас проблема обучения детей в школе, она не столько связана даже с интеллектом. Вот последние данные (если я неправильно назову их, меня здесь поправят): где-то только 3-5% детей умственно отсталых поступает в школу, с нарушением интеллекта серьёзным, грубым. А всё остальное, неготовность к школе связана с тем, например, что плохо пальчики работают, ручка выскальзывает из рук, когда он садится писать - значит, мышечная деятельность плохо развита.
К. ЛАРИНА: Мало пазлов собирал в детском саду.
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Вы знаете, необходимо не только рисовать, собирать пазлы, но нужна и штриховка, нужны различные виды упражнений, которых масса.
К. ЛАРИНА: Вера Алексеевна, я хочу вернуться. Вот вы сказали такое страшное слово - умственно отсталый. Это что такое? Такой термин существует в обычной школе?
В. МОГИЛЕВСКАЯ: С дефектами в развитии, так назовем.
К. ЛАРИНА: А куда они поступают, в обычные школы?
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Вы знаете, у нас есть приказ принимать всех.
К. ЛАРИНА: В чём выражаются дефекты развития?
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Они выражаются во многом. Это уже определяют специалисты. Учитель смотрит свою сторону вопроса в процессе наблюдения.
К. ЛАРИНА: У вас есть какие-то критерии, по которым вы определяете степень развития ребёнка, когда у вас возникают подозрения, что что-то здесь не так?
В. МОГИЛЕВСКАЯ: У нас существует форма собеседования с детьми, для того чтобы, используя различные экспресс-диагностики, комплексно посмотреть ребёнка при поступлении в школу. Не на предмет знаний, умений и навыков, а, допустим, смотрят специалисты, психолог, смотрит обязательно логопед. Потому что страшнее всего... вот сейчас расстройство фонематического слуха более чем у 60 процентов детей встречается. Это значит, что чтение и русский язык будут западать, если своевременно не принять меры. Затем смотрит, если потребуется, то и дефектолог. Потому что надо посмотреть. Потому что это могут быть не только дефекты и разные образовательные потребности, но дефекты в речи.
К. ЛАРИНА: Я поняла. Давайте мы спросим. Я этот же вопрос хочу задать Владимиру Самуиловичу. Всё-таки как разделить, как отличить не специалисту, а учителю синдром от индивидуального развития? Ведь люди разные, в конце концов.
В. СОБКИН: Конечно, люди разные.
К. ЛАРИНА: Даже дети разные. Даже семилетние дети уже разные.
В. СОБКИН: На самом деле, это очень сложная вещь.
К. ЛАРИНА: Ошибки же случаются. Вот мы ставим клеймо сразу - умственно отсталый, вот такой-то процент. А кто это подтвердит?
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Не мы ставим. Извините, пожалуйста, значит, вы просто не поняли меня.
К. ЛАРИНА: Я просто очень испугалась. Вы так просто сказали это.
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Это цифры, которые могут быть даны по стране специалистами. Собирается медико-психолого-педагогическая комиссия, которая может поставить какой-то диагноз. Ставит психиатр, а далеко не педагог и не психолог.
К. ЛАРИНА: А вот такие собеседования перед школой? Ребенок, когда поступает в школу, он первый раз встречается с учителем, насколько я понимаю, не в классе 1 сентября, а когда его приводят записывать в школу. Там, как ни крути, всё равно надо с ним поговорить. Это же не вопрос тестирования, которое запрещено, а именно собеседование, чтобы учитель понял, насколько человек готов к школе, что ему интересно, что он из себя представляет. Первое знакомство.
В. СОБКИН: Совершенно верно. Это задача только этого этапа.
К. ЛАРИНА: Что можно при этом первом знакомстве понять?
В. СОБКИН: Общительный или не общительный ребёнок, что его интересует, насколько он готов идти на контакт, на общение, насколько он смелый, или замкнутый, или открытый, или закрытый. Это важно для учителя, чтобы, может быть, написать ему письмо. Но, в принципе, это ничего не решает.
К. ЛАРИНА: Какую-то характеристику можно уже составить?
В. СОБКИН: Нет.
К. ЛАРИНА: Учитель может записать: "Тип такой-то, проблемы такие-то"?
В. СОБКИН: Я думаю, что на месте учителя не надо торопиться. У учителя с большим стажем работы, конечно, есть опыт. Разные всё-таки практики. Кстати, для родителей очень важным критерием является опыт работы учителя. Родители доверяют опытному педагогу. Это важный момент, но не только это. Конечно, специалист, психолог или человек со специальностью, он должен ставить этот диагноз. Ребёнок не просто приходит в школу таким готовым. Если он был в системе дошкольного воспитания, то, естественно, он там наблюдался, у него были там занятия с логопедом, со зрением и так далее. Он уже шёл по какой-то линии медицинского обслуживания.
К. ЛАРИНА: А если не было никаких причин... Допустим, родители считают - и вправе считать, - что с ребёнком всё нормально, нет никаких проблем, и приводят его в школу. Потом родителей вызывают и говорят: "Вы знаете, что-то с вашим ребёнком не в порядке. Вы обращались к специалисту"?
В. СОБКИН: Родители должны к этому отнестись со вниманием.
К. ЛАРИНА: Сразу не пугаться, не впадать в панику?
В. СОБКИН: Пугаться не надо, но отнестись со вниманием к рекомендациям учителя. Если там какие-то западения в мышлении, по мнению учителя, происходят, то здесь надо обращаться к специалисту, и чем раньше, тем лучше. Вот этого бояться не надо.
К. ЛАРИНА: Маргарита, а у вас какие-то проблемы возникали, связанные с психологическими барьерами внутренними у ребёнка? Или всё нормально было?
М. БЕЛОВА: Господин Собкин сказал тут, что первый и второй класс - это как бы переход от игры к серьёзной жизни. Я проводила такие вещи, наверное, за полгода до поступления в школу. Мы с ним играли в игру в школу. Мы сажали наши игрушки, ученики. Сначала я была учителем, потом он брал на себя роль учителя. Мы делали какие-то тетрадочки, ручки клали, журнал вели.
К. ЛАРИНА: Вы мама продвинутая.
М. БЕЛОВА: У нас был такой ученик, из наших друзей мохнатых, типа чебурашки, который пришёл и не готов. Вот мой сын, в роли учителя, должен был поставить ему какую-то оценку, или спросить: "Почему ты не готов к школе"? Вот в таком плане.
К. ЛАРИНА: А он был лидером в классе?
М. БЕЛОВА: В общем, да. Знал он достаточно много, и ему первый класс было не интересно учиться даже, потому что набор знаний у него уже был.
К. ЛАРИНА: А он в одной школе проучился все десять или одиннадцать лет?
М. БЕЛОВА: Да.
К. ЛАРИНА: Вера Алексеевна, вы хотели сказать что-то?
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Я продолжаю. Я сейчас услышала уважаемую маму, и сразу мы переглянулись...
А. ЛАРИНА: С психологом.
В. МОГИЛЕВСКАЯ: По поводу оценки деятельности ребёнка. Я, говорит, ставила отметку и так далее.
М. БЕЛОВА: Он ставил.
В. МОГИЛЕВСКАЯ: В первом классе безотметочное обучение, уважаемые родители.
А. ЛАРИНА: Мы знаем. Это отдельная тема.
В. МОГИЛЕВСКАЯ: И главная задача... Вы правильно сказали, Ксения, что роль семьи, конечно же, огромна. Потому что когда приходит ребенок, то он приходит с тем, что он получил в семье. А вот задача учителя начальной школы - это научить ребенка учиться и привить, может быть, сформировать у него желание учиться, не потерять это желание учиться.
К. ЛАРИНА: И забыть всё то, чему его учили в доме.
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Наоборот, использовать все знания.
К. ЛАРИНА: Давайте новости послушаем, а потом продолжим.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА: Ещё добавим - и заниматься спортом. Это вослед новостям. Все-таки давайте запомним эти имена - Динара Сафина, Елена Дементьева, которые поделят между собой серебро и золото, и Вера Звонарёва, наши замечательные теннисистки. Вот вам, пожалуйста, пример для подражания, дорогие дети. Спортом надо заниматься.
В. СОБКИН: Одно из желаний родителей, кстати, чтобы в школе была хорошая спортивная подготовка.
К. ЛАРИНА: Чтобы была возможность.
В. СОБКИН: Да.
К. ЛАРИНА: Что же, мы продолжаем наше "Родительское собрание". Мы сегодня пытаемся подготовить наших детей к путешествию по школе длиною в одиннадцать лет. Наши гости, эксперты - Владимир Собкин, Вера Могилевская и Маргарита Белова. Давайте во второй части нашей программы мы подойдём к каким-то конкретным мерам, для того чтобы чего-то не упустить. Вера Алексеевна в своём первом выступлении сказала, что есть какой-то комплекс мер, на который стоит иногда обращать внимание, чтобы ребёнок уже подошёл к 1 сентября в состоянии полной боевой готовности. Я немного испугалась, когда говорили, что дело серьёзное, переходим к другой деятельности, построиться, шутки в сторону, начали учиться. Потому что есть и такие родители, которые говорят своему ребёнку: "Ну всё, пойдёшь 1 сентября в школу, там из тебя человека сделают". И ребёнок ждёт этого кошмара со страхом, и со страхом туда приходит: будут там делать человека из тебя - внимание. Рассказывайте, что делать родителям.
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Педагоги тоже родители, и у них тоже есть дети. И поступление ребёнка в первый класс должно быть праздником в семье. Уважаемые родители, я поздравляю вас с наступающим учебным годом, и хочу сказать, что бояться школы не надо. Потому что для первоклассников существует щадящий период времени, который необходим для адаптации детей к школьным правилам. И количество уроков будет меньше, по три урока всего, и по 35 минут. В основном будут использоваться игровые ситуации. Но потом, естественно, происходит наращивание требований к ребёнку. Но не настолько, чтобы зажать его в тиски. Вот про игру. Родители часто говорят: "Давайте мы будем играть. Давайте мы проиграем весь первый класс". Нельзя педагогику превращать в потешающую педагогику. Задача у нас - научить ребёнка учиться. То есть ребёнку необходимы ещё и знания. Я тут как-то столкнулась с цифрами и подумала, как много должен уметь ребёнок, который заканчивает начальную школу. Прочитать в стенах школы более 500 произведений, не считая внеклассного чтения. Выполнить более 200 упражнений по русскому языку, выучить более 150 правил по русскому языку и математике, усвоить несколько сотен новых понятий. Видя эти цифры, надо думать о том, каким образом всё это сделать. Поэтому главная задача для первоклассника, как сказали все мои предшественники, - это научить ребёнка внимательно слушать и слышать учителя. Вот эта произвольность внимания должна идти уже из семьи. Дальше, развивать память. Сейчас множество различных книг есть по развитию памяти именно в доме. С помощью каких-то игровых сначала ситуаций, а потом уже переходя на какие-то более серьёзные виды деятельности. Затем, конечно же, мышление и речь. Вы знаете, мы столкнулись с тем, что дети плохо говорят, и активный словарный запас очень низкий. Это им мешает в обучении. Рука должна быть готова к обучению. Речь должна быть развита. Естественно, мышление и речь, они взаимосвязаны. Опять-таки я хочу сказать, что существует очень много упражнений. Эти упражнения рекомендуют как психологи... Не случайно педагогическая психология существует, которая занимается именно проблемами и вопросами образовательными, педагогическими. Потому что психология и педагогика неразрывно связаны между собой. Поэтому здесь необходимо обращать внимание родителей на то, как ребёнок слушает взрослого человека.
К. ЛАРИНА: Давайте мы пока резюмируем ваш набор требований, будем говорить так. То есть это умение выражать свои мысли, умение слушать и слышать, умение концентрироваться, сосредотачивать своё внимание. Мне не хватает в этом...
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Да. И ещё, простите. Вот я как-то затронула тему трудового воспитания и так далее.
К. ЛАРИНА: Очень страшные термины, товарищи.
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Хорошо. Давайте назовём это самообслуживанием.
К. ЛАРИНА: Трудовое воспитание. Что это такое?
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Это труд. Это нормальное слово совершенно. Это не значит, что он должен взять лопату и копать.
К. ЛАРИНА: Труд - хорошее слово. Трудовое воспитание, в этом есть что-то карательное, наказующее.
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Почему? Это форма и методы проведения, деятельность.
А. ЛАРИНА: Да, сейчас я буду воспитывать тебя трудом.
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Ребёнок должен уметь себя обслужить. Вот что важно. Потому что это мешает нам работать в школе. Ребёнок не в состоянии сконцентрироваться, не умеет положить ручку, распределить учебные предметы на парте, не умеет зашнуровать шнурки. Опять-таки - бабушка, мама, папа. Потому что все приводят ребёнка и думают, что он у нас один.
К. ЛАРИНА: Вера Алексеевна, я признаюсь в одной тайне. Я до сих пор не умею завязывать шнурки (смеется).
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Значит, нужны ботинки на липучках.
А. ЛАРИНА: Это мой секрет. Я выдала секрет своей жизни.
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Надо как-то выходить из ситуации. А здесь это очень важно. Это отвлекающий момент в обучении. А потом, не забывайте, Ксения, родители часто говорят: "Ну как же так, он так подготовлен, он такой замечательный, он такой хороший, он с учителем занимался". Зачем заниматься с учителем? Вот отсюда и идут все наши погрешности. Потому что ребёнок научился работать индивидуально, а в коллективе - извините.
К. ЛАРИНА: Мы про это поговорим. Потому что, конечно, несмотря ни на что, давайте все-таки понимать, дорогие родители и дорогие мои гости, что ребёнок, который приходит в первый класс, он не приходит в школу, где одни первые классы. Это школа, там 4 или 5 этажей. В этой школе живут люди, которым уже и по 15, и по 17 лет. Поэтому, там такой разброс, комбинат. Это очень тяжело. Даже про такие элементарные вещи говорим. Я знаю, что у вас школа продвинутая, одна из лучших школ, но их, к сожалению, не так много. Но вы говорите про то, чтобы дети сами себя обслуживали. Вот такие элементарные вещи, как, извините меня, туалет. Это тоже проблема во многих школах. Потому что многие дети сталкиваются вдруг с тем, что они не могут спокойно, извините, в туалет сходить. Потому что там есть старшие, там не закрываются дверцы, не закрываются кабинки. Это нужно всё в себе преодолеть. А сколько мы с вами знаем историй - и наверняка каждый из вас может рассказать, - когда случаются вообще непредвиденные вещи, когда ребёнок стесняется поднять руку и попросить у учительницы разрешения выйти. Потому что он стесняется. И возникают жуткие совершенно ситуации. Поэтому давайте я к Владимиру Самуиловичу уже перейду, как к профессиональному психологу. Может, он какие-то советы нам даст. И учителям, кстати, тоже.
В. СОБКИН: Вы знаете что, это ведь единая система на самом деле. Когда мы говорим - семья, школа, ребёнок, все должны быть вместе и сотрудничать между собой, это правильно, по большому счёту. И учитель должен, безусловно, поддерживать контакт с родителями, и родители должны поддерживать контакт со школой. Не стесняться контактировать с учителем, выяснять, что там в школе происходит, как с ребёнком, что с ребёнком. Это не назойливость родителей. Это их нормальное желание, чтобы ребёнку было нормально, уютно, тепло в школе и чтобы он был социально и психологически благополучен. Мне кажется, в том, что перечислялось, мы упускаем один очень важный момент. Научить учиться. Что это значит? Это значит, что у меня есть мотивация, и познавательный интерес, и интерес к учёбе. И я к тому, что получаю в этой школе, отношусь как к ценностно-значимой вещи. Это для меня важно, и это нужно. И эти знания, которые я получаю и в первом классе, это не какие-то абстрактные знания и ещё что-то, а это отвечает моим интересам, моим желаниям, и я знаю, что мне с этими знаниями делать. Поэтому проблема школы и проблема учителя - сделать этот предмет таким, чтобы он был ребёнку... не формально он что-то написал и провёл палочками что-то, а чтобы он понял, что это для него важно, что он это освоил, что он это умеет. И что коллектив детей, тех, кто с ним учится, для них это важно, что у тебя есть успехи. Вот не я сильнее всех, а мы. И то, как меня оценивают, и благожелательность отношений и учителя, и сверстников к твоим достижениям - вот это, мне кажется, очень сложная задача, суперсложная педагогики.
К. ЛАРИНА: Это психологический климат в коллективе, выражаясь научным языком.
В. СОБКИН: Да. Создание здоровой атмосферы, когда успех другого - это и твой тоже успех. Это очень важная вещь, и её с самого начала школы важно закладывать. И важно для родителей, что, когда ребёнок приходит из школы, и его спрашивают: "А что у тебя там произошло? А чему ты сегодня научился? А что ты сегодня там узнал"? Понимаете, это очень важный момент. Потому что у меня были исследования, мы опрашивали около 3000 родителей, родителей детского сада, до школы: "Знаете ли вы песенку, которую разучивает ваш ребёнок в школе"? Подавляющее большинство не знает. "Знаете ли вы рисунок, который на этой неделе рисовал ваш ребёнок в детском саду"? Подавляющее большинство не знает. Вот в этом во многом проблема - отчуждение. Мы отдаём как бы ребёнка в систему общественного воспитания, и она существует изолированно от наших родительских интересов. И вот начинается это отчуждение: чему тебя там учат, чему не научили... А вот заинтересованного отношения...
К. ЛАРИНА: То есть чтобы он приходил и рассказывал, что в школе происходит.
В. СОБКИН: Конечно. Это очень важный момент, потому что, рассказывая другому что-то, мы начинаем понимать лучше.
К. ЛАРИНА: Теперь давайте дальше. Что касается проблем... Это тоже психологический климат, это атмосфера в классе. Дети разные, как мы с вами сегодня заметили. Это главная мысль нашей сегодняшней встречи.
В. СОБКИН: Да, неожиданно.
А. ЛАРИНА: Толстые, бывают в очках, бывают в брекетах, бывает, что они не выговаривают букву "р" в первом классе (конечно же, они ходят к логопеду, но пока же они не говорят "р" какой-то период). То есть дети разные. Одни реагируют быстро, другие говорят медленнее. Одни любят бегать по коридору, а другие жмутся к стенке. И вот тут, когда у них возникают первые распределения ролей в классе, вот тут очень важный момент, как мне кажется, не упустить проблему. Уже через какое-то время обязательно появится - это Собкин лучше знает - группа лидеров, обязательно появятся так называемые условные шестёрки, как их называют, обязательно появится объект для травли или ненависти. Кстати, давайте не забывать еще и самое главное. Дети бывают разных национальностей в российской школе.
В. СОБКИН: В московских школах.
А. ЛАРИНА: Что здесь?
В. СОБКИН: Здесь проблема толерантности. Это слово, оно очень важное. Оно пришло недавно в нашу культуру. Вот это толерантное отношение к другому - это очень важный момент. И он возникает не когда-то в подростковом возрасте, а вы совершенно точно это фиксируете - и в детском саду уже есть проблема толерантного отношения, и в начальной школе она очень остро стоит. И очень правильно, как мне кажется. У каждого человека есть, наряду с его недостатками, сильные стороны. Вот замечательный русский психолог Лев Семёнович Выготский, занимаясь дефектологией, говорил о компенсаторных механизмах, что есть возможность компенсировать дефект. Учителю очень важно увидеть те сильные стороны в ребёнке, и, действительно, не создавать эту жёсткую структуру социальной иерархии. В принципе, детский коллектив начальной школы, он очень руководим. С подростками труднее. А в начальной школе - это поощрение учителя, как взрослого, и возможность смены этих лидерских позиций, и видения, и возможность поддержать ребёнка полного или картавящего, но в чём-то его сделать лидером...
К. ЛАРИНА: Или тихо говорящего. Допустим, ребёнок тихо говорит. Вот мы сегодня говорим про родительские ошибки, но у учителей тоже немало ошибок. Правда, Вера Алексеевна?
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Конечно, мы не безгрешны.
К. ЛАРИНА: Когда ребёнок тихо говорит в первом классе, маленький человек, вот он так говорит, потому что, может, он боится, а может, он так говорит вообще по жизни. Не надо на него сразу кричать: "Я не слышу, говори громче". Что происходит с этим ребёнком? Всё, он приходит домой и говорит: "Мама, я больше туда не пойду". Маргарита Юрьевна, слушаем мы с вами учёных людей. И что мы скажем? Скажите.
М. БЕЛОВА: Я, как мама, просто могу посоветовать всем родителям запомнить одну вещь. Ваш ребёнок больше всех нужен только вам. Потому что учителя, у них класс, у них ответственность за 20-30 детей. То, что вы вложите в своего ребёнка перед школой, как будете поддерживать в первую неделю, первый, второй месяц школы, такую получите потом отдачу. Учитель может только вам помочь. Правильно сказал господин Собкин, что надо спрашивать. Я всегда сына спрашиваю. Сейчас сын заканчивает четвёртый курс. До сих пор спрашиваю: "Что вы сегодня проходили"?
К. ЛАРИНА: А он не говорит: "Не твоё дело"? Не говорит: "Всё нормально"?
М. БЕЛОВА: Так что терпения родителям и мужества.
К. ЛАРИНА: Это хорошо, что у вас такие доверительные отношения. Вы рассказали весь свой путь, как вы их выстраивали, это очень важно. Но тоже не всем так везёт, потому что периоды разные.
М. БЕЛОВА: Я считаю, что это главное вложение родителей в детей. Что вложишь, то и получишь потом. А учителя только помощники. Они видят только со стороны, они объективны. Мы, наверное, не совсем объективны, потому что мы их любим. Это наша часть. Надо подойти к классной руководительнице и по прошествии времени поспрашивать, как ребёнок себя ведёт в коллективе, как он ведёт себя на переменах, то есть во внеучебное время. Учитель со стороны увидит и вам подскажет, что он видит, на что вы, как родители, может быть, не обращаете внимания. Какая-то коррекция происходит.
К. ЛАРИНА: Вера Алексеевна, у меня к вам вопрос. А что учителя не успевают? Где нужна, скорее всего, родительская помощь? То, на что учителям не хватает времени?
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Учителям много не хватает времени. Классы большие. И если это смешанный контингент детей поступает, как вы сказали, то есть ребята разные - и тихие, и буйные, и громко говорящие, и тихо говорящие.
А. ЛАРИНА: А у вас что, одинаковые все?
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Все разные. У меня бывает классы более 25 человек, 30 и более бывает. Учителю, конечно, не хватает времени, потому что ему нужно еще коллектив детей создать, надо ещё научить этим правилам, надо понять каждого ребёнка. Вот почему я говорю, что все-таки если у школ есть возможность привлечь специалистов - и психологов, и логопеда, не только учителя... Почему только учитель смотрит? Понимаете, учитель все равно остаётся учителем, как бы он ни знал психологию, а он её должен знать, он всё-таки учит. Главная задача его - научить. Тем более, в связи с введением ЕГЭ и тех страшных цифр, о которых я сказала, всё-таки мы должны чему-то научить детей. Надо пользоваться тем, что есть специалисты. Как раз собеседование и даёт нам представление о тех ребятах, которые приходят в школу. И можно уже простроить такую траекторию обучения для каждого ребёнка. Ведь таких сложных детей в классе бывает человек пять. Вот за всё время работы группа 5-7 человек, которые процесс обучения не воспринимают так, как его можно было бы воспринять. Естественно, учителю надо использовать различные новые формы и методы работы. На уроке должна быть занимательность. Для гиперактивных детей есть, например, "конторки Базарова". Поставил его временно, пусть он постоит.
К. ЛАРИНА: А наказывать надо?
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Нет. В плане каком? Наказывать надо, безусловно.
К. ЛАРИНА: Выйти из класса?
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Но не на горох. Категорически запрещено выгонять ребёнка из класса.
К. ЛАРИНА: Я помню, я простояла всю начальную школу. Вот я сейчас слушаю, думаю, какие у меня воспоминания. Тяжелейшие. Потому что я помню, что моя учительница начальных классов, она была огромная... Сейчас я понимаю, что, наверное, она нормальная
В. СОБКИН: Это вы были маленькая.
А. ЛАРИНА: Да. Огромная женщина с длинной-длинной указкой, Валентина Ивановна, как сейчас помню. Я помню, что меня всё время выгоняли из класса. Я все первые три года обучения провела в коридоре.
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Категорически нельзя выгонять из класса. Это же опасно очень. Ребёнок остаётся один, наедине с собой. А если из другого класса кого-то выгонят? Представляете, их уже двое будет, трое. И не известно, чем они будут заниматься. Это чревато последствиями, которые могут быть неприятными для жизни и здоровья ребёнка.
К. ЛАРИНА: У меня ещё такой вопрос к Владимиру Самуиловичу. А когда ребёнка надо забирать из школы? Я имею в виду вот такая ситуация - ничего не исправить, ребенка надо забирать. Когда родитель должен понять, что он совершил ошибку в выборе школы, в выборе класса? Забирать не после занятий, а вообще.
В. СОБКИН: Я думал, что вы сейчас спросите, во сколько времени...
К. ЛАРИНА: Нет. Понимаете, там, когда идут более старшие проблемы - это другой вопрос. А здесь бывают такие вещи?
В. СОБКИН: Ксения, это индивидуальный случай, ну как тут...
К. ЛАРИНА: Бывает, не сложилось, невзлюбили друг друга, нет контакта. Или он всегда есть, Вера Алексеевна?
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Нет, не бывает такого, даже в начальной школе. Вы знаете, с детьми реже бывают какие-то конфликтные ситуации, чаще они бывают со взрослыми, с родителями и бабушками. Если они бывают. Но такое бывает. К сожалению, это транслируется на ребёнка. Мы грешим тоже... И учителя грешат, и родители, и бабушки, и дедушки. В общем, мы все вместе должны работать в одном русле. Поэтому всё бывает. Мы не идеальны, мы тоже люди.
В. СОБКИН: Вот на начальных этапах, когда идёт подготовка к школе, вот я бы внимательно отнёсся к родителям тех, кто приводит сейчас ребёнка. Если есть возможность, пораньше забирать из школы, стараться взять какой-то отпуск на эти сентябрьские дни, чтобы его чаще встречать, пораньше забирать и постепенно вводить его в эту ситуацию. Я понимаю, что интуитивно многие родители так делают. Но на это надо тоже обратить внимание.
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Это как с детским садом. Сначала до обеда, потом после обеда оставляют. Всё то же самое и в первом классе.
В. СОБКИН: Понимаете, по нашим опросам, довольно большой процент, около 30 процентов, планирует забирать ребёнка из школы. Я удивился, что собираются забирать ребенка из школы до 18 часов. Это очень большой процент.
К. ЛАРИНА: Это хорошо или плохо?
В. СОБКИН: Мне кажется, что это не очень хорошо. Там мы спрашивали до 16 часов, до 18, и после 18.
В. МОГИЛЕВСКАЯ: До 16 нормально.
В. СОБКИН: Да, нормально. А уже до 18 - это многовато.
К. ЛАРИНА: Мы должны уже заканчивать программу. Давайте резюмировать наше сегодняшнее заседание. У нас до учебного года остаётся две недели. Наверное, последние наши наказы, в ближайшие две недели. Если маленький человек в вашей семье впервые идёт в школу, в первый класс, давайте дадим какие-нибудь последние напутствия, что можно успеть сделать за эти две недели. Вера Алексеевна с ужасом задумалась: действительно, боже мой, скоро на работу.
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Нет, я очень даже рада. У меня капитальный ремонт идёт. Мы встречаем первоклассников в таком красивом здании.
К. ЛАРИНА: Вы свой первый класс уже видели?
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Я их видела по одиночке.
А. ЛАРИНА: Ну и как?
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Нормально, всё, как всегда. Пять классов в этом году. Вместе с Евгением Александровичем...
К. ЛАРИНА: Это школа Евгения Ямбурга, я нашим слушателям напомню.
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Да, это школа Ямбурга, делаем по индивидуальному проекту.
К. ЛАРИНА: Давайте. Ваши напутствия.
В. МОГИЛЕВСКАЯ: Дорогие родители, бабушки и дедушки, я хочу вам пожелать терпения с нами, с учителями. Я хочу вам и вашим детям пожелать здоровья. Я хочу вам пожелать не бояться школы, а приходить в неё, и все вопросы решать с учителем, и со всеми теми, кто работает в школе. Я хочу, чтобы эти дни, буквально предпраздничные - как я называю, потому что для учителя 1 сентября - это великий праздник, - были и для вас радостными. Сейчас идёт подготовка. Покупайте красивые формы, сейчас их очень много, разнообразие великое. Настраивайте детей на хороший лад. Школа поможет.
К. ЛАРИНА: Спасибо. Это Вера Алексеевна Могилевская, директор начальной школы центра образования No 109. Владимир Собкин. Буквально два слова, а то времени нет.
В. СОБКИН: Я присоединяюсь ко всем поздравлениям. Я бы хотел поздравить ещё детей, которые идут в школу. Я понимаю, что не все дети нас слушают. Но я бы их хотел поздравить. Это огромное событие для человека. И дай бог, чтобы он прожил эти одиннадцать лет полноценно, чтобы у него появились друзья на всю жизнь, и чтобы он получил много хороших впечатлений от школы.
К. ЛАРИНА: Маргарита Юрьевна Белова.
М. БЕЛОВА: Поздравляю, желаю всего хорошего и родителям, и их детям, и присоединяюсь к словам моих коллег по эфиру. И терпения. Не забывайте любить своих детей.
К. ЛАРИНА: Доверять друг другу, что тоже очень важно, о чём говорила Маргарита Юрьевна. Спасибо всем.
http://echo.msk.ru/programs/assembly/534197-echo.phtml
17.08.2008