27 ноября 2007
12855

Владимир Спасибо: Доступность услуг ЖКХ.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ и п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, (утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 No 307) размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ.
Тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона No 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса регулируют (устанавливают) органы местного самоуправления, а в случаях, указанных в ч. 5 ст. 4 Закона No 210-ФЗ, - соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ.
Тарифы на электрическую энергию и тепловую энергию согласно ст. 6 Федерального закона No 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, а в случаях наделения законом субъекта РФ полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования, - органы местного самоуправления.
Цены на природный газ, реализуемый организациями РАО "Газпром" непосредственно конечным потребителям, согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 17.07.1996 No 863 "О совершенствовании государственного регулирования цен на природный газ" - Федеральной службой по тарифам;
Розничные цены на природный газ, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам, и сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 15.04.1995 No 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 19 Закона No 210-ФЗ плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством РФ с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Тарифы должны обеспечивать реализацию производственной и инвестиционной программы коммунального предприятия.
ФСТ устанавливает предельные уровни тарифов - в дифференциации по субъектам РФ. Субъект РФ устанавливает дифференцированные по районам и поселениям предельные уровни тарифов. Орган местного самоуправления в пределах установленного уровня тарифов устанавливает тарифы коммунальных предприятий. При этом по отдельным районам и поселениям, а также коммунальным предприятиям допускается превышение предельных уровней, но так, чтобы в целом по субъекту РФ предельные уровни тарифов были выдержаны.
Финансирование деятельности организаций коммунального комплекса (ОКК) осуществляется на базе 3 видов программ.
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования (МО) - генеральная программа строительства и модернизации, обеспечивающая развитие систем коммунальной инфраструктуры на территории МО.
Производственная программа ОКК (включает в себя план мероприятий по повышению эффективности деятельности ОКК, предусматривающий в том числе проведение мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры, п. 2 ст. 7 Закона N 210-ФЗ).
Источником возврата инвестиций на реконструкцию при реализации производственной программы могут быть дополнительные средства, полученные ОКК в результате снижения затрат вследствие повышения эффективности деятельности ОКК. Согласно п. 3 ст. 7 Закона N 210-ФЗ такие дополнительные средства остаются в распоряжении ОКК в течение периода действия тарифов на товары и услуги ОКК.
Основным источником финансирования инвестиционных проектов ОКК является инвестиционная программа ОКК по развитию системы коммунальной инфраструктуры. Эта программа предусматривает финансирование строительства и (или) модернизации ОКК системы коммунальной инфраструктуры в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно п.1. ст. 10. 210-ФЗ финансовые потребности организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций, в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей данного муниципального образования (части территории этого муниципального образования), а также за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
П.2. Выбор способов обеспечения финансовых потребностей организации коммунального комплекса, необходимых для реализации ее инвестиционной программы, осуществляется представительным органом муниципального образования исходя из:
1) оценки доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса;
Закон No 210-ФЗ создает систему установления 2-х групп тарифов:
а) тарифы и надбавки производителей услуг (для организаций коммунального комплекса);
b) тарифы и надбавки для потребителей.
Надбавки делятся на две группы: а) надбавки на подключение; b) инвестиционная составляющая.
Суть надбавок - возместить расходы или найти источник финансирования развития мощностей предприятия.
4) Тариф определяется по формуле:
Тсумма = Тт + Нп + Нис
Тт - тариф (на выполнение производственной программы)
Нп - надбавка на подключение,
Нис - инвестиционная составляющая.
Н ис = Vив / ПО.
Vив - Объем инвестиционных вложений
ПО - Полезный отпуск услуги
Законом предусматривает также возможность частичного финансирования инвестиционной программы ОКК за счет средств местного бюджета. Предложения по частичному финансированию могут быть подготовлены органом регулирования муниципального образования на основании п. 9 ст. 11 Закона N 210-ФЗ при вынесении решения о недоступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса с учетом размера инвестиционной программы ОКК.
"Доступность" характеризуется динамикой изменения тарифа и влиянием этой динамики на платежеспособность потребителя.
Показатели доступности:
а) динамика дебиторской и кредиторской задолженности организаций коммунального комплекса (ОКК);
б) стабильность структуры платежа (доля платежа в среднедушевом доходе или зарплате, прожиточном минимуме).
Если при увеличении тарифа обнаружен резкий рост дебиторской задолженности, либо если при увеличении тарифа доля коммунальных платежей в доходах граждан резко возрастает, говорят о недоступности услуги для потребителя.
Пример 1.Согласно п.7.5. Положения об установлении системы критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (Приложение к решению Думы города Нягани от 26 октября 2007 года No 256). товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период регулирования признаются доступными для потребителей, если доля расходов потребителей по оплате соответствующей услуги в среднедушевом доходе на очередной период регулирования меньше или равна доле расходов потребителей по оплате соответствующей услуги в среднедушевом доходе в текущем периоде регулирования:
Пример 2. В г. Тюмень установлены критерии, используемые для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса:
1.Предельная доля семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, при максимальном значении - 15%.
2.Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату коммунальных услуг - 14,4%.
Фонд "Институт экономики города" определил, что доля расходов на услуги водоснабжения и водоотведения не должна превышать 4% от суммарного располагаемого дохода домохозяйства, а доля расходов на услуги теплоснабжения не должна превышать 10% от суммарного располагаемого дохода домохозяйства.
Согласно приводимой статистике, население в среднем оплачивает 56 % от стоимости услуг ОКК. В целом оплачивается 94% стоимости услуг ОКК за счет перекрестного субсидирования.
Субсидии на услуги ОКК получают 11,3 % населения РФ.
66 субъектов РФ установили уровень предоставления субсидий при затратах на услуги ОКК - 22 % от доходов семей.
Всего в соответствии с Законом N 210-ФЗ подлежат регулированию два вида тарифов на подключение: тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры; тарифы ОКК на подключение.
Тариф на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости формирует плату за подключение, которую вносят лица, осуществляющие строительство или реконструкцию здания, сооружения или иного объекта недвижимости, присоединяемых к сетям инженерно-технического обеспечения, входящих в систему коммунальной инфраструктуры.
Тариф ОКК на подключение устанавливается непосредственно для организации коммунального комплекса и используется для финансирования ее инвестиционной программы.
Закон N 210-ФЗ содержит лишь общие принципы установления платы за технологическое присоединение к тепловым сетям.
Пример 3. Согласно п.2.2. Положения об установлении системы критериев, используемых для определения доступности для потребителей тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры г.Сургута определение доступности для потребителей тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры осуществляется с использованием системы критериев, включающей стоимость развития системы коммунальной инфраструктуры и стоимость строительства объектов жилья.
Стоимость развития системы коммунальной инфраструктуры (Си), приведенная к квадратному метру строящегося жилья, рассчитывается по формуле:
Си = Ст + Св + Ск + Сэ, где
Ст - приведенная стоимость развития системы теплоснабжения, руб/кв.м;
Св - приведенная стоимость развития системы водоснабжения, руб/кв.м;
Ск - приведенная стоимость развития системы водоотведения, руб/кв.м;
Сэ - приведенная стоимость развития системы электроснабжения, руб/кв.м; которые определяются по следующим формулам:
Ст = Тт х (Нт/S), Св = Тв х (Нв/S), Ск = Тк х (Нк/S) Сэ = Тэ х (Нэ/S), где
Тт - тариф на подключение к системе центрального теплоснабжения объектов жилищного строительства (руб/Гкал),
Тв - тариф на подключение к системе водоснабжения объектов жилищного строительства (руб/куб.м),
Тк - тариф на подключение к системе водоотведения объектов жилищного строительства (руб/куб.м),
Тэ - тариф на подключение к системе электроснабжения объектов жилищного строительства (руб/кВт),
Нт - максимально возможная нагрузка (мощность) для подключения объектов жилищного строительства к системам центрального теплоснабжения на период реализации инвестиционных программ (Гкал),
Нв - максимально возможная нагрузка (мощность) для подключения объектов жилищного строительства к системам водоснабжения на период реализации инвестиционных программ (куб.м),
Нк - максимально возможная нагрузка (мощность) для подключения объектов жилищного строительства к системам водоотведения на период реализации инвестиционных программ (куб.м)
Нэ - максимально возможная нагрузка (мощность) для подключения объектов жилищного строительства к системам электроснабжения на период реализации инвестиционных программ (кВт),
S - площадь вводимого жилья в городе на период реализации инвестиционных программ (кв.м).
Стоимость строительства одного квадратного метра жилья (Сп) с учетом стоимости развития системы коммунальной инфраструктуры определяется по формуле:
Сп = Сст + Си, где Сст - средняя стоимость строительства одного квадратного метра жилья на момент утверждения тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры (руб/кв.м); Си - рассчитываемая на основе тарифов на подключение стоимость развития коммунальной инфраструктуры, приведенная к квадратному метру строящегося жилья (руб/кв.м).
2.2.3. Доля стоимости развития коммунальной инфраструктуры (Д) стоимости строительства одного квадратного метра жилья исчисляется по формуле:
Д=Си/Сп.
Рассчитанное значение соотношения показателей системы критериев сравниваются с нормативным значением отчислений на развитие систем коммунальной инфраструктуры, равным 0,2. Если доля стоимости развития коммунальной инфраструктуры (Д) в стоимости строительства одного квадратного метра жилья меньше 0,2, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры объектов жилищного строительства считаются доступными.
Федеральный закон No 210-ФЗ позволял муниципалитетам самим устанавливать тарифы на холодное водоснабжение и канализование, вывоз мусора, и определять инвестиционные надбавки к тарифам на тепло- , водо- и электроснабжение. При этом срок установления тарифов и надбавок мог превышать один год и устанавливаться на весь период окупаемости инвестиций. В Законе оговаривались функции органов власти всех уровней, в том числе и по регулированию процесса тарифообразования, и по контролю за ним. Положения ФЗ No210 должны были вступить в силу с 1 января 2006 года.
Принятые поправки к указанному закону дали возможность кратковременно ограничить рост коммунальных тарифов для населения, но проблема остается. Консервируется существующая ситуация в ЖКХ (убыточность, дотационность, низкое качество или нехватка ЖКУ). Затратный метод тарифообразования не стимулирует предприятия ЖКХ заниматься реконструкциями и повышением надёжности, то есть, чем хуже - тем лучше.
Наиболее проблемными с точки зрения рентабельности отраслями являются жилой фонд, теплоснабжение, водоснабжение. Водопроводно-канализационное хозяйство РФ включает в себя 8801 муниципальный водоканал общей протяженностью сетей свыше 4508 тысяч километров. Износ сооружений оценивается в 65-70%. До 35-40% стоков сбрасывается в водоемы неочищенными. Совокупная величина требуемых инвестиций на ближайшие 10 лет оценивает в $30 миллиардов.
Пример 4.
У частного оператора, дочернего предприятия ООО "Росводоканал" в г.Оренбург собираемость денежных средств выросла с 82% (в МУПе) до 97%. В 4 раза сократилось количество повреждений на сетях. Потери воды снизились с 33% (в МУПе) до 20%. Себестоимость услуг в сопоставимых ценах снизилась на 22%. За счет сокращения непроизводственных издержек увеличен ФОТ. Годовой объем средств на капитальный ремонт вырос с 12 миллионов до 160 миллионов рублей.
Табл.1
Рентабельность отдельных видов услуг в 2004 г. (Фатахетдинова А., Росстрой РФ. Особенности тарифной политики на современном этапе).
Отрасль Рентабельность, %
Электроснабжение 5
Сетевой (природный) газ 1
Водоотведение, очистка воды -1,5
Сжиженный газ -4
Водоснабжение -7,3
Теплоснабжение -12,1
Жилье -27

В целом почти половина стоимости услуг - это отопление и горячее водоснабжение.
Доля убыточных предприятий в "производство и распределении электроэнергии, газа и воды" в России по итогам первых девяти месяцев 2007 года составила 52,3%. (Росстат).
Среди предприятий по управлению эксплуатацией жилого фонда - 42,2% убыточных.
Табл.2
Структура стоимости услуг ЖКХ по РФ на 1 кв.м в 2004 г:
Отрасли Ед. Уровень, доля
Всего, руб/м2 40,6
Жилье % 22,7
Отопление % 29,6
ГВС % 17,7
Водоснабжение % 7,3
Водоотведение % 7,5
Электроснабжение % 9,3
Природный газ % 5,9

Использование только индивидуальных и коллективных приборов учета расхода холодной и горячей воды, систем автоматического регулирования подачи теплоносителей в многоквартирные здания может обеспечить снижение суммарного потребления ресурсов (тепло, вода) на 30-40%.
Cовременные информационные технологии позволяют вести учет потребления тепло-, водо- и энергоресурсов, организовать контроль за состоянием объектов, обеспечить взаимодействие между поставщиками и потребителями ресурсов. Даже внедрение простых управляющих ресурсами систем приводит к экономии на 15-25%.
Возможен вариант индивидуального теплоснабжения, либо коллективного теплоснабжения, что обеспечивает снижение энергопотребления на 15-20%.
Табл.3
Динамика роста тарифов за 2002-2004 гг., в среднем за год
Отрасли Рост тарифов
Электроснабжение 17,8 %
Природный газ 26 %
Водоотведение 31,8 %
Прочие виды 6,2 %
Сжиженный газ 14 %
Водоснабжение 31,8 %
Теплоснабжение 28 %
Содержание и текущий ремонт жилья 31 %

Ликвидация перекрестного субсидирования идет небольшими темпами. Сближение тарифов для различных групп потребителей в среднем составило 1,5 % за 2 года.
Табл.4
Перекрестное субсидирование по различным услугам, ,. 2004 г.
Услуга Тариф для промпотребителей /для населения К-т перекрестного субсидирования
Водоснабжение 11,5 / 8,08 1,42
Водоотведение 9,9 / 6,6 1,5
ГВС, тепло 647 / 608 1,06
Электроэнергия 1,45 / 1,22 1,19
Сетевой газ 1,29 / 1,36 0,95
Сжиженный газ 12,6 / 9,6 1,31
Табл.5
Средние нормативы месячного потребления по РФ
Услуга Норматив
Отопление 0,37 Гккал/кв.м
ГВС 0,22 гКкал./чел
Вода 6,85 куб.м/чел
Водоотведение (0,99~0,95 от водоснабжения и ГВС), 6,51-6,78 куб.м/чел
Электроэнергия 57,4 кВт*ч/чел
Сетевой газ 32,7 куб.м/чел
Сжиженный газ 5,6 кг/чел

Табл.6
Структура затрат предприятий ЖКХ
Расходы всего Вода Жилье Тепло
Всего 95,5 96,1 98,8
1. Материальные затраты,в т.ч. 42,4 34,7 75,3
1.1.Топливо 1,5 -- 33,2
1.2.Вода 1,1 -- 2,1
1.3.Эл.энергия 18,8 4,8 5,4
1.4.Сторонние ресурсы 9,6 -- 30,2
2. Ремфонд 6,4 -- 2,6
3. ФОТ с ЕСН 25,5 37,3 11,9
4. Амортизация 8,0 0,9 2,1
5. Прочие 13,2 19,5 6,9
6. Сопутствующие услуги 4,5 3,9 1,2

Ситуация с тарифами на услуги ОКК весьма непростая. Требуются серьезные инвестиции в отрасль, чтобы повысить качество услуг, увеличить объем их оказания в свете реализации программ жилищного и инфраструктурного строительства. По самым грубым прикидкам - порядка $50-60 млрд. в ближайшие 5-7 лет. Годовой оборот отрасли - порядка $40 млрд. Но прибыль, как было отмечено - минимальна.
Государству необходимо либо самому инвестировать, учитывая практику предельной тарификации, либо кредитовать частных операторов в форме концессионных соглашений. Пока дело движется крайне медленно.
Что касается понятия доступности услуг ОКК, то смысл его неясен. Если в стране четверть населения - пенсионеры, то им логичнее повышать пенсии. Как и зарплаты работникам бюджетной сферы. И уж тогда платить должны все, и в полном объеме.
Есть еще одно важное обстоятельство. В принципе было бы совершенно оправдано сохранить нынешний уровень тарифов, позволив операторам за счет инвестиционных и оптимизационных мер получать прибыль на экономии ресурсов.


27.11.2007
www.nasledie.ru

viperson.ru

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован