Подобная истерия поддерживалась ложными разведдонесениями, вводившими руководство в заблуждение.
Соотношение оценки восточной группировки Люфтваффе и ее фактического состояния (М.Солонин. На мирно спящих аэродромах.- М.:Яуза, Эксмо, 2006.с.270)
Источник | Истребители | Бомбардировщики | Пикировщики |
Сообщение РУ ГШ РККА от 11.03.41 г | 3820 | 4090 | 1850 |
Фактическое состояние на 22.06.41 | 980 | 1000 | 306 |
19 июля 1940 г. нарком обороны в соответствии с решением Политбюро о развертывании мощностей авиапромышленности для выпуска в 1941 г. 36 тыс. боевых самолетов представил председателю Комитета Обороны, заместителю председателя СНК и наркому авиапромышленности мобилизационную заявку на производство 15 820 бомбардировщиков, 13 300 истребителей, 2 800 штурмовиков, 1 680 корректировщиков, 1 400 разведчиков, 4 850 учебных и транспортных самолетов.
Однако заявка наркомата обороны была сочтена чрезмерной, и после ряда согласовании 7 декабря 1940 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР своим постановлением утвердили программу выпуска самолетов в 1941 г. Согласно этому постановлению НКАП должен был произвести 16 530 боевых (6070 бомбардировщиков, 8510 истребителей, 1750 штурмовиков, 200 морских разведчиков) и 3620 учебных и транспортных самолетов. При выполнении этой программы НКАП разрешалось прекратить ремонт самолетов и моторов, находящихся на вооружении ВВС, которые должны были осуществлять ремонт своими силами.
К 1 февраля 1940 г. советские ВВС располагали 48 управлениями авиабригад, 149 авиаполками, 49 отдельными эскадрильями, 22 корректировочными, 5 транспортными и 16 прочими отрядами, 101 авиабазой и 19 инженерно-аэродромными батальонами.
В первой половине 1940 г. началось формирование 35 новых авиаполков и 30 авиабаз, с учетом которых общее количество авиаполков увеличивалось к 1 июля 1940 г. до 188 (178 боевых и 10 резервных).
25 июля 1940 г. было принято постановление СНК СССР, согласно которому изменялась организационная структура ВВС. В авиации следовало иметь авиационные дивизии (по 4-5 авиаполков) и отдельные авиационные бригады (по 2-3 авиаполка).
Создавалось три типа авиадивизий: смешанные, "имеющие своим назначением непосредственное взаимодействие с войсками и поддержку механизированных, кавалерийских и общевойсковых соединений", дальнебомбардировочные, "имеющие своим назначением разрушение военных объектов и дезорганизацию тыла противника" и истребительные, "имеющие своим назначением борьбу за господство в воздухе и прикрытие политических и экономических центров" СССР.
Требовалось к 1 сентября 1940 г. сформировать 38 авиадивизий (26 смешанных, 7 дальнебомбардировочных и 5 истребительных), в состав которых включалось 163 авиаполка. До 1 января 1941 г. следовало сформировать еще 48 авиаполков, объединив их в 12 новых авиадивизий (5 смешанных, 4 дальнебомбардировочные и 3 истребительные).
23 октября 1940 г. нарком обороны и начальник Генштаба докладывали переработанную по указанию Сталина программу подготовки летно-технического состава и усилению ВВС Красной Армии (доведение до 20 000 самолетов в строю).
К 1 января 1941 г. следовало иметь 239 авиаполков и 62 корпусные эскадрильи - 15 672 самолетов по штату. С учетом авиации военно-учебных заведений ВВС (6 942 самолета, по списку 8 081 самолет) и транспортной авиации (105 самолетов) - по штату должно было быть 22 719 самолетов.
В общем составе ВВС боевая авиация без учета разведывательных полков и корпусных эскадрилий составляла по штату 14 108 самолетов. Соотношение родов авиации: дальнебомбардировочная - 14,7%, бомбардировочная - 42,5%, истребительная - 42,8%. Предлагалось в дальнейшем иметь соотношение 60% бомбардировщиков на 40% истребителей.
Для осуществления этой программы в 1941 г. требовалось сформировать 98 новых авиаполков, что было сделать затруднительно. Поэтому в качестве компромиссной меры предлагалось увеличить число самолетов в эскадрильях существующих авиаполков и сформировать 20 новых авиаполков (15 дальнебомбардировочных и 5 ближнебомбардировочных), что позволило бы иметь в строю 19 977 самолетов и 3 082 самолета во вспомогательной авиации. Авиацию военно-учебных заведений ВВС предлагалось сократить с 8 081 самолета до 7 018 самолетов, что позволяло обучать одновременно до 50 тыс. человек. Правда, это сокращение числа самолетов можно было провести лишь к концу 1941 г., поэтому пока общая численность военно-учебной авиации определялась в 8 202 самолета. Выполнение предложенных мер дало бы ВВС в целом 31 596 самолетов.
Одновременно следовало подготовить к концу 1941 г. 60 тыс. летчиков и 144 945 авиатехников (осенью 1940 г. имелось 37 558 летчиков и 81 563 авиаспециалиста). Для этого предлагалось увеличить штаты существующих училищ на 7 680 человек и сформировать 33 новых училища. Причем констатировалось, что в 1942 г. вновь возникнет вопрос о дальнейшем развитии сети военно-учебных заведений ВВС.
Советское военное командование предлагало усовершенствовать подготовку ТВД путем расширения сети оперативных аэродромов. В течение 1941 г. следовало довести численность аэродромов до 3 на 1 авиаполк, что требовало организации 16 новых инженерно-аэродромных батальонов. Для создания условий, при которых передовые аэродромы западных приграничных округов находились бы в постоянной готовности принять авиационные части, предлагалось сформировать 53 авиатехнические роты.
В феврале 1941 г. было принято решение сформировать 106 авиаполков и 25 управлений дивизий. К концу 1941 г. ВВС должны были иметь 5 авиакорпусов, 79 авиадивизий, 5 отдельных авиабригад (348 авиаполков). (1941 год - уроки и выводы. - М.: Воениздат, 1992, с.36).
5 ноября 1940 г. было принято постановление СНК "О комплектовании школ и училищ летчиков ВВС Красной Армии", согласно которому Осоавиахим к 15 мая 1941 г. должен был подготовить 20 тыс. летчиков, а ГВФ к 1 октября 1941 г. 10 тыс. летчиков на У-2, для чего разрешалось привлекать с отрывом от производства учащихся старших классов, сельскую и служащую молодежь с выплатой стипендии в 250 рублей в месяц. Дополнительно Осоавиахиму выделялось 350 самолетов, а ГВФ 720 самолетов и соответствующее количество запасных частей, горючего и продфондов. (Мельтюхов М. с.354, 356).
25 февраля 1941 г. было утверждено постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О реорганизации авиационных сил Красной Армии", согласно которому устанавливалась новая система подготовки кадров для ВВС. Создавались школы первоначального обучения с курсом в 4 месяца в мирное и 3 месяца - в военное время с общим налетом на курсанта 30 часов, а также школы военных пилотов с курсом в 9 месяцев в мирное и 6 месяцев - в военное время с общим налетом бомбардировщиков 20 часов и истребителей 24 часа.
Задачей школ было научить курсанта-пилота пилотированию и применению боевого самолета в простых метеоусловиях, групповым полетам в составе звена и дать практику в маршрутных полетах в составе звена с посадкой на незнакомых аэродромах, для чего в программу подготовки включалось 10 таких полетов. Истребителей, кроме того, требовалось научить начальным воздушным стрельбам и основам воздушного боя, а бомбардировщиков - пикированию под углом 40.
Следовало к 1 июня 1941 г. сформировать 6 военных авиаучилищ для подготовки командного состава ВВС с обучением 2 года в мирное и 1 год - в военное время. Первый набор должен был обучаться по одногодичному курсу. В течение 1941 г. следовало сформировать 30 школ первоначального обучения с общим годовым выпуском 45 тыс. человек. В строевых частях устанавливался общий налет 160 часов на каждого летчика, которых следовало готовить сначала в простых, а затем в сложных метеоусловиях и ночью.
Приказом наркома обороны от 11 марта 1941 г. были установлены сроки налета в строевых частях ВВС - 160 часов (140 часов на выполнение курсов боевой подготовки и 20 часов на совместные учения с наземными войсками и летно-технические учения). Переподготовку на новых самолетах следовало организовать так, чтобы к 1 июля 1941 г. командный состав изучил и облетал новую технику. Также требовалось ускорить подготовку бомбардировщиков-пикировщиков на самолетах СБ, Ар-2 и Пе-2.
Аэроклубы стали получать государственную поддержку, инструкторам подняли зарплату (она стала сравнима с таковой у командного состава РККА), а учлеты стали обучаться с отрывом от производства. Они жили в общежитиях, их обеспечивали питанием, обували и одевали.
Многим курсантам аэроклубов пришлось ради обучения `на летчика` бросить школу. В это время наряду с добровольцами, считавшими небо целью своей жизни, в аэроклубы и летные училища пришло очень много случайных людей, направленных в авиацию по так называемым спецнаборам, целью которых было привлечение в авиацию прежде всего комсомольцев и молодых коммунистов. В этом плане советские ВВС были уникальными - набор летных кадров по призыву не практиковался больше нигде.
После экзаменов в аэроклубе, принимать которые приезжали летчики-инструктора из училищ, прошедших отбор выпускников направляли для прохождения следующего этапа подготовки в летное училище. Однако, если в середине 30-х годов цикл подготовки летчика на этом этапе составлял порядка 2,5 лет, то к весне 1941 г. в связи с резким ростом ВВС он был предельно уплотнен. Для подготовки пилотов были созданы летные школы с четырехмесячным сроком обучения и летные училища с десятимесячным сроком (первые предполагали наличие у курсанта подготовки в объеме аэроклуба). Это не замедлило сказаться на профессионализме летчиков. Обучение пилотов теперь состояло, большей частью, из элементарных взлетов и приземлений, которые шлифовались до автоматизма, остальным элементам уделялось второстепенное внимание.
В результате в боевые подразделения направлялись молодые летчики с 8-10 часами самостоятельного налета на боевом самолете, часто совершенно другого типа, чем в полку назначения, умевшие в буквальном смысле слова только держаться за ручку управления, не обученные ни высшему пилотажу, ни ведению воздушного боя, ни пилотированию в сложных метеоусловиях. Крайне мало будущие истребители тренировалис 538403