Национальные проблемы раз за разом оказываются у нас в стране в центре внимания. И связано это не только с ростом количества громких преступлений на национальной почве, но и с постоянным стремлением так называемых малых народов России заявить о себе, о своей самобытности, тех правах, которых они, по мнению националистически настроенных деятелей, лишены. Так, прогремевшая на всю страну Кондопога, официально воспринятая как проявление русского национализма, вполне может рассматриваться и как обратное явление: проявление национальной нетерпимости выходцев с Кавказа.
Сегодня зачастую можно услышать и прочитать расхожее мнение: при Советской власти, когда, начиная чуть ли не с детского сада, людей воспитывали в духе интернационализма и советского патриотизма, такого не было и быть не могло. Однако уже раздаются и другие голоса: нынешние всплески черносотенства, массовая ксенофобия и этнофобия, безусловно, спровоцированы событиями последних лет, но фундамент формировался в советской школе. В те якобы идиллические времена, когда самым лучшим слоном в мире был советский слон, а весь советский народ от эстонцев до чеченцев дружно возмущался расовой дискриминацией в Америке, и закладывались основы современных конфликтов. Когда же после крушения СССР миллионам людей, ставшим эмигрантами, не слезая с дивана в собственной квартире, начали тыкать в нос лубочную "Россиею, которую мы потеряли" с золотыми куполами и прочими душещипательными подробностями, процесс национальной нетерпимости стал развиваться с отчаянной быстротой.
Ответом на неуклюжие попытки возрождения русского самосознания стали националистические движения в национальных республиках, требовавшие самоопределения вплоть до отделения: почему литовцам, узбекам и украинцам можно, а чеченцам или татарам нельзя?
Сегодня, когда самые серьезные национальные пожары хоть как-то потушены, стоит задаться простым вопросом: можно ли что-то сделать, чтобы российская молодежь (а сегодня в рядах самых разных националистических движений очень много несовершеннолетних) не была столь падкой на ксенофобские лозунги и речи о безусловном превосходстве той или иной нации.
Скажу честно, я не любитель популярного ныне на Западе термина "толерантность" - есть, по-моему, в нем что-то ущербное, предполагающее не просто терпимость к другим, но и что-то еще, не очень понятное и явно чуждое большинству бывших советских людей. И, тем не менее, уж терпимость к проявлениям национальных особенностей других наций и народностей надо воспитывать, причем отнюдь не только у русского населения страны.
Разумеется, отечественная система образования должна взять на себя одну из ведущих ролей в этом деле. Должна, но не берет: ей не до того. Более того, можно понять деятелей российского образования: о каком национальном или интернациональном воспитании может идти речь, когда образование в стране, по сути, не несет вообще никакой идеологии (впрочем, не только воспитание). А когда заходит речь о внесении некоей идеологии в российскую школу, сразу выясняется, что она не просто устроит далеко не всех, но может стать основой для воспитания как раз национальной или религиозной нетерпимости.
В свое время для обсуждения была предложена "Национальная доктрина образования в Российской Федерации". Она предусматривала в частности "обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений". Список, разумеется, этим не ограничивался. Из интересующих нас вопросов в "доктрине" заявлялось также, что "государство в сфере образования обязано обеспечить: гармонизацию национальных и этнокультурных отношений; сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации".
Однако дальше вялого обсуждения дело так и не пошло. Каждый регион, каждая национальная республика и каждый народ в составе Российской Федерации в итоге оказались один на один с проблемами национального образования.
В результате, например, Всемирный конгресс татар занимается вопросами сохранения и развития национального образования. Причем занимается ими не только на территории Татарстана, но и в других республиках и областях России, где компактно проживают татары. В Пензенской, Ульяновской, Самарской и других областях открываются и работают татарские школы, национально-религиозным воспитанием занимаются в открываемых медресе. В самом Татарстане разработаны учебные стандарты, направленные на сохранение этнического компонента в учебных программах. Это - татарский язык в татарской школе; татарский язык в русской школе для русскоязычных детей; татарский язык для детей-татар в русской школе.
В Калмыкии были разработаны программы так называемого билингвального образования для национальной школы, призванного одновременно и качественно учить детей как родному, так и русскому языку. Причем проблема двуязычия в школах была еще в советские времена, когда для национальных школ было характерно доминирование родного языка при плохом знании русского. Пришли новые времена, и в национальных школах России проявилась обратная тенденция: хорошее (хотя опять-таки несовершенное) владение русским языком и вымывание из обращения родного языка.
Увы, работа тех же калмыцких педагогов-новаторов, несмотря на всю государственную поддержку, остается региональным успехом. А как другие регионы?
Национальное образование, призванное, с одной стороны, воспитывать граждан России как единого государства, с другой, - поддерживать национальные традиции многочисленных народов, населяющих нашу страну, фактически отдано на откуп местным энтузиастам. Более того, сами эти энтузиасты постоянно жалуются, что Нормы международного права (Конвенция ООН о правах ребенка), законы федерального уровня ("Об образовании", "О языках народов РФ") и постановления региональных властей, так или иначе затрагивающих вопросы образования, зачастую противоречат друг другу. Причем, если Конвенция ООН - понятие, в общем-то, эфимерное, то нестыковка федеральных и местных законов отражается на вопросах национального образования напрямую.
Автор этих строк не считает себя вправе давать практические советы, как нам организовать систему национального образования, - этим должны заниматься специалисты. Речь идет лишь о постановке проблемы. Если в стране не начнет работать такая система, если в наших школах у детей не начнут воспитывать гордость за свою национальную принадлежность и уважение к представителям других народов, знание государственного и родного языка, российской и национальной культуры и так далее, проблемы ксенофобии и шовинизма никогда не будут ликвидированы. А постоянные выплески национальной розни для многонациональной страны просто опасны.
09 марта 2007
http://www.narodru.ru/article7609.html