Наш разговор с Владимиром Яковлевым состоялся на борту самолёта, сразу после открытия железнодорожной станции `Яндыки - порт Оля` и совещания, которое полпред в ЮФО провел совместно с председателем правительства РФ Михаилом Фрадковым.
- Каковы были важнейшие вопросы, рассмотренные на совещании?
- Как вы понимаете, перерезание красной ленточки в порту Оля - это лишь итог громадной работы, проделанной накануне. Очень многое еще только предстоит сделать. Об этом и шла речь на совещании. Мы рассматривали вопрос развития транспортного коридора `Север-Юг` со всеми его проблемами. Ведь это транспортный коридор огромной протяженности - из Хельсинки, через Москву, Астрахань, Ростов, Азов, Таганрог, Новороссийск, Таманский полуостров. Необходимо рассмотреть вопросы развития железнодорожного, автомобильного и воздушного сообщения. Найти решение проблемы дноуглубления. Самостоятельно регионы с ней не справляются. Скажем, Волгоградская область почистила Волгу на своей территории - в итоге все, что там вычистили, течением перенесло в Астраханскую область. Проблема осталась.
Мы договорились, что развивать коридор необходимо комплексно, не создавать каких-либо узких мест.
- То есть, даже одно узкое место на пути следования грузов снижает эффективность всего коридора?
- Конечно! Если суда из центральной России должны пойти в Азовское море, а потом в Черное, то необходимо понять, какие там есть узкие места. Развивая Таганрогский и Азовский порты, нужно параллельно совершенствовать, например, Кочетовский гидроузел. Он был построен ещё в 1919 году и с тех пор не реконструировался. Неудивительно, что на сегодняшний день он является препятствием на пути следования судов.
- Как вы в целом оцениваете потенциал морского транзита в России?
- Необходимо строить новые гидросооружения, чтобы организовать судоходство гораздо активнее. Скажем, у нас есть порт Новороссийск - один из крупнейших в России. Он перерабатывает огромное количество грузов. Но грузы необходимо постоянно подвозить, для этого необходимо строить новые дороги, оптимизировать железнодорожные структуры. Здесь целый комплекс вопросов, которые необходимо решать.
- Благодаря географическому положению Россия обладает уникальным потенциалом как транзитная держава...
- Я бы не стал уповать на нашу `уникальность`. Да, мы построили порт Оля, у нас есть международный речной порт в Астрахани, Махачкала - на Каспийском море, и транспортный коридор `Север-Юг`. Через нас теперь проходит короткий и быстрый путь для перемещения грузов из Европы в Индию, Пакистан, Иран, Юго-Восточную Азию. Однако существует и проект в обход России - из Азии через Грузию, Азербайджан, с выходом в Чёрное море и дальше в Европу. И если нашими конкурентами будут созданы лучшие условия, то мы останемся без грузов - они пройдут мимо нас. Значит, надо более активно работать в этом направлении.
- Ожидается ли участие в развитии коридора `Север-Юг` иностранных инвесторов?
- Во-первых, в проекте участвует много российских частных инвесторов. Порт Оля работает при активном участии частного капитала, в Новороссийске почти все стивидорные компании - частные. Иностранцы тоже желают участвовать в транспортных проектах, в которых жизненно заинтересованы. В частности, Германия, Польша, Финляндия уже рассматривают варианты участия, может быть, не во всём коридоре, а в каких-то его частях. Идут переговоры и с Ираном, и с Индией - уже подписаны предварительные соглашения с министерствами этих стран. Президент Кирсан Илюмжинов ведёт переговоры с Тегераном о возможности выделения средств на строительство нового порта Лагань в Калмыкии. По крайней мере, на бумаге такие предложения есть. Необходима добрая воля и экономический интерес. И этот интерес необходимо подогревать.
- А как планируется обеспечивать безопасность грузоперевозок по международному транспортному коридору?
- Эти вопросы уже решаются. Есть соглашение железной дороги с министерством внутренних дел, кроме того, существует собственная структура - транспортная милиция. Это очень сложный, тяжелый и затратный вопрос, который бременем ложится на тарифную политику. Грузоперевозчики за это не очень-то хотят платить, поскольку увеличится себестоимость перевозок. Но это те траты, без которых не обойтись. Риски должны быть сведены к минимуму.
Беседовала Мария Грибникова
11 августа 2004
ЮФО.ру
http://nvolgatrade.ru/