Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
29 мая 2024
792

Влияние гибридной войны (ГВ) на СП в России. Основное содержание СВО на Украине

Стратегия выходит на передний план, когда конфликт становится открытым[1]

Л. Фридман, специалист в области стратегий

 

ВО России на Украине В 2022 году развивалась в совершенно конкретных условиях сформировавшейся к февралю 2022 года МО и ВПО реалий военно-силовой эскалации, основной особенностью которых стала достаточно последовательная стратегия полномасштабной гибридной войны (ГВ)[2] западной военно-политической коалиции в отношении нашей страны, начатой задолго до военной операции. Начало ГВ против России в современный период можно отнести к завершению «холодной войны» против СССР, т.е.  ГВ стала переходом от «холодной войны» (открытой враждебности) к началу хорошо замаскированной скрытой враждебности, скрытого противоборства с Россией, конечной целью которого было уничтожение государства и дезинтеграция пространства бывшего СССР[3]. Но именно это характер военно-силового противоборства между Россией и Западом фактически игнорировался и, соответственно, исключал изменения в государственном и военном управлении, которые в 2022 году протекали крайне эволюционно, замедленно, вплоть до октября 2022 года[4].

Естественно, что такой переход повлиял на формы борьбы, акцент которых какое-то время был смещен в направлении спектра инструментов «мягкой силы». Другими словами, гибридная война (ГВ) на своем первом, начальном, этапе представляла собой нечто среднее между сотрудничеством и постоянными уступками со стороны России, бесконечными компромиссами, которые в ходе контртеррористической операции (КТО) на Северном Кавказе на рубеже нового пока показали, что такая политика неизбежно ведет к ослаблению суверенитета и институтов государства. Эта политика была классической силовой политикой враждебных государств, многократно описанная до этого выдающимся военным теоретиком Б.Л. Гартом, например, в его работе «Стратегия непрямых действий»[5].

Можно сказать, что именно тогда стали активно меняться и формы ГВ, где постепенно стали доминировать откровенная политика русофобии и стремление использовать институты гражданского общества для ослабления суверенитета нашей страны. Эти тенденции усиливались, нарастая, превращаясь в открытую враждебность, которая вылилась в прямую конфронтацию в 2008 году и особенно в 2014 году. В стратегии России, СНБ РФ и СП эти изменения признавались с опозданием, хотя, строго говоря, СВО РФ на Украине стала лишь естественным очередным этапом в развитии ГВ США и их союзников против России, сохранив все заложенные прежде формы и тенденции противоборства, которые развивались по эскалации в последующие месяцы, а также постепенно добавляя новые формы военно-силового и не военного противоборства[6]. Это прямо признал осенью В.В. Путин, заявив: «– мы ничего не начали с точки зрения военных действий, а пытаемся только закончить»[7].

По сути, этот факт стал признаваться В.В. Путиным публично только после начала СВО на Украине в феврале 2022 года,  что означало пересмотр некоторых положений СП не только в военной области, но и в экономике, и в промышленности (в частности, «технологического суверенитета», сокращения ориентации на доллар и т.п.), который мог и должен был бы произойти ранее. В определенном смысле СВО на Украине ускорила процесс перехода национальной стратегии и СП на более реалистические положения, прямо ориентированные на национальные интересы и систему ценностей не только в экономике и финансах, но и культуре, образовании и науке[8].

Это В.В. Путин признал в сентябре 2022 года на Дальневосточном экономическом форуме[9]. Отвечая на вопрос, он прямо сказал: «Я думаю, уверен – ничего мы не потеряли и ничего не потеряем. С точки зрения приобретений могу сказать, что главное приобретение – укрепление нашего суверенитета, и это неизбежный результат того, что сейчас происходит. Да, конечно, происходит определённая поляризация – и в мире, и внутри страны. Я считаю, что это пойдёт только на пользу, потому что всё ненужное, вредное и всё, что нам мешает идти вперёд, будет отторгнуто. Мы будем набирать обороты, темпы развития, потому что современное развитие может быть основано только на суверенитете. Все наши шаги в этом направлении направлены на укрепление суверенитета»[10].

Гибридная война (ГВ), как известно, представляет собой  синхронное использование многих элементов государственной и не государственной мощи субъекта МО, нацеленных на достижение максимального синергетического эффекта. Не только военных, но и силовых, не военных. Предполагается, что эскалация этих средств и мер происходит как по горизонтали – за счет выбора последовательности, места и масштаба, – так и по вертикали – за счет усиления интенсивности действий. Яркий пример ГВ – война против России западной коалиции, которая прошла несколько ступеней эскалации, начиная с 90-х годов прошлого века. Так же, как по горизонтали, – расширяя спектр силовых средств давления и принуждения, – так и по вертикали, – усиливая напряженность, масштаб и интенсивность силового давления. Очень наглядно это видно на примерах ужесточения политико-дипломатического давления на Россию – от высылки дипломатов и отъема зарубежной собственности до применения контролируемых международных институтов в качестве средств силового давления.

ГВ – также рассматривается как вид (виды) враждебных действий, при котором нападающая сторона не прибегает только к классическому военному нападению (вторжению), а подавляет своего оппонента, используя сочетание скрытых операций, диверсий, кибервойны, а, кроме того, оказывая поддержку повстанцам, действующим на территории противника. При этом, собственно военные действия могут вообще не вестись, и с формальной точки зрения гибридная война может протекать в мирное время. Именно так была организована ГВ против СССР в Афганистане и против России на Северном Кавказе. В отношении России, например, можно говорить также об использовании западной военно-политической коалицией ГВ на самых разных стадиях, начиная с формального завершения «холодной войны» в начале 90-х годов до настоящего времени.

Нападающая сторона осуществляет стратегическую координацию указанных действий, сохраняя при этом возможность правдоподобного формального отрицания своей вовлечённости в конфликт. Классическими примерами гибридных военных действий в конце XX – начале XXI веков считают действия СССР в начальный период афганской войны (до 1979 г.), действия России по поддержке ДНР и ЛНР на Украине, а также действия США, Пакистана, Китая и других государств по поддержке афганских моджахедов.

Гибридной войне может предшествовать так называемая асимметричная война, которая может перерастать в гибридную войну по мере роста навыков повстанцев. Некоторые специалисты в России  помещают «гибридную войну» на предлагаемой ими «лестнице эскалации» вооруженных конфликтов и войн на «4-ю ступень» – выше «обостряющегося политического кризиса», но ниже уровня «локальной войны».  По мнению этих авторов, неотъемлемой частью «гибридной войны» является ограниченное боевое применение военной силы (особенно сил спецопераций, а также наемников), наряду с широкомасштабным использованием политических, информационно-психологических, экономических и пр. средств. При этом «гибридная война» расположена этими авторами по «лестнице эскалации» ниже «локальной обычной войны». Так, ГВ против России на Украине началась с массированного применения киберсредств и атаки в СМИ, поддержанной массированными акциями в социальных сетях.

Эти примеры говорят о том, что СП должно изначально исходить:

– Во-первых, из факта происходящей ГВ, её масштабов, интенсивности и прогноза развития;

– Во-вторых, из расширения спектра средств и способов противодействия в ГВ, в частности, предварительной подготовки к самым разным вариантам её развития и необходимости накопления соответствующих запасов.

Необходимо признать, что с точки зрения СП РФ, далеко не все оценки ВПО в мире и на Украине, возможностей ВС и ОПК РФ оказались точными до начала СВО, что, с одной стороны, подтверждает общее правило, о котором не раз писалось выше: стратегическое планирование и стратегия, даже самые совершенные, могут создать только основу для стратегии в ходе начала военных действий, которая всегда в силу множества причин будет отличаться от намеченных планов[11].

С другой стороны, при правильном анализе и прогнозе развития ГВ, СП может быть более эффективным. В этой связи не случайно стратегия СВО РФ на Украине и в мире стала предметом обширной дискуссии по самым разным поводам как за рубежом, так и в российском обществе.

В этой связи предлагается рассмотреть самые общие особенности ГВ, СВО и стратегии РФ в период СВО на Украине. Прежде всего, очертим основные особенности ГВ, которые вероятно будут распространяться на все последующие характеристики СП и стратегии РФ. Таковых, на мой взгляд,  5, а именно:

1. Скрытная подрывная деятельность враждебных открыто и скрыто государств. Основное измерение ГВ – применяется против объекта агрессии в качестве главного средства сокрушения противника. Обладает статусом и энергией отрицания и формирует качественную основу трансформации конфликта, что во многом обусловливает переход от линейной к нелинейной парадигме войны.

2. Национализм и этническая самоидентификация.  Используются в качестве ведущих мотивов подрывной деятельности и представляют собой важные современные факторы трансформации войны. Гипертрофированное «раздувание» жалоб этнических меньшинств на притеснения со стороны правительства большинства является мощным катализатором, который используется атакующей стороной для привлечения сторонников в ряды повстанцев.

Таким образом, стратегия современной ГВ объединяет тактику повстанцев и обычное военное сдерживание. Ранее национализм и этническая самоидентификация как ведущие факторы мотивации находили достаточно ограниченное применение

3. Всеобъемлющий характер конфликта.  Ведется с использованием военных и невоенных форм воздействия с упором на идеологические средства и современные модели «управляемого хаоса»

4. Строится на стратегии измора. Придает конфликту затяжной перманентный характер

5. Неприменимость норм международного права.  В частности, к ГВ неприменимы нормы, определяющие понятие «агрессия», а также не существует таких понятий, как «фронт», граница и т.п.

Неизбежно нужно продолжить попытки анализа основного содержания современной ГВ в условиях СВО на Украине, на мой взгляд, может быть следующим:

Первое. Основное содержание СВО , стратегии и СП России предопределялось внешними факторами, прежде всего, тенденциями развития МО и ВПО накануне и в ходе противоборства в 2022 году, которые, в свою очередь, находились под контролем со стороны западной военно-политической коалиции.

Сказанное означает, что стратегия РФ, её СП и развитие внешних условий происходило достаточно инерционно (хотя и динамично), не предполагая радикальных изменений ни в МО, ни в ВПО, ни в стратегии России, которая сформировалась ещё в конце 2021 года. По сути дела, развитие этих факторов было ожидаемым и неизбежным, более того, вполне инерционным, хотя эскалация событий, как и в любой вооруженной борьбе, происходила быстро и по нарастающей. Налицо, таким образом, не только эскалация военно-силового противоборства, имеющего стратегические последствия, но и дальнейшее усиление расхождений в политических позициях Запада и России, свидетельствующего о бескомпромиссности политики противоборствующих сторон и её неизбежном долгосрочном характере.

Второе. Главные стратегические цели СВО – денацификация и демилитаризация – не были конкретизированы и не предполагали промежуточных этапов, что вызывало естественные вопросы о том, являются ли эти цели конечными. Как оценки международной (МО) и военно-политической обстановки (ВПО), так и стратегии национальной безопасности, которые была незадолго до этого утверждены В.В. Путиным, вместе с другими документами стратегического планирования (СП), стали быстро устаревать[12].

То, что было подготовлено в СНБ для силового противоборства с Западом в 2021 году, уже не вполне соответствовало характеру этого противоборства после начала СВО в феврале 2022 года, который стремительно трансформировался в военное противоборство с широкой западной военно-политической коалицией.

Конкретные реалии вооруженной борьбы стали вносить неизбежные поправки в ранее запланированный стратегический курс.

Одной из таких «поправок» (который должен был быть учтен) стал конфликт внутри российской правящей элите и обществе, где  сложились, как минимум, три группы, которые ориентировались на «окончательную победу», некий компромисс, достигнутый в ходе переговоров, и отказ от СВО.

Третье. В целом, содержание СВО, стратегии и СП предполагало, как минимум, определение следующих параметров, которые не были отчетливо сформулированы, что создает трудности для понимания целей и средств СП:

– Оценка и прогноз развития ВПО в мире и регионе, тенденций, сценариев и вариантов её развития;

– Формулирование главных и промежуточных политических и военных целей СВО;

– Выбор наиболее оптимальной стратегии и тактики их достижения, наиболее эффективных средств и способов;

– Оценка ресурсов и возможностей ВС и ОПК, резервов и т.д.

Четвертое. Преследование сторонами самых решительных целей. Собственно говоря, сама СВО на Украине стала, с одной стороны, ответной реакцией России на более широкое наступление западной военно-политической коалиции на всю систему МО-ВПО, сложившуюся в международной жизни и праве в 1945–2000-е годы, а с другой, – отражением глобального изменения в расстановке мировых сил. Целью наступления «коллективного Запада» стало стремление сохранить с помощью имеющихся у него ресурсов и инструментов проамериканскую систему международных отношений в мире и вытекающие из этого финансово-экономические и военно-политические выгоды. Для этого нужно было принудить силой другие страны соблюдать те откровенно проамериканские «нормы и правила», которые считали нужными США и их союзники. В этом смысле СВО России стала всего лишь российской реакцией на политическую тенденцию западной военно-политической коалиции во главе с США по силовому пересмотру мирового порядка[13].

Стратегия и стратегическое планирование России в этих условиях эскалации военно-силового сценария противоборства ВПО вытекало из формулирования главной политической цели, которой стала борьба за национальное выживание и сохранение государственного суверенитета. Эта цель могла быть достигнута только в условиях бескомпромиссного противоборства. Надо признать, что сама проблема политической цели и принятия политического решения сразу же после начала СВО стала проблемой интенсивного обсуждения как в России, так и в мире.

Здесь уместно напомнить о том, какое значение уделял, например, А.А. Свечин правильной постановке политической цели: «Постановка политической цели войны, столь нехитрая по видимости, представляет в действительности труднейшее испытание для мышления политика. Здесь возможны самые крупные заблуждения. Вспомним хотя бы постановку наступательной цели Наполеоном III для войны с пруссаками в 1870 году или постановку целей сокрушения генеральными штабами в начале (Первой) мировой войны»[14].

Пятое. Возникновение широкой оппозиции в мире «коллективному Западу. Стало также очевидным, что далеко не все страны готовы подчиниться Западу. В разной степени, не только Китай, но и многие другие страны – от Бразилии и Индии до Королевства Саудовской Аравии[15] – отнюдь не примкнули к западной коалиции против России. Эти две в корне противоречивые тенденции хорошо иллюстрируют, например, два события, произошедшие в один день – 13 июля – заявление сербского президента Вучича о том, что «Запад ведет мировую войну против России»[16], и заявление председателя БРИКС Путниму Ананда о том, что в эту организацию готовы вступить Турция, Египет и Саудовская Аравия[17].

Начало СВО также вызвало в мире, и в России споры относительно её политической цели, которые продолжались уже и в ходе реализации самой операции. Если рассматривать эту политическую цель только с военной точки зрения, то она вызывала оправданные сомнения уже в самые первые недели СВО. Но никаких сомнений не было, если рассматривать СВО с точки зрения главной политической цели – борьбы России за выживание: сохранение национальной идентичности и суверенитета.

Эти же соображения неизбежно поставили вопрос о стратегии России и стратегическом планировании не просто в условиях СВО, но и неизбежно усиливавшегося военно-силового противоборством с Западом, превращение этого противоборства в то, что А.А. Свечин называл «борьбой на измор», предполагавшей, как справедливо считал в то время этот гениальный теоретик, «главным образом заботу об общем, пропорциональном развитии и оздоровлении экономики государства, так как больная экономика тяжелых испытаний измора, конечно, выдержать не может». Таким образом, СВО, как часть более общей системы борьбы и выживания, должна рассматриваться именно как часть стратегии и стратегического планирования России, имеющих более масштабные и долгосрочные задачи. В этой связи важно подчеркнуть, что, во-первых, именно такая взаимосвязь вопросов безопасности и социально-экономического развития была сформулирована в последней редакции СНБ РФ от 3 июля 2021 года.

Шестое. Ход СВО и развития России в те месяцы иллюстрировал сохранение стратегического курса России, намеченного в 2021 году в прежней редакции СНБ[18]. Общественно-политическая и экономическая жизнь России не была целиком «замкнута» на СВО (хотя многие за это и упрекали). СВО была важнейшей, но только частью политики В.В. Путина и его правительства, важнейшими элементами которой стали усилия по опережающему технологическому и социальному развитию страны. В этом смысле задачи ВС и ОПК России вытекали не только из задачи СВО, но и задач социально-экономического, технологического и культурно-образовательного развития страны, главным приоритетом которых стало развитие национального человеческого капитала (НЧК)[19]. Кстати, именно качество НЧК стало главной проблемой в ходе реализации СВО не только в ВС (личного состава и командования), но и ОПК, где производство было ограничено в максимальной степенью качественными человеческими ресурсами.

Иначе говоря, специальная военная операция на Украине радикально изменила не только состояние ВПО, но и фактически повлияла на многие утвержденные до неё положения СНБ, которые, естественно, не нашли пока что формально-нормативного отражения до лета 2022 года, хотя фактические изменения произошли не просто глубокие, а  принципиальные. Прежде всего, в области военного строительства, экономики и производства ВВСТ, которое потребовалось в больших масштабах. Но не только. В финансовой и экономической областях, промышленном производстве потребовались срочные и радикальные решения, которые во многом противоречили предыдущему экономическому курсу[20].

Седьмое. «Переходный период»[21] в развитии базового сценария ВПО, в рамках которого существовало несколько конкретных вариантов, сменился с одного варианта  – преимущественно силового не военного, когда основным инструментом силовой политики были санкции,   на военно-силовой вариант для России[22]. Это, естественно,  непосредственно отразилось фактически на стратегическом планировании (СП)[23], когда потребовались дополнительные военно-промышленные и человеческие ресурсы, и нормативных положениях  СНБ РФ[24], но, пока, что,  не было реализовано политически и не было формализовано в каких-либо документах и, главное, общественном сознании. В.В. Путин не пошел по пути концентрации власти и всех национальных ресурсов в руках некого Государственного Комитета Обороны (ГКО), как это сделал И.В. Сталин. Он стремился сохранить «мирную» политическую модель и алгоритм управления страной, добавив минимум мероприятий по силовому противодействию, прежде всего, в гуманитарной и информационной области[25].

Восьмое. В рамках существовавшего механизма принятия решений в РФ произошло естественное усиление авторитарных тенденций без создания новых институтов. Все решения руководству страны после начала СВО приходилось принимать в рамках рабочего «тандема» – Правительства – Федерального собрания, – но в оперативном режиме. Как подчеркнул В.В. Путин в июле 2022 года, «Отдельно отмечу, что с учётом быстро меняющейся ситуации Госдума вместе с Правительством вела постоянную до настройку и целой линейки мер по поддержке базовых отраслей российской экономики и трудовых коллективов предприятий, включая сегмент малого и среднего бизнеса, IT-индустрию, другие важнейшие сферы.

В итоге, – сказал президент РФ, – нам удалось сохранить макроэкономическую стабильность, что чрезвычайно важно для экономики, поддержать занятость, нормальный ритм розничной торговли и в целом хозяйственной жизни в регионах, основные транспортно-логистические цепочки, расширить свободу предпринимательской деятельности и усилить защиту бизнеса от чрезмерного административного давления и необоснованного уголовного преследования. Знаю, что здесь ещё много чего нужно сделать, но, в целом, и сделано немало»[26].

Такая политика имела своим результатом достаточно широкую общественную поддержку, которая по официальным данным составляла для президента порядка 80%. Так, в июле 2022 года уровень одобрения деятельности президента РФ Владимира Путина вырос и составил 79,1%, сообщили во Всероссийском центре изучения общественного мнения (ВЦИОМ). «Показатель одобрения деятельности президента с 4 по 10 июля составил 79,1%, увеличение составило 1,3% пункта за неделю. На прямой вопрос о доверии Путину положительно ответили 81,5% респондентов, показатель вырос на 0,8 процентных пункта за неделю», – говорится в сообщении ВЦИОМ. «На прямой вопрос о доверии премьер-министру М. Мишустину положительно ответили 62,9% респондентов[27].

Иными словами, власть не нуждалась в широкомасштабной поддержке своей политики идеологическими и политическими средствами. Не было необходимости в разработке долгосрочных и привлекательных политических программ, а значит – и в стратегическом планировании. Но та же власть чутко реагировала на оперативные запросы общества. Достаточно сказать, что к середине июля 2022 года стало нарастать недовольство относительно пассивными действиями ВЫС и ОПК России. Почти немедленно В. Путин и С. Шойгу продемонстрировали реакцию, потребовав «усиления активности» на фронте.

Девятое. Начались качественные изменения не только в информационной политике, но и в ментальности российского общества, что свидетельствует об ускорении процесса, начавшегося ранее, по смене системы ценностей.  Еще глубже произошли перемены в ментальной и психологической области, которые потребовали пересмотра принципиальных политических и ценностных положений, культивировавшийся либералами с конца 80-х годов. Особенно ярко это выразилось в международной области, где произошел по существу разворот от политики, ориентированной на Запад, на политику, ориентированную на другие (кроме Запада) политические и географические азимуты. Так, неожиданно сильными оказались влияние и агрессивность нацистских организаций на Украине и русофобских – в Европе, что, естественно, не нашло своего отражения в утвержденной летом 2021 СНБ РФ (хотя впервые там и было указано на растущее значение институтов национального развития)[28].

Десятое. Очевидно, что в связи с началом СВО резко ускорился процесс «возвращения государства» и неизбежного усиления роли СП в стране. Надо признать, что в качестве извинения для российской власти, существующий уровень стратегического планирования (СП) в последнее десятилетие пришлось создавать практически заново: рыночные реформы уничтожили не только институты планирования СССР, но и создали сильное предубеждение у части правящей российской элиты против стратегического планирования как  механизмов государственного управления вообще. В частности, СП либерально-демократической России практически игнорировало приоритетов развитии таких эффективных средств силового противоборства как институты развития человеческого потенциала (ИР НЧК), который был признан ведущим приоритетом только в СНБ 2021 года[29].

В области СП в ВС и ОПК России в самые последние годы удалось только отчасти компенсировать этот провал объективными потребностями долгосрочного планирования в строительстве ВС, а также благодаря личному участию президента, министра обороны и секретаря Совета Безопасности, в частности, регулярным встречам[30] президента с руководителями ВС и ОПК[31]. СВО, начавшаяся в феврале 2022 года, очень быстро продемонстрировала, что качество человеческого капитала и его институтов для эффективности ВС и ОПК имеет решающее значение[32].

 

_______________________________________

[1] Фридман Л. Стратегия: Война, революция, бизнес. М.: Кучково поле, 2019, с. 657.

[2] Гибридная война – зд.: вариант силового противоборства с использованием всех ресурсов субъекта МО в разных масштабах и в разные периоды времени.

[3] В российской политологии продолжает сохраняться точка зрения, в соответствии с которой отношение Запада к России в 90-е годы было не просто не враждебным, но даже позитивным.

[4] Путин В.В. Указ президента № 756 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации, в связи с Указом Президента от 19 октября 2022 года».// http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210190003?index=0&rangeSize=1

[5] См., в частности, Лиддл Гарт, Бэзил. Стратегия непрямых действий. М.: АСТ, 2018. 508 с.

[6] Надо признать, что с точки зрения национальной стратегии России, СНБ РФ и СП, эти реалии правящей элитой России признавались с опозданием и неохотно. Так, у значительной части правящих кругов и политологов РФ вплоть до 2014 года доминировала точка зрения о том, что «Россия находится в благоприятных условиях развития МО».

[7] Путин В.В. Стенограмма выступления Путина на пленарном заседании Восточного экономического форума. Президент России, 7.09.2022 / http://prezident.org/tekst/ stenogramma-vystuplenija-putina-na-plenarnom-zasedanii-vostochnogo-ekonomicheskogo-foruma-07-09-2022.htm

[8] Средства защиты российской идентичности: монография / О.В. Боброва, А.И. Подберезкин.- Подольск: ПФОП, 2022. 416 с.

[9] Путин В.В. Стенограмма выступления Путина на пленарном заседании Восточного экономического форума. Президент России, 7.09.2022 / http://prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-putina-na-plenarnom-zasedanii-vostochnogo-ekonomicheskogo-foruma-07-09-2022.htm

[10] Путин В.В. Стенограмма выступления Путина на пленарном заседании Восточного экономического форума. Президент России, 7.09.2022 / http://prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-putina-na-plenarnom-zasedanii-vostochnogo-ekonomicheskogo-foruma-07-09-2022.htm

[11] Подберезкин А.И. Национальная стратегия в 20-е годы XXI столетия: возможные и вероятные варианты (СС. 365-376). В кн.: Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации: сборник материалов круглого стола (19 августа 2022 г.)/ под общ. ред. А.С. Коржевского; ВАГШ ВС РФ. М.: Издательский дом «УМЦ», 2022. 544 с

[12] Путин В.В. Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» № 400 от 2 июля 2021 г. / https://cdnimg.rg.ru/pril/article/ 212/57/79/0001202107030001.pdf; а также: Путин В.В. Указ Президента Российской Федерации № 633 от 8 ноября 2021 года «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» / http://www.kremlin.ru/acts/news/67074

[13] Путин В.В. Стенограмма выступления Путина на пленарном заседании Восточного экономического форума. Президент России, 07.09.2022 / http://prezident.org/tekst/ stenogramma-vystuplenija-putina-na-plenarnom-zasedanii-vostochnogo-ekonomicheskogo-foruma-07-09-2022.htm

[14] Свечин А.А. Стратегия. М.-СПб., 2003, с. 110.

[15] Откровенное давление Д. Трампа на КСУ во время его визита в июле 2022 года закончилось практически ничем.

[16] Вучич назвал конфликт на Украине почти мировым // РБК, 14.07.2022 / https://www.rbc.ru/politics/14/07/2022/62cf58589a7947c4375f068c?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

[17] Половинин И. Египет, Турция и Саудовская Аравия решили вступить в Брикс / Лента.ру,14.07.2022 / https://www.gazeta.ru/politics/news/2022/07/14/18123878.shtml?utm_ source=yxnews&utm_medium=desktop

[18] Необходимость такого синтеза я многократно подчеркивал в самых разных работах, начиная с конца 80-х годов, но особенно настойчиво уже в последние два десятилетия. См., например: Подберёзкин А.И. Стратегия национальной безопасности России в XXI веке. М.: МГИМО-Университет, 2016. 338 с.

[19] Эта острейшая проблема стояла перед стратегическим планированием в России с 90-х годов. См., например: Батанов А.С., Зоркальцев В.И., Подберезкин А.И. Роль институтов гражданского общества и потенциала человеческой личности как возрастающего фактора ускорения социально-экономического развития России. М.: Русская консалтинговая группа, 2005. 295 с.

[20] Так, новый вице-премьер Д. Мантуров откровенно сказал о смене экономической и промышленной политики сразу же после своего назначения.

[21] Подберёзкин А.И. «Переходный период» развития военно-силовой парадигмы (2019–2025 гг.). Часть I и Часть II. Научно-аналитический журнал «Обозреватель», 2019, № 4, 5, cc. 5–28 и СС. 5–31, а также: Подберёзкин А.И., Подберёзкина О.А. «Переходный период»: главная особенность – милитаризация политики. Часть III. Научно-аналитический журнал «Обозреватель», 2019, № 6, cc. 57–72.

[22] Подберёзкин А.И. НАТО – основа проамериканской военно-политической коалиции // Обозреватель, 2022, № 3–4, сс. 5–25.

[23] Назаров В.П. Развитие теоретических и методологических основ стратегического планирования: монография / В.П. Назаров; под общ. ред. Т.А. Алексеевой. М.: КНОРУС, 2022. 332 с.

[24] Подберёзкин А.И. В Вашингтоне мыслят старыми стереотипами // Красная Звезда, 04.04.2022 / http://redstar.ru/v-vashingtone-myslyat-starymi-stereotipami/

[25] Сероя «мелких» шагов ФС РФ, Генеральной прокуратуры и министерства юстиции практически обеспечила контроль над внешними информационными ресурсами без ущерба к доступу информации. См.: Боброва О.В., Байрузин Р.Н., Подберёзкин А.И., Новикова К.Я. Роль институтов развития человеческого капитала в качестве средств силовой политики в современной стратегии национальной безопасности: правовые и политологические аспекты: монография. М. 2022. 336 с.

[26] Стенограмма встречи В. Путина с руководством Госдумы и лидерами фракций / Президент. Ру.8.07.2022 / http://prezident.org/tekst/stenogramma-vstrechi-vladimira-putina-s-rukovodstvom-gosdumy-i-glavami-frakcii-07-07-2022.htm

[27] Путину доверяют более 81% россиян / РАПСИ, 15 июля 2022 г. / https://rapsinews.ru/incident_news/20220715/308138051.html

[28] Боброва О.В., Байрузин Р.Н., Подберёзкин А.И., Новикова К.Я. Роль институтов развития человеческого капитала в качестве средств силовой политики в современной стратегии национальной безопасности: правовые и политологические аспекты: монография. М. 2022. 336 с.

[29] Средства защиты российской идентичности: монография / О.В. Боброва, А.И. Подберезкин.- Подольск: ПФОП, 2022. 416 с.

[30] Такие встречи президента РФ проходили регулярно, как минимум, дважды в год. Что немаловажно, эти встречи происходили максимально изолировано от повседневной текучки, в резиденциях, с участием представителей видов и родов войск, крупнейших корпораций ОПК и КБ.

[31] Созинов П.А. Интервью генеральным конструктором – заместителем генерального директора «Концерна ВКО «Алмаз-Антей»// Корпоративная газета «ВКонцерне», №11 (34), 2021, с. 1.

[32] Примечательно, что на ряде предприятий ОПК РФ, в частности, Концерна ВКО «Алмаз-Антей» во втором десятилетии, т.е. задолго до начала СВО, были предприняты максимально возможные и масштабные (порой, революционные) меры по быстрому увеличению качества и количества НЧК. Не смотря на это, именно недостаток квалифицированных кадров, а не финансирование, и даже недостаток оборудования, стал главной проблемой для предприятий ОПК после начала СВО.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован