Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
14 июля 2025
1802

Военная безопасность государств

В этой связи о военной безопасности государства в настоящее время, на мой взгляд, можно и нужно говорить только как о системе обеспечения военной безопасности государства[1], которая объединяет общую политику государства и общества в нескольких важнейших областях.

Прежде всего, во-первых, объединение прежде считавшихся прежде антагонистическими мер:

– по концентрации усилий в области развития, прежде всего, социально-экономического, научно-технического, духовного, культурного и демографического[2];

– а также мер по обеспечению безопасности государства и нации.

В принципе сочетание именно этих условий впервые было признано (с трудом и после длительной борьбы) в новой редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, принятой 2 июля 2021 года, где впервые (Статья № 3) сформулировано, что «Настоящая Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны»[3].

Трудность сочетания задач развития и обеспечения безопасности особенно актуализировалась и даже подверглось проверке на прочность с началом СВО, которая потребовала дополнительной мобилизации национальных ресурсов в 2022–2024 годах. Примечательно, что подобная мобилизация не отразилась катастрофически на экономике страны, более того, как оказалось, она способствовала быстрому росту промышленности и, в частности, наукоемких отраслей. При этом, как-то «забылась» критика «милитаризации СССР», которая была в центре либеральной идеологической кампании с конца 80-х годов прошлого века.

Более того, развитие ВВСТ в ходе СВО дало толчок промышленному развитию России. Война не просто двигатель прогресса, ради победы и выживания каждая сторона становится готова почти на все и потому самые безумные идеи получают шанс воплощения в жизнь. На Западе крайне раздражены уровнем потерь своей техники и судорожно проектируют новую, чтобы та соответствовала требованиям времени. Проблема в том, что сформулировать их толком не получается, поэтому наблюдается череда экспериментов[4].

К примеру, динамическую броню можно заменить активной, которая срабатывает не от контакта с поражающим элементом, а на опережение. Выстреливает навстречу свой заряд, сбивает и частично разрушает средство атаки до того, как оно коснется танка. Причем такую броню можно сделать «умной», научить распознавать виды опасности и выборочно применять средства противодействия. Например, если это осколки от близкого разрыва мины, их можно игнорировать, танковую броню они только поцарапают. А вот если летит самонаводящаяся ракета, надо сбивать её как можно раньше и дальше, даже ценой нескольких зарядов.

Другая идея в том, чтобы обеспечить бронетехнику своей «стаей» беспилотников. Которые будут кружить над ней и перехватывать вражеские ударные средства. Если это дрон с кумулятивным снарядом, его можно снести зарядом из портативного дробовика. А если ракета – защитный дрон превращается в камикадзе и идет на таран. Такие беспилотники также удобны для разведки местности, особенно в городских боях. Пока что это слухи, но уже точно известно, что в США создают танк «AbramsX», в Германии «Leopard 3», а британцы трудятся над «Challenger 3». И кто знает, что в них будет.

Важно отметить, что и без СВО проблема одновременного обеспечения безопасности и высоких темпов развития остается трудно решаемой в нынешних условиях развития ВПО. Война на Украине – только часть большой войны Запада против России. Не случайно, что практически в первый день после инаугурации В.В. Путина в мае 2024 года президент России подписал указ о национальных целях развития на следующую шестилетку и на перспективу до 2036 года. При этом для каждой из целей определены четкие целевые показатели и задачи, которые предстоит выполнить. Ранее они были объявлены в качестве национальных проектов во время послания Федеральному собранию. В документе определены следующие национальные цели развития России на долгосрочную перспективу:

1. Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи;

2. Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности;

3. Комфортная и безопасная среда для жизни;

4. Экологическое благополучие;

5. Устойчивая и динамичная экономика;

6. Технологическое лидерство;

7. Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы[5].

Надо сказать, что заявленные В.В. Путиным в мае 2024 года цели не были принципиально новым явлением. Они являлись по сути продолжением логики развития национальных целей и приоритетов СНБ 2021, а еще ранее в «президентских указах» 2018 года. Такая система едина и объединяет:

– усилия не только институтов государства (о чем все помнят, но, как правило, имеют в виду только силовые институты), но и общества, большинство человеческих личностей нации;

– объединенные единой стратегией, которая не просто координирует национальные усилия, но и строго управляет ими.

Такого, надо признать, в России ещё нет.

Другой важнейший аспект военной безопасности – традиционная способность государства формировать военную коалицию. Этот аспект в ходе СВО приобрел исключительное значение из-за роли Китая, который стал достаточно быстро превращаться из близкого партнера в военного союзника России, Группа экспертов РЭНД в июне 2024 года следующим образом оценила перспективы этой эволюции: «Москва рассматривает свое партнерство с Китаем как необходимое условие для утверждения того, что Россия является великой державой. Пекин рассматривает китайско-российские отношения как эффективный противовес мощи США. Учитывая эти предполагаемые взаимные выгоды и недавнюю координацию действий двух стран, каковы перспективы будущего военного сотрудничества России и Китая? В новом отчете RAND отмечается, что, как показывает полномасштабное вторжение России в Украину, президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин намерены поддерживать друг друга даже в сложных ситуациях. Однако у обоих лидеров есть ограничения в области военного сотрудничества. Например, вероятные издержки прямой военной конфронтации с Соединенными Штатами делают маловероятным, что какая-либо из стран захочет начать совместную военную операцию. Хотя возможность совместной операции остается в лучшем случае неопределенной, другие формы стратегического и военного сотрудничества между Россией и Китаем могут активизироваться. Авторы приходят к выводу, что усилия США по разрушению китайско-российских отношений вряд ли увенчаются успехом. На самом деле, такие усилия могут в конечном итоге побудить Си Цзиньпина и Путина – и, возможно, их преемников – укрепить партнерство. Наиболее эффективным способом противодействия китайско-российскому сотрудничеству для Вашингтона является обеспечение устойчивости его собственных альянсов и расширение сотрудничества между его наиболее важными союзниками и партнерами»[6].

 

________________________________________

[1] Система обеспечения военной безопасности государства – зд.: комплекс мер в важнейших областях государственной политики – научно-технической, промышленной, информационной, собственно военной, социальной и пр., которые обеспечивают опережающее развитие страны и способность к военной защите.

[2] James Byrne, Gary Somerville, Joe Byrne, DrJack Watling, Nick Reynolds and Jane Baker. Silicon Lifeline: Western Electronics at the Heart of Russia’s War Machine / RUSI (Royal United Services Institution). 8 August 2022 г. / https://disk.yandex.ru/i/3kqTWI6Noygawg

[3] Путин В.В. Указ президента РФ В.В. Путина от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

[4] https://dzen.ru/a/ZmLCtF5H1W8LsAVQ

[5] Путин подписал указ о национальных целях развития. Коммерсант, 7 мая 2024 г. / https://www.kommersant.ru/doc/6688811?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

[6] Россия и Китай: как может выглядеть военное сотрудничество в будущем? // Информационный бюллетень для политиков 20 июня 2024 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован