Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
12 июня 2023
667

Военная и национальная безопасность России: соотношение понятий в условиях СВО на Украине

Каждый начальник в глубине души должен быть готов умереть, 

если того потребуют обстоятельства.

Без этой «философии» нет настоящего начальствования

А.Е. Снесарев, военный теоретик

 

Соотношение понятий «военная» и «национальная» безопасность нашло реальное отражение в российской политике еще со времен перестройки, инициированной М.С. Горбачевым. Если коротко, то оно сводилось к простой формуле либеральных демократов 80-х и 90-х годов: обеспечение военной безопасности СССР-России не просто ложится тяжелым бременем на экономику и общество, но и неизбежно «привело к краху СССР». В том или ином виде эта формула в качестве основы для разных концепций ведения СВО Россией просуществовала до настоящего времени, изменившись, естественно, под влиянием военно-силового противоборства с Западом в формулу образца 2022-2023 годов: «мобилизация вместо развития», либо в формулу «развитие в интересах безопасности». 

Стоит отметить, что первая половина 2023 года продемонстрировала практическую возможность реализации концепции «развития в интересах безопасности», которая была сформулирована в СНБ РФ в июле 2021 года, т.е. до начала СВО: экономика, промышленность и финансы России в целом достаточно быстро и неожиданно легко преодолели первый и последующие удары санкций. Более того, на мой взгляд, вынужденный выбор вектора автаркии пошел России на пользу. И не только в экономике, но и в других областях. Более того, думается, что постепенно автаркия вытесныет и дальше будет вытеснять как глобальная тенденция глобализацию, и сохранение и успехи в развитии и оьбеспечении безопасности будут зависеть от того насколько «доля» автаркии в государстве будет расти быстрее «доли» глобализации.

Действительно, противостояние с западной военно-политической коалицией требует от России максимальной мобилизации не только в ОПК, но и во всех отраслях экономики, а нехватка личного состава – не частичной, а полной мобилизации. С другой стороны, - если Запад намерен в ходе СВО экономически измотать Россию, то подобная тотальная мобилизация неизбежно приведет к ослаблению экономики и социально-экономическим трудностям, внутриполитической дестабилизхации. В итоге, как считают на Западе, это приведет к внутриполитическому кризису и смены политической элиты и курса России.

Во многом это противоборство двух политических курсов зависит от способности той части правящей элиты России, которая выбрала путь борьбы за суверенитет и идентичность, сохранить власть и контроль над страной. Это отчетливо проявилось в высказывании Е.В. Пригожина и других общественных деятелей весной-летом 2023 года. Мысль, высказанная в свое время А.Е. Снесаревым, четко определяет приоритетность интересов государственных служащих, включая военнослужащих,  является во много объяснением того, почему неэффективные механизмы государственного и военного управления последних лет разрушают Россию. 

Личные и групповые интересы, лежащие в основе мотивации правящей элиты, не оставляют места для национальных и государственных интересов. Именно личные интересы части правящей российской элиты – не только основное препятствие эффективности СВО, но и нередко главный мотив  на Украине, который трудно укладывается в формат политического и военного анализа. Именно об этом не раз говорил Е.В. Пригожин и другие общественные деятели с начала 2023 года.

Разное понимание и разные политические приоритеты между интересами правящей элиты выступает как на уровне противоречий личного и группового, так и более широкого формата. В том числе и понимание интереса «безопасности» и «интерес развития», который вошел в острое противоречие в ходе СВО на Украине. Кризис внутри элиты и части представителей «общества», возникший в России в 2022 году, расширялся и реально влиял на политику России в 2023 году.

Проблема одновременно заключалась в том, что такого противоречия в правящей элите Украины не существовало. Там силовым образом - политически, экономически, информационно, физически – была проведена тотальная мобилизация в интересах безопасности (в понимании правящей элиты страны и Запада). В россии, повторю, окончательно этого не произошло в 2023 году; продолжалась открытая борьба и скрытый саботаж. Но если в 1917-1921 годах и в 1941 году в сходных условиях власть понимала, что надо с ним бороться, то в 2022-2023 годах власть вела очень пассивную политику.

«Интерес безопасности» - национальный, социальный и личный - очевидно искусственно противопоставлялся «интересу развития (в т.ч. собственности и бизнеса)», который доминировал не только в правящей элите, но и в обшестве в последние десятилетия. Это неизбежно вело как к ограничению в политике безопасности (и не только расходов), так и в конечном итоге к сдерживанию национального развития, прежде всего, промышленности. До тех пор, пока само исуществование нации и государства не было поставлено под сомнение. Однако и эта угроза (хотя и была озвучена В.В.Путиным и Н. С. Патрушевым) не была до конца акцентирована. Её повторение от случая к случаю не сделали соизмеримой лозунгу «Отечество в опасности».

Проблема, на мой взгляд,  в том, что для части общества и правящей элиты интерес безопасности нации и государства – слишком абстрактная категория, которая «весит» значительно меньше интересов бизнеса, активов и, - главное -  привычного образа жизни. За последние 30 лет граждане России привыкли не доверять власти, а примеры антипатриотического, откровенно жульнического и коррупционного поведения многих её представителей отнюдь не способствовали тому, чтобы патриотические приоритьеты вернулись на первое место. Поэтому СВО – это не просто военная операция. Это – выбор правящей элиты России между важнейшими интересами. Выбор, который делает каждая личность.

В более общем плане национальной стратегии и стратегического планирования (СП) это явление выглядит следующим образм. Известная истина, что военная безопасность – часть более общей задачи обеспечения национальной безопасности – не всегда соотносится с реалиями практической жизни государства, которые в отдельные периоды его развития решительно меняют приоритеты и структуру понятия «национальная безопасность». Так, сочетание задач развития и обеспечения безопасности, которое было справедливо и органично смотрелось в период утвердждения Стратегии национальной безопасности в июле 2021 года, уже не было таким же обоснованным и справедливым для многих граждан в 2023 году, когда западная коалиция сформулировала публично задачу «уничтожения России».

С такой оценкой оказались согласны и многие в правящей элите страны, однако это не отразилось на приоритетах ни в мнормативной  СНБ (которую следовало бы скорректировапть), ни, в частности, в более масштабной  постановке задачи мобилизации национальных ресурсов в интересах безопасности.

        Соотношение понятий «военная» и «напциональная» безопасность в 2022-2023 годах решительно изменилось, но не было реально учтено в политике страны. В результате - три главных условия для формирования Стратегии национальной безопасности России были по-прежнему для неё крайне неблагоприятны:

– Сохранилось нарастающее отставание в социально-экономической и технологической области не только от государств-лидеров, но и других, быстро развивающихся стран мира.

– Не была решена проблема «Отсутствие идеологии и ценностной системы», так и не была нарастающая тенденция увеличения «потенциала предательства» и разобщенности правящей элиты.

–  Сохранилась в 2023 году эскалация развитие военно-силового сценария МО и ВПО, за которым стоит желание западной военно-политической коалиции ограничить и лишить Россию суверенитета и территориальной целостности, разрушить её национальную идентичность.

Наконец, сохранилась нормативно-бюрократичекая модель управления государством и его институтами, включая ВС. Радикальное обострение МО и ВПО в мире во втором десятилетии нового века потребовало внесения существенных корректив в Стратегию национальной безопасности России. Как известно, эта Стратегия состоит из двух больших блоков – блока социально-экономического развития и блока укрепления безопасности, – которые должны быть (как минимум, нормативно, экономически, финансово-бюджетно и политически) тесно связаны между собой. В действительности, с самого начала существования России и даже с самой первой попытки подготовки Концепции социально-экономического развития в марте 2008 года эти блоки формировались по отдельности, практически без учета реалий друг друга, что в итоге приводило к слабой координации и противоречивости общей политики безопасности.

Попытки возродить стратегическое прогнозирование и планирование, начавшиеся с 2008 года, осуществлялись сложно, прежде всего, из-за сопротивления финансово-либеральной части правящей элиты, которая рассматривала такое планирование как посягательство на рыночные принципы. В итоге за период 2008–2022 годов можно констатировать, что в этой области было множество попыток, из которых более-менее удачных – всего несколько. Так, ФЗ «О Стратегическом планировании» 2014 года (безусловно положительное явление), принятый после длительных обсуждений, так и не стал обязательным для всех органов власти, также, впрочем, как и все нормативное планирование, включая Государственный оборонный заказ (ГОЗ), который готовился и реализовывался с большими трудностями и упущениями, хотя даже такое его качество говорит о его огромном значении для ОПК и ВС РФ. 

Примечательно, что в Концепции 2008 года вообще не было учета внешних факторов, что стало обычной практикой для последующих концепций и стратегий социально-экономического развития. Даже «Программа», подготовленная правительство Д. Медведева по поручению президента «к сентябрю 2019 года», на 100-страничном документе смогла обойтись без учета влияния внешних факторов.

В военно-технической области, занимавшей в последнее десятилетие приоритетное значение в политике безопасности, были достигнуты существенные успехи как во многом за счет ускоренной модернизации советских образцов ВВСТ, так и некоторых положительных результатов первых российских НИОКР. К 2022 году, т.е. началу СВО, сложилась такая ситуация в области обеспечения военной безопасности, которая позволяет говорить о том, что безопасность преимущественно воспринимается прежде всего как  качество некоторых видов и систем ВВСТ. Их количество, обеспеченность запасами и кадрами нередко учитывалось слабо, либо вообше игнорировалось. Так, к началу СВО в 2022 году основная масса РСЗО в артиллерии была БМ-21 «Град» (порядка 500 шт.) начала 70-х годов, «Ураган» - середины 70-х годов (200 шт.) и «Смерч» - конца 80-х гг.(около 100 ед.), а современных «Торнадо-С» - менее 50.

Серьезные проблемы, как показала СВО, были в военном управлении и подготовке офицеров и контрактников, значительная часть которых уволилась сразу же после начала СВО, в военной инауке и военном образовании  – катастрофические процессы.  Попытки исправить эти провалы МО и Генштабом были откровенно неудачными, что в ходе СВО проявилось в полной мере. Акцент на этом В.В. Путин сделал в том числе еще и на расширенном итоговом заседании коллегии Минобороны 21 декабря 2020 года, хотя там впервые, пожалуй, было обращено внимание и на развитие военной науки и военного искусства. 

Акцент в военном строительстве делался на искусственнгом критерии – «доли военной техники». Примечательно, в частности, сравнение В.В. Путиным качества ВВСТ при СССР и России в разные периоды: «Во времена Советского Союза в Советской армии по силам общего назначения, так называемая современность, количество современных на тот период времени вооружений составляло 54%, по силам общего назначения. По стратегическим, ядерным силам – 65–70%. Это приличный, хороший показатель. В 2000 году уровень современных вооружений по силам общего назначения упал до критически низкого уровня в 12%. А по силам ядерного сдерживания – до 35. … К середине декабря 2020 года доля современных образцов вооружения и техники в войсках России составляет уже более 70%, это по силам общего назначения, а в ядерных силах – 86%».

Взятое вместе, это свидетельствует о кризисе в государственном управлении и правящей элите, когда говорить о системной концепции и стратегии национальной безопасности, совмещающей задачи опережающего развития и защиты нации, еще рано.В частности, когда речь идет о стратегическом планировании, к которому приближаемся крайне медленно. Так, как известно, на первом заседании  Госсовета России председатель правительства М. Мишустин заявил о том, что за 2021–2023 годы на реализацию Единого национального плана будет выделено более 39 трлн рублей – по текущему обменному курсу это соответствует почти 530 млрд долларов. Учитывая, что расходная часть российского бюджета на тот же период запланирована пока в размере 69,07 трлн. рублей (2021 год – 21,52 трлн, 2022 – 21,88 трлн, 2023 – 25,67 трлн), эти «нацплановые» затраты составят почти 56,5% федерального бюджета. По сути, это означает переход России к плановой экономике «китайского» типа, следствиями чего возможно станут сближение внутреннего уклада двух государств и вероятное укрепление стратегического союза Москвы с Пекином.

Таким образом, система национальной безопасности, как система обеспечения национального развития и безопасности, России во втором десятилетии нового века всё ещё находится в стадии медленного формирования, а не сознательного опережающего развития. Этот процесс крайне затруднен усилением давления со стороны Запада, которое при последних администрациях Б. Обамы–Д. Трампа–Д. Байдена – приняло характер военно-силовой эскалации, сохранением остатков либеральной экономики, идеологии и оппозиции нынешнему курсу в российском истэблишменте, а также пандемией и общим кризисом в мире, который В.Путин назвал на Давосском форуме «самым сильным кризисом после кризиса 30-х годов».

На мой взгляд, ухудшение внешних условий существования России требует максимального ускорения процесса повышения эффективности государственного и общественного управления, включая, прежде всего, область функционирования институтов развития национального человеческого капитала (ИР НЧК) военной организации государства и всей нации. Акцент на обеспечении безопасности должен быть смещен с развития ВВСТ на развитие институтов человеческого потенциала и НЧК, прежде всего, в области НИР и ОКР, а также профессиональной подготовки военнослужащих и военачальников. При этом главное направление – развитие национальных институтов человеческого капитала, как государственных, так и общественных, – в том числе и НКО, сетевых сообществ и творческого потенциала нации должно стать главным ресурсом и средством обеспечения национальной безопасности России.

И первая, и вторая системы безопасности претерпели качественные, радикальные  изменения. В начале ХХI века правящая элита России неожиданно встала перед новой реальностью – автономного (без её участия) формирования миропорядка США и их союзниками, ориентированного на использование силы со стороны западной военно-политической коалиции. Стремительно менялась не только вся микросистема, но и, в частности, система международной военной безопасности, которая стала откровенно ориентироваться на политику «силового принуждения» со стороны Запада. Россия оказалась к этому не готова, а скромные и малоэффективные попытки вмешаться в Ираке и Югославии показали ограниченность её возможностей как участника формирования нового миропорядка первого уровня. 

В результате неизбежно пришлось возвращаться к политике национальных интересов, которая основана в том числе на национальных военных возможностях. Эти возможности, прежде всего в ОПК и ВС, были практически уничтожены к 2000 году и медленно восстанавливались в два последующих десятилетия, поэтому их непоследовательное восстановление растянулось вплоть до настоящего времени.

Этому и соответствовала Военная доктрина России, рассчитанная на ведение региональной или даже локальной войны. СВО на Украине, которая продолжается более полутора лет, показала во многом неготовность ВС страны. Ошибки преодолеваются с трудом и больими жертвами, издержки которых сказываются на состоянии экономики и общества, а некоторые тщательно скрываются.

Так, например, неизвестно насколько хватит ВВСТ и боеприпасов, которые используются сверхинтенсивно в СВО более полутора лет. Вывод, который делают некоторые эксперты в отношении, например, ВВС, настораживает: современные российские самолеты рассчитаны на конфликт высокой интенсивности длительностью примерно до 14 дней. Если верить информации о первоначальных планах закончить конфликт в Украине примерно за 10 дней, то ВКС летали бы столько, сколько возможно и необходимо: они могли бы развернуть всю свою мощь против ВВС Украины, и у ВКС не было бы проблем с поддержанием самолетов в рабочем состоянии, то есть с капитальным ремонтом после завершения ‘кампании’.

Однако, учитывая, что "СВО" продолжается уже более полутора лет, постоянное интенсивное использование всего парка ВКС просто невозможно. Да, конечно, ВКС по-прежнему совершают до 200 самолето-вылетов в день, но это создает огромную нагрузку на имеющиеся самолеты, требуя, чтобы треть из них проходила капитальный ремонт. И когда эти капитальные ремонты проводятся в большой спешке и в соответствии с местными традициями в отношении контроля качества - мы видим статистику резко возросших в 2022 году небоевых аварий самолетов.

Ситуация с другими ВВСТ – не проще. Если Концерну ВКО «Алмаз-Антей» удалось увеличить выпуск своей ипродукции в ходе СВО в 2,5 раза, то это отнюдь не является нормой.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован