Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
19 августа 2024
638

Военное искусство и человеческий капитал: эффективность руководства ВС, ущербность идеи контрактной армии и необходимость воссоздания ОПК военного времени

Стратегии нужны секрет и единогласие. Обсуждение с политиками ведет к анемии, утрате воли и энергии[1].

А. Свечин.

 

Человеческий капитал (ЧК) полнее всего реализуется в творчестве, прежде всего, науке и искусстве. В том числе политическом и военном. Качество военного искусства нации и государства  – результат развития качества человеческого капитала политиков, военачальников и военнослужащих, работников ОПК и промышленности. СВО на Украине стала наглядным примером того, как качество ЧК в России проявилось в конкретных действиях ВС и ОПК в 2022 году. Особенно такая форма ЧК как идея и стратегия[2].

Стратегия, как высшая область военного искусства, будет всегда оригинальна в каждом отдельном случае применения, в каждом сценарии развития ВПО и военной политики субъекта, но этот оригинальный (и наиболее эффективный вариант стратегии) рождается только на основе использования огромного освоенного богатства военной науки, искусства и военной истории, теории и опыта, накопленного человеческого капитала. Так, один из принципов военного искусства, сформулированный К. фон Клаузевицем, гласит: «Если выжиданием нельзя добиться важных преимуществ, необходимо приступать к решительным действиям»[3]. Между тем, именно выжидание стало характерным для военной операции на Украине 2022 года. Оно позволило Киеву и США консолидировать усилия, сформировать логистику поставок, обучение и пр. действия для создания эффективной армии.

Но, главное, на основе опыта и знаний, сконцентрированных в ЧК, четко выстроить политическую стратегию, частью которой выступает стратегия внешнеполитическая. Важно понимать, что военное искусство России в настоящее время является «по факту» продолжением политического искусства, а развитие военно-политической обстановки (ВПО) – продолжением развития международной обстановки (МО). Короткая формула В.В. Путина, характеризующая развитие МО как попытку Запада сохранить свою монополию на власть, исключительно важна потому, что лежит в основе военной стратегии России на Украине, которую не случайно назвали «СВО». Будучи частью «глобальной» войны Запада против России, имеющей цивилизационный характер и несущей экзистенциальную угрозу российской цивилизации-нации[4], эта война остается ограниченной по масштабам и средствам, а также способам ведения. К этому наши военачальники и политические руководители оказались не готовы. Их опыт ограничен опытом ведения войны на Северном Кавказе и Сирии, где масштаб операций сводился к использованию нескольких соединений.

«Война В.В. Путина на Украине»[5] (как самая первая попытка исправить ублюдочные уступки внешним врагам Горбачевым и Ельциным), скорее, может быть сравнима с войной Святослава Игоревича, который должен был расширять внешний контроль Руси в целях обеспечения её безопасности.  Так, например, военные походы Святослава можно логически объяснить только адекватно оценивая состояние Руси в начале Х века, которая была расположена вдоль течения Днепра и его верхних притоков, а также Ладожского озера. Ему неизбежно требовалась экспансия по разным направлениям по всей Русской равнине, исключая, может быть, только северное. География войн Святослава была необычайно обширной. Сначала он воевал с хазарами и подчинил плативших им дань вятичей (конечно, не всех), потом он победил волжских булгар на Нижней Волге ( а это не близкий свет) и обложил их данью. Затем князь-воитель двинулся на ослабевшую к тому времени Хазарию и в 965 году овладел её столицей городом Саркелом. Ещё через три года Хазария была полностью разрушена. Считается, что это было делом рук Святослава и его скандинавских наёмников. Потом он нанёс поражение ясам и касогам, что жили на Кавказе.

Некоторые историки считают, что эти грандиозные победы повысили авторитет Святослава среди современных ему полководцев, а «вот Киеву пользу принесло только подчинение части племён вятичей и, может быть, дань с Волжской Булгарии». Находилась эта волжская страна далеко и контролировать поступление дани было весьма затруднительно.  «Что же касается сокрушения Хазарии, то сразу после её разгрома через опустевшие земли, не защищённые Волгу и Дон, переправились печенеги и напали на Киев. Так что расправа с хазарами была с "геополитической" точки зрения, расценивается некоторыми историками[6], как минимум, как ошибка», хотя и до этого и после этого степи были пространством постоянной  экспансии с востока на запад самых разных орд кочевников (через какие-то 200 лет по ним придут монголо-татарские орды, а до них – половцы).

Во второй половине 960-х годов Святослав полностью переключается на Балканы. Там он в качестве наёмника воюет с болгарами на стороне Византии. В 968 году после захвата части Болгарского царства, когда он взял 80 городов по Дунаю, Святослав затеял нечто такое, что должно заставить нас переменить мнение о нём, о тогдашней Руси и смысле его военной активности. Началось всё с его признания: "Сказал Святослав матери своей и боярам своим: "Не любо мне в Киеве быть, хочу жить в Переяславце на Дунае".  Киевский правитель не случайно решил переехать на Балканы, поселиться в богатом торговом городе Переяславце и начать «с чистого листа». Затея эта, в конечном итоге, привела его к затяжной войне с византийским императором Иоанном Цимисхием, окружению в Доростоле и уходу из Болгарии.

Также, впрочем, как позже, – англосаксы, – Византия постоянно формировала против России враждебные коалиции, подкупала самых разных врагов, пользуясь тем, что у неё были огромные богатства. Напомню, что когда крестоносцы захватили и разграбили Константинополь цены на золото, серебро и многие драгоценности в Европе упали в несколько раз. Византия представляла всегда прямую угрозу Руси и в конечном счете подкупленные ею печенеги чуть не захватили Киев и всё-таки убили Святослава. Также и сегодня, когда золотовалютные резервы России, её активы просто своровали западные страны, прежде всего, США.

Всё это надо хорошо понимать, когда речь заходит о политическом и военном искусстве. Одного знания макроэкономики мало. Человеческий капитал нации концентрируется в носителях – людях, прежде всего, тех, кто готовит и принимает важные решения, ибо своевременные и точные частные решения не могут появиться на пустом месте. В их основе должны находиться знания и опыт. В сентябре-октябре 2022 года в России была начата дискуссия, которая так или иначе была связана с эффективностью деятельности политической и военной власти в ходе СВО. Было высказано множество идей и мыслей, но, на мой взгляд, главная критика должна была бы быть сконцентрирована именно на недостаточном качестве ЧК политических и военных руководителей, определявшимся знанием и опытом.

К 2022 году у российских военачальников было очень мало первого (сказались недостатки образования, в т.ч. военного), и чуть-чуть второго (сирийского, полигонного) опыта, что сказалось и сказывается повседневно в ходе СВО на Украине. И причины этому находятся в предыдущем отношении к военному искусству и военной политике в России, прежде всего, человеческому капиталу (ЧК), который рассматривался в последние годы в ВС РФ в лучшем случае с точки зрения социально-экономической категории.

Развитие человеческого капитала (ЧК) – прежде всего, военачальников и личного состава – всегда было главным условием боеспособности любых ВС[7].  СВО на Украине в очередной раз подтвердила значение этого приоритета. Особенно, когда речь идет об институтах развития ЧК в ВС и ОПК[8]. Именно отставание в этих областях в России стало причиной ослабления ВС и ОПК, отчетливо проявившейся с началом СВО в феврале 2022 года.

Так, уже говорилось о том, что самой трудной проблемой для предприятий российского ОПК в 2022 году стало не создание новых производственных площадей и даже закупки оборудования в условиях санкций, а кадры квалифицированных рабочих, инженеров и техников, т.е. человеческий капитал[9]. Особенно остро эта проблема стояла в тех областях промышленности, где требовались высококвалифицированные кадры. Во многом именно этим объясняется неспособность ОПК реализовать задачу «импортозамещения», которая в действительности должна была формулироваться как задача «опережающего научно-технологического развития». Это две принципиально разные задачи: первая – каким-то образом (как правило, менее эффективным) заместить то или иное иностранное изделие отечественным. Вторая, сделать такое отечественное изделие качественно лучше и дешевле импортного.

Между тем, понимание этой задачи сводилось именно к механическому замещению. Еще в 2018 году было подсчитано, что импортные изделия использовались в 640 образцах ВВСТ российского производства, а по другой информации, к 2025 году нужно было заместить 826 образцов изделий, поступающих из стран НАТО и ЕС[10].

Развал научных и конструкторских школ, кризис интеллектуального компонента ЧК в России, о котором я постоянно писал с 1990 года, стал обвальным процессом. Если кадры ОКР в ОПК еще каким-то образом сохранялись, теряя свои компетенции и наработки, то кадры фундаментальной и прикладной науки в ОПК стремительно деградировали. Как и остатки финансирования.

Еще хуже обстояли дела с ЧК в ВС РФ, где институты развития ЧК уничтожались на протяжении более трех десятилетий. Деградация военной науки и образования, на мой взгляд, к 2022 году достигла апогея, причем она усиливалась все два последних десятилетия даже после катастрофы ВС РФ 90-х гг.  Об этом свидетельствует, например, сознательное уничтожение научных и образовательных военных школ уже в последние 20 лет. Многие из которых были уникальны не только в России. Но, главное, – целые направления подготовки военных специалистов и развития военной науки были ослаблены, либо вообще ликвидированы. Эти результаты «реформирования» ВС РФ крайне болезненно сказались уже в самом начале СВО, но по мере роста напряжения превращались в откровенную угрозу боеспособности ВС РФ.

Список расформированных военных учебных заведений в РФ за период с 1992 года по настоящее время[11]:

1. Военно-технический университет (Балашиха) – расформирован в 2015 году

2. Военный Краснознамённый институт (Москва) – расформирован в 1994 году

3. Военный институт радиоэлектроники (Воронеж) – расформирован в 2006 году

4. Самарский военно-медицинский институт – расформирован в 2010 году

5. Саратовский военно-медицинский институт – расформирован в 2010 году

6. Томский военно-медицинский институт – расформирован в 2010 году

7. Военно-ветеринарный институт (Москва) – расформирован в 2010 году

8. Нижегородское (Горьковское) высшее военное училище тыла имени Маршала Советского Союза И. Х. Баграмяна – расформировано в 1999 году

9. Ульяновское высшее военно-техническое училище имени Богдана Хмельницкого – расформировано в 2011 году

10. Дальневосточное автомобильное командно-инженерное училище – расформировано в 2007 году

11. Рязанский военный автомобильный институт имени генерала армии В. П. Дубынина – расформирован в 2010 году

12. Челябинское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище – расформировано в 2010 году

13. Волжское высшее военное строительное командное училище (Дубна) – расформировано

14. Горьковское высшее военное строительное командное училище (Кстово) – расформировано

15. Камышинское высшее военное строительное командное училище – расформировано

16. Тольяттинский военно-технический институт – расформирован в 2010 году

17. Хабаровское высшее военное строительное командное училище – расформировано в 1992 году

18. Военный финансово-экономический институт – расформирован в 2010 году

19. Военный институт повышения квалификации специалистов мобилизационных органов (Саратов) – расформирован в 2011 году

20. Высшие офицерские орденов Ленина и Октябрьской Революции, курсы «Выстрел» имени Маршала Советского Союза Б. М. Шапошникова (Солнечногорск) – расформированы в 2009 году

21. Санкт-Петербургское высшее общевойсковое командное училище – расформировано в 1999 году

22. Омское высшее общевойсковое командное дважды Краснознамённое училище имени М. В. Фрунзе – расформировано в 1999 году

23. Орджоникидзевское высшее общевойсковое командное дважды Краснознамённое училище имени Маршала Советского Союза А. И. Ерёменко – расформировано в 1993 году

24. Благовещенское высшее танковое командное Краснознамённое училище имени Маршала Советского Союза К. А. Мерецкова – расформировано в 1999 году

25. Челябинский танковый институт – расформирован в 2007 году

26. Екатеринбургское высшее артиллерийское командное училище – расформировано в 2011 году

27. Коломенское высшее артиллерийское командное училище – расформировано в 2008 году

28. Санкт-Петербургское высшее артиллерийское командное училище – расформировано в 1993 году

29. Казанское высшее артиллерийское командное училище – расформировано в 2008 году

30. Саратовское высшее военное командно-инженерное Краснознамённое, ордена Красной Звезды училище ракетных войск имени Героя Советского Союза генерал-майора А.И. Лизюкова – расформировано в 2003 году

31. Тульский артиллерийский инженерный институт – расформирован в 2010 году

32. Кемеровское высшее военное командное училище связи имени маршала войск связи И. Т. Пересыпкина – расформировано в 2009 году

33. Новочеркасское высшее военное командное училище связи – расформировано в 2011 году

34. Рязанское высшее военное командное училище связи – расформировано в 2011 году Томское высшее военное командное училище связи – расформировано в 1999 году

35. Ульяновское высшее военное командное училище связи – расформировано в 2008 году

36. Санкт-Петербургское высшее военное инженерное училище связи – расформировано в 2000 году

37. Нижегородский военный институт инженерных войск – расформирован в 2012 году  

38. Тамбовское высшее военное командное Краснознамённое училище химической защиты имени Н. И. Подвойского – расформировано в 2003 году

39. Саратовский военный институт биологической и химической безопасности – расформирован в 2012 году

40.Санкт-Петербургское высшее зенитное ракетное командное ордена Красной Звезды училище – расформировано в 1998 году

41. Оренбургское высшее зенитное ракетное училище (военный институт) – расформировано в 2008 году

42. Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина (Монино) – расформирована в 2011 году

43. Ленинградское высшее военно-политическое училище противовоздушной обороны – расформировано в 1992 году

44. Нижегородское высшее зенитное ракетное командное училище противовоздушной обороны – расформировано в 1999 году

45. Энгельсское высшее зенитное ракетное командное училище противовоздушной обороны – расформировано в 1994 году

46. Санкт-Петербургское высшее военное училище радиоэлектроники – расформировано в 2011 году

47. Красноярское высшее командное училище радиоэлектроники противовоздушной обороны – расформировано в 1998 году

48. Ставропольское высшее военно-авиационное училище лётчиков и штурманов – расформировано в 2010 году

49. Курганское военное авиационно-техническое училище – расформировано в 1995 году

50. Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Главного маршала авиации К.А. Вершинина – расформировано в 1999 году

51. Ейское высшее военное авиационное ордена Ленина училище лётчиков имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР В.М. Комарова – расформировано в 2011 году

52. Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина, Краснознамённое училище лётчиков имени А.Ф. Мясникова (Волгоград) – расформировано в 1998 году

53. Оренбургское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков имени дважды Героя Советского Союза И.С. Полбина – расформировано в 1993 году

54. Тамбовское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков имени М.М. Расковой – расформировано в 1995 году

55. Уфимское высшее военное авиационное училище лётчиков – расформировано в 1999 году

56. Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище – расформировано в 2009 году

57. Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище – расформировано в 2009 году

58. Ачинское военное авиационно-техническое училище – расформировано в 1999 году

59. Калининградское военное авиационно-техническое училище – расформировано в 1994 году

60. Кировское военное авиационно-техническое училище – расформировано в 2007 году

61. Ломоносовское военное авиационно-техническое училище (Лебяжье) – расформировано в 1994 году

62. Пермское военное авиационно-техническое училище имени Ленинского комсомола – расформировано в 1999 году

63. Краснодарское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск – расформировано в 1998 году

64. Пермский военный институт ракетных войск – расформирован в 2003 году

65. Ростовский военный институт ракетных войск – расформирован в 2011 году

66. Ставропольский военный институт связи Ракетных войск – расформировано в 2010 году

67. Северо-Кавказский военный институт внутренних войск (Владикавказ) – расформирован в 2011 году.

С точки зрения военного искусства и качества ЧК опыт СВО уже дает возможность сделать некоторые выводы. Так, сказки о «наступлении, когда противник превосходит в разы» остаются сказками: противодействие возможно лишь одно – честное определение той территории, которую мы способны эффективно контролировать наличными силами, по Уставам и нормативам 60-70-х годов. Не в рамках «регионального конфликта низкой интенсивности» или антитеррористической операции, а как должно, против равного по силам противника, всего блока НАТО[12].

Перегруппировки следует проводить в такой же логике, закладывая в планирование фактор полного знания наших планов противником. Либо валить с небес его спутниковую группировку и самолёты дальней радиолокационной разведки.

Внимательно рассмотреть мобилизационный резерв ВСУ, сроки подготовки и комплектования боеспособных соединений. Формируют корпус, отвечать полутора-двумя, раз находимся в наступлении. «Малыми силами на чужой территории» действовать умеем, пора и союзные силы натаскивать. Не только на штурмовые действия против укрепрайонов, а гонять как сидоровых коз, учить базовым навыкам ведения общевойскового боя, по всем Уставам. И оснащать не усилиями волонтёров, а как свои части[13].

Прогнозы развития современного сценария ВПО говорят в пользу того, что эскалация военного противоборства не прекратится, более того, вероятно, усилится. Поэтому наша задача – сохранить в боях на Украине наше лучшее «железо», проверив на практике новейшее и по возможности при этом обойтись еще и малой кровью. Когда стало ясно, что ограниченным контингентом нам Украину не взять, а объявлять всеобщую мобилизацию не хотелось бы, Путин объявил скрытую мобилизацию через набор добровольцев-контрактников. Организация этой работы началась сразу после провала 1-го этапа СВО, который закончился вынужденным отводом войск из-под Киева, Сум и Чернигова, и переходом ко 2-му этапу по планомерному уничтожению живой силы и техники противника на донбасском ТВД с минимальным продвижением наших войск вглубь остальной территории.

Некоторые товарищи ставят это Путину в вину, не понимая конечной цели подобной стратегии, – мы не территории захватываем, зачем нам делать лунный пейзаж, пройдя по ним паровым катком, нам их потом еще восстанавливать, мы утилизируем и денацифицируем ВСУ на локальном ТВД. Для похода вглубь сил недостаточно[14]. Создаем преимущество на локальном участке как в живой силе, так и по плотности огня (для чего и понадобились Т-62) и реализуем данное преимущество, утилизируя здесь самые боеспособные и мотивированные части ВСУ. На остальной территории защищать ее будет уже некому (уже сейчас на удерживаемых хунтой территориях за одним призывником бегают по два военкома со взводом автоматчиков), и моральное желание пропадет, и фактически ни людей, ни «железа» уже не останется (как бы ни усердствовали союзники 404-й, «железо» без людей не ездит и не стреляет!). Наша же задача – сохранить по возможности еще и свое самое лучшее «железо» для войны с коллективным Западом, который уже с выбранного пути не свернет.

Надо понимать, что придется ориентироваться на больший «ассортимент» ВВСТ, прежде всего, систем нового качества и в достаточном количестве. В частности, если речь идет о РСЗО, то будут необходимы, прежде всего, высокоточные системы, которые должны будут конкурировать с аналогичными системами, поставляемыми США и их союзниками. То есть, речь идет, например, не столько об увеличении РСЗО «Град», сколько расширенном производстве «Торнадо-С».

Расширение ТВД неизбежно ведет к увеличению численности ВС. По сути дела, предстоит вернуться к системе обязательной воинской службы, когда военная подготовка должна будет постоянно сопровождаться переподготовкой (как в Израиле). Кстати, на мой взгляд, служба должна быть обязательной, без чего, например, нельзя будет принимать на государственную службу и на некоторые государственные предприятия.

Именно поэтому во многих регионах России и формируются новые части, составленные из призывников и добровольцев-контрактников. Контрактная армия и призывники должна будет подпереть профессиональную армию с тыла, ей предстоит взять под контроль территории, которые будет освобождать армия прорыва, костяк которой сейчас и проходит испытание  на Донбассе. Но постепенно в эти ряды должны поступать военнослужащие, набранные по призыву. Вот что пишет один из экспертов, избравший псевдоним «Мистер Х».

На мой взгляд, полезен опыт США времен войны в Корее, когда новые летчики поступали в части постепенно, привыкая и «обкатываясь» вместе с ветеранами. Советский опыт замены частей целиком, на мой взгляд, неудачен. Именно ополченцы Донбасса доказали, что мобилизованные быстрее всего привыкают к новым условиям вместе с ветеранами[15].

Многие и на Украине, и на Западе обратили внимание на слова Путина, что мы всерьез еще ничего на Украине и не начинали. Каждый по-своему истолковал их, не понимая, что за этим стоит. Добровольцы-контрактники набираются сейчас по многим регионам России именно для этого. Для повышения мотивации им кратно повышают денежное содержание (в зависимости от звания – от 220 до 350 тыс. рублей в месяц). Фактически у нас на глазах создается еще одна добровольческая армия, которая будет равна по численности Сухопутным войскам РФ (300 тыс. чел.)[16].

Во многих регионах РФ (Нижний Новгород, Оренбург, Татарстан, Башкирия, Тува, Бурятия, Пермь, Киров, Приморье, Чечня) батальоны  уже набраны, сейчас на полигонах они проходят боевое слаживание. На нулевую отметку их сразу не бросят, пока ими закроют 2-ю и 3-ю линию обороны, где нет высокой концентрации танковых соединений ВСУ и натовской артиллерии. Как заявляет украинская сторона, они уже сейчас наблюдают на запорожском направлении три роты танков Т-62 (это 30 машин), считай целый танковый батальон. При этом на остальных направлениях (донецком, луганском и херсонском) «агрессор» сосредоточил еще около сотни этих машин. А всего Путин, по данным украинской стороны, собирается снять с хранения более 300 единиц этой бронетехники.

А вот чего оппоненты не знают, так это того, что Путин снимает с хранения еще и ТРК «Точка-У», которые с 2019 года в связи с переходом РВА на ОТРК «Искандер» были сняты с вооружения ВС РФ, частично переданы Белоруссии, частично – Сирии, но около 120 ПУ еще числились в резерве и находились на базах хранения МО РФ (сколько осталось ракет к ним, вообще никто не знает).

Вот и пришло время расчехлить резервы, жалко на вас «Искандеры» тратить (1 баллистическая ракета «Искандер-М» стоит 3 млн долларов, в то время как 1 ракета 9М79 к «Точке-У» стоит 300 тыс. долларов). Все равно срок их хранения не вечный, рано или поздно придется утилизировать, так почему бы не утилизировать их на Украине с пользой для всех? Те самые тактические баллистические ракеты с массой БЧ 482 кг и дальностью 120 км, что вы с 2014 года по Краматорску, Алчевску, Логвиново, Саур-Могиле, Белгороду, Херсону и Мелитополю стреляли (там список еще длинный, более 100 прилетов!)[17].

Отдельный вопрос – эффективность использования имеющихся резервов. Прежде всего, ВВСТ и боеприпасов потому, что современная война требует огромных запасов уже готовых к использованию ВВСТ и боеприпасов. 14 июля 2022 года Путин подписал Закон о спецмерах во время военных операций за рубежом. Он разрешает правительству временно расконсервировать мобилизационные мощности и объекты, разбронировать материальные ценности Госрезерва, привлекать работников предприятий к работе ночью, в выходные и праздничные дни. Как пояснил бывший вице-премьер правительства Юрий Борисов, мера «позволит ликвидировать дефицит отдельных специалистов в ряде организаций ВПК для выполнения контрактов». Экономика страны переводится на военные рельсы. ВПК уже загружен максимально с февраля 2022 года и переходит на непрерывную работу, хотя его главная проблема – профессиональные кадры – не решена. Гособоронзаказ неизбежно будет не просто пересмотрен, но и коснется всех отраслей и предприятий.[18]

При этом, СВО на Украине не изменила стратегический курс России на приоритет в развитии НЧК, обозначенный нормативно в СНБ РФ в июле 2021 года. Можно спорить о том,   правильно это сделано или нет, в условиях начавшейся фактически войны с Западом, но остается фактом, что СНБ РФ, оформленная указом Президента №400 от 3 июля 2021 года, осталась в качестве действующего документа, который – подчеркнем – является основным документом стратегического планирования и основой для всех других документов (Военной доктрины, концепции социально-экономического развития, внешней политики, бюджетов и пр.). Редакция СНБ Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021  № 400, подготовлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который предусматривает корректировку Стратегии каждые шесть лет (предыдущая редакция Стратегии была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537).

В основе корректировки лежит концептуальный подход, суть которого заключается в том, что в современных условиях Стратегия, как система национальных интересов и стратегических национальных приоритетов, целей, задач и мер внутренней и внешней политики Российской Федерации, призвана стать эффективным механизмом укрепления внутреннего единства российского общества, обеспечения социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости, устранения структурных дисбалансов и модернизации экономики, повышения обороноспособности страны[19].

К сожалению, только СНБ, – сама по себе, – не может стать эффективным механизмом. Это всего лишь нормативный документ, который может игнорироваться. И игнорируется почти всегда. Помимо нормативно-правовых требований, необходимость корректировки обусловлена существенными изменениями в характере внутренних угроз, рисков и вызовов национальной безопасности. Здесь следует отметить, прежде всего, существенные изменения внешнеполитической обстановки, резкую активизацию политики коллективного Запада по сдерживанию России, провоцированию нестабильности по периметру ее границ. Выступая на коллегии Федеральной службы безопасности России 24 января 2021 года, Президент России В.В. Путин отметил: " В конечном итоге – ослабить Россию и поставить ее под внешний контроль" .

Но одновременно затяжная экономическая стагнация и снижение реальных доходов населения в течение более десятка последних лет, усугубившиеся последствиями пандемии, требуют существенной корректировки политики Российской Федерации в сфере социально-экономического развития. Вызовы и угрозы в области демографии, в сфере здравоохранения и образования, несовершенство проводимой много лет кредитно-денежной политики, со всей остротой поставили вопросы уточнения приоритетов и задач развития страны, ускорения экономического роста, развития человеческого капитала, повышения конкурентоспособности страны. Новый вариант Стратегии национальной безопасности в полной мере отвечает на эти угрозы, риски и вызовы, утвержденной в 2021 году, но он, естественно, не учитывал того резкого обострения ВПО, которое произошло за последний год.

Но и стремительно напирающее новое не должно игнорироваться. Как писал в октябре 2022 года один из участников СВО, «В России мобилизация, украинские ДРГ прощупывают границу, совершали теракты... Может быть стоит отдать себе отчёт в том, что старая добрая полицейская концепция "чем меньше оружия у терпил, тем спокойнее" не очень работает в современных реалиях. Ну и подумать над какими-то иными подходами, при которых, например, в украинское ДРГ "стреляют из каждого окна" – это я на швейцарский подход намекаю, если что. Ну и да, в армии, если что, потом гораздо проще научить людей не стрелять себе в ноги. В общем, если уж мы начали с трудом понимать, что существуем в новых реалиях, то это касается не только беспилотников».

 

_________________________________________

[1] Свечин А.А. Стратегия.- М.: Кучково поле, 2003, с. 84.

[2] Подберезкин А.И. Национальная стратегия в 20-е годы XXI столетия: возможные и вероятные варианты (СС. 365-376). В кн.: Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации: сборник материалов круглого стола (19 августа 2022 г.) / под общ. ред. А.С. Коржевского; ВАГШ ВС РФ.- М.: Издательский дом «УМЦ», 2022.- 544 с

[3] Клаузевиц К, фон. Принципы ведения войны.- М.: Центрполиграф, 2020, с. 190.

[4] Долгосрочное прогнозирование развития отношений между локальными цивилизациями в Евразии: монография / А.И. Подберезкин и др..- М.: Издательский дом «Международные отношения», 2017.- с.357.

[5] Именно так, прежде всего, оценивают современную ВПО в мире в США. См., например: National Security Strategy.- The White House, Oct.,2022, P.8// https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf

[6] С кем и зачем воевал киевский князь Святослав Игоречич / Истпросвет. «Дзен», 19 июля 2022 // https://dzen.ru/media/istok/s-kem-i-zachem-voeval-kievskii-kniaz-sviatoslav-igorevich-626140ec229fbc45edcef54c

[7] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Оценка и прогноз военно-политической обстановки.- М.: Юстицинформ, 2021.- 1080 с.

[8] См. подробнее: Подберезкин А.И., Родионов О.Е. Институты развития национального человеческого капитала – альтернатива силовым средствам политики // Обозреватель, 2021, № 7, СС. 33–48

[9] Подберёзкин А.И. «Риск начала Третьей мировой войны не просто сохраняется, он стремительно усиливается» //Национальная оборона, 2021, № 4 (181), сс. 9–18.

[10] Военно-экономическая безопасность и военно-техническая политика государства: изменение диалектики взаимосвязи в современных условиях. Монография. Под общ. ред. проф. С.Ф. Викулова.- М.: АПВЭиФ, ООО «Канцлер», 2020, с.104.

[11] Гурьев С. М.,

[12] Подберёзкин А.И. Варшавский договор: 36 дет на службе миру в Европе / Красная Звезда, 9 июля 2021 г. / http://redstar.ru/varshavskij-dogovor-36-let-na-sluzhbe-miru-v-evrope/

[13] Назаров В.П.  Развитие теоретических и методологических основ стратегического планирования: монография / В.П. Назаров; под общ. ред. Т.А. Алексеевой. М.: КНОРУС, 2022, с. 61

[14] Мистер Х. Путин создает добровольческую армию и переводит экономику на военные рельсы // Репортер, 15 июля 2022 / https://topcor.ru/26841-putin-sozdaet-dobrovolcheskuju-armiju-i-perevodit-jekonomiku-na-voennye-relsy.html

[15] С.К. Шойгу 4 октября 2022 года специально обратил внимание на эту особенность в использовании мобилизованных / ТАСС, 4 октября 2022 // https://tass.ru/politika/15947363

[16] Мистер Х. Путин создает добровольческую армию и переводит экономику на военные рельсы // Репортер, 15 июля 2022 / https://topcor.ru/26841-putin-sozdaet-dobrovolcheskuju-armiju-i-perevodit-jekonomiku-na-voennye-relsy.html

[17] Мистер Х. Путин создает добровольческую армию и переводит экономику на военные рельсы // Репортер, 15 июля 2022 / https://topcor.ru/26841-putin-sozdaet-dobrovolcheskuju-armiju-i-perevodit-jekonomiku-na-voennye-relsy.html

[18] Мистер Х. Путин создает добровольческую армию и переводит экономику на военные рельсы // Репортер, 15 июля 2022 / https://topcor.ru/26841-putin-sozdaet-dobrovolcheskuju-armiju-i-perevodit-jekonomiku-na-voennye-relsy.html

[19]Назаров В.П. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: преемственность государственной политики, системы национальных интересов и стратегических национальных приоритетов. // Стратегическое управление в сфере национальной безопасности России: обеспечение национальных интересов и реализация стратегических приоритетов : материалы четвертой научно-практической конференции (Москва, 14 апреля 2016 г.) / под ред. А.В. Шевченко. –  М.: Проспект, 2017. – сс. 12–17.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован