Сделка с компанией «Фиат» была самым значительным событием в СССР. В 1916 году она обеспечивала деталями для сборки грузовиков. Как известно из истории, после освобождения от фашистов Турина партизаны арестовали руководителя завода Витторио Валлетту за пособничество и только благодаря вмешательству лидера коммунистического движения сопротивления Луиджи Лонго его освободили. Сменил его затем на посту секретаря партии Пальмиро Тольятти в 1964-ом году. Первые контакты Валлетты с Кремлём датируются 1964-м годом. Сначала были встречи с Хрущёвым Н.С и Косыгиным А.Н. А затем действительно Косыгин Алексей Николаевич в 1962 году посетил Турин и после ознакомления с заводом стал самым заинтересованным в подобной сделке. Как теперь стало известно, Валетта информировал госсекретаря США Дина Раска о том, что русские заинтересованы в контракте. Вместе с тем американцы знали о переговорах русских с фирмами «Фольксваген» и «Рено», поэтому они были склонны поддержать итальянцев. Новость понравилась Раску, заключившим: « Если так, то мы смогли бы найти лучшее применение 50 миллионам долларов вместо того, чтобы каждый год тратить их на оборону». Тогда им было известно, что русские будут финансировать проект из бюджета на оборону.
Впоследствии Тарасов А.М. отправил директора Московского завода им.Лихачёва Бородина П.Д. провести общую оценку технологических операций «Фиат» на месте. В феврале 1966-го года пришло официальное предложение «О заводе, производящем две тысячи легковых автомобилей в день, работая в две смены по 7 часов». Речь шла об автомобиле ФИАТ-124. В результате многочисленных ходов и переговоров удалось договориться и в конце апреля итальянцы поддались предложению Советского Союза, настаивавшему на том, что взимаемая сумма, т.е. прибыль, не должна превышать 5 процентов.
Торжественное подписание соглашения Валлеттой и Тарасовым состоялось 4 мая 1966 года. Позже, вспоминая об этом проекте, Аньелли сказал, что практически от проекта они получили нулевую прибыль, но этот проект имел большой успех в части становления «Фиата», как одного из крупнейших в мире производителей автомобилей. В заключение необходимо отметить, что неоценимую помощь в успешной работе по проекту оказал Пальмиро Тольятти - Генеральный секретарь Компартии Италии. В память об этом и назван наш город его именем. Пользуясь случаем, поздравляю тольяттинцев, от имени ветеранов ВАЗа, с днём рождения АВТОВАЗа!
Ветеран ВАЗа, член клуба «Патриот». Дульцев И.Д.