Обращаясь в своем ежегодном Бюджетном послании к Законодательному Собранию Омской области, губернатор Леонид Полежаев определил дальнейший алгоритм действия регионального правительства на ближайший год. Глава региона подчеркнул, что ужесточение финансового контроля и регулирование всех бюджетных и финансовых процессов - неизбежно. Поэтому от эффективности использолвания каждого бюджетного рубля во многот зависит дальнейшее успешное развитие социально-экономических процессов, происходящих в последнее время в регионе.
Одно из ключевых звеньев в бюджетной системе Прииртышья - Контрольно-счетная палата Омской области. Об основных направлениях деятельности, итогах работы и планах на будущее обозреватель газеты "Омский вестник" беседует с аудиторами Контрольно-счетной палаты Омской области Раисой Борисенко, Надеждой Павловской и Еленой Пауданен.
- Раиса Валентиновна, деятельность Контрольно-счетной палаты не сводится к одним лишь проверкам целевого расходования бюджетных средств. Какие еще виды контроля вы осуществляете?
Работа Контрольно-счетной палаты глубже, чем может показаться на первый взгляд. Проверка целевого расходования бюджетных средств, безусловно, ключевая, но тем не менее не единственная наша функция. Деятельность палаты регламентирована Законом области "О Контрольно-счетной палате Омской области". В нем определены и другие направления нашей работы - контрольная, экспертно-аналитическая и информационная. В свою очередь, контрольная деятельность включает в себя проведение внешних проверок бюджетной отчетности, контроль эффективности целевых программ Омской области, контроль реализации отдельных направлений национальных приоритетных проектов, а также комплексные и тематические проверки по вопросам использования средств областного бюджета.
- Существуют ли в работе Контрольно-счетной палаты приоритетные направления?
Преобразования в области бюджетного процесса, происходящие в последнее время, не обошли стороной и Контрольно-счетную палату. В качестве одного из приоритетных направлений контроля, осуществляемого палатой в 2008 году, был определен контроль эффективности целевых программ Омской области за 2005-2008 года. А главным субъектом контроля в условиях программно-целевого характера финансирования стали министерства и ведомства, именно они как главные администраторы бюджетных средств определяют и планирую цели, а также ресурсы для их достижения.
- По каким показателям можно определить, насколько эффективно и целенаправленно происходит исполнение региональных целевых программ?
Результативность и эффективность выполнения региональных программ, исполняемых, как правило, на основе государственных заказов, зачастую можно оценить лишь в многолетней перспективе. Болле того, без установления специальных целевых индикаторов - количественных и качественных показателей, а также критериев оценки эффективности для каждой конкретной программы невозможно получить комплексную оценку достигнух результатов использования государственных ресурсов. С этим чаще всего и возникают сложности. В частности, по долгосрочным целевым программам, принятым до середины прошлого года, сведения об этих показателях отсутствовали, а прогноз ожидаемых от них социально-экономических результатов не содержал сведений о количественном и качественном улучшении основных параметров в соответствующей сфере по сравнению с начальным периодом реализации. Соответственно, это не позволило в полной мере проанализировать результативность выполнения мероприятий отдельных программ и оценить их эффективность.
- В нашем регионе завершена реализация целевой программы "Библиотека - XXI век". Общий объем инвестиций, привлекаемых из бюджета Омской области, составил более 11 миллионов рублей. Надежда Степановна, вы проводили проверку целевого использования средств областного бюджета, привлекаемых для осуществления данной программы. Насколько эффективно потрачены бюджетные средства и каковы результаты ее реализации?
В ходе проверки было установлено, что денежные средства, затраченные на реализацию мероприятий программы Омской области "Библиотека - XXI век", использованиы по целевому назначению. Это позволяет сказать, что на сегодняшний день наша область имеет качетсвенно новую единую библиотечную систему, позволяющую центральным районным библиотекам стать полноправными участниками регионального, национального и международного информационно-библиотечного пространства. А информатизация центральных библиотек муниципальных районов Омской области открывает широкий доступ населению к электронным ресурсам крупнейших библиотек не только нашей области, но и всей России.
- По каким критериям шла оценка?
В отдельных муниципальных районах области проведена инвентаризация компьютерного оборудования и комплектов книжных изданий, приобретенных и направленных в централизованные библиотечные системы. Проверенное имущество в установленном законодательном порядке передано по актам приема-передачи. Кроме того, за три года реализации программы парк персональных компьютеров в районных центральных библиотеках увеличился на 193 единицы, внедрена автоматизированная библиотечная информационная система "Комплексная библиотечная технология", позволяющая библиотекам создавать собственные информационные ресурсы, в том числе библиографические базы данных "Электронный каталог", "Краеведение", "Систематическая картотека статей". Почти во всех центральных районных библиотеках установлена правовая информационная система "Консультант плюс", обеспечено полное комплектование фондов различными изданиями, в том числе на электронных носителях.
- Переход на инновационный социально ориентированный тип экономического развития предполагает применение новых инструментов и механизмов, призванных повысить качество государственного управления финансами. В частности, от внедрения новых форм финансирования. Елена Николаевна, хотелось бы подробнее узнать, что это за направление?
Вбюджетной системе пока сохраняется сметный принцип финансирования. Что это занчит? На определенную статью расходов предусматривается определенный объем финансирования. Реформирование бюджетного процесса предполагает преход к программно-целевому характеру финасирования. Иначе говоря, средства должны выделяться для достижения с помощью этих ресурсов поставленных целей и задач. Получатели бюджетных средств будут самостоятельны в расходовании выделенных средств по статьям расходов. Главная их задача будет состоять в обеспечении граждан соответствующими услугами определенного качества.
- Есть ли риск, что бюджетное учереждение может попросту не учесть множество нюансов и выделенные средства будут потрачены впустую?
Вот поэтому внедрение новых форм финансирования бюджетных услуг требует адекватного изменения государственного финансового контроля, в том числе и вызывает необходимость исследования на стадиях предварительного контроля возможных рисков принимаемых решений для минимизации бюджетных расходов. Анализируя возможность наступления рисков, мы предполагаем давать экспертную оценку экономических и управленческих решений, их влияние на финансовое положение. Выявление рисков на стадиях предварительного контроля поможет эффективно использовать бюджетные средства и избежать финансовых потерь. При этом следует отметить, что проведение полноценного анализа рисков невозможно без развития информационной телекоммуникационной инфраструктуры. Поэтому Контрольно-счетная палата Омской области работает над внедрением в свою деятельность информационных технология для сбора, накопления, обработки, анализа и представления достоверной информации о возможных рисках и последствиях.
Виктория Владимирова
Газета "Омский Вестник" N119(2877) от 17 октября 2008 года
http://kspomskobl.ru/vse_pod.html