25 апреля 2005
1309

Выросло поколение микки-маусов

Это не случайность. Это не невезение. Дело в стремительно снижающемся уровне высшего образования даже в лучших вузах Москвы - уровне, мешающем уже не просто искать работу, - жить.
Приходится сталкиваться с выпускниками, страдающими функциональной неграмотностью (не способными понять смысл прочитанной инструкции, например, к телефону).

Широко распространена интеллектуальная инфантильность: неспособность осознавать ситуацию и самостоятельно искать из нее выход. Житейский пример: надо сделать электронную рассылку по 30 адресам, а интернет "виснет". Выходов масса - отправлять письма по десять, по пять, по одному, через сайт с бесплатной почтой, наконец, из интернет-кафе. Надо быть выпускником современного московского вуза, чтобы пять часов мучиться и тупо жать на одну и ту же кнопку!

Проблемы часто вызывает простейший поиск информации в "Яндексе". Речь идет о многолетнем наблюдении за выпускниками московских вузов, считающихся лучшими. По аналогии со знаменитым американским мышонком эту публику уже называют "микки-маусы", или, в более брутальном варианте, "мертвые мыши".

Считаю, что российская система высшего образования производит профессиональных безработных, не отягощенных ни знаниями, ни умениями, ни навыками их приобретения. Она дает выпускникам лишь убежденность в своей исключительности - социально не адаптированные, они чувствуют себя интеллектуалами и властителями чужих судеб.

Куба - страна с лучшим в обеих Америках здравоохранением - перестала признавать наши медицинские дипломы еще в середине 90-х годов. Зарубежные университеты еще несколько лет назад буквально грызлись за студентов из лучших российских вузов, так как их подготовка была исключительно высока, - сегодня она слабее, чем у студентов, например, из Индии.

При этом нынешняя ситуация устраивает почти всех: родители платят за мечту о светлом будущем своих отпрысков, юноши спасаются от армии, девушки продлевают юность. О передаче знаний речь идет лишь постольку-поскольку.

Эту ситуацию реформа, направленная на развитие бизнеса в образовании, лишающая малоимущих возможности учиться, усугубляет драматически.

Корень зла - в игнорировании специфики образования. Контроль за его качеством должно брать на себя государство, но оно не намерено выполнять эту функцию: либеральная догма минимизирует его вмешательство. При этом либеральные фундаменталисты воспринимают образование исключительно как часть сферы услуг, принципиально отрицая его особый характер: в образовании (да и здравоохранении) создается не просто добавленная стоимость, но главная производительная сила общества, более важная, чем нефть, - человеческий капитал.

Реформа не только не исправляет, но и усугубляет эту ошибку, которая действительно хуже любого преступления. Коррупционные финансовые потоки меняют русла, но не масштаб. Символом агрессивной бессмыслицы стал Единый государственный экзамен, приучающий к фрагментарному ("тестовому" или "клиповому") мышлению вместо системного, вынуждающего заучивать разрозненные факты вместо их осмысления, заменяющий творчество начетничеством.

Сегодня в жизнь еще вступает "поколение Горбачева", родившееся благодаря "сухому закону", радужным иллюзиям перестройки и росту благосостояния 1986 - 1989 годов. Начиная с 2008 года Россию настигнет эхо ее продолжающейся и по сей день национальной катастрофы - демографический провал. То, что некого будет бросать в топку не желающей модернизироваться военной машины, некого будет грабить системе платного хождения в вузы (сказать "образования" просто не поворачивается язык), - это полбеды.

Беда в том, что некому будет работать.

Нехватку людей могла бы компенсировать система образования - за счет их лучшей подготовки, организованности, большей склонности к творчеству. Но сегодняшняя и завтрашняя система высшего образования лишь усугубляет демографическую катастрофу интеллектуальной.

Единственное средство избежать этого - прекращение разрушения высшего образования под видом его реформы, введение жесткого контроля качества, стимулирование творческого, а не начетнического мышления.

Михаил ДЕЛЯГИН научный руководитель Института проблем глобализации

Московские новости

25.03.2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован