В начале лета были подготовлены рекомендации по первоначальным мерам реализации "Послания Президента Федеральному Собранию". Эти рекомендации были одобрены Советом Общественной палаты и стали ее официальным документом.
Сегодня я хочу остановиться на одном и, казалось бы, довольно узком вопросе - о современной семье. О семье говорит сегодня практически каждый выступающий. А я задаюсь вопросом: какая она сегодняшняя семья? Такая же, какая была 30-40 лет назад? Что мы имеем? Почему это важно? Потому что те меры, о которых идет речь, задача изменения демографической динамики - она решается в основном через семью. Что нам ждать от этой семьи?
Мои оценки основываются на работах двух академических институтов - сравнительной политологии и социологии, и, кроме этого, на исследовании Росстата "Семья и рождаемость". Я очень благодарна господину Суринову за то, что они предоставили это исследование в мое распоряжение - это удивительно важная и значительная работа.
К сожалению, я должна констатировать: сегодня много говорится о возрождении традиционных ценностей, о возврате к традиционной семье. Я не буду говорить, хорошо это или плохо. Я стою на позиции врача, который для того, чтобы определить лечение, должен сначала поставить точный диагноз. Первое положение этого диагноза: сегодня невозможно возвращение к традиционной семье. Те процессы, социально-экономические, социально-политические, та нестабильность, которая у нас сегодня господствует в обществе, те кризисы в самых разных областях, сложность адаптации к происходящим процессам - всё это привело к тому, что семья стала совершенно другой, и нет объективной базы для того, чтобы вернуться к семье традиционной. Если раньше семья была как институт, как само ядро, главной целью и главной ценностью, то сегодня на первое место выходит личность, независимая личность. Раньше было соподчинение гендерных ролей в семье. Сегодня это всё больше равноправное и свободное партнерство.
Были проведены опросы, которые показывают, что половина опрошенных вообще не считают, что мужчина должен быть лидером в семье, а одна треть вообще не считает, что в семье нужен какой бы то ни было лидер. Меняются ценности, меняются функции.
Сегодня, может быть, я в чем-то буду кого-то повторять, но просто я хочу, чтобы у вас возникла картина современной семьи. Одна треть людей брачного возраста не вступает в брак, одна треть детей рождается вне брака. Больше всего меня поразило, что молодые женщины до 25 лет не хотят регистрировать свои отношения, не хотят законного брака. Больше того, даже тогда, когда они ждут ребенка, многие из них всё равно не хотят вступать в брак, что очень любопытно.
У мужчин большая тенденция зарегистрировать отношения, когда в семье должен быть ребенок, чем у женщин. Женщины являются основными инициаторами развода. Если раньше большинство считало, что ради детей следует сохранять семью, сегодня всё больше людей считает, что семью не надо сохранять именно ради детей. Ради детей нужно идти на развод. То есть, всё поменялось, и поэтому мы должны это четко оценивать.
Что самое грустное - падает значимость детей в семье. И первое препятствие на пути рождения следующего ребенка - это именно жилищные условия. Это показывают абсолютно все опросы. На первое место люди ставят не денежные пособия, а именно жилье.
В связи с этим я, считаю - как можно использовать материнский капитал? Во-первых, мне термин очень не нравится - материнский, он - детский капитал. Это капитал, который дается для детей. Или, может быть - родительский? Почему только материнский? Я сторонница равноправия полов в семье. Господин Елизаров прав, сумма крошечная, но всё-таки она может служить первоначальным взносом и служить символом, что государство хочет помочь семье решить жилищную проблему.
Видимо, следующим шагом должно быть создание специального фонда, который бы финансировал приобретение этих семей с тем, чтобы там за каждого последующего ребенка. То есть надо еще больше поощрять эту семью, а не просто ограничиваться только этими двумястами пятьюдесятью тысячами. Это очень важно. С другой стороны, если мы улучшим жилищные условия, повысим зарплату и пособия, то есть - условия жизни семей станут лучше, на какое-то время будет рывок в повышении рождаемости, но опять же, как доказывают те труды, на которые я опираюсь, он будет краткосрочным и сравнительно небольшим.
Растет число людей, которые считают самих детей препятствием и помехой в реализации их жизненных целей. Как правило, эта цель - профессиональный рост и благосостояние. Здесь я полностью согласна с Валерием Владимировичем Елизаровым, что, нужно повышать зарплату. Когда человек зарабатывает, когда мужчина чувствует, что он может прокормить семью, это повышает его чувство собственного достоинства. Если даже мы сделаем ему такое большое пособие, это психологически человека унижает, он будет и дальше лежать на диване и пить водку. Нам очень важно повысить самоуважение личности к себе, изменить эти настроения в частности для решения демографических проблем.
Опыт международный показывает, что лучше всего демографическая ситуация не в тех странах, где высокие пособия, а в тех странах, где есть уверенность в завтрашнем дне. Рождая ребенка, человек должен быть уверен, что этот ребенок получит уход в дошкольных учреждениях, качественную медицинскую помощь, качественное образование и только тогда эти люди будут уверены, что они рожают детей, у которых есть будущее, и эти будущие дети будут и дальше рождать достойных людей. По-другому мы не сможем справиться с этой ситуацией.
Я согласна с теми, кто говорил сегодня и о пропаганде, и о воспитании семей. Это чрезвычайно важно. Нужно объяснять людям, что родители, у которых один-единственный ребенок практически обречены в старости на одиночество, и их дети, у которых нет братьев и сестер - им тоже неоткуда будет ждать поддержки, они тоже обречены на одиночество. Это немаловажный фактор, но этим пока что никто всерьез не занимается. И без этого всего мы этих вопросов не решим.
Мы не можем забывать о тех детях, которые уже рождены и на свое несчастье стали социальными сиротами. Пока что число социальных сирот в среднем увеличивается в России на 130 тысяч в год. Это огромная цифра. И не зря Президент среди задач по решению демографических проблем поставил задачу создания механизмов, которые позволили бы нам вывести этих детей из интернатных учреждений. Можно это сделать? Да, можно, хотя очень трудно. И здесь нужно работать на всех уровнях: муниципальном, региональном, федеральном и охватить круг, начиная от законодательства, от решения организационных вопросов, от финансовых и воспитательных, каких угодно. К чему здесь надо стремиться? Во-первых, мы должны наладить работу с неблагополучными семьями, работу с родителями, об этом сегодня говорила Екатерина Филипповна Лахова, но здесь дело не только в том, чтобы законы стали более строгими, хотя я поддерживаю в этом ее, нужно еще установить, наладить какую-то воспитательную и реабилитационную работу. Во-вторых, необходимо начать перепрофилирование интернатных учреждений, их превращение в центры поддержки семьи и профилактики сиротства. Мне кажется, что именно на этом пути мы можем превратить проблему борьбы с социальным сиротством в общенациональное дело и включить все гражданское общество в решение демографических проблем. Спасибо.
http://www.oprf.ru/