25 октября 2006
2033

Выступление Виктора Войтенко `Противодействие современным вызовам и угрозам: состояние и перспективы формирования единого регионального правового пространства и рамках Содружества Независимых Государств`

Уважаемые коллеги, дамы и господа!


Позвольте приветствовать вас от имени членов Постоянной комиссии по Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств по вопросам обороны и безопасности и поблагодарить организаторов Международной парламентской конференции за приглашение участвовать в работе столь представительного форума.


Волна международного терроризма в последнее время захлестнула мир. Как никогда, увеличилось число посягательств на жизнь людей с большими человеческими жертвами. Сегодня можно констатировать, что сформировались геополитические террористические структуры с соответствующим оснащением, обеспечением и финансовыми возможностями.
Террористы изыскивают все более опасные формы реализации своих преступных намерений. На смену захвата заложников в целях принуждения к выполнению требований террористов приходят действия, направленные на значительные разрушения и жертвы среди населения. При этом ориентация террористов направлена на такие способы совершения террористических акций, которые способны вызвать максимальный общественный резонанс, и показывает, что все сущностные аспекты этой бесчеловечной войны являются характеристиками современного терроризма, обращаемся ли мы к событиям 11 сентября в США или июльским событиям этого года в Лондоне, или к российским прошлогодним терактам в Беслане и недавним террористическим нападениям в Нальчике.
Мир постепенно осознает, что террористическая угроза сегодня носит глобальный и всеобъемлющий характер, практически не осталось мест - "тихих гаваней", "островов безопасности" - укрытых от нее или подверженных ей в меньшей степени, чем традиционные зоны террористической активности. Каждый террористический акт - будь то в странах Европы, на Ближнем Востоке, в государствах Юго-Восточной Азии или на территории государств СНГ - это прямой вызов всему мировому сообществу и, соответственно, оценка этого террористического акта должна быть однозначной, а ответ на очередной вызов террористов должен быть сплоченным, решительным и эффективным.
Проблема противодействия данным вызовам давно вышла на первый план в международной политике, в деятельности многих универсальных и региональных международных организаций.
Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ, как межгосударственный орган, осуществляющий полномочия в сфере межпарламентского сотрудничества, Постоянная комиссия по вопросам обороны и безопасности видят свою важнейшую задачу в парламентском обеспечении подготовки и реализации межгосударственных программ в сфере безопасности, включающих в себя разработку ряда модельных законодательных актов, прежде всего, в борьбе с терроризмом, преступностью, и незаконным оборотом наркотиков, а также всестороннее научно-практическое апробирование основных подходов к определению моделей законодательного решения соответствующих проблем на национальном уровне.
Эти основы нашли свое отражение в международно-правовых актах, регулирующих многосторонние отношения государств СНГ в сфере борьбы с терроризмом и внутреннем законодательстве государств. В настоящее время все активнее предпринимаются последовательные шаги по совершенствованию модельного законодательства в сфере борьбы с терроризмом, а также в сфере борьбы с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков.
Так, Межпарламентская Ассамблея приняла и рекомендовала парламентам для использования в национальном законотворчестве основополагающие документы в сфере борьбы с терроризмом: 1998 г. - модельный закон "О борьбе с терроризмом", 2004 г. - принята его новая редакция и Поправки к модельному закону, принят модельный закон "О противодействии организациям и лицам, деятельность которых имеет целью осуществление актов терроризма на территории других государств". Для государств - членов ОДКБ разработаны Рекомендации по унификации и гармонизации законодательства в сфере борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и их прекурсоров.
В настоящее время идет разработка проектов модельных законов "О безопасности на транспорте", "О безопасности авиационного транспорта", "О противодействии финансированию терроризма", новой редакции модельного закона "О милиции (полиции)", Рекомендаций по унификации и гармонизации национального законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом, Поправок в модельный Уголовный кодекс государств - участников СНГ и модельный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" по вопросам, касающимся борьбы с терроризмом. Разрабатывается целый ряд других модельных законодательных актов и рекомендаций в сфере борьбы с преступностью и незаконным оборотом наркотиков.
Следует отметить, что с целью повышения качества модельного законодательства в данной сфере, своевременного выполнения межгосударственных программ сотрудничества, всесторонней апробации подготавливаемых актов, Межпарламентская Ассамблея предприняла ряд мер по объединению усилий государственных правоохранительных органов, спецслужб, уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ, ОДКБ и ООН.
На базе Постоянной комиссии МПА СНГ по вопросам обороны и безопасности действует Объединенная комиссия по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в СНГ. Подготовлен проект многостороннего Соглашения государств - участников СНГ о создании единой информационной базы нормативно-правовых актов государств - участников СНГ. Подписано ряд соглашений о взаимодействии в данной области с другими специализированными международными структурами.
В то же время хотел бы обратить внимание на ряд проблем оказывающих существенное влияние на эффективность законодательного обеспечения борьбы с основными вызовами и угрозами безопасности современности.
В числе проблемных вопросов следует назвать: отсутствие на сегодняшний день антитеррористической стратегии противодействия терроризму, как на международном, так и национальном уровне; нет единства подходов к урегулированию проблемы незаконной миграции и обеспечению пограничного контроля; отсутствие единого оперативного замысла работы правоохранительных органов стран Содружества в отношении конкретных террористических структур и их лидеров.
Противодействие терроризму - это не только организация оперативно-служебной деятельности по выявлению и пресечению деятельности террористических организаций, а целый спектр направлений, форм и методов работы, охватывающих вопросы предупреждения и профилактики терроризма, создание условий предотвращающих возникновение источников террористических проявлений; вопросы ликвидации последствий террористических атак; управленческие вопросы создания эффективных структур, осуществляющих мониторинг деятельности террористов и планирующих мероприятия по упреждению их действий.
В этой связи нами в ближайшей перспективе планируется для решения указанных проблем, используя возможности парламентов стран участников МПА СНГ, сформировать сообщество специалистов, ученых, экспертов и аналитиков по проблеме борьбы с терроризмом, которые с позиции стран Содружества могли бы четко и обоснованно параметризировать характер, масштаб и направленность террористических и иных угроз для стран СНГ.
Затем, на основе полученных выводов и предложений специалистов, мы планируем поэтапно перейти к новым формам сотрудничества. Имея в виду, в первую очередь, использование имеющегося задела в модельном законотворчестве и его реализацию в многосторонних соглашениях стран СНГ, с наполнением этих договоров содержательной частью, позволяющей запустить реальный механизм предотвращения террористических актов.
Для обеспечения реализации такого нового базового процесса должны быть поставлены на обсуждение и решены вопросы выработки общих концептуальных подходов к пониманию терроризма, созданию структур совместного мониторинга ситуации и подготовки проектов (вариантов) стратегических управленческих решений для национальных исполнительных органов.
Считаем, что результатом реализации вышеуказанных мер должны стать:
- выработка уголовно-правовой квалификация терроризма и единого подхода к определению понятийного аппарата в этой сфере,
- исключение двойных стандартов в оценке терроризма со стороны официальных властей,
- активизация институтов гражданского общества в предупреждении террористической деятельности,
- создание моделей правовых, в том числе и международно-правовых механизмов по розыску исполнителей, организаторов террористических актов и их пособников;
- формирование единой для всех стран базы данных о террористических организациях и лицах, причастных к террористической деятельности, обеспечение правовых условий осуществления контроля за перемещением и финансированием террористов и их обезвреживанием;
- тесное взаимодействие законодательных и исполнительных органов в формировании и реализации единой стратегии противодействия терроризму.
Кроме того, полагаю, что в деле создания антитеррористической коалиции мы могли бы еще раз подтвердить актуальность Итоговой декларации Санкт Петербургского Межпарламентского форума по борьбе с терроризмом от 28 марта 2002 года и обратиться к международному сообществу с предложением о консолидации усилий в борьбе с международным терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, наркоагрессией и транснациональной организованной преступностью, ускорить принятие всеобъемлющей Конвенции по борьбе с международным терроризмом. Укреплять мировую антитеррористическую коалицию и отказаться от применения двойных стандартов к проявлениям терроризма.
Обратить внимание государств - членов Организации Объединенных Наций на необходимость ускорения принятия Конвенции по борьбе с ядерным терроризмом, объединить усилия государств в осуществлении контроля за нераспространением ядерного оружия и оружия массового уничтожения и избегать двойных стандартов при оценке фактов его распространения.
Уважаемые коллеги! Дамы и господа!
Это лишь часть обозначенных аспектов общей проблемы эффективности антитеррористической деятельности. Полагаю, что выступления, которые последуют далее, послужат развитию конструктивного диалога на нашей конференции.
Благодарю за внимание.



25.10.2006
http://www.voitenko.ru/index.php?pg=3&id=28
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован