- Бытует мнение, что для деятеля искусства понятие "карьера" - это нечто ругательное. Как вы относитесь к этому термину?
- Карьера? Да нет, нормальное слово. Для артиста карьера - это его жизнь. А жизнь - это же не ругательное слово. Когда карьера на высоте, это прекрасно, ты понимаешь что все не впустую, что все кому-то нужно.
- Текущий сезон для вас стал особенным - получение Государственной премии, депутатское кресло. Что-то переключилось в самоощущении?
- Да, переключилось. Я всегда понимала, что быть первой балериной первого театра страны - это особое положение, но когда ты понимаешь, что кроме этого ты представляешь уже не только театр, но и государство, это совершенно другое чувство. И большая ответственность. Нужно очень много работать и исполнять то, что мы обещаем людям.
- Но ведь многие до сих пор скептически относятся к модели "артист-депутат".
- Я не понимаю, почему артист не должен быть депутатом. В Государственной думе есть комитет по культуре. Кто там должен быть, как не люди искусства?! А я балерина, и я как никто другой знаю, что творится в театре. Мне не надо на ухо шептать о том, как обстоят дела в этой сфере - я это знаю сама, по собственному опыту. Я выдвигалась от Саратовской области, и у меня много планов по работе в этом регионе. Мне очень нравится статус депутата. Сейчас я многому учусь в Думе, мне в этом помогают опытные депутаты, я не стесняюсь спрашивать, если что-то не понимаю. Иногда я сама себе завидую, не говоря о том, что я чувствую зависть некоторых моих коллег, но это их право.
- Общественная и политической жизнь вас притягивает?
- Мне это очень нравиться. Я не хочу быть педагогом-репетитором, когда закончу свою карьеру. Мне больше нравится руководить, управлять, организовывать. Вот в Кремле или министром культуры я бы с удовольствием поработала в будущем, Дума - это первый этап.
- Когда вы входите в театр, идете на сцену, вы считаете себя лучшей, первой балериной?
- Я всегда думаю, что я должна быть лучшей. Также я всегда считала, что между мной и моими коллегами должен быть большой разрыв. Это мне помогает в работе. Помогает идти утром на класс, помогает победить усталость после спектакля. А если я буду думать, что я уже лучшая, то можно остановиться и сделать паузу.
- Вы довольны тем, как прошли январские гастроли в Париже?
- Это были прекрасные гастроли. Наряду с летним лондонским турне это была важнейшая для труппы поездка. Единственная проблема заключалась в том, что основная часть артистов болела гриппом. Танцевали с температурой, кашлем и насморком. Но успех очень мобилизует. К тому же практически не было дублеров. Все билеты были проданы - невозможно пробиться. Французы соскучились по настоящей классике.
- Готовите новые партии в Большом?
- В ближайшее время я планирую дебютировать в легендарном "Спартаке" Григоровича в партии Эгины. Я давно думала и мечтала об этом. Я думаю и о современной балетной постановке, созданной специально для меня. Я встретила интересного хореографа, мы ищем тему и музыку для этой новой работы. Больше никаких премьер для меня Ратманский в этом сезоне не планировал.
- Художественный руководитель Большого театра Алексей Ратманский объявил о том, что уходит со своего поста...
- Алексей Ратманский много сделал для театра, имел и свои триумфы, и свои поражения на этой должности. Я не могу сказать, что мне нравится все, что он сделал.
- У вас есть самая любимая роль?
- Каждая роль должна быть любимой. Это как с детьми: чем больше ты вложишь в свою роль, партию, тем больше потом ты получишь от зрительного зала, и театральный Дух отблагодарит тебя.
- Вы верите в духов?
- Я верю в Иисуса Христа. Но то, что особая энергетика, по крайней мере, в старом здании Большого театра присутствовала, это точно. Думаю, что после реконструкции этого уже не будет. И на Новой сцене этого тоже нет. Но именно от нашего поколения артистов зависит, появится ли эта атмосфера на основной сцене Большого вновь, или нет.
- У многих балетных с детства накапливается "синдром ненависти" к профессии, вам знакомо это чувство?
- Нет, я благодарна своей профессии и своей маме за то, что она привела меня в балет в 10 лет. Конечно, учиться было тяжело, да и в театре не легче, но профессия открыла меня миру, и мне открыла мир.
- И все же усталость наверняка накапливается. Как и чем вы живете за пределами театра и Государственной думы?
- Как только я чувствую сильную усталость, я еду в свой загородный дом или к близким друзьям. Обожаю свою собаку. У меня той-пудель, он мне очень помогает, когда что-то болит или просто плохое настроение. Люблю посещать драматические театры и консерваторию. Я очень люблю творчество пианиста Николая Луганского. Стараюсь не пропускать его выступления, в последнее время я побывала на его концертах и в Париже, и вТокио. Очень жалею, что знаменитый скрипач Вадим Репин редко играет в Москве - я его большая поклонница. Но в целом очень трудно спланировать свободное время, когда идет плотный репетиционный процесс.
- А в модные ночные клубы ходите?
- Нет, это совсем не мое. Один раз я была в крупном московском ночном клубе, и мне это очень не понравилось. Я не люблю шумные и накуренные помещения. Я люблю торжественные залы и торжественные мероприятия - например, Георгиевский зал Кремля, в котором я получала Государственную премию. Вот эти ощущения я бы переживала снова и снова.
Дата публикации на сайте: 05.03.2008
Автор: Павел Токарев
Сайт: Новые Известия