Эксклюзив
04 июня 2014
1125

Юлия Крячкина: Коллективная оборона - путь к укреплению национальной безопасности Японии?

"Нормализация" Японии продолжается

Усиливающаяся нестабильность в Азиатско-Тихоокеанском регионе в очередной раз побудила японское правительство вернуться к обсуждению проблемы трактовки понятия "коллективной обороны" и его отражения в Конституции страны.

Так, 15 мая 2014 г. экспертная группа под руководством Чрезвычайного и Полномочного Посла Сюндзи Янаи представила премьер-министру Синдзо Абэ доклад, содержащий анализ данной проблемы, а также определенные рекомендации по совершенствованию национального законодательства, касающегося деятельности Сил самообороны Японии[1]. Публикация этого доклада ознаменовала собой начало новой дискуссии в правительственных кругах по вопросу допустимости участия японских воинских подразделений в коллективной обороне и расширения их полномочий по применению силы в рамках международных миротворческих операций.

Создание экспертной группы с целью анализа влияния существующих самоограничений на развитие политики безопасности Японии было инициировано Абэ еще 2006-2007 гг., в период его первого премьерского срока[2]. Итогом работы группы стал доклад, представленный в 2008 г. В нем, в частности, рассматривались 4 сценария, в которых существующее ограничение не позволило бы адекватно реагировать на ситуацию, связанную с: защитой американских военно-морских судов в открытом море; перехватом баллистических ракет, направленных на США; использованием оружия японскими подразделениями в ходе международных миротворческих операций; поддержкой других стран, участвующих в таких операциях[3].

В нынешней версии доклада рассматриваются уже 6 конкретных примеров, учитывающих сложившуюся обстановку в области безопасности в регионе, которые содержат основания как для новой интерпретации Конституции в сфере военных ограничений, так и для совершенствования соответствующего законодательства. Так, например, речь может идти о новых законодательных актах касательно так называемых "серых зон", т.е. ситуаций, которые не являются прямым вооруженным нападением[4].

В Вашингтоне уже выразили свое одобрение инициированной в Японии дискуссии по вопросу коллективной обороны[5]. Данная проблема сегодня фактически стоит во главе угла запланированного на конец 2014 г. пересмотра Руководящих принципов японо-американского сотрудничества в области обороны 1997 г.[6] Действительно, снятие Токио запрета на участие в коллективной обороне позволило бы Силам самообороны оказывать поддержку союзникам в конфликтах на море, осуществлять перехват баллистических ракет, направленных на Соединенные Штаты, и применять другие меры по защите сил третьих стран, участвующих в совместных с Японией операциях[7]. Именно поэтому Вашингтон крайне заинтересован в том, чтобы кабинет С. Абэ принял решение о возможности участия страны в коллективной обороне.

Кроме того, помимо потенциального расширения военного сотрудничества с Соединенными Штатами, новая интерпретация Конституции открывает дорогу для более глубокого сотрудничества и с другими партнерами - европейскими странами, странами Юго-Восточной Азии, Индией, Австралией.

Так, еще в 2012 г. Филиппины и Вьетнам подписали с Японией соглашения о сотрудничестве в оборонной сфере, подразумевавшие регулярный обмен делегациями, боевую подготовку личного состава ВС, установление связей в оборонной промышленности, оказание гуманитарной помощи, обеспечение морской безопасности[8]. В июле 2013 г. состоялась первая за долгое время встреча министров обороны Японии и Филиппин, а уже в следующем месяце - аналогичная встреча с главой вьетнамского военного ведомства[9]. Первостепенным аргументом для дальнейшего расширения сотрудничества со странами ЮВА является, безусловно, обострение отношений Японии с Китаем и необходимость обеспечения свободы судоходства в регионе, чему, в свою очередь, по мнению японских руководителей, препятствует КНР.

Кроме того, насыщенная программа европейского турне премьер-министра Абэ (с 29 апреля по 8 мая 2014 г.) показала намерение японской стороны расширять оборонное сотрудничество и с Европой. В ходе визита была подписана Программа индивидуального партнерства и сотрудничества между Японией и НАТО, достигнуты договоренности об увеличении военных обменов с Испанией, укреплении сотрудничества в области морской безопасности с Португалией, принято решение о начале переговоров по подготовке совместного соглашения с Францией о разработке военной техники, а также о создании нового формата "2+2" для встреч министров иностранных дел и обороны Японии и Великобритании.

Активность нынешнего японского премьер-министра на поприще расширения международных экономических и оборонных контактов страны свидетельствует о твердом намерении укрепить позиции Японии, в том числе за счет пересмотра существующих подходов к выработке оборонной политики.

Однако в самой Японии недовольны возможной новой интерпретацией Конституции не только оппозиционно настроенные партии, но и партнеры Либерально-Демократической партии по правящей коалиции - Новая Комэйто. Основной причиной беспокойства политических деятелей и общественности является возможное втягивание Японии в "чужие" конфликты, если будет принято решение о допустимости участия национальных подразделений в коллективной обороне. Кроме того, остается неясным, что в случае принятия новых интерпретаций будет означать японский пацифизм, неизменную приверженность которому декларирует Абэ.

И все же стоит отметить, что процесс пересмотра роли и места Японии в обеспечении национальной и международной безопасности начался достаточно давно. Линия на укрепление Сил самообороны, на расширение сферы их деятельности, включая зарубежное присутствие (операции по поддержанию мира под эгидой ООН, поддержка сил США и других союзников в Афганистане и Ираке, а также миссии по борьбе с пиратами), проводится не первый год. Политика как Либерально-Демократической партии, так и Демократической партии, сменившей у власти ЛДПЯ на короткое время, осуществляется в одном русле. В этом смысле предлагаемые нынешними японскими властями изменения в законодательном оформлении оборонной политики страны являются столь же революционными, сколь и ожидаемыми как внутри Японии, так и вовне.


[1] Report of the Advisory Panel on Reconstruction of the Legal Basis for Security // Prime Minister of Japan and His Cabinet. URL: http://www.kantei.go.jp/jp/singi/anzenhosyou2/dai7/houkoku_en.pdf (дата обращения - 27.05.2014).

[2] Sakoda R. Japan and Collective Self-Defense: An American Perspective // CSIS Japan Chair Platform. Nov. 13, 2013. URL: http://csis.org/files/publication/131113_Sakoda_JapanSelfDefense_JapanPlatform.pdf (дата обращения - 27.05.2014).

[3] Ibid.

[4] Report of the Advisory Panel on Reconstruction of the Legal Basis for Security.

[5]U.S. welcomes debate on collective self-defense // Jiji Press. URL: http://the-japan-news.com/news/article/0001285566 (дата обращения - 27.05.2014).

[6] Gaens B. Japan`s New Security Policy. Breaking Away From the Post-War Regime? // The Finnish Institute of International Affairs. FIIA Briefing Paper 148. Feb. 2014. URL: http://www.fiia.fi/en/publication/393/japan_s_new_security_policy/ (дата обращения - 27.05.2014).

[7] Ibid.

[8] Gray G.P. Japan`s Defence Build-up and its Meanings for Asia // European Institute for Asian Studies. Briefing Paper 2013/3. Sept. 2013. URL: http://www.eias.org/sites/default/files/EIAS_Briefing_Paper_2013-3_Gray.pdf (дата обращения - 27.05.2014).

[9] Ibid.

Юлия Александровна Крячкина
Центр оборонных исследований
научный сотрудник
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован