Эксклюзив
16 июля 2013
2029

Юлия Стригуненко: Инновации как основа оптимизации образовательного процесса в учебных заведениях МВД России

Innovations as Optimization Basis for Teaching at Educational Institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia

В статье рассматриваются инновационные аспекты развития системы профессиональной подготовки кадров и оптимизации образовательного процесса в учебных заведениях МВД России. Автор отмечает, что в настоящее время значимость успешной модернизации высшей профессиональной школы в инновационном развитии России осознается как приоритетная задача государства и общества.

Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех ее звеньях, направленными на достижение нового качества образования. Правительственная концепция и стратегия модернизации образования определяют основные приоритетные направления таких изменений - обновление целей и содержания образования, методов и технологий обучения на основе современных достижений педагогической науки и инновационных подходов к его совершенствованию.

Именно инновации (нововведения), как результат научных поисков и передового педагогического опыта, являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. Инновация означает новшество, новизну, изменение; применительно к педагогическому процессу это введение нового во все компоненты педагогической системы - цели, содержание, методы, средства и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся, их методическое обеспечение.

Инновационная деятельность - это освоение в образовательных учреждениях новшеств, которые могут вести к изменению состояния функционирования и проектированию развития образовательной системы, ее подсистем и звеньев. Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование в образовательном процессе учебного заведения педагогических инноваций. Инновационные процессы в образовании существуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют между собой. Эта тенденция обусловлена интеграционными процессами в науке, в формировании современного стиля научного мышления человека и интеграционными процессами в самом образовании.

Осуществляемый в настоящее время переход российского общества к инновационному пути развития коренным образом изменяет роль высшей школы, выдвигая новые требования к качеству образовательных услуг. На современном этапе ведущими странами мира особое значение в формировании и накоплении человеческого капитала придается образованию. Его уровень определяет интеллектуальный потенциал государства[1]. Именно это определяет ту особую роль, которую в развитии России всегда играло и будет играть образование. Невозможно не согласиться с мнением Н.В. Астафьевой, что "в совокупности с наукой, общественно-политическими институтами, культурой система высшего образования становится важнейшим фактором создания в России инновационной экономики на принципиально новой технологической основе, ключевым средством развития человеческого потенциала и обеспечения демократических свобод личности"[2]. В контексте отмеченного вполне закономерно то, что проблемам модернизации отечественной системы образования, в том числе и системы профессионального образования МВД России, уделяется самое пристальное внимание.

Практика последних лет продемонстрировала ряд серьезных организационных проблем в системе управления подготовкой кадров МВД России, препятствующих выполнению возложенных на министерство задач по непрерывному воспроизводству необходимого количества специалистов органов внутренних дел с требуемым набором квалификационных характеристик, соответствующих вызовам XXI в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства. Это обусловливает необходимость дальнейшего поиска инновационных управленческих стратегий, более рациональных организационных механизмов деятельности системы подготовки кадров в системе МВД. Данный вопрос актуализировался задачами, сформулированными в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., приоритетном национальном проекте "Образование", целевой программе "Реформирование системы работы с кадрами и профессионального образования МВД России на период до 2011г.".

Среди требующих пристального внимания проблем ведомственного образования можно выделить следующие:

- недостаточно качественная система отбора кандидатов для обучения;

- отсутствие эффективного взаимодействия между образовательными учреждениями и комплектующими органами;

- недостаточная практическая подготовленность выпускников ведомственных образовательных учреждений;

- методическое однообразие в проведении учебных занятий;

- практические занятия по дисциплинам специализации проводятся зачастую без использования имеющихся полигонных комплексов, специализированных классов, лабораторий;

- недостаточное материально-техническое обеспечение учебного процесса[3].


Стригуненко Юлия Владимировна - к.соц.н., преподаватель кафедры философии и социологии ФГКОУ ВПО "Краснодарский университет МВД России". E-mail: strigunenkjulija@rambler.ru

Статья подготовлена при выполнении НИР по теме "Новые теоретические подходы к исследованиям модернизации России в контексте усложняющегося социума", проводимой в рамках реализации ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 гг. (Соглашение N 8812 от 15 ноября 2012 г.).


Источники и литература

Президент России. Образование для инновационных обществ в XXI веке // http://www.kremlin.ru/text/docs/2006/07/108823.shtml.

Астафьева Н.В. Методология управления инновационным развитием университетских комплексов: автореф. дис...д-ра. эконом. наук. Саратов, 2008. С.3.

Кикоть В.Я. Система образования МВД России. Вчера. Сегодня. Завтра // Вестник кадровой политики МВД России. 2008. N 3. С.15.

Юдин А.В. Инновационные методы подготовки кадров и оптимизация научно-образовательного процесса // Вестник кадровой политики МВД России. 2008. N 2. С. 17-21.

Фалалеев М. Чисто учебное убийство. Милиционеров отучат ошибаться // Российская газета. 14.05.2009.

Botkin J., Elmanjra M., Malitza M. No limits to Learning. Bridging the Human Gap. A Report to the Club of Rome. Oxford, etc.: Pergamon press, 1979.

Струк Е.Н. Инновационная парадигма образования в изменяющемся мире // Высшее образование для XXI века: Третья международная научная конференция. М.: МосГУ, 2006. С. 50.

Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование. Опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону: Изд-во РПУ, 1997. С. 13.

Колин К.К. Человеческий потенциал и инновационная экономика // Вестник Российской академии естественных наук. 2003. N 4. С. 16.

Ильин Г.П. Образование после образования (от педагогической парадигмы к образовательной) // http://www.znanie.org/jornal/n1/st_obraz_posle_obraz.html

Литвиненко В.С. Есть только один культ - культ профессионализма //НГ - регионы. 28.11. 2000.

Системы качества в образовании: Сборник переводов с английского. Вып. 1.4. /Под общ. ред. Ю.П.Адлера. М.: МИСИС. 2000. С 11.

Бакштановский В.И. Моральный выбор: цели, средства, результаты. Томск, 1997.

Кветной И.С. Деятельность как система. Социально-философский подход. В кн.: Философские и социологические проблемы человеческой деятельности. Краснодар, 2004. С.5-18.

Стребков Ю.С. Деятельность как способ присвоения человеком своей сущности. В кн.: Целостность человека в системе деятельности, сознания и общения. М., 2005. С.7-11.

Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова думка, 2007. С.12-13 и др.


Полный текст статьи см.: http://www.vestnik.mgimo.ru


Innovations as Optimization Basis for Teaching at Educational Institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Y.V. Strigunenko

Innovative development aspects in the system of vocational training for the ministry staff and optimization of the educational process in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered in the article. The author notes that nowadays the importance of successful modernization of the higher vocational school in innovative development of Russia is perceived as one of the top priorities of the state and society.

Contemporary educational system is characterized by major changes at all its levels to ensure new quality of education. The government`s concept and modernization strategy in the field of education define the basic trends of such changes - revision of goals and contents of education, teaching methods and technologies on the basis of modern achievements in pedagogy and innovative approaches to its improvement.

Innovations, as a result of scientific quest and cutting-edge pedagogical experience, are the most optimal means to raise the education efficiency. Innovations imply novelties and changes; when it comes to the pedagogical process this means introduction of new things in all components of the pedagogical system - goals, contents, methods, means and forms of education and upbringing, as well as arranging joint activities of teachers and students and their methodical provision.


Strigunenko Yulia Vladimirovna - Ph.D. in Sociology, Lecturer at Department of Philosophy and Sociology, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: strigunenkjulija@rambler.ru


Keywords: Innovations, optimization of teaching at educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, education issues at institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, specifics of training for law enforcement agencies, the concept of educational policy in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.


Sources and Literature

Президент России. Образование для инновационных обществ в XXI веке // http://www.kremlin.ru/text/docs/2006/07/108823.shtml.

Астафьева Н.В. Методология управления инновационным развитием университетских комплексов: автореф. дис... д-ра. эконом. наук. Саратов, 2008. С.3.

Кикоть В.Я. Система образования МВД России. Вчера. Сегодня. Завтра // Вестник кадровой политики МВД России. 2008. N 3. С.15.

Юдин А.В. Инновационные методы подготовки кадров и оптимизация научно-образовательного процесса // Вестник кадровой политики МВД России. 2008. N 2. С. 17-21.

Фалалеев М. Чисто учебное убийство. Милиционеров отучат ошибаться // Российская газета. 14.05.2009.

Botkin J., Elmanjra M., Malitza M. No limits to Learning. Bridging the Human Gap. A Report to the Club of Rome. Oxford, etc.: Pergamon press, 1979.

Струк Е.Н. Инновационная парадигма образования в изменяющемся мире // Высшее образование для XXI века: Третья международная научная конференция. М.: МосГУ, 2006. С. 50.

Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование. Опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону: Изд-во РПУ, 1997. С. 13.

Колин К.К. Человеческий потенциал и инновационная экономика // Вестник Российской академии естественных наук. 2003. N 4. С. 16.

Ильин Г.П. Образование после образования (от педагогической парадигмы к образовательной) // http://www.znanie.org/jornal/n1/st_obraz_posle_obraz.html

Литвиненко В.С. Есть только один культ - культ профессионализма //НГ - регионы. 28.11. 2000.

Системы качества в образовании: Сборник переводов с английского. Вып. 1.4. /Под общ. ред. Ю.П.Адлера. М.: МИСИС. 2000.

Бакштановский В.И. Моральный выбор: цели, средства, результаты. Томск, 1997.

Кветной И.С. Деятельность как система. Социально-философский подход. В кн.: Философские и социологические проблемы человеческой деятельности. Краснодар, 2004.

Стребков Ю.С. Деятельность как способ присвоения человеком своей сущности. В кн.: Целостность человека в системе деятельности, сознания и общения. М., 2005.

Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова думка, 2007.

The full text of this article look: http://www.vestnik.mgimo.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован