Директор инвестиционной строительной компании "Антарес", заместитель председателя комитета горсовета по экономике, собственности, земельным отношениям, архитектуре и градостроительству Юрий Владимирович Хигер
известен многим владимирцам с 1996 г. как успешный предприниматель. Однако широкую популярность он приобрёл после недавнего заседания Совета народных депутатов Владимира, на котором рассматривался конфликтный вопрос о земельном налоге. Не в малой степени благодаря активной позиции Ю. В. Хигера городская администрация пошла на компромисс, в результате чего малый и средний бизнес областного центра получил шанс выжить в условиях разгорающегося экономического кризиса.
Наш корреспондент попытался выяснить подробности деловой и личной жизни владимирского предпринимателя.
- Юрий Владимирович, буду задавать неприятные вопросы. Согласны на них отвечать?
- Без проблем.
- По слухам вы - чуть ли не "крёстный отец" владимирской мафии. Что скажете?
- До меня такие слухи не доходили. Любопытно, на чём они основаны?
- Возможно, вызывает вопросы тот факт, что вы строите свои объекты в самых выгодных местах областного центра.
- Объясняется всё предельно просто: мы занимались подбором площадок ещё тогда, когда они никому не были нужны.
- Неужели?
- Да. Десять лет назад мы стали оформлять документы и тратить деньги на аренду площадок у Торговых рядов, у "Белого дома" и так далее. В то время не было желающих на эти территории. Многие даже называли наш поступок неразумным расточительством.
- Сегодня говорят, что якобы вы брали некоторые площадки под парки, а строите совсем иное.
- Когда Гражданпроект в 80-х годах прошлого века проектировал напротив "Белого дома" Детский парк, и даже объявили комсомольскую стройку, то, наверное, в тот момент кроме Дворца пионеров и фонтанчика ничего и не требовалось. Но меняются времена, меняются и приоритеты. Скажу, что по парку разрабатывается уже пятый по счёту проект. Причём нет гарантий, что площадки в любой момент у нас не отберут.
- Разве эти земли у вас не в собственности?
- Нет. Десять лет назад ещё не было соответствующих законов. Кстати, когда я боролся за понижение ставок земельного налога, то для себя лично ничего не выгадал. У меня в собственности только участок-пятачок в 500 квадратов под офисом. Всё.
- Хотите сказать, что повода для коррупции не было?
- Когда возникает почва для коррупции? Когда есть факт покупки. Человек платит чиновнику деньги за услугу, за протекцию и взамен что-то получает. А в нашем случае ни одна площадка не оформлена таким образом, что можно быть спокойным за то, что земли останутся у нас. И продать эти земли не могу. Поэтому кому и за что "давать на лапу"?
- Вы упомянули о том, что разрабатываете пятый проект парка. Почему пятый?
- Потому что законы в нашей стране меняются по два раза в год. Например, первый проект мы разрабатывали полтора года. В 2004 году его согласовали и стали готовить к реализации. Проектные работы обошлись в 15 миллионов рублей - и сегодня это немалые деньги, а четыре года назад это были очень большие деньги! И вдруг в 2006 году вышел новый градостроительный кодекс. Наш проект полетел в мусорную корзину. Готовим новый проект. Естественно, снова тратим средства на проектирование, проходим новый круг по согласованию...
- Кто вам поверит, что походы по кабинетам чиновников проходили без "шуршащей благодарности"?
- Ответственно заявляю: никогда никому взяток не давал. Никогда! Согласен в одном: Россия сегодня - это одна из самых коррумпированных стран в мире. И, к сожалению, не все действия, которые власти пытаются провести на федеральном уровне, приводят к положительным результатам.
- А как вам удалось пробить строительство Северных торговых рядов?
- В начале 1998 года я пришёл со своим компаньоном к Александру Рыбакову, который в то время в должности вице-мэра отвечал за вопросы торговли. Показал ему архитектурный эскиз будущего торгового комплекса. Естественно, десять лет назад ещё не было средств на масштабный объект. Поэтому я предложил на первом этапе устроить на той площадке открытый рынок, затем дополнить рынок крытыми павильонами, и уже в третью очередь - построить цивилизованное торговое здание.
- Десять лет назад вы уже замышляли возвести во Владимире торговый центр?! Не поверю.
- Безусловно, в 98-м мы не представляли себе ТЦ в том виде, в каком он сейчас. А с 2001 по 2005 было "нарисовано" несколько проектов. И последний предусматривал строительство возле Северных торговых рядов небольшой парковки. Нам тогда казалось, что одной некрупной парковки для Владимира вполне достаточно. Потом я поездил по Москве и понял, что для успеха дела парковка должна быть намного вместительней. Проект срочно переделали.
Прежде чем что-то затевать, мы всегда изучаем передовой опыт крупных российских и европейских городов. Поскольку от Москвы мы отстаём года на три, от Европы - лет на пять-семь. Я имею в виду отставание в мышлении. Вот это временное отставание позволяет увидеть, что ждёт Владимир в будущем.
- Сегодня во Владимире кроме новых Торговых рядов построено несколько помпезных торговых центров, в которые покупатели что-то не ломятся. В чём причина неуспеха?
- В некомпетентности управленцев. Есть один ТЦ (по понятным причинам не стану говорить, какой конкретно), который возвели на очень выгодной площадке. Место - просто супер! Оно словно создано для торгового комплекса. Потенциальных покупателей в том районе - море. Тем не менее, торговля прогорает. Почему? Потому что не просчитаны такие нюансы, как парковка автомобилей, размещение продуктовых магазинов, удобство расположения торговых секторов для покупателя и так далее. Успех дела однозначно зависит от скрупулёзной продуманности проекта до его внедрения. Поэтому наша компания всегда заранее проводит исследования социальных и возрастных групп населения в районе строительства торговых точек - кто покупает, что покупает, какими средствами располагает. А уже затем мы подгоняем предложение к спросу, к потребностям покупателей именно этого района. В противном случае - убытки и разорение.
- Что же подтолкнуло вас к пониманию формулы успеха?
- Мы никогда не гнушались признать, что кто-то умнее и просвещённее нас в конкретном вопросе. Участвовали в столичных семинарах, конференциях по недвижимости. Короче, не стеснялись учиться. Я сам лично ездил, слушал, записывал, а потом пересказывал всё своим компаньонам. У наших конкурентов было много скепсиса по поводу Северных торговых рядов. А в итоге сегодня арендаторы бегут из универмагов и торговых центров к нам, а не от нас. При том, что средняя арендная плата у нас выше. А всё дело в том, что арендатор испытывает удовольствие и гордость от того, в каких условиях ему приходится торговать. В Северных рядах хорошая посещаемость - в среднем 14 тысяч человек в день.
Когда говорят, что во Владимире слишком много магазинов, кафе, рынков, я всегда отвечаю: пусть будет много! Чем больше, тем лучше. Здоровая борьба за клиента приводит только к одному - повышению качества услуг. Неконкурентные предприятия сами отомрут.
- Вы строите планетарий, научно-культурный комплекс "Сунгирь", продолжаете возведение элитного жилья на Стрелецком мысу, парк напротив "Белого дома"... По большей части это всё "длинные" вложения, прибыль от которых начнёт поступать через многие годы. Не боитесь инвестировать во время кризиса?
- Предприниматель потому так и называется, что его задача - постоянно что-то предпринимать.
А раз предпринимаешь, значит, рискуешь. Кризис, конечно, шарахнет по всем без исключения. И ясно, что продлится он не полгода, как нас уверяют, а года три-четыре. Однако мы трезво оцениваем ситуацию и готовы принять удар. Будем больше экономить, ещё тщательней и точней просчитывать свои расходы. Но от своих планов отказываться не намерены. Вариантов всегда два. Первый - уйти в сторону и тихо жить на накопления. Второй - использовать кризисную ситуацию для проверки себя и своей компании на прочность. Мы выбираем второй вариант.
- Предполагаю, вас не раз упрекали за вырубку деревьев в Комсомольском сквере. И в парке 850-летия та же история. Покайтесь - есть грех?
- За что каяться? Послушайте, я как всякий нормальный человек люблю находиться на природе. И я не спорю, что во Владимире мало зелени. Но исследования экологов доказали, что на площади внутри города меньшей, чем 100 гектаров, создать благоприятный микроклимат невозможно. Иными словами, не получится создать участок леса среди домов! Вот Загородный парк, Парк Дружбы - это лесопарки. А всё остальное - это просто места для отдыха людей, чтобы их глаза отдохнули на зелени. В условиях загазованности улиц скверы и парки лёгкими города являться никак не могут.
В Комсомольском сквере липам было по 35-40 лет. Их так или иначе вскоре следовало бы вырубать. Высокие старые деревья в непогоду могли упасть, тем самым создавая опасность для людей. Это подтвердили экспертные заключения специалистов, постановления прокуратуры - у нас толстая пачка документов. На место старых деревьев Зеленхоз посадил молодые низкорослые сорта деревьев и кустарников. Мы оплатили стоимость каждого саженца и работу. Это, поверьте, недёшево. Вообще, на этот сквер, задуманный как парадный, мы потратили больше 30 миллионов рублей. А могли оставить всё, как было. И посмотрите, сколько теперь владимирцев с удовольствиемв сидят на лавочках в этом сквере! А прежде там тусовались в основном бомжи и мужички распивали пиво.
В так называемом Детском парке перед "Белым домом" тоже придётся заменить все до единого зелёные насаждения ввиду их дряхлости. Да как такового парка там и не было. Туда просто страшно ходить.
- Что вы планируете сделать на этом месте?
- Ландшафтный парк.
- Обычную "зелёнку"?
- Зелени на самом деле меньше не будет. Будут красивые деревья, кустарник, цветы. Дело в другом. Знаете, в любом начинании должна быть "фишка". Такой "фишкой" в том парке будет красивая набережная. Город без набережной - не город.
- Набережную на Лыбеди, по которой течёт зловонная жижа?!
- Из любой речушки можно сделать речку. Можно очистить русло, сделать искусственное дно, пустить чистую воду... Это потребует колоссальных вложений. Но мы считаем, что если не сделать эту "фишку", то вместо прекрасного парка получим "обычную зелёнку". Сейчас во Владимире нет ни одного места для культурного отдыха.
- Это правда. А какой для вас в этом интерес?
- Когда-нибудь в будущем проект "Парк" перед "Белым домом" станет рентабельным. Но я не согласен, что бизнес только для делания денег. Для меня - не только. Мне интересно построить нечто такое, чего до меня никто не строил. Чтобы мои дети гордились отцом. Понимаете, для меня семья - самое важное в жизни. У меня трое детей - дочки 13-ти и 12-ти лет и 7-летний сын.
- А планетарий вам зачем? Очень сомнительно, что он станет рентабельным даже через много-много лет.
- Более того, даже помещения вокруг планетария не компенсируют нам затраты. "Звёздный дом" (Планетарий) - заведомо убыточный проект. Но в 2003 году я пообещал городу планетарий. А слово своё приучен держать. Между прочим, преференций за это никаких не получил, как, впрочем, и за Комсомольский сквер.
- Вы имеете три диплома о высшем образовании. Для чего?
- Закончил МВТУ имени Баумана, затем юридический и строительный факультеты. Для чего? Чтобы разговаривать на равных со своими специалистами.
- Вы трудоголик?
- С детства стремился быть в любом деле первым. В школе был первым учеником, секретарём комсомола. В вузе тоже отличался хорошей успеваемостью. Потом старался преуспеть в бизнесе. Если честно, не представляю себе жизни без работы. Наверное, это от родителей. Они в советское время пахали по 12 часов в сутки. Отец был начальником облГАИ, позже - заместителем начальника обл-УВД. Мама прошла путь от школьного учителя до секретаря горкома КПСС, а в администрации губернатора Власова возглавляла департамент образования.
- Считается, что вашему успеху в бизнесе способствовали родители (прежде это называлось словом "блат"). Так ли это?
- Так. Но смотря что понимать под словом "блат". Восемь лет после школы я находился в Москве - 6 лет учился в Бауманке, затем два года армии. Когда в 94-м вернулся в родной Владимир, мои родители уже отошли от дел, стали простыми пенсионерами. Так что трудовую деятельность я начинал самостоятельно. Не исключаю, что Рыбаков проникся ко мне доверием не в последнюю очередь благодаря безупречной репутации моих родителей. С другой стороны, при таких должностях у родителей имелись враги, и сегодня некоторые из них находятся у власти. Это обстоятельство иногда негативно сказывается на моём бизнесе. Но как бы то ни было, я надеюсь, что честь фамилии Хигер не уронил.
Надежда Меркулова
Газета "Томикс"
16.12.2008
vladimir.unise.ru