Эксклюзив
Комаров Юрий Михайлович
12 мая 2011
10534

Юрий Комаров: Концепция развития системы здравоохранения Республики Казахстан на 10-летний период

Содержание

Предисловие
1.Представление сложившейся системы охраны здоровья в терминах дефектов.
1.1.Введение
1.2.Основные проблемы здоровья граждан Республики Казахстан
1.3.Основные проблемы системы здравоохранения.

2.Позитивный международный опыт реформирования здравоохранения в некоторых группах стран.

3.Стратегия развития здравоохранения Республики Казахстан на 2009-2018 годы.

3.1.Целевые ориентиры в улучшении здоровья и основные направления достижения этих целей.
3.2.Этап реорганизации системы здравоохранения (2009-2011), в т.ч. реструктуризация, решение кадровых проблем, финансовые механизмы
3.3.Этап модернизации системы здравоохранения (2012-2014), в т.ч. внедрение современных систем обеспечения качества медицинской помощи и управления им, развитие новых высоких технологий, внедрение международных подходов к аккредитации учреждений и лицензированию врачей, внесение необходимых изменений в отбор, подготовку и расстановку кадров, разработка "маршрутов" движения пациентов и, соответственно, развиваемых в царской России и СССР медицинской школой принципов этапности оказания медицинской помощи, рационализация экономических механизмов и источников финансирования и т.д.)
3.4.Этап развития системы здравоохранения (2015-2018), в т.ч. определение приоритетных проблем для их первоочередного решения, корректировка мероприятий для достижения намеченных целевых ориентиров, интеграция межсекторальных усилий и т.д.

Предисловие.

Республика Казахстан как самостоятельное и самодостаточное государство развивается достаточно интенсивно экономически, значительные средства вкладываются в инфраструктуру. Улучшается и здоровье граждан, снижается младенческая и материнская смертность, возрастает средняя продолжительность ожидаемой жизни. В то же время темпы этих процессов и связанные с ними преобразования в системе здравоохранения не полностью удовлетворяют потребностям населения и ожиданиям высшего руководства страны, о чем свидетельствуют многочисленные официальные документы (Послания и Указы Президента, Постановления Правительства и др.), в которых обозначены стратегические цели и мероприятия по решению отдельных проблем здоровья и здравоохранения. В Республике сложился творческий высокоинтеллектуальный потенциал в сфере клинической медицины, профилактики болезней, подготовки кадров и организации системы охраны здоровья.

Об этом свидетельствуют подготовленные программы совершенствования и развития здравоохранения, в которых учтен накопленный международный опыт и рекомендации ВОЗ.

Вместе с тем, нередко взгляд со стороны позволяет внести некоторые коррективы в намеченные планы действий. Это происходит совсем не потому, что практически к каждой стране можно применить принцип : "Нет пророка в своем отечестве". Например, американца У.Э.Деминга, главного идеолога и родоначальника "японского чуда", признали в США только спустя 30 лет, когда японская высококачественная техника стала неожиданно теснить американскую. Просто широкое обсуждение актуальных проблем всегда может принести пользу, тем более, что опыт России по преобразованиям в здравоохранении может предостеречь от не совсем правильных и корректных действий.

1.Представление сложившейся системы охраны здоровья в терминах дефектов.

1.1.Введение.

Во-первых, здесь необходимо некоторое представление о том, что являет собой система охраны здоровья и чем она отличается от традиционного здравоохранения. Охрана здоровья -это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья". Несмотря на кажущуюся сложность этой дефиниции, она наиболее полно отражает существо системы охраны здоровья, ее комплексность, межведомственность/межсекторальность и государственность. Как видно, эта система выходит далеко за пределы рамок традиционных представлений о здравоохранении (оказание медицинской помощи), как одной из важнейших отраслей, т.е. является более широкой и более приближенной к населению. Низовым звеном системы охраны здоровья должна стать Первичная медико-санитарная помощь. Все это полностью корреспондирует с высказыванием Н.И.Пирогова о том, что главное предназначение врача состоит в научении людей быть здоровыми и в лечении тех, кого не удалось обучить этому.

Во-вторых, необходимо пояснить, что в здравоохранении Республики Казахстан имеется много достижений и успехов, а представление системы в терминах дефектов необходимо для того, чтобы выявить в ней узкие места, проблемные точки, требующие своих решений и необходимых изменений. Эти вопросы и могут являться приоритетными для своего разрешения.

В соответствии с современными представлениями, настоящая Концепция представляет собой набор взглядов, принципов и положений, характеризующих перспективную модель здравоохранения, к установлению которой следует стремиться. (В данном случае под моделью понимается условный образ исследуемого или планируемого объекта). Она должна показать, какой в перспективе может быть в Республике Казахстан организация здравоохранения как системы. Реализация этой Концепции должна осуществляться посредством разработки программ со своими целями, этапами, сроками и ответственными.

Концепция изначале не может быть всеобъемлющей и охватывать все самые разнообразные аспекты здравоохранения, клинической медицины, медицинской науки и образования, поскольку она создается с учетом приоритетов.. Она не может также являться догмой, поскольку здравоохранение не существует в изолированном виде и во многом зависит от внешних факторов и условий, которые могут претерпевать изменения, что потребует внесения корректировок. Но в тоже время Концепция должна предполагать такую перспективную модель, которая будет существовать в условиях развивающихся рыночных отношений, становления демократии и гражданского общества в стране. Она должна показать такую модель, которая бы наиболее полно соответствовала бы потребностям населения и которая базировалась бы на лучшем отечественном и зарубежном опыте, рекомендациях ВОЗ, положениях Люблянской хартии и Европейской хартии по правам пациентов, иными словами представить хотя бы в виде очертаний, как это должно выглядеть в масштабах страны. И, что главное, она должна быть нацелена на существенное улучшение состояния здоровья.
Таким образом, концепция в общем виде отражает систему взглядов, замыслов, идей и представлений, позволяющих дать трактовку в данном случае процессу развития здравоохранения на перспективу. Она может содержать в себе основные положения, краеугольным камнем ложащихся в последующие действия.
    
Стратегия - это концепция, устремленная в будущее и имеющая определенные целевые ориентиры, относящиеся к разным временным периодам. Стратегия фактически определяет направления достижения намеченных целей.

В отличие от нее программа в прикладном аспекте представляет собой набор планов реализации намеченной стратегии по каждому направлению деятельности. Как правило, при разработке программы используют программно-целевой подход, что означает четкую нацеленность программы на достижение конкретно намеченных целей, желательно, представленных в количественно изменяемом выражении.
    
Проектом можно считать конкретизированную деятельность по отдельным аспектам реализации программы, и он представляет собой комплекс взаимосвязанных работ, выполняемых для достижения конкретной цели в конкретные сроки с использованием конкретными исполнителями конкретных ресурсов. При разработке любого проекта целесообразно использовать методы проектного анализа с учетом жизненного цикла проекта и его отдельных аспектов (медицинского, экономического, экологического и т.д.), стоимости денег во времени, этапов, сроков и промежуточных целей в виде сетевого графика и т.п. Для того, чтобы концепция, стратегия, программа или проект были реализованы должен быть создан специальный координирующий орган.
    
Реформой же можно считать любые изменения в системе, поэтому перечисленные выше виды деятельности должны привести к желаемым изменениям. Философски относились к реформам и связанным с ними переменами в Китае, где люди не желали жить в эпоху конкретных перемен, а Су Шаоджи считал, что реформа представляет собой перераспределение интересов. И это понятно, все хотят стабильности, но ситуация в нынешнем здравоохранении во многих странах на постсоветском пространстве настолько не устраивает граждан, что больше медлить с переменами нельзя, однако они должны быть целевым образом ориентированы на улучшение здоровья людей. При этом необходимо учитывать имеющийся отечественный и зарубежный опыт. Возникает вопрос, почему в общем-то неплохо подготовленная во времена Президента США Билла Клинтона под руководством его жены Хилари программа реформы здравоохранения провалилась и не была принята Конгрессом США? Ведь эта программа позволяла, в том числе, обеспечить 37 млн американцев медицинской помощью, которая для них была (да и сейчас тоже) недоступной из-за отсутствия у них медицинской страховки. Среди множества причин неудачи этой программы обычно выделяют следующие:

    - программа была ориентирована на совершенствование служб здравоохранения, а не на улучшение здоровья граждан, как это было в двух предшествующих десятилетних стратегиях;
    - проблемы здоровья граждан звучали в программе невнятно, без конкретных целей и критериев. Подразумевалось, что совершенствование медицинской помощи, повышение ее доступности приведет к улучшению здоровья населения, что совсем не обязательно и не очевидно. Тем более, что на практике выделить это влияние не представляется возможным, а, значит, оно является недоказанным;
    - в разработке программы принимали участие, в основном, клиницисты разного профиля и экономисты, без участия специалистов по общественному здравоохранению;
    - программа в целом и по отдельным ее составляющим не была обсуждена с медицинской общественностью, с американской медицинской ассоциацией, к мнению которой в США прислушиваются все, и конгрессмены, и сенаторы.
Практически все программы в США (Первая программа действовала на период с 1980 г. по 1990 г. и называлась она "Укрепление здоровья. Профилактика болезней. Цели нации" -Health promotion. Diseases prevention. Objectives for the Nation, следующая десятилетняя программа на 1990-2000 г.г. под названием "Здоровые люди" -Healthy People и т.д.), Великобритании и других развитых стран не являются обращенными вовнутрь здравоохранения и все цели у них ориентированы не на совершенствование здравоохранения, а на улучшения здоровья людей. Иначе говоря, вначале отбираются реально достижимые цели улучшения здоровья, исходя из тех потерь, которые несет общество, а затем для достижения этих целей выстраивалась вся система здравоохранения и остальные системы, оказывающие влияние на здоровье.

1.2.Основные проблемы здоровья граждан Республики Казахстан:
-нарастание распространенности таких факторов риска как потребление алкоголя, курение, недостаточная двигательная активность, нерегулярное питание с преобладанием жирной и горячей пищи, что, естественно, приведет к росту ряда заболеваний, травм и отравлений;
-относительно низкий уровень репродуктивного здоровья, что не может не отразиться также на здоровье будущих поколений, достаточно высокий уровень материнской и младенческой смертности;
-утяжеление хронической патологии, рост числа пропущенных и запущенных случаев патологии, что ведет к повышенной инвалидности и преждевременной смертности, к повышенному спросу на высокотехнологичные и дорогостоящие медицинские услуги;
-высокий уровень травматизма и несчастных случаев, которые могли бы быть предотвращены;
-относительно высокий уровень заболеваний инфекционного характера, главным образом, туберкулеза, что обусловлено не только проблемами медико-организационного характера, но и социальными условиями жизни.

1.3. Основные проблемы системы здравоохранения.

-относительно невысокая эффективность (т.е. соотношение между результатами и затратами) здравоохранения, т.к. затраты непрерывно растут, а результаты в виде зависимых от здравоохранения показателей здоровья параллельно не улучшаются;
-относительно низкая доля от ВВП расходов на здравоохранение (хотя возможности экономики позволяют эту долю значительно увеличить ), низкие подушевые расходы и их выраженная неравномерность в распределении по отдельным территориям;
-недоиспользование всех возможных источников (кроме бюджета) финансирования здравоохранения, недостаточное экспериментирование, особенно в рамках международных проектов;
-слабость профилактической работы, несмотря на принятую программу по здоровому образу жизни, крайне недостаточная работа по раннему выявлению заболеваний, когда еще возможно эффективное (с хорошими и устойчивыми результатами при относительно невысоких затратах) лечение;
-не совсем верное развитие первичной медико-санитарной помощи (это не еще один врач, ведущий прием пациентов), отсутствие заключительного этапа всего цикла лечебно-профилактической помощи в виде интегрированного медицинского ухода;
-не достаточно эффективное использование имеющихся ресурсов и основных фондов;
-недостаточное развитие систем обеспечения качества медицинской помощи и управления им, не совпадающие с мировой практикой подходы к использованию доказательной медицины, медицинских стандартов, аккредитации и лицензирования, как гарантий качественной медицинской помощи;
-несовершенство системы отбора, подготовки, распределения и последипломного образования медицинских кадров, отсутствие мотивации к более качественному труду, выраженная неравномерность в распределении врачей по отдельным территориям (число жителей в расчете на 1 врача колеблется от 130 в Алматы,148 в Астане и 216 в Карагандинской области до 429 в Северо-Казахстанской области), что не способствует удовлетворению потребностей всего населения в медицинской помощи и ведет к неравенству в здоровье;
-слабость научных разработок, направленных на совершенствование здравоохранение и применение современных медицинских технологий, что обусловлено недостаточным финансированием медицинской науки и оттоком из нее специалистов;
-слабость законодательной базы, определяющей перспективы развития системы охраны здоровья (в 29 ст. Конституции РК в п.1. не раскрыто, каким путем и за счет чего, а в п.п.2 и 3 имеется отсылка к законам, которые еще необходимо принять, отсутствуют законы об охране здоровья, о здравоохранении и т.д.), права граждан на здоровье, права и ответственность пациентов, страхование риска профессиональной врачебной деятельности и т.п.

2.Позитивный международный опыт реформирования здравоохранения в некоторых группах стран.

( этот раздел готовит другой специалист, я потом смогу, если нужно, его подкорректировать)

3.Стратегия развития здравоохранения Республики Казахстан на 2009-2018 годы.

3.1.Целевые ориентиры в улучшении здоровья и основные направления достижения этих целей.
-увеличить среднюю продолжительность ожидаемой жизни: при рождении -на 4 года, в возрасте 15 лет- на 5.5 лет, в возрасте 45 лет на 3 года, в возрасте 60 лет на 3.5 года (в 1997 г. СПЖ у м.-59.4 г., у ж.-70.6 лет, в 2006 г.- у м.-60.5, у ж.-72 г.), увеличить продолжительность здоровой жизни на 5 лет, уменьшить различия в СПЖ у мужчин и женщин до 7 лет;
-снизить младенческую смертность с учетом международных критериев живо- и мертворожденных на 35% со среднегодовым темпом снижения на этапе реорганизации в 5%, на этапе модернизации в 4%, на этапе развития в 2% (в 2007 г. по критериям ВОЗ- 37 случаев на 1000 родившихся живыми);
-повысить уровень здоровья новорожденных, доведя долю родившихся полностью здоровыми (по критериям ВОЗ) до 75%;
-повысить уровень здоровья детей 1-4 лет, содействуя их оптимальному физическому и нравственному развитию, и снизить смертность в этой возрастной группе по меньшей мере на 30% (в 2007 г.-17.1 на 1000);
-повысить уровень здоровья детей в возрасте 5-14 лет, содействуя их оптимальному физическому и нравственному развитию, и снизить смертность в этой возрастной группе по меньшей мере на 20%;
-улучшить здоровье подростков и молодежи в возрасте 15-24 лет, создав для них условия для физического развития и замещающим занятиям по интересам, и уменьшить смертность в этой возрастной группе по меньшей мере на 12%;
- улучшить здоровье женщин, особенно фертильного возраста, снизив у них частоту нежелательной беременности и абортов (особенно при первой беременности) на 25%, улучшить здоровье беременных женщин и родильниц, значительно снизить материнскую смертность, по меньшей мере, в 2 раза (в 2007 г.-47.0 на 100 тыс. родившихся живыми), в первую очередь от причин, по которым матери не должны умирать вообще (экстрагенитальная патология, токсикозы, кровотечения);
-улучшить здоровье взрослого населения (25-64 года), способствуя повышению долголетию их трудовой активности и снижению временной и стойкой утраты трудоспособности, и снизить смертность в этой возрастной группе по меньшей мере на 15%;
-улучшить здоровье пожилых людей (65 лет и старше), способствуя повышению их долголетия, и уменьшить число дней ограничения их активности вследствие хронических состояний до уровня менее 30 дней в году.

Вполне естественно, что намеченные целевые ориентиры, исходя из международной практики и опыта в Республике Казахстан, являются реально достижимыми при следующих условиях:

1.Необходим комплексный (межсекторальный, межведомственный) подход к решению указанных проблем при доминирующей, главным образом координирующей роли здравоохранения. Как правильно записано в отчёте проекта ЗдравПлюс (С. Фостер, Р. Фили, Р. Лейнг, С. Алкенбрак, 2003), "проблемы со здоровьем требуют комплексных решений, а не просто медицинского лечения - в чем собственно, и состоит основная задача первичной медико-санитарной помощи. Жильё, питание, работа, социальная поддержка - все эти факторы играют очень важную роль в деле улучшения здоровья людей. Врачей, к сожалению, не обучают навыкам координирования работы всех этих служб, да они обычно и не хотят этим заниматься". Например, для улучшения здоровья детей школьного возраста необходимо не только в полном объеме восстановить всю школьную медицину и гигиену, но и сделать доступными для них стадионы, спортивные площадки и залы, бассейны, занятия по интересам от бальных танцев до авиамодельных кружков. Тем самым можно будет заместить бессмысленные тусовки с ранним приобщением к курению, алкоголю (пивной алкоголизм), наркотикам, что негативно влияет не только на них самих и ближайшее окружение, но и на здоровье последующих поколений.

2.Необходимо для снижения смертности всегда выделять из нее преждевременную смертность, а затем и предотвратимые случаи от управляемых причин.
3.Важно иметь в виду, что эффективность всей вторичной и третичной медицины, в том числе дорогостоящих специализированных видов помощи и высоких технологий, целиком и полностью зависит от того, как сработает первичное звено здравоохранения (ПМСП), как будет организовано предупреждение болезней и их выявление на возможно ранних стадиях. Если в Республике Казахстан злокачественные новообразования в 57% случаев ( и эта доля постепенно нарастает) выявляются на поздних стадиях, практически не поддающихся выздоровлению, то, условно говоря, все компьютерные томографы можно сдать в утиль. Значит, чтобы достичь намеченных количественных целей необходимо не столько строить новые специализированные центры, которые могут помогать в единичных случаях и на здоровье населения никак не влияют, сколько значительные средства (можно, как это было сделано недавно в США по программе MEDICARE путем экономии на третичном здравоохранении) целесообразно вложить в массовую и индивидуальную профилактику и раннее выявление заболеваний.

4.Необходимы законодательная поддержка намечаемых преобразований, заинтересованность высшего руководства страны и пересмотр источников и механизмов финансирования отрасли.

5.Крайне важно к этапу "развития" обеспечить качественную подготовку врачей, начиная с тестового отбора к профессии (не каждый может быть врачом: если человек в детстве издевался над животными, то в лучшем случае из него получится патологоанатом, и экзамены по химии или физике не могут служить критерием отбора), на уровне додипломного образования осуществить переход от попредметного обучения к проблемно-предметному (при этом нужно менять соотношение между обучаемыми и преподавателями, сейчас на 1 преподавателя приходится 8-12 студентов, нужно, чтобы на 1 студента приходилось 4 преподавателя); всё это позволит осуществить переход от массового и не очень качественного обучения к индивидуальному и высококачественному; кроме того, нужно менять требования к последипломному непрерывному образованию, к лицензированию врачей и аккредитации учреждений.

6.Несмотря на приоритетное развитие профилактики и раннего выявления заболеваний, обследование, лечение и реабилитация заболевших должны соответствовать современному уровню медицинской науки и технологий, для чего требуется повсеместное внедрение медицинских стандартов, гарантирующих пациенту адекватные и доказанные мировой практикой медицинские вмешательства, методов клинической эпидемиологии, позволившей статистически увязать результаты лечения с примененными технологиями, на базе чего и возникла Доказательная медицина, внедрение в практику стандартов ИСО серии 9000 и широкое обучение всему этому.

3.2.Этап реорганизации системы здравоохранения (2009-2011), в т.ч. реструктуризация, решение кадровых проблем, финансовые механизмы
На этом этапе должен а полном виде сохраниться национальный характер здравоохранения, финансируемый, главным образом, из средств бюджетов всех уровней с дополнением элементов добровольного страхования, что дает пациентам возможность выбора, при одинаковых стандартах оказания лечебно-профилактической помощи. Параллельно необходимо вести подготовку к следующему этапу, на котором постепенно будут внедряться наиболее рациональные принципы ОМС в виде больничных касс и платные услуги. При этом не должно быть платных услуг, одинаково предлагаемым для всех пациентов. Необходимо учитывать выраженную дифференциацию населения по доходам и платежеспособность граждан РК. Одним из возможных вариантов может служить разделение населения на несколько групп, для которых источники финансирования медицинской помощи могут быть разными :бюджет, ОМС, ДМС, платные услуги или с отдельными их сочетаниями. Но сама медицинская помощь (кроме условий ее оказания) не должна отличаться, независимо от источников и размеров ее оплаты. Но, внедрение этой системы оставим на 2-ой этап, а здесь же пойдет речь о реструктуризации всей системы здравоохранения, которая не столько потребует дополнительного финансирования, сколько изменения потоков пациентов и связанным с этим перераспределением внутренних финансовых потоков. При этом необходимым условием является рационализация маршрутов движения пациентов (т.е. этапности оказания медицинской помощи), которые были предложены еще Н.И.Пироговым во времена Крымской кампании 1854-55 гг, легли в основу отечественной военно-медицинской доктрины, показавшей свою высокую эффективность в годы Великой Отечественной войны и незаслуженно забытой в последующие годы. Суть этой идеи состояла в том, чтобы путем этапной сортировки больной, раненый или пораженный был доставлен как можно быстрее туда, где ему будет оказана наиболее адекватная медицинская помощь. О том, что показания для направления пациентов в то или иное медицинское учреждение определенной иерархии до сих пор отсутствуют, свидетельствует, например, тот факт, что пациенты с пневмониями могут находиться на лечении как от сельской участковой, так и до республиканской клинической больницы. Отсюда следует, что реструктуризация системы здравоохранения должна исходить не из желаний руководства здравоохранения, а максимально учитывать потребности населения в улучшении здоровья, в широко доступной и качественной лечебно-профилактической помощи, в её различных видах.

На первом уровне находится ПМСП (Primary Health Care), т.е. первичная забота о здоровье, а не означающая появление еще одного врача общей практики (ВОП), ведущего прием больных. В Алма-Атинской декларации 1978 г., которая еще долго будет служить ориентиром для развития ПСМП в мире, поскольку пока ни одна страна не достигла высокой планки всеобъемлющего характера ПСМП, записано, что первичная медико-санитарная помощь - это зона первого контакта отдельных лиц, семьи и общины с системой охраны здоровья. Она максимально приближает медико-санитарную помощь (то есть первичную заботу о здоровье) к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны здоровья народа. Она нацелена на решение медико-санитарных проблем в общине и обеспечивает соответственно службы оздоровления, профилактики, лечения и реабилитации.

Отсюда следует, что, во-первых, ПМСП фокусирует свое внимание на общине (коммуне), то есть на компактно проживающих людях, например, в микрорайоне. Во-вторых, ПМСП является всеобъемлющей, представляется всем слоям населения, учитывает и влияет на факторы, находящиеся вне пределов прямого контроля со стороны традиционного здравоохранения. Однако, нередко многие рассматривают только медицинскую составляющую ПМСП, что является принципиально неверным и даже вредным, поскольку ПМСМ является составной частью системы охраны здоровья, её первичным уровнем, а не первичным уровнем оказания медицинской помощи.
В задачи системы охраны здоровья на местном уровне (по критерию здоровья), а значит и в задачи ПМСМ входят в области первичной профилактики:
- приближение к компактно проживающему населению сети магазинов с товарами повседневного спроса, аптек, учреждений, оказывающих ПМСП и оздоровительных учреждений, школ и дошкольных учреждений, учреждений бытового назначения, общественного транспорта и т.д.;
- улучшение жилищно-коммунальных условий, уменьшение загрязнения окружающей среды, улучшение качества воды, воздуха и почвы;
- улучшение экологии и биогеоценозов на местном уровне, проведение озеленения и благоустройства территории, создание мест культурного отдыха;
- улучшение структуры и качества питания, усиление контроля за безопасностью потребляемых продуктов, расширение качественного общественного питания;
- повышение уровня культуры и образования, содействие занятости детей и подростков по их интересам, организация их отдыха и создание условий для массовых занятий физкультурой (локальные стадионы и спортивные площадки разного назначения, бассейны, катки, лыжни, спортивные секции и т.д.);
- укрепление семьи, воспитание (и мотивация) детей быть здоровыми с созданием соответствующих условий и последующей профилактикой, чтобы предупредить у них возможные нарушения здоровья, профилактика правонарушений;
- активация движения за здоровый и подвижный образ жизни, разработка прогулочных маршрутов, формирование устойчивой привычки оздоровительного поведения населения.
Эти задачи, безусловно, входят в компетенцию местных органов власти, но координирующая роль в их организации по критерию здоровья, как отмечалось, принадлежит ПСМП.

Кроме того, в задачи первичной профилактики входят:
- борьба с наркоманией (точные данные распространения наркомании неизвестны, а регистрируемые случаи отражают лишь часть проблемы), курением (23% населения-курящие), алкоголизмом (свыше 18% населения злоупотребляют алкоголем), профилактическая работа с детьми и подростками;
- санитарное образование населения, повышение уровня их санитарной культуры и грамотности, в первую очередь, в организованных коллективах;
- борьба с проституцией, венерическими заболеваниями и СПИДом.
К задачам по обучению населения самообследованию и самопомощи можно отнести:
- проведение массовых оздоровительных мероприятий, дней здоровья;
- обучение населения и создание специальных групп здоровья и школ для страдающих хроническими болезнями;
- подготовка и распределение специальной литературы, разработка Кодекса здоровой жизни по примеру Салернского кодекса здоровья, написанного в 14 в. философом и врачом Арнольдом из Виллановы, в котором давались бы рекомендации по сохранению и укреплению здоровья, по самообследованию и самопомощи, по фитотерапии и народной медицине, по улучшению физического и психо-эмоционального состояния и т.д. с тем, чтобы такая литература была бы в каждой семье.

В области вторичной профилактики болезней, нарушений и травм задачами системы охраны здоровья являются:
- предварительные обследования отдельных групп населения, проведение необходимой экспертизы;
- организация и проведение вакцинации и иммунизации;
- проведение профилактических, целевых и периодических обследований, скринингов, направленных на возможно раннее выявление заболеваний, а также диспансеризации здоровых и больных.

В области первичной амбулаторной помощи задачами являются:
- организация парамедицинского и медсестринского патронажа, создание межобщинных (муниципальных) домов сестринского ухода и хосписов;
- ведение амбулаторного приема пациентов по синдромальному принципу (в соответствии склассификацией WONCA) и в необходимых случаях направление пациентов на консультации к врачам-специалистам;
- организация медицинской помощи на дому, в первую очередь, медсестринской, а также неотложной помощи;
- организация восстановления здоровья и трудоспособности, реабилитации и интегрированной медицинской помощи.

Организация и координация всей ПМСП, реализующей межведомственный, межсекторальный подход к охране здоровья компактно проживающего населения, а также вовлечения в эту работу добровольцев и активистов коммунальных образований остается за главным институтом ПСМП - общей врачебной практикой (ОВП). Исходя из отмеченных выше задач, в ОВП не менее 75-80% объемов работ и затрат времени должно отводиться на всю профилактическую и координирующую деятельность, для чего ОВП должна поддерживать постоянные контакты с местными органами власти, социальной службой, санэпидслужбой, аптечной сетью, центрами медицинской профилактики и другими лечебно-профилактическими учреждениями. Кстати сказать, роль медсестер во всех развитых странах в последние годы существенно возросла. Фактически они во многих странах ведут первичный прием пациентов в амбулаторных условиях, осуществляют массовую и индивидуальную медицинскую работу на дому, делают прививки и проводят вакцинацию, выполняют вызовы на дом и, затем, лишь в случае необходимости приглашают врача к пациенту, ведут группы (школы) здоровых пациентов и группы пациентов, страдающих диабетом, гипертензией, остеохондрозом, бронхиальной астмой, различными зависимостями и т.д., в которых пациенты учатся жить с наличием хронической болезни, организуют работу по восстановлению здоровья и трудоспособности и по интегрированному медицинскому уходу. Очень многое в профилактической и лечебной помощи в современном мире зависит от медсестер. Соответственно требованиям времени вот уже на протяжении многих лет ведется подготовка медсестер с высшим медицинским образованием.

В постсоветский период фактически была разрушена вся профилактическая работа со школьниками, представителями ведущих профессий и групп населения, в медико-санитарных частях предприятий, что необходимо восстанавливать в самое ближайшее время. В связи с этим возникает вопрос, в каком времени по отношению к Н.И. Пирогову мы живём, поскольку он говорил, что будущее принадлежит медицине предупредительной. И далее ... (а это редко цитируется): "Главное предназначение врача заключается в научении людей быть здоровыми и в лечение тех, кого не удалось научить этому". Что касается непосредственно лечебной работы в ОВП, то она имеет существенные отличия от таковой в участковой службе. Если участковый терапевт должен вначале поставить диагноз (на диагностические исследования уходит не менее трёх дней, а болезнь на этот период не останавливается), а затем назначить адекватное лечение, то врач общей практики (ВОП) при первом же контакте с пациентом старается облегчить его состояние, воздействуя на симптомы и синдромы. В классификацию WONCA входят разнообразные симптомы и синдромы, многим из которых (например, боль в спине) посвящены многочисленные конференции и симпозиумы. Этим самым данная классификация принципиально отличается от МКБ-10. В классических учебниках по ОВП приводится перечень наиболее часто встречаемых проблем у пациентов: боль в животе, диспепсия, беспокойство, тревожность, боль в спине, боль в груди, кашель, дерматиты, головная боль, боль в ушах, инфекции мочевых путей, ожирение, гипертензия и другие. Проведенный сравнительный анализ работы ВОП и участковых терапевтов показал, что даже при далеко не полной организации работы ВОП они демонстрировали гораздо более лучшие результаты по всем аспектам из деятельности, включая удовлетворенность пациентов. Оказалось, что пациенты у ВОП удовлетворены в 2 раза чаще, чем у участковых терапевтов, ВОП за счёт более широкой подготовки и направляют пациентов на консультации к врачам-специалистам в 3 раза реже, при этом улучшилось самочувствие пациентов у ВОП в 2 раза чаще, чем у участковых терапевтов.

Другим не менее важным отличием в лечебной практике ВОП является то обстоятельство, что в других странах (например, в Голландии) он несет ответственность (моральную, правовую и материальную) за пациента, где бы тот не находился. В Голландии ВОП не направляет своего пациента в больницу по направлению (то есть по бумажке, которой не поверит ни один врач стационара и начнет обследование заново), а сам его отвозит. Вместе с будущим лечащим врачом стационара, который впервые видит данного пациента, они назначают план обследования и лечения. Без согласования с ВОП врач стационара не имеет права внести в него какие-либо коррективы. Более того, без ВОП он не может выписать больного из стационара, так как ВОП может сказать, что не примет выписываемого под своё наблюдение, поскольку в стационаре больного не долечили. При такой системе больницы представляют собой не "лежбище", а место для интенсивного круглосуточного лечения и ухода, и там не станут делать операции в стационарных условиях, которые можно произвести в дневной хирургии (а таких не менее 20-25% всех операций).
    
Правда, готовят ВОП в других странах гораздо дольше, от двух до пяти лет после получения диплома о высшем медицинском образовании, после чего сдаётся экзамен и ВОП получает лицензию на самостоятельную деятельность. В программу подготовки врачей входят клинические (общего типа и специализированные), а также параклинические дисциплины. В Англии, например, их учат взаимодействию с местными органами власти, в США значительное число часов отводится на психологию, например, инвалид и его психология или язвенный больной и его психология и т.д.    

В ОВП помимо ВОП могут работать также фельдшер, акушерка, зубной врач, психолог, медсестры (на приеме, патронажная, физиотерапевтическая, обученная медико-санитарной работе, в дневном стационаре, по интегральному уходу или совмещающем эти функции), санитарки и другие. Тогда это будет соответствовать Центру общей врачебной практики (ЦОВП), которы необходимо повсеместно создавать. Также нуждается в совершенствовании и табель оснащения ОВП,
    
Наилучшей юридической основой работы ВОП является его тройственный контракт с местными органами власти (всё, что связано с первичной профилактикой) и с вышестоящим медицинским учреждением (вторичная профилактика, первичная амбулаторная помощь, обеспечение качества медицинской помощи) при соответствующей оплате труда. В этом контракте в основной части должна быть обозначена численность и структура обслуживаемого населения (в Англии каждая возрастная группа имеет свой коэффициент потребления, влияющий на оплату труда ВОП: 0-1 год-3.7, 2-4 года-2.7,5-18 лет-2.2,19-44 года-1.0,45-49 лет-2.2, 60 и ст.-3.2), перечень видов и объемов работы, а в дополнительной части- прием пациентов на дому во внерабочее время, участие в массовых компаниях и т.д. Отдельно должна быть предусмотрена доплата за качество работы. Необходимо учитывать, что здоровье человека не имеет рыночной стоимости, а медицинская помощь не является товаром и предметом торговли и из нее нельзя извлекать прибыль, ибо тогда медицина заканчивается и начинается бизнес. Платные услуги целесообразно сосредоточить в частных медицинских учреждения, поскольку между врачом и пациентом не должно быть денежных отношений и врач не должен рассматривать пациента в качестве источника своих доходов. Опыт показывает, что даже в частных стоматологических клиниках врач направляет через кассу каждого 5-8 пациента, поскольку оплата через кассу не выгодна ни пациенту, ни врачу. По мнению многих известных зарубежных специалистов (R.Saltman, J.Figueros, M.Vienonen и другие) внедрение рыночных отношений в здравоохранение является делом аморальным. В связи с созданием в США управляемой медицинской помощи без какой-либо конкурентной среды самая можно сказать рыночная страна демонстрирует отход от рынка при оказании медицинской помощи.
    
Финансирование ОВП целесообразно осуществлять из подушевого норматива с учётом частичного фондодержания. ОВП в таком виде может быть организована не только на селе, но и в городах, где поликлиники будут состоять из ЦОВП и консультативно-диагностического центра (КДЦ), в котором врачи-специалисты будут работать в качестве консультантов ВОП, не ведя самостоятельный приём. Кстати, тем, кто считает необходимым сохранить организацию амбулаторной помощи в нынешнем виде, можно напомнить результаты многочисленных опросов, показывающих, что половина городских жителей полностью не удовлетворена амбулаторной помощью, ее доступностью и качеством. Исследования показывают, что треть всех посещений к врачам-специалистам являются не обоснованными, а ещё 40% посещений к ним мог бы взять на себя подготовленный ВОП. Поэтому число врачей-специалистов в амбулаторно-поликлинических учреждениях со временем может быть уменьшено, и при сохранении того же фонда оплаты труда плата врачам может быть существенно повышена. Постепенно произойдет переток врачебных кадров в ПСМП, в которой в других странах занято до 60% всех врачей. А исследование, проведенное Л. Ши в 50 штатах и округе Колумбия (США), показало, что именно количество врачей первого контакта (а не общее число врачей или врачей-специалистов) тесно связано с показателями здоровья населения, в частности, со смертностью и средней продолжительностью жизни. Когда после распада СССР в Финляндии разразился связанный с этим финансово-экономический кризис, там были вынуждены значительно сократить все социальные службы, включая и здравоохранение, оставив в неизменном объеме лишь ПМСП, что не привело к ухудшению здоровья населения.
    
Согласно хорошо известному Левенхорстскому определению в
1974 г. (Leewenhorst group) ВОП - это выпускник медицинского колледжа (вуза), имеющий лицензию, который оказывает индивидуальную, первичную и непрерывную помощь отдельным людям, семьям и обслуживаемому населению, независимо от пола, возраста и вида заболевания. В этом определении фактически подчеркнуто, что ВОП имеет дело со всеми прикреплёнными пациентами (детьми, подростками, взрослыми и пожилыми) и практически со всеми проблемами пациентов. Однако это возможно лишь при условии соответствующей до- и последипломной подготовки по широкому спектру дисциплин и наличия соответствующего разрешения на самостоятельную деятельность в виде лицензии. Многие из имеющихся других определений квалифицируют ВОП только лишь в качестве клинициста, что не соответствует задачам ПМСП. В этом отношении более точным, хотя и не совсем полным, является определение F. Olesen, опубликованное в 2000 г. в Британском медицинском журнале (ВМI). Из этого определения следует, что ВОП является подготовленным специалистом для работы на линии фронта системы охраны здоровья и для принятия первоначальных шагов по обеспечению помощи по тем проблемам здоровья, которые имеются у населения. И далее "ВОП осуществляет профилактику, диагностику, лечение, уход и облегчение, используя и интегрируя биомедицинские науки, медицинскую психологию и медицинскую социологию". ЕРБ ВОЗ неоднократно подчеркивала, что ОВП занимается проблемами здоровья (и факторами на него влияющими) всего обслуживаемого населения и одновременно нацелена на конкретного человека, а не на болезнь. Это ещё раз подчеркивает, что ВОП - это не только, и не столько клиницист. Характерно, что в тех странах, где именно в таком виде существует ПМСП, уровень здоровья людей намного выше. Там, напротив, стараются не допускать выявления заболеваний в запущенных стадиях, хронизации патологии, перехода заболевания в более тяжелую стадию или более тяжелое заболевание, что требует очень дорогостоящего лечения в высокотехнологических центрах.
    
В соответствии с изложенным распределение потока пациентов, врачей и финансовых средств в настоящее время и на перспективу представлено в таблице 1.
Таблица 1.

Распределение (в %) потока пациентов и ресурсов
 

 

Виды помощи Поток пациентов Число врачей Финансовые Средства
в наст. время на перспективу в наст. время на перспективу в наст. время на перспективу
ПСМП в виде ЦОВП 45 100 10 45 10 35
Специализированная амбулаторная в виде КДЦ 30 20 20 10 20 15
Стационарная общая 18 15 40 28 30 22
Стационарная специализированная 7 5 30 14 38 18
Высокие технологии 0,01 0,05 0,1 1,0 2 4
Интегрированный медицинский уход - 10 - 2,0 - 6


Как следует из данной таблицы, в перспективе должно быть предусмотрено существенное укрепление ПМСП, через которую фактически должны проходить все 100% пациентов.
    
Таким образом, альтернативы правильно организованной ПСМП и подготовленному в соответствии с международными требованиями персоналу ОВП практически нет, и ПМСП должна, как основное профилактическое звено, занять достойное место в перспективной стратегии развития здравоохранения.

Таким образом, первым уровнем является создание ЦОВП, вторым уровнем является КДЦ, проводящий более детальные обследовании я и осуществляющий амбулаторные консультации врачами-специалистами, а их рекомендации на практике проводит в жизнь ВОП. В составе КДЦ обязательно должен присутствовать дневной стационар, в котором пациенты могли бы в течение определенного времени проходить обследование и получать необходимые процедуры. Третьим уровнем, куда будет поступать только незначительная счасть пациентов, действительно нуждающихся в интенсивном круглосуточном наблюдении и лечении (должны быть для этого разработаны показания), являются больницы общего типа отдельно для взрослых и детей с подростками с набором отделений от 3 (терапия, хирургия, гинекология с акушерскими койками) до 6 (с добавлением неврологии, ЛОР и офтальмологии). Заверщающим уровнем оказания всей помощи может стать интегрированный медицинский уход, как за хронически больными, так и сразу после выписки из стационара. Там, в основном, должны работать подготовленные медицинские сестры. Таким образом, образовался полный цикл: профилактика-раннее выявление-обследование и диагностика-консультации-лечение-реабилитация-уход.

Вместе тем, такая структура организации лечебно-профилактической помощи, являясь в целом оптимальной и в какой-то степени новой для здравоохранения Республики Казахстан, не может быть одинаково представленной в различных регионах страны, существенным образом отличающихся между собой. В полном виде она может быть реализована в городах, с численностью населения не менее 300 тысяч, а в остальных местах должна учитываться специфика регионов. Так, в сельской местности и, особенно, в территориях с низкой плотностью расселения и значительными расстояниями между населенными пунктами акцент должен быть сделан на развитии ПМСП и больницах общего типа, а специализированная помощь должна оказываться в межрайонных больницах (ими могут служить отдельные расширенные и укрупненные районные больницы), лежащие на путях следованиях в областной центр с обязательным условием наличия круглогодичных подъездных путей. Иначе говоря, специализированная медицинская помощь, которой со временем должно пользоваться все меньшее число пациентов, должна быть в пределах транспортной доступности. При определении потребностей населения в различных видах медицинской помощи следует исходить не только из сложившихся условий, но и учитывть перспективы освоения различных местрождений, особенности миграции, динамику возрастно-половой структуры населения, радиус обслуживания. Общеврачебная практика должна быть рассчитана на 1300-1500 человек ( но может быть и меньше прои значительных расстояниях) и в обязательном порядке оснащена автотранспортом, больница общего типа- на 30- 60 тысяч и т.д. Охрана здоровья и структура здравоохранения должны быть закреплены законодательным путем.

Все это на первом этапе- реструктуризация системы- в условиях бюджетного финансирования сделает здравоохранение более эффективным за счет упорядочения структуры и уровней оказания медицинской помощи, рационализации потоков пациентов и движения денежных средств.

3.3. Этап модернизации системы здравоохранения (2012-2014)

Включает в себя:
-оценку результативности этапа реструктуризации
-более полную адаптацию структуры к потребностям населения
-совершенствование лечебно-профилактических процессов, в том числе осовременивание применяемых технологий (в т.ч. путем развития материально-технической базы), широкое использование стандартов качества медицинской помощи (внедрение идеологии качества, доказательной медицины и стандартов ИСО, обучение персонала принципам работы в команде, внедрение международно принятой системы лицензирования, аккредитации и сертификации, использование международных проектов), методов оценки, контроля, обеспечения качества и управления им
-изменения в додипломном и последипломном образовании с учетом современных требований и перспективных технологий
-изменения в системе финансирования и оплаты труда, постепенное внедрение рыночных механизмов в практику здравоохранения, в систему медицинского образования (госзаказ на подготовку кадров, выдача кредитов на образование с последующим их возвратом или отработкой в течение 3-5 лет по месту направления), в медицинскую науку (бюджетное финансирование фундаментальных направлений, госзаказ на прикладные медицинские исследования на конкурсной основе)
-создание профессиональных медицинских организаций как элементов гражданского общества в стране и попечительских (наблюдательных) общественных советов при каждом медицинском учреждении.

3.4.Этап развития здравоохранения (2015-1018)    
Включает в себя:
-значительное увеличение (до 8-9% ВВП) расходов на здравоохранение из разных источников финансирования (бюджеты всех уровней, обязательное медицинское страхование через больничные кассы, добровольное, частное медицинское страхование и частично платные услуги или соплатежи населения)
-значительное увеличение бюджетных средств за счет введения прогрессивного налога на доходы частных лиц и корпораций и за счет выпуска государственных ценных бумаг. При этом за счет бюджета должны полностью финансироваться служба охраны материнства и детства, медицина в государственных дошкольных и школьных учреждениях, вся ПМСП, в первую очередь профилактические и оздоровительные мероприятия и программы, скорая медицинская помощь и медицинская помощь (амбулаторная и стационарная) по экстренным жизненноважным медицинским показаниям (аппендицит, внематочная беременность, ущемленная грыжа, острый холецистит, острый панкреатит и т.п.). Все остальные виды медицинской помощи должны финансироваться из разных источников: за счет бюджета- для неработающих малообеспеченных граждан, за счет средств ОМС- для застрахованных работающих, за счет добровольного медицинского страхования и платных услуг-для высокодоходных граждан, но при одинаковых стандартах оказания самой медицинской помощи, т.е. применяемых технологий лечения. Медицинскую помощь по ДМС и платным услугам целесообразно оказывать в частных клиниках.

-значительное укрепление материально- технической базы здравоохранения, развитие (в необходимых случаях и в необходимых местах)центров высоких технологий, перинатальных, диагностических и других центров за счет различных источников финансирования
-существенное увеличение оплаты труда медицинских работников с учетом тяжести, напряженности и ответственности их труда и результатов их работы
-создание законодательной основы для развития здравоохранения.
 

viperson.ru

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован