В материалах XXVII съезда КПСС отмечается возросшая роль нашей страны, всего социалистического содружества как могучего фактора борьбы против агрессии и войн, за мир, демократию и социальным прогресс. На форуме советских коммунистов подчеркивалось, что партия будет прилагать все усилия к тому, чтобы наши Вооруженные Силы находились на уровне, исключающем военное превосходство сил империализма. Историческим достижением социализма, говорится в новой редакции Программы КПСС, стало установление военно-стратегического паритета между СССР и США, Организацией Варшавского Договора (ОВД) и НАТО. Установление равновесия сил опрокинуло расчеты агрессивных кругов империализма, прежде всего, США, на победу в мировой ядерной войне.
Военно-стратегический паритет сложился не сразу. Для этого потребовались колоссальные усилия всего советского народа, крупные успехи в экономическом и научно-техническом развитии. СССР, постоянное внимание партии и правительства к вопросам обеспечения обороноспособности страны, строительству и повышению боеготовности Советских Вооруженных Сил.
Сердцевиной военно-стратегического паритета является примерное равновесие в соотношении стратегических вооружений СССР и США, а также ядерных средств средней дальности и обычных вооружений ОВД и НАТО. Разумеется, военное равновесие не означает математического тождества количественной и структурной сторон противостоящих вооруженных сил. Каждой из них присущи свои исторически сложившиеся приоритеты и особенности. Поэтому паритет может быть объективно определен только при суммарной оценке всех отдельных диспропорций вооружений с учетом исторически сложившейся структуры вооруженных сил и ряда других факторов, определяющих стратегическую ситуацию. Иначе говоря, при рассмотрении этого вопроса необходимо руководствоваться принципом равенства и одинаковой безопасности.
Сразу же необходимо подчеркнуть: Советский Союз считает, что для нужд обороны примерного равновесия достаточно. Он никогда не ставил перед собой цель - нарушить сложившееся равновесие сил, добиться военного превосходства над другой стороной. Более того, сохранение военно-стратегического паритета, по мнению Советского Союза, как раз и обеспечивает реализацию принципа равенства и одинаковой безопасности, служит основой для сохранения и упрочения мира, всего того, что в целом мы называем международной стабильностью.
Иную позицию занимают Соединенные Штаты Америки. Правящие круги США задались целью во что бы то ни стало изменить в свою пользу соотношение сил на мировой арене и достичь военного превосходства США над СССР, НАТО над ОВД. Для подрыва военно-стратегического равновесия в первую очередь используется наращивание гонки вооружений, особенно ядерных. Ставка на силу в решении международных проблем, возведенная Вашингтоном в ранг государственной политики, предопределяет характер и направленность военных приготовлений США.
Наращивая свои стратегические силы, придавая им способность к нанесению первого ядерного удара, США развернули в 70-х годах 550 новых МБР "Минитмэн-3" с тремя боеголовками каждая, создали БРПЛ "Трайдент-1", оснастили ракетами "Посейдон" (каждая имеет 10-14 боеголовок) 31 подводную лодку. На вооружение стратегических бомбардировщиков поступили ракеты "СРЭМ" (до 20 ракет на одном самолете). Прибавляя практически по три ядерных заряда ежедневно, США за минувшее десятилетие почти в 2 раза увеличили свой ядерный потенциал, доведя его до 10 тысяч единиц. Они первыми в мире оснастили свои ракеты многозарядными разделяющимися головными частями с боеголовками индивидуального наведения на цель, приступили к созданию нового вида стратегического оружия - крылатых ракет большой дальности воздушного, наземного и морского базирования. Характерным является и то, что совершенствование ядерных средств велось в направлении повышения их точности и мощности боезарядов. Модернизировалась система связи и управления стратегическими силами США.
Наряду с наращиванием своего стратегического ядерного потенциала важное значение в военном планировании Вашингтона отводилось и отводится окружению Советского Союза военными базами. В Западной Европе были развернуты американские ядерные средства передового базирования. Под давлением США Североатлантический блок в целом также усиливал ядерный арсенал в Западной Европе. В дополнение к сотням самолетов-носителей США ему были приданы американские подводные лодки-ракетоносцы с БРПЛ "Поларис" - всего 400 боеголовок. В прилегающих к европейскому континенту акваториях морей и океанов появились авианосцы с самолетами - носителями ядерного оружия на борту. Ракетно-ядерные средства начали поступать на вооружение некоторых западноевропейских стран - союзниц США по НАТО. В декабре 1979 года эта организация приняла решение развернуть в Западной Европе качественно новые баллистические ракеты средней дальности "Першинг-2" и крылатые ракеты наземного базирования. Выдвигая свои ядерные вооружения к границам СССР, США в обход Договора ОСВ-2, по существу, пытались приобрести для себя дополнительный стратегический потенциал.
На возрастающую военную угрозу Советский Союз был вынужден отвечать укреплением своей обороноспособности. СССР и другие социалистические страны, объединив усилия, показали, что они смогут парировать происки агрессора. Напомним, что меры, принятые КПСС и Советским правительством, уже в начале 70-х годов позволили ликвидировать перевес США в области стратегических вооружений. Вашингтон вынужден был официально признать наличие равновесия стратегических ядерных сил: "Сегодня ни Соединенные Штаты, ни Советский Союз не имеют четкого ядерного преимущества". Эти слова были сказаны президентом США в феврале 1971 года. В течение почти семи лет сложившееся равновесие четко выверялось в ходе разработки советско-американского Договора ОСВ-2 и официально зафиксировано в 1979 году при подписании этого договора. С тех пор Советский Союз строго придерживается положений этого документа и не повышал уровень стратегических вооружений. Он имеет 2504 единицы таких носителей, а США несколько меньше - 2215 единиц.
Что касается баллистических ракет наземного и морского базирования, то, даже по американским данным, стороны имеют на них примерно по 7500 единиц боеголовок. Однако по суммарному количеству боезарядов США все еще располагают преимуществом за счет тяжелых бомбардировщиков, вооруженных крылатыми ракетами большой дальности, ракетами "СРЭМ" и ядерными бомбами. В целом же установилось примерное равновесие сил. И этого не могут отрицать даже в США. Комитет начальников штабов вооруженных сил США в докладе конгрессу о военном положении Соединенных Штатов на 1986 год отмечал: "В данный период существует примерный ядерный паритет между Соединенными Штатами и Советским Союзом".
Если говорить о равновесии ядерных сил между ОВД и НАТО, то помимо стратегических вооружений оно должно включать средства средней дальности и другие соответствующие ядерные вооружения в Европе. Ядерные вооружения средней дальности США (передового базирования) создают непосредственную стратегическую угрозу СССР, достигая его территории. В то же время советские ядерные средства средней дальности территории США не достигают. В Европе имеются также ядерные вооружения Англии и Франции.
Чтобы уравновесить ядерные силы НАТО в Европе, Советский Союз кроме авиационных средств развернул в европейской зоне страны сначала ракеты средней дальности "СС-4" и "СС-5", а затем в порядке их замены более современные ракеты "СС-20" той же категории. Проводя такую замену, то есть модернизацию группировки своих ракетно-ядерных средств в европейской части страны, развертывая одну новую ракету вместо одной-двух старых, СССР не нарушил в свою пользу соотношения сил в этом регионе.
В настоящее время США разместили в Западной Европе 300 ракет средней дальности, а с учетом соответствующих ракет Англии и Франции здесь находится 478 таких средств. СССР в европейской зоне имеет 243 ракеты "СС-20". Боеголовок на них не больше, чем на ракетах НАТО. Если учитывать авиацию сторон, соотношение ядерных зарядов- примерно 3000 к 2000 в пользу НАТО. Однако в силу некоторого различия в составе ядерных вооружений сторон и принятия СССР соответствующих ответных мер есть, тем не менее, основания говорить о примерном равновесии и в области этих вооружений.
Более сложным является определение баланса сил в обычных вооружениях между ОВД и НАТО. Этим часто пользуются на Западе, приводя данные, которые искажают действительность. Делается это разными способами: завышаются цифры по вооруженным! i силам Организации Варшавского Договора, занижаются показатели по вооруженным силам НАТО, не берутся во внимание их резервные формирования, складские запасы вооружений, не учитываются армии Испании и Франции. Зачастую из общего состава вооружений извлекаются только те, соотношение по которым выгодно НАТО. Но даже в брошюре Пентагона "Советская военная мощь" признается, что численность вооруженных сил НАТО - 5,6 миллиона, а у Варшавского Договора - 4,9 миллиона человек. НАТО, имея преимущество по числу боеготовых дивизий (94 к 78), по противотанковым средствам и примерно одинаковое с Варшавским Договором количество артиллерии и бронетанковой техники, несколько уступает по количеству самолетов тактической авиации. В области военно-морских сил преимущество НАТО в числе боевых кораблей основных классов (авианосцы, авианесущие корабли, линкоры и др.) компенсирует большее количество подводных лодок и мелких надводных кораблей у Варшавского Договоре. В целом же и по обычным вооружениям между сторонами существует примерный баланс сил. Вот что по этому поводу говорится в докладе Лондонского института стратегических исследований, опубликованном в 1986 году: "...ни одна из сторон [НАТО и ОВД] не располагает достаточной совокупной мощью обычного оружия для того, чтобы гарантировать победу".
Таким образом, военно-стратегический паритет между СССР и США, между ОВД и НАТО объективно существует. Советский Союз и страны Варшавского Договора исходят из того, что для нужд обороны примерного равенства военных сил достаточно. Все их действия в военной области носят ответный характер в интересах обеспечения своей обороноспособности. "Как и всякая другая страна,- отметил на XXVII съезде КПСС М. С. Горбачев,- мы, естественно, придаем большое значение безопасности своих границ - и сухопутных, и морских".
Диаметрально противоположную политику проводят США и страны НАТО, взяв курс на изменение в свою пользу соотношения сил на мировой арене. По их вине особенно сложной и взрывоопасной стала обстановка в первой половине 80-х годов. То, что именно Вашингтон является инициатором гонки вооружений, подтвердил президент США, заявив 22 мая 1984 года, что русские не смогут с нами тягаться и не выдержат соревнования в области наращивания вооружений. Еще в 1981 году Белый дом объявил свою "стратегическую программу перевооружения Америки". Эта программа предусматривала создание новых типов МБР "MX" и "Миджитмэн", баллистической ракеты "Трай-дент-2" для подводных лодок, крылатых ракет большой дальности всех видов базирования (воздушного, морского и наземного) и новых стратегических бомбардировщиков "В-1В" и "Стелт". Многие из этих вооружений в ближайшее время войдут в боевой состав вооруженных сил США. Продолжается развертывание ядерных ракет средней дальности США в Европе. Совершенствуются обычные вооружения, которые по своей разрушительной мощи приближаются к ядерному оружию. И все же ни одна из этих систем не только не создаст преимуществ для США, но и не укрепит их безопасность.
Реальность сегодняшних дней такова, что экономические, научно-технические и другие возможности промышленно развитых государств не позволяют какой-либо одной стране или группе государств рассчитывать на достижение военного превосходства. Не случайно ядерная политика США - политика "с позиции силы" - ныне зашла в тупик. Но, пожалуй, самое главное состоит в том, что теряют смысл и расчеты Вашингтона на победу в ядерной войне вследствие неотвратимости ядерного удара возмездия. В этих условиях, не желая осознать реалии ядерно-космического века, США и некоторые их союзники по НАТО пытаются найти выход из "ядерного тупика" через космос. Руководители Белого дома одурманивают себя тем, что якобы с помощью "звездных войн" они смогут вырваться вперед в военном отношении и диктовать свою волю Советскому Союзу. Но потуги Вашингтона тщетны. Ставка на космос, на космические вооружения, созданные на основе новых физических принципов, несостоятельна. Советский Союз располагает необходимым материальным и интеллектуальным потенциалом, чтобы сорвать поползновения США на приобретение для себя военного превосходства. Военно-стратегический паритет был и остается объективным фактором сдерживания.
Вместе с тем высокие темпы гонки вооружений, совершенствование систем оружия в конце концов могут привести к тому, что уровень военного паритета сам по себе будет угрожающе опасен для дела стабилизации стратегической обстановки и сохранения мира. Оружие может выйти из-под контроля человека. Он окажется во власти компьютеров и автоматов. Ядерный хаос может возникнуть из-за случайной ошибки или технического сбоя в электронных устройствах.
Советский Союз против такого развития ситуации. Он за то, чтобы сложившийся паритет в военной области стал тем рубежом, с которого начнется ликвидация ядерного оружия.
В Политическом докладе ЦК XXVII съезду КПСС красной нитью проходит мысль о том, что необходимо прежде всего намного снизить уровень военного противостояния и достигнуть равной безопасности на предельно низком уровне стратегического баланса, из которого необходимо полностью исключить ядерное и другие виды оружия массового уничтожения.
Ракетно-космический век ломает привычное представление о безопасности. Сегодня безопасность может быть только взаимной, а в масштабе человечества в целом только всеобщей. С учетом накопления колоссального количества средств массового уничтожения она не может и не должна строиться на военной силе или угрозе ее применения, Это означает, что не только сама ядерная война, но и подготовка к ней, то есть гонка вооружений, не могут принести политического выигрыша никому. Сейчас безопасность каждого государства все больше и больше зависит от того, насколько серьезно оно учитывает и уважает безопасность своих противников. Эту мысль очень четко выразил М. С. Горбачев в своем выступлении по поводу советско-американской встречи в Женеве: "...мы, например, не хотели бы изменения стратегического баланса в свою пользу. Не хотели бы потому, что такая ситуация усилит подозрительность другой стороны, увеличит нестабильность общей ситуации".
Советский Союз категорически против пробы сил в области создания новых видов и систем оружия. Пока существует баланс сил и космос свободен от оружия, нужно идти к совместному пониманию того, какой минимальный уровень вооружений у каждой из сторон можно считать достаточным с точки зрения ее обороны. Несмотря на наличие асимметрии в структуре вооруженных сил сторон, Советский Союз считал и продолжает считать, что нет такого вида оружия, который нельзя было бы сократить при наличии взаимного подхода и доброй воли партнеров по переговорам. Разумеется, такие решения должны вырабатываться за столом переговоров, исходя из принципа равенства и одинаковой безопасности.
Подходя с высокой ответственностью к судьбам человечества, Советский Союз выдвинул крупномасштабные и исключительно важные инициативы в деле понижения уровня существующего военного равновесия как в ядерной области, так и в области обычных вооружений и вооруженных сил.
Основой этих инициатив является программа ликвидации ядерного оружия на земле к 2000 году. На протяжении трех этапов, которые занимают по времени в общей сложности 15 лет, предусматривается сбалансированное по объему и по категориям ядерных средств их сокращение вплоть до полной ликвидации. Реалистичность этой программы заключается в том, что она конструктивна и не ущемляет интересы безопасности ни одной из сторон. Она предусматривает сокращение ядерных вооружений таким образом, чтобы с первого до последнего этапа сохранялось примерное равновесие сил.
Убедительным примером тому является первый этап программы. При договоренности о запрете на ударные космические вооружения на этом этапе предлагается сократить только советские и американские вооружения. На 50 процентов сокращались бы ядерные средства, достигающие территории друг друга, а Европа при этом освободилась бы от ядерных ракет средней дальности СССР и США. Что касается вопроса о ракетах средней дальности в европейской зоне, то Советский Союз готов к его решению вне непосредственной связи со стратегическими и космическими вооружениями. Иначе говоря, здесь можно было бы достичь самостоятельного решения в ближайшее время.
Крупное сокращение ядерных вооружений с американской и советской сторон на первом этапе делает правомерным и справедливым постановку вопроса о том, чтобы другие европейские ядерные державы количественно не наращивали свои соответствующие арсеналы, а США воздержались от поставок своих стратегических и средней дальности ракет другим странам.
Так могло бы начаться понижение уровня существующего военно-стратегического паритета. Объективные возможности для этого есть. От США требуется проявить политическую волю и готовность претворить в жизнь договоренности, достигнутые в ходе женевской встречи в верхах. Невозможность победы в ядерной войне, отказ от достижения превосходства над другой стороной, ускорение переговоров по ядерным и космическим вооружениям, а также других переговоров, затрагивающих вопросы безопасности и разоружения, воплощены в советских предложениях. Они нашли свое суммарное отражение в идее создания всеобъемлющей системы международной безопасности, охватывающей все сферы деятельности мирового сообщества. Основы такой системы безопасности изложены в материалах XXVII съезда КПСС. Они могут стать исходной точкой для продуктивного диалога руководителей стран мирового сообщества. Такой диалог особенно важен между пятью ядерными державами.
Естественно, пока гонка вооружений продолжается и угроза ядерной войны не исключена, военно-стратегический паритет между СССР и США, Варшавским Договором и НАТО остается военно-политическим фактором сдерживания. Для того, чтобы угроза ядерной войны была навечно стерта с лица земли, - нужно изъять из обращения как ядерное, так и другие виды оружия массового уничтожения. Военные потенциалы необходимо ограничить пределами разумной достаточности. Сегодня этот предел лимитируется позициями и действиями США и их партнеров по блокам. И с этим не может не считаться Советский Союз. Он будет прилагать все усилия для того, чтобы обороноспособность страны находилась на уровне, исключающем военное превосходство сил империализма. Это особо подчеркивалось на XXVII съезде КПСС.
Журнал "Международная жизнь", No 6
20.06.1996 г.