10 августа 2005
2481

Юрий Лужков: `Свобода печатать и право знать`

В своей статье Мэр Москвы развивает тему свободы доступа к информации в современном обществе

Ровно год назад Юрий Лужков выступил с программной статьей об урегулировании ситуации в новом сегменте информационного пространства - Интернете. Его предложения о гарантии прав как потребителей Мировой паутины, так и провайдеров вызвали большой резонанс и стали отправной точкой развернувшейся дискуссии. Сегодня автор анализирует распространение информации через печатные СМИ.

Кто постарше, помнят газетную рубрику "Письмо позвало в дорогу". Так вот, адресованные мне многочисленные письма газетных и журнальных издателей, распространителей печати, а также известное напряжение, периодически возникающее между издателями из-за "места под солнцем" в системе оптовой и розничной торговли печатными СМИ, побудили разобраться в технологиях доставки информации потребителю. Эта многоаспектная проблема чрезвычайно важна для эффективного управления столицей.

Согласно данным экспертов у рядового россиянина в среднем запланировано на покупку избранного им издания порядка девяти-десяти рублей в день. Объем печатной розницы тем не менее неуклонно растет. Только за прошедший год он увеличился в стране на 22 процента и в стоимостном выражении превысил один миллиард долларов. Причем речь идет не только о ценовых показателях (чего греха таить, инфляция постоянно вздувает цены на газеты, как и на любой другой потребительский товар), но и о росте физических объемов продаж.

И достигается такой прогресс на специфическом газетном рынке не только благодаря постоянно взрываемым информационным бомбам, но и в значительной степени за счет совершенствования методов и форм торговли, более гибкой рекламы изданий. И даже за счет особенностей географии газетной торговли.

Для нас, городских властей, периодическая печать - это улица с двухсторонним информационным движением. Очень мне нравится формула: "Хорошая газета - это разговор нации с самой собой". Насколько такой разговор, постоянный диалог необходим, показали события вокруг недавней монетизации льгот. Вот уж когда не хватило настоящей общенациональной дискуссии на страницах популярных и авторитетных газет. Одно телевидение с такой задачей справиться не может.

Газета - это инструмент интерактивной связи с населением. Нельзя допустить, чтобы такая связь оказалась нарушенной чисто технически, чтобы читатель и газета разминулись, чтобы, условно говоря, наш общественный транспорт окончательно перестал быть "самым читающим в мире". Вот почему проблема распространения, доступности периодики становится проблемой не инфраструктурно-торговой, а политической, одной из проблем системы городского управления. А значит, приоритетной для городского правительства.

Сегодня московского читателя спешат "завербовать" постоянно появляющиеся новые газеты и журналы. У потребителя в глазах рябит от обложек. Вот тут-то на сцену и выходит продавец, наглядно демонстрирующий классический "совковый" подход: вас много, а я один. Нет, продавцов и распространителей, конечно же, немало, но ни один киоск или прилавок не может переварить более тридцати - сорока наименований из нашего печатного изобилия. И тогда в дело вступают факторы теневой конкуренции. Владельцы сетей распространения прессы попросту называют сумму, в которую тому или иному изданию обойдется привилегированное место на прилавке или размещение его рекламного слогана на витрине. А зачастую необходимо заплатить просто для того, чтобы твою печатную продукцию взяли на реализацию.

Словом, конкуренция содержания подменяется конкуренцией кошельков издательских холдингов. Нормально, если в киоске на невыгодной позиции размещено популярное издание с устоявшейся аудиторией - его читатель и так спросит. А если на задворки рынка принципиально задвинут новый интересный журнал, у издателей которого нет лишних десяти тысяч долларов, чтобы приобрести для своего детища привилегированное место на витрине? Да и сам господин распространитель уже получил солидную сумму просто за факт своего существования, сумму, которая обеспечивает ему достойную норму прибыли, а потому и стимула заниматься дармовым просветительством у него нет никакого. Продаст он недорогие, но важные для города газеты, источники текущей информации или не продаст - в убытке не останется. И в этом кроется серьезнейшая проблема.

Еще легендарный издатель "Нью-Йорк таймс" А. Сульцбергер повторял: "Суть дела не в свободе издателя печатать, а в праве граждан знать". И для того, чтобы на нашем рынке периодики действительно расцветали "сто цветов", необходима продуманная и последовательная позиция и политика властей всех уровней.

Часто приходится слышать, что бедные издания не могут быть свободными. Свобода слова базируется, как ни крути, на экономической самостоятельности газет и журналов. Для этого они должны пользоваться как минимум несколькими источниками финансирования, что само по себе исключит прямой диктат некоего генерального спонсора. Но, как и прежде, основной источник доходов периодики - реклама. Желательно официальная и открытая, а не скрытая, пиаровская.

Общая финансовая стабилизация в стране благоприятно сказывается на объемах рекламы, помещаемой на страницах печатных СМИ. По итогам прошлого года общая сумма рекламных платежей прессе достигла 1,29 миллиарда долларов. Однако рекламные доходы распределяются неравномерно, а рекламодателей превыше всего интересуют тиражи и целевая аудитория, на которую ориентируется то или иное издание.

Следовательно, изданию, в том числе важному для текущего информирования граждан, для поддержания интерактивной связи горожан и властей, необходим достойный внимания крупных рекламодателей тираж, который во многом зависит от благорасположения к этому изданию со стороны распространителей. Такой вот замкнутый круг.

Естественно, власти не могут напрямую влиять на "политику раскладки" торговцев печатной продукцией. Рынок есть рынок, а распространение периодики такой же бизнес, как и всякий другой. Однако обеспечение равного доступа москвичей к информации может стимулироваться за счет создания для распространителей особого, с учетом характера их товара, режима работы.

В конечном итоге от властей разного уровня зависит география газетной торговли, то есть размещение торговых точек - от традиционных киосков и маневренных лотков до настоящих супермаркетов. На первый взгляд столичные цифры - 2500 газетных киосков, 750 лотков, более тысячи так называемых ручников - впечатляют. Но ведь важно не только сколько, но и где. Пока о газетных киосках "шаговой доступности" говорить несколько рано. Не говоря уже о том, что достаточно долгое время торговцев печатным словом пытались вытеснить из "хлебных" мест ежедневного массового мигрирования москвичей, предпочитая размещать там более доходные в смысле налогового, да и иного обложения точки.

Между тем именно география во многом предопределяет политику распространения. Без сомнения, ассортимент киосков и лотков зависит от характера района. В дорогих супермаркетах, естественно, на виду будут дорогие глянцевые журналы, которые самоубийственно в избытке завозить в спальные районы горо-да - там на лотках будет преобладать городская пресса, федеральные и спортивные издания. Та периодика, которую с полным правом можно назвать социально значимой. То есть сам потребитель, его устоявшиеся вкусы и возможности диктуют условия торговли.

А уж как разместить торговые точки, как заранее просчитать места их дислокации в новых, развивающихся районах - это реальная задача властей. Иными словами, на величину тиражей, на стоимость периодики и в конечном итоге на ее доступность массовому потребителю можно влиять и формами организации торговли.

В целом же, мне кажется, описанные перекосы - следствие ошибок в анализе единого национального информационного пространства. Некоторые горячие головы просто поспешили списать со счетов печатные СМИ, полагая, что им на смену придут телевидение и Интернет. Так в свое время крупнейший теоретик информационной сферы канадский ученый М. Мак-Люэн провозгласил "конец эры Гуттенберга", наивно полагая, что телевидение убьет книгу.

Прошло несколько десятилетий, а книга, как высшее проявление человеческого интеллекта, не просто продолжает существовать, но питает и интернет-сайты, и само вездесущее телевидение. Другое дело, что текст может уже распространяться не только на бумаге, но и на компакт-диске, и по электронной почте. Традиционные и новые формы доставки и сохранения информации не уничтожают, а, наоборот, все более органично дополняют друг друга.

При этом и сейчас есть досужие фантасты, которые не видят будущего у бумажных информационных носителей. По их мнению, в относительно близком будущем главным инструментом доставки информации во все дома станет некий гибрид телевидения и Интернета, интерактивное информационное поле, на котором каждый может выступить не только потребителем, но и создателем информации.

Может быть, так и будет, но пока москвичи каждое утро спешат в киоск за любимой газетой. Диалог власти и общества в печатной периодике продолжается, и конца ему я что-то не наблюдаю.

10 августа 2005 г.
ЗАО ИД "Комсомольская правда", 2002
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован