01 апреля 2009
1249

Юрий Манн: `Насколько у нас умеют приноравливаться к обстоятельствам!`

 



1 апреля — 200 лет Н.В. Гоголю. Россия и Украина воюют не только за газ, но и за юбилей

В юбилеях Гоголя более отражается потомство, чем он сам. Наверное, в этом крест слишком глубокого писателя, искавшего дойти в своих зрелых книгах до решения судьбы России. Так тонок и неоднозначен текст Гоголя, что толковать его по-своему может чуть не каждый — при наличии известной бойкости в мыслях.

…Вот Москва 1909 года — с открытием памятника Н.Н. Андреева, с пылкими и туманными эссе символистов. Вот державная Сорочинская ярмарка 1952-го. А что проступит в зеркалах юбилея-2009 — мы только наблюдаем.

Но сегодня `Новой газете` рассказывает о Гоголе самый спокойный, объективный и знающий голос. Профессор Юрий Манн — известный историк русской литературы XIX века, исследователь Гоголя, главный редактор нового академического собрания сочинений. Только что вышла в свет книга Ю.В. Манна `Гоголь. Завершение пути: 1845—1852` — третий том фундаментальной биографии, с замечательным этюдом о путешествии Гоголя в Палестину, ко Гробу Господню в 1848 году, с продуманными и точными страницами о Гоголе в Оптиной пустыни, о Белинском и отце Матвее, о последней болезни и сожжении `Мертвых душ`.

— Юрий Владимирович, начнем с Гоголя-невозвращенца. Осенью 2008 года Андрей Битов, Михаил Жванецкий, Инна Чурикова, Марк Захаров и другие добрые люди направили в Госдуму письмо с предложением вновь перенести андреевский памятник Гоголю на Гоголевский бульвар. Ваша подпись под письмом была первой.

— Инициатива была не моя. Но я ее поддержал. Памятник Андреева предназначен именно для этого места на Бульварном кольце. Ведь когда готовились к юбилею 1909 года, рассматривался и нынешний вариант: установка на Никитском, во дворе дома Толстого-Талызина, где жил последние два года и умер Гоголь.

Но камерный дворик не выбрали: памятник Андреева предназначен для обозрения.

К нему обычно шли сзади, от Пречистенки. Видели это согбенное туловище… разглядывали слева-справа… смотрели в лицо. И невольно (мне так кажется) вспоминали слова Тургенева о Гоголе: `Какое ты умное, и странное, и больное существо!`

— Возвращение-2009 не сбылось: Гоголь Томского, что `от советского правительства`, стоит неколебимо. Как двойник. Здесь есть мистика?

— Полагаю, мистики нет. А определенные смыслы есть. Гоголь никогда у нас не был непризнанным писателем (в отличие, скажем, от Достоевского). Но юбилей 1952 года, 100-летие его смерти, проходил в определенной атмосфере: борьба с космополитизмом, борьба с упадничеством. Говорят, памятником Андреева был недоволен Сталин: он ведь постоянно проезжал мимо — и странный угрюмый бронзовый человечек раздражал его.

И до сих пор ведь можно услышать: нам нужен Гоголь понятный… А что Гоголь Андреева говорит народу?

Почти в то же время на XIX съезде партии Маленков сказал: `Мы за смех. Нам Гоголи и Щедрины нужны`. Вскоре полетела знаменитая эпиграмма: `Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины. И такие Гоголи, чтобы нас не трогали`.

Вот тот Гоголь, которого соорудил Томский к юбилею 1952 года, — он никого не трогает. Стоит себе на бульваре благодушный мужчина. Смотрит…

И кстати: насколько у нас умеют приноравливаться к обстоятельствам! Я недавно в одной газете вычитал, что Гоголь Томского смотрит глубоким христианским взглядом.

— У-у, какая забористая смесь! Декокт державностей — старой, новой, еще новее. Это очень нынешняя микстура.

— Во всяком случае, были предприняты колоссальные усилия, чтобы именно Гоголь Томского остался на миру и на виду. Со всем тем духом, что витает вокруг него.

Может быть, в этом и главный смысл `непереноса`. Я сам слыхал от весьма известных людей: самый праздничный и народный юбилей Гоголя был в 1952 году!

— 1952-й — 100-летие смерти Гоголя, 1954-й — 300-летие воссоединения Украины с Россией. Тоже праздновали пышно — и Гоголевские дни стали отличным прологом.

Ныне политтехнологии другие… Как вы думаете: делят ли Гоголя две страны?

— К сожалению, делят. Больше даже украинцы, чем русские. Этот дележ наносит огромный вред культуре обоих народов. В нем есть что-то залихватски легкомысленное, почти хлестаковское. Гоголь сам говорил, что не знает, какое у него сердце — велико русское или малороссийское…

— А внутри России есть ли попытки `делить Гоголя`? Например, на Гоголя `западников` и Гоголя `славянофилов`?

— Это сложный вопрос. И болезненный. Особенно сейчас, в связи с особо… м-м… умиленным и возвышенным настроением нашего общества. И Гоголя пытаются истолковать в некоем квазирелигиозном смысле.

Конечно,  он — художник глубоко христианского мировоззрения. Но делать из Гоголя какого-то дьячка сельской церкви — глубоко неблагодарное занятие.

— Как вы относитесь к `Выбранным местам из переписки с друзьями`?

— Это удивительная книга. Она очень наивна — и в то же время очень глубока. Главное ее достоинство (если быть схематичным): Гоголь понимает — а это ведь не все понимают! — что переустройство общества необходимо начинать с себя. Что оно невозможно без соответствующего воспитания (по Гоголю — христианского) каждого человека.

Я не без страха смотрю на расцвет тенденции… не хочу называть конкретных имен… махровой, якобы патриотической (хотя, по-моему, от патриотизма тут и тени нет), псевдо-российской. Тем более: на попытки сделать Гоголя союзником. Посмертно.

…А у него и монархизм был особого рода: Гоголь строго спрашивал с людей, облеченных властью. В том числе, между прочим, и с императора.

Гоголь хорошо относился к Николаю I. Но требовал, чтобы и император неукоснительно исполнял свою должность. Проходил свое поприще, как он любил говорить. `Должность`, `поприще`, `долг` — ключевые слова Гоголя 1840-х. И `Выбранных мест из переписки с друзьями`. Министр — поприще, прокурор — поприще, и дворянин, и крестьянин… И путь замужней женщины, и роль красавицы: все поприща.

Некорректно видеть в `Выбранных местах…` типичную утопию: Гоголь ведь не переносит действие в некое идеальное царство, где происходят поучительные события аллегорического толка.

Его волнует эта страна, эти люди 1840-х — но преображенные.

Как ни серьезно он относился к своему поприщу, но был способен и к самоиронии. Он говорил: `Я размахнулся таким Хлестаковым` — именно по поводу `Выбранных мест из переписки с друзьями`.

Гоголь хорошо понимал: мало показать `образцы людей`, надо наметить и пути к ним из реальности. Одна из причин сожжения первого варианта второго тома `Мертвых душ` в 1845 году — в этом. Найденные им самим пути казались автору схематичными…

А указать другие он не смог. И судил себя, карал себя строго.

— Есть ли у нас хоть тень шанса когда-либо обнаружить завершенную рукопись второго тома `Мертвых душ`? Редакцию, сожженную зимой 1852-го?

— Я тут пессимист. Думаю, такого шанса нет. Есть разные мнения. Гейр Хетсо, норвежский славист, автор замечательной книги о Баратынском, полагает, что рукопись второго тома могли спрятать какие-то друзья Гоголя. Например, будущий обер-прокурор Синода Александр Петрович Толстой (обитатель того самого дома на Никитском). Или даже будущий Александр II, тогда еще наследник, с которым Гоголь был знаком.

А потом рукопись якобы попала в некую частную коллекцию, и когда-нибудь будет извлечена. Но я эту гипотезу не разделяю.

…Есть предположение — на мой взгляд, совсем уж фантастическое! — что рукопись второго тома может быть когда-нибудь найдена в архивах КГБ. Даже уточняющее предположение: на Лубянку рукопись Гоголя попала из архивов императорских `спецслужб`, потому что КГБ по нынешним понятиям был правопреемником Третьего отделения.

Это, конечно, бред. Начиная с убеждения части публики в правопреемстве КГБ

Нет, я почти уверен: рукопись он уничтожил сам. В моей книге `Гоголь. Завершение пути` последняя глава  об этом: `Почему же был сожжен второй том `Мертвых душ`?

Еще могут быть какие-то частные находки в архивах. Какие-то строки. Какой-то листик. И такие находки уже были.

Но… счастье, что хоть сохранились пять глав, правда, в неполном и  в незавершенном виде.

— Гоголю все-то сопутствует `мышья беготня` ужаса. Чего стоят легенды о переносе его праха на Новодевичье кладбище. При вскрытии гроба один советский писатель отрезал полу его сюртука,  а затем переплел в нее первоиздание `Мертвых душ`. Другой вынул ребро из гроба, держал в кабинете и однажды получил от коллег записку а-ля `Тарас Бульба`: `Що, сынку! Помогло тоби мое ребро?` В этих рассказах есть хоть тень истины?

— Не знаю. И не выяснял, говоря по совести. Но Гоголь может предрасполагать к таким поступкам… если человек нестоек. И к легендам предрасполагает: до сих пор ведь бродит легенда, что его похоронили живым.

Он действительно боялся летаргического состояния. Но хотя бы это предупреждение должно было соответствующим образом настроить его врачей. Я не врач. Люди более компетентные говорят, что можно было что-то сделать в дни последней болезни Гоголя.

И все-таки его лечили не пройдохи: это были лучшие врачи своего времени.

Кроме того, есть документы. Я когда-то нашел и опубликовал письмо скульптора Рамазанова Нестору Кукольнику: Рамазанов снимал с Гоголя посмертную маску. Он свидетельствует: посмертную маску снять с человека живого невозможно.

— `Умным, и странным, и больным существам` (зовись они Андреем Белым или Шостаковичем) Гоголь всегда был необходим. На днях его назвали `самым инновационным автором своего времени`: и тоже ведь верно…

Но что вы думаете о Гоголе `строевом`, школьном — с отхватом наизусть `Птицы-тройки`?

— Я полагаю, что нет более благодарного материала для изучения в школе, чем Гоголь. И нет более благодарного материала для юношеского чтения, чем, скажем, `Невский проспект`. Я помню, какое впечатление на меня, школьника, произвела эта повесть. Даже решила в какой-то степени мою судьбу.

…И не только `Невский проспект`, но и `Мертвые души`. В последний год Отечественной войны мы со школьным приятелем Леней Казаровицким решили немножко подзаработать: купить билеты во МХАТ на декаду, а потом продавать их у входа. В Москве был еще комендантский час, нас чуть ли не каждый милиционер останавливал: куда идете так рано? Но все же мы дошли до Камергерского и билеты купили.

Тогда это называлось `спекуляция`, теперь — просто `бизнес`. Однако бизнес наш провалился: я тогда не знал, что мало одного твоего желания что-то продать, надо, чтобы кто-то еще хотел это купить.

Однако ни один человек такого желания не проявил. Ну  что делать? Нам пришлось ходить на все спектакли подряд…

В эту декаду я посмотрел `Мертвые души` два раза в исполнении гениальных актеров: Ливанов — Ноздрев, Белокуров — Чичиков. Несколько дней подряд проигрывал спектакль про себя. И тут же раздал своим школьным приятелям гоголевские имена…

— То есть вы пытались вступить на поприще юного Павлуши Чичикова — но рука судьбы вас тотчас сурово повернула на поприще будущего биографа Гоголя и главного редактора его академического собрания. Как движется собрание?

— Запланированы 23 тома. В каждом почти 60 авторских листов. Сейчас вышли первый и четвертый. Третий задержан в производстве. У нас готов еще один том собрания: первая часть первого тома `Мертвых душ`. Но издательство его не принимает.

— Издательство `Наука`? Сейчас, на пике юбилея? А почему?

— Денег нет на производство и выпуск тиража. Так что мы сейчас хлопочем…Надеемся, что издательство и Академия наук нам помогут.

— Ныне очень спорят: один особняк или два должен занять дом-музей бездомного Гоголя? Во всех округах г. Москвы развернуты смотры чтецов и конкурсы сочинений (тоже ведь дела затратные). А мизерных денег на академическое издание `Мертвых душ` нет? Ведь и на первый том в 1990-х у казны РФ денег не было — пока не дал грант 2000 евро магазин французской книги `Панглосс`. А потом писали, что собрание Гоголя выходит на `японские деньги`.

— Нет, это не совсем так. Французский грант действительно был, но издан том в основном на российские деньги. А японцы тут вообще ни при чем.

— Юрий Владимирович, глядя сегодня окрест себя, часто ли вы думаете: `Вот уж гоголевская гримаса!`?

— Даже трудно сказать. Потому что Гоголь для наших гримас — слишком милосердная фигура. Я чаще вспоминаю о Кафке. Хотя Кафка с Гоголем связан тесно.

Для наших абсурдов, для наших нелепостей Гоголь слишком добр. Даже — простите меня — слишком оптимистичен, чтобы можно было применять его к этим самым гримасам.

Скорее уж Щедрин… Я знал человека, который каждый год насквозь перечитывал всего Щедрина. И каждый год находил у него новые пророчества и созвучия: жизнь все время догоняла Щедрина.

Беседовала
Елена Дьякова

01.04.2009

www.dotravel.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован