08 августа 2007
2306

Юрий Сивков: Регата была на сюрпризы богата

После грома победных фанфар

24 июля после награждения победителей и призеров были спущены флаги 33-й Соловецкой регаты. В трех гоночных группах из пяти победили северодвинские яхтсмены (в прошлом году - в двух). В итоге кубок комитета по физической культуре и спорту администрации области вручен руководителю северодвинского яхт- клуба "Север" старейшему яхтсмену города П. Коренюгину.

Присутствовавший на церемонии закрытия член Совета Федерации от Архангельской области Ю. Сивков, пожелав спортсменам успехов в новых стартах, заверил, что будущее у Соловецкой регаты есть, и обещал пригласить главного яхтсмена страны - президента Всероссийской федерации парусного спорта и полпреда президента РФ в Госдуме А. Котенкова.

Поход тринадцатого года...

Архангельский речной яхт-клуб был создан до революции, в 1916 году, а вот отчет о первом походе яхты "Сиддарта" на Соловецкие острова газета "Архангельск" опубликовала в июле 1913 года.

Соловецкая регата впервые была проведена в 1974 году. У ее истоков стояли известные яхтсмены Ю. Аниси-мов (Архангельск) и северодвинцы П. Коренюгин и В. Мардаровский. Поначалу регата брала старт в устье Северной Двины, в течение недели яхтсмены проходили не-сколько этапов общей протяженностью 320-340 миль.

С 80 года продолжительность нок увеличилась до полутора недель, а общая протяженность - до 400 миль. Расширилась и география. Этапы стали проходить не только по Двинской и Онежской губе, но и в Кандалакшском зали-не Белого моря. С прошлого года и старт, и финиш проводятся у приемного буя гавани Благополучия Большого Соловецкого острова. Регата относится к гонкам третьей категории сложности.

Организаторами 33-й Соловецкой выступили областная федерация парусного спорта, комитет по физкультуре и спорту администрации Архангельской области и Соловецкий государственный музей- заповедник. Она была посвящена 65-летию создания Соловецкой школы юнг.

И в шторм, и в штиль

Программа 33-й регаты включала пять гонок общей протяженностью около 400 миль. Первая гонка 15 июля представляла четыре петли общей длиной 120 миль, которые яхтсменам предстояло совершить из гавани Благополучия вокруг ближайших островов. Главный судья соревнований А. Дулатов предупреждал: "Гонке может помешать только полный штиль или сильный шторм". И штиль был, да еще сопровождаемый густым туманом. Был и шторм, да такой, что яхты "Феникс" (Архангельск) и "Водный мир" (Чупа) не смогли финишировать из-за поломок. Организаторы регаты даже сократили этот этап до 95 миль.

Второй этап протяженностью 65 миль вокруг Соловецких островов тоже стартовал в условиях полного штиля, а финишировать снова пришлось в тяжелый шторм. Третья гонка до острова Сосковец в Кандалакшском заливе была самой драматичной. Семибалльный шторм изрядно потрепал яхты. Досталось всем, а сломавший мачту "Водный мир" был вынужден красной ракетой подать сигнал бедствия - на помощь пришли пограничники.

Отдохнув на Сосковце, приведя в порядок мачты и заштопав порванные паруса, 22 июля яхтсмены пустились в обратный путь. Четвертая гонка регаты была самой спокойной: ветер и волна - попутные, только перед самым финишем в гавани Благополучия спортсменов настиг штиль.

После этой гонки в трех группах победитель был практически определен: "Интерлопер" (Архангельск) и северодвинские яхты "Шанс" и "Олимп". Кстати, они победили и в последней, самой короткой гонке, для них ничего не решавшей, но зато эта гонка вывела на первое место северодвинский "Странник" и "Водный мир" из Чупы.

Впервые

Зрителям впервые была предоставлена возможность наблюдать развитие событий в море: на борту теплохода "Василий Косяков" все желающие смогли сопровождать первую, а также последнюю гонки. Правда, желающих нашлось немного. Впервые была разработана и реализована совместная программа участников регаты, Соловецкого музея и местной администрации. Впервые проведен день открытых дверей, когда туристы и паломники могли зайти на яхты и ознакомиться с условиями жизни спортсменов и даже совершить парусную прогулку по гавани. Впервые у регаты появились свои флаг и логотип, была написана песня, которая, возможно, станет гимном соревнований.

Победа куется на берегу

Сейчас в нашей области существуют Архангельский речной яхт-клуб и архангельский парусный центр "Норд", а также яхт-клуб "Север" в Северодвинске. В прошедшей регате участвовали и яхтсмены из карельской Чупы, хотя в разные годы участниками беломорских гонок были яхты из Петрозаводска, Мурманска, Кандалакши, Москвы, Санкт-Петербурга, других городов.

Из 23 изъявивших желание участвовать в регате прибыло на Соловки 18 экипажей, а фактически стартовало лишь 15 - по три яхты в гоночной группе, то есть призовое место было практически обеспечено каждому. По мнению самих яхтсменов, сроки проведения 33-й Соловецкой регаты выбраны не совсем удачно, что не позволяет расширить географию участников: многие в это же время стартуют в других парусных гонках.

Теперь о гоночных группах. Исходя из конструкции, водоизмещения яхт и способности нести парусное вооружение, их было пять. В трех группах выступали северодвинские яхтсмены, причем в двух группах победа наших земляков была предсказуема, и только в третьей "Белая ночь" из маленькой карельской Чупы на равных боролась с нашими земляками. В двух гоночных группах наших яхт просто не было.

Парусный спорт в Северодвинске "стареет". Достаточно заметить, что к победам наших гонщиков вели и ведут ветераны паруса П.Коренюгин, В.Пермиловский. Сравнительно молодой экипаж лишь на "Олимпе", где капитаном Д.Рубчевский, да у С.Тетеревлева на "Союзе" и у А.Витязева на "Радуге" в гонках участвовало по юнге. И только. А вот в экипажах из Чупы молодежи предостаточно, у них даже есть студенческий экипаж. Кто у нас будет гоняться, когда уйдут ветераны?

Подготовка судов. Как нетрудно догадаться, победа куется на берегу. А куется она за счет средств самих яхтсменов. Содержание яхт, их оборудование согласно последним гоночным требованиям дело недешевое. Получается: если есть в экипаже человек состоятельный или нашелся щедрый спонсор - будет на судне все необходимое, а значит, получит эта лодка преимущество перед соперниками. А если нет? Почему в первой группе состязаются только архангелогородцы? Да потому что в Северодвинске яхт такого класса просто нет.

Приобрел Архангельский речной яхт-клуб потрепанный балтийскими ветрами "Интерлопер" - и нет ему теперь равных в первой гоночной группе: для всех яхт штиль, а тот идет, словно ветер только для него и дует. И хотя наши городские власти обеспечивают яхт-клубу оплату электроэнергии и зарплату сторожей, получается, что паруса, которые несут но морям гордое имя Северодвинска, наполняются, в основном, благодаря энтузиазму самих яхтсменов.


08.08.2007

Александр ШИРШИКОВ

Северный рабочий

arhpress.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован