Предполагается, что с отменой Единой тарифной сетки с унификацией и уравниловкой в оплате труда 15-миллионной армии бюджетников с 1 октября 2003 г. будет покончено. К концу года средний заработок в социальной сфере возрастет по меньшей мере на 33%. Разные по статусу, талантам и заслугам люди, например, хирург с мировым именем и сельский фельдшер, суперзвезда Большого театра и работник сельского клуба, университетский преподаватель и школьная уборщица, будут "разведены" по 30 отраслевым и суботраслевым сеткам, а их оклады дифференцированы в зависимости от сложности работы, квалификации и специализации учреждений.
О причинах отказа от ЕТС, о новой системе оплаты труда, которая коснется каждого четвертого занятого в экономике страны, о ее преимуществах и задачах - в интервью первого заместителя министра труда и социального развития Российской Федерации Валерия ЯНВАРЕВА.
Валерий Андреевич, начнем с главного - с сути предстоящей реформы. Каковы ее цели и в чем смысл предлагаемых мер?
Основная цель новаций - существенное повышение зарплаты работникам бюджетной сферы. С помощью реформы мы также надеемся приблизить МРОТ к прожиточному минимуму и довести в перспективе средний заработок бюджетника до 70-80% зарплаты в промышленности.
Решение этих задач невозможно без кардинальных изменений, суть которых - в отказе от изжившей себя Единой тарифной сетки, переходе к отраслевым системам оплаты труда, максимальном расширении прав региональных и муниципальных органов власти по зарплатному регулированию в подведомственных им организациях и учреждениях.
Однако некоторые специалисты полагают, что ЕТС еще не исчерпала свой ресурс, а предлагаемый отраслевой подход - шаг назад.
Давайте будем реалистами. Бюджетники сегодня получают в полтора раза меньше, чем работники промышленности. Их зарплатный уровень существенно отстает и от того, что обеспечивает нормальную жизнь и деятельность. И хотя по средним показателям уровень оплаты труда бюджетников превышает прожиточный минимум примерно в 1,5 раза (а в отдельных отраслях - даже в 1,7 раза), все равно значительная часть ставок и окладов работников этой сферы (особенно первые разряды) существенно отстает от ПМ.
Но ведь ЕТС - далеко не главная причина такого положения. Размер ставок и окладов зависит прежде всего от того, сколько средств на эти цели государство выделяет из бюджета.
Бесспорно, зарплатная ситуация в социальном секторе во многом зависит от экономических возможностей государства. Однако существенные различия в динамике оплаты труда в промышленности и бюджетной сфере свидетельствуют о серьезных дефектах ЕТС. Очевидно, что принципы жесткого зарплатного регулирования, не обеспечивающие требуемой эффективности, полностью себя дискредитировали.
Да, в условиях высокой инфляции ЕТС сыграла положительную роль, компенсировав рост потребительских цен и обеспечив необходимую дифференциацию оплаты труда в соответствии с его сложностью. Сегодня Единая сетка полностью исчерпала свои возможности. Год назад мы попытались дать ей вторую жизнь, максимально сжав и сократив дифференциацию между крайними тарифными разрядами - с 10 до 4,5. Увы, восстановить ее статус не удалось: доля надтарифных выплат не только не уменьшилась, а, напротив, возросла до 40-80% заработка.
Мы убедились, что жесткие рамки ЕТС, а также требования нового ТК не позволяют осуществить систематизацию действующих зарплатных нормативов. В условиях снижающейся инфляции становится неоправданной и жесткая схематизация должностей, не позволяющая учитывать особенности труда бюджетников, не мотивирующая их к росту производительности, не повышающая их заинтересованности в эффективном функционировании бюджетных организаций, скажем, школы или больницы.
С изменением системы межбюджетных отношений принципы функционирования ЕТС вступили в противоречие и с действующим законодательством: региональные и муниципальные бюджеты сегодня самостоятельны и вправе финансировать соцсектор местного подчинения за свой счет.
Единые для всех территорий тарифные ставки и оклады ЕТС далеко в не полной мере учитывают дифференциацию уровней стоимости жизни по субъектам Федерации, что обусловливает необходимость разноуровневой зарплаты по регионам.
Эти и другие причины предопределили отказ от ЕТС и переход к принципиально новой - отраслевой - системе зарплатного регулирования.
На каких принципах базируется реформа? В чем ее основные особенности?
К настоящему времени новые сетки разработаны для 20 отраслей бюджетной сферы - образования, здравоохранения, культуры и искусства, науки, социальной защиты, обороны и др.
При формировании каждой из отраслевых систем прежде всего учитываются содержание и условия труда, объемы бюджетных ассигнований и наличие внебюджетных средств. Поскольку результаты труда бюджетников в меньшей степени, чем на производстве, поддаются прямому учету, главными факторами зарплатной дифференциации являются уровень образования, квалификация, специальный стаж, сложность и качество труда. Что касается зарплатной структуры, то она меняется в пользу основной - тарифной части. В этой связи предусматривается упорядочение системы надтарифных выплат, совершенствование нормирования труда, перевод работников некоторых профессий (должностей) на срочные трудовые договоры и т.д.
Еще одна особенность реформы связана с расширением прав региональных и муниципальных органов власти в части принятия решений о размерах тарифных ставок и окладов, стимулирующих и компенсационных выплат. Районные коэффициенты учитывают существенные региональные различия, связанные с климатическими условиями жизни, с другими факторами, но не решают зарплатную проблему. Следует иметь в виду, что РК существенно изменились со времени установления, а также то, что в ряде регионов они вводились, например, для привлечения рабочей силы. Сегодняшняя задача состоит в том, чтобы население каждого региона имело возможность получать достойную зарплату (особенно это касается бюджетников) вне зависимости от климатических, экономических и социальных условий.
То есть регионы могут самостоятельно определять размеры ставок и окладов для своих бюджетников?
На федеральном уровне устанавливаются только единые принципы оплаты труда для каждой отрасли с учетом присущих ей особенностей, а также определяются размеры ставок и окладов бюджетников, работающих в учреждениях федерального уровня. Субъекты Федерации и муниципалитеты вправе использовать любые отраслевые сетки, устанавливая уровень зарплаты исходя из своих финансовых возможностей. Естественно, они могут быть выше или ниже федерального уровня, но не меньше МРОТ, размер которого с 1 октября 2003 г. будет равен 600 руб.
За территориальными органами исполнительной власти закрепляются функции обеспечения финансирования расходов на заработную плату бюджетников. При этом соотношение федеральных размеров ставок и окладов с аналогичными показателями в субъектах РФ (которые устанавливаются региональными законами) учитывается при расчетах трансфертов и размеров финансовой помощи.
В какой пропорции изменится финансирование зарплаты бюджетников из федерального, региональных и муниципальных бюджетов?
Вряд ли в ближайшее время эта пропорция существенным образом изменится. Думаю, что не сократится и доля ассигнований из федерального бюджета на зарплату работников здравоохранения (сегодня она составляет 8%), науки (50%), образования (22%), культуры (9%). Да, при переходе на новую систему регионы-доноры могут несколько повысить зарплату своим учителям или библиотекарям, но ведь основная масса регионов-реципиентов не в состоянии это сделать, поэтому существующий баланс, скорее всего, сохранится.
В предлагаемой схеме оплаты труда, по мнению специалистов, самое слабое место - система гарантий. Почему, скажем, снимаются все ныне действующие федеральные гарантии, за исключением МРОТ, и кто обеспечит каждому муниципалитету требуемый объем расходов на образование?
Система обеспечения гарантий, а также наделение субъектов Федерации необходимыми средствами для повышения оплаты труда - центральные вопросы реформы. Она реализуется в строгом соответствии с новым Трудовым кодексом, где записано: государственной гарантией является минимальный размер оплаты труда и тарифная часть заработка, если она выплачивается из бюджета. В этой связи очень важно предоставить субъекту Федерации возможность самому четко определить размер тарифной части. Один из важнейших принципов реформы состоит в том, чтобы ни один бюджетник в результате перехода к отраслевым сеткам не потерял в зарплате.
Основные принципы госполитики в области оплаты труда бюджетников будут определяться на основе федерального закона, согласно которому зарплатные отраслевые системы (финансируемые из бюджета) будут формироваться Правительством РФ. Затем они будут рекомендованы регионам в качестве основы для формирования собственных схем. Все региональные системы будут зафиксированы в законодательных актах субъектов Федерации. При этом уровень зарплаты бюджетников ни при каких обстоятельствах не должен быть ниже существующего.
То есть корректировки Трудового кодекса не потребуется?
В ст. 143 ТК записано, что тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе ЕТС. Бюджет утверждается в соответствии с федеральным законом, и каждому бюджетнику гарантируется выплата тарифной ставки. С введением новой системы смысл статьи не меняется. Некоторые полагают, что согласно ТК государственной гарантией является сама сетка, то это не так. В ст.130 ТК говорится о гарантиях, связанных с выплатой МРОТ, ставки 1-го разряда, но о сетке как таковой в кодексе упоминания нет.
Какова структура отраслевой зарплатной системы?
Она включает в себя ставки и оклады, основанные на тарификации, аттестации работ и работников, оплату в повышенном размере за работу в особых и экстремальных условиях труда, а также надбавки и стимулирующие выплаты.
Тарифная система складывается из трех частей. Первая - оплата труда рабочих (слесарей, ремонтников, сантехников, уборщиц, подсобников и т.д.), тарифные ставки которых будут определяться на основе ЕТКС. Второй, более высокий уровень - окладные схемы специалистов и служащих (врачей, учителей, научных работников), которые должны быть дифференцированы в зависимости от сложности работы, социальной значимости труда и квалификации исполнителей. И, наконец, третий - наивысший уровень - должностные оклады руководителей учреждений (школ, больниц, музеев, театров, институтов и т.д.), дифференцированные в зависимости от объема работ и специализации учреждений.
Одновременно с радикальным изменением тарифных схем существенно упорядочена и система надбавок, доплат и премий. Например, за особые условия труда (скажем, для врачей, имеющих постоянные контакты с больными туберкулезом или ВИЧ-инфицированными) устанавливаются повышенные должностные оклады. За работу в ночное время, а также за совмещение профессий и должностей, расширение зон обслуживания, непрерывный стаж и т.д. вводятся доплаты. Все эти надтарифные выплаты будут выстроены в логичную и понятную схему.
Модернизируется система премирования и стимулирования. В частности, вводятся ежемесячные надбавки за ученую степень и ученое звание. Размеры, порядок и условия премиальных (за высокие трудовые результаты) определяют сами школы, институты, лечебные учреждения и т.д. Они фиксируются в локальных нормативных актах или трудовых договорах. Что касается доли надтарифных и стимулирующих выплат, то она не должна превышать 40% заработной платы бюджетника. В исключительных случаях новая система оплаты труда предусматривает возможность перевода руководителей организаций и отдельных категорий высококвалифицированных работников на индивидуальные условия оплаты труда и заключение с ними срочных трудовых договоров.
Почему переход на новую систему оплаты труда должен произойти 1 октября 2003 г., а скажем, не 1 января 2004 г.?
Выбор даты не случаен. Во-первых, по нашим расчетам, тех средств, что заложены в федеральный и региональные бюджеты 2003 г., достаточно для повышения зарплаты бюджетников в 1,33 раза. Во-вторых, у нас будет время для анализа ситуации, корректировки и точного определения того объема средств, который потребуется заложить в бюджет 2004 г.
Но ведь с 1 декабря 2001 г. тоже хотели повысить всем оклады. Не получилось. Более того, задолженность по зарплате до сих пор не погашена.
Да, опасение, что не все регионы смогут одновременно перейти на новую систему, существует. Поэтому мы предлагаем проводить переход поэтапно - до 1 января 2004 г. Более половины регионов способны начать реформу в установленные сроки. В отношении остальных требуется тщательная проработка всех финансовых аспектов. Видимо, не обойтись и без дополнительных финансовых вливаний из федерального бюджета.
Известно, что далеко не все специалисты, представители региональных властей и общественных организаций поддерживают реформу. Против чего, например, выступают профсоюзы?
Их требования для нас не новы. Они выступают за скорейшее приравнивание МРОТ к прожиточному минимуму. Но нет нужды говорить, что это пока не осуществимо в силу экономических причин. Другое требование связано с обеспечением гарантий выплаты заработной платы учреждениям образования и здравоохранения, находящимся в ведении муниципальных образований. Действительно, такая проблема существует. Однако "навешивать" подобные гарантии на федеральный бюджет невозможно - это запрещает Бюджетный кодекс. Тем не менее окончательное решение мы примем после обобщения всех замечаний и предложений со стороны регионов и согласования нашей позиции с Министерством финансов.
Новую систему критикуют еще и за то, что она не способна обеспечить резкий рост оплаты труда.
О резком росте речь действительно не идет: размеры повышения зарплаты (33%) определены бюджетом. Однако по сравнению с инфляцией - это тоже немало. Нынешняя реформа - не механическое увеличение зарплаты или компенсация инфляционных издержек. Перед каждой отраслью ставятся задачи сформировать эффективный зарплатный механизм, который будет напрямую связан с количеством и качеством труда, и рационально использовать выделенные средства. К сожалению, сегодня в бюджетной сфере не уделяют должного внимания ни росту производительности, ни совершенствованию нормирования труда. Не связаны эти показатели и с его оплатой.
В настоящее время Минтруд, другие социальные министерства разрабатывают новые отраслевые трудовые нормативы, которые станут основой штатных расписаний и расчетов ФОТ всех бюджетных организаций. Модернизированная нормативная база (прежняя безнадежно устарела) позволит не только определить трудозатраты, но и оптимизировать численность занятых.
Что подразумевается под оптимизацией? Сокращение гигантской армии бюджетников?
Бюджетная сфера в России действительно чрезмерно раздута. Например, на 10 тыс. граждан у нас приходится 47 врачей, в Великобритании - 17, США и Швеции - 26. Соответственно, количество больничных коек на те же 10 тыс. в нашей стране составляет 115, в Великобритании - 45, США и Швеции - 39. Врачей у нас больше, а по качеству здравоохранения мы плетемся в хвосте. Словом, важны не количественные, а качественные показатели. С другой стороны, не хватает младшего и среднего медицинского персонала. Реформа и здесь обещает серьезные перемены. Надеемся, что повышение зарплаты санитарок и медсестер позволит снять проблему дефицита этой категории кадров.
Аналогичная картина в образовании. Численность учащихся в государственных образовательных учреждениях за последние восемь лет уменьшилась на полмиллиона, а преподавательский контингент, напротив, увеличился на 172 тыс. И так во всех бюджетных отраслях. Переход на финансирование с использованием реальных нормативов позволит устранить перекосы, покончить с кадровой избыточностью, высвободит средства для повышения зарплаты оставшимся.
Другими словами, даже самая совершенная оплата труда не в состоянии решить стоящие перед ней задачи в ситуации, когда, образно говоря, на одного преподавателя приходится один школьник. Никакая экономика (тем более наша) подобную нагрузку не выдержит.
Виктор Шадрин
http://www.chelt.ru/2003/1-03/janvarev_1-3.html