Эксклюзив
6438

Защита коренных народов мира: мировая практика и российская специфика

Main 98ba2b24515bedbedbaecc094d8bf30a

Человечество готовится отметить Международный день коренных народов мира. Эта дата установлена решением Генеральной Ассамблеи ООН в 1994 году и отмечается ежегодно в день начала работы созданной Экономическим и Социальным Советом ООН Рабочей группы по коренному населению Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, которая впервые была созвана 9 августа 1982 года. Задачей группы стала разработка проекта Декларации ООН о правах коренных народов, которая была принята Генеральной Ассамблеей в 2007 году.

В настоящее время среди характерных для коренных народов признаков называют историческую связь с территорией их настоящего проживания; наличие этнической идентификации, приверженности языку, культуре, традициям, а также социальным и экономическим институтам, регулирующим их жизнь; готовность защищать свою землю и этническую самобытность как гарантию дальнейшего существования народа.

Долгое время коренные народы принято было считать низшими, отсталыми и нуждающимися в покровительстве. Нередко решения, принимавшиеся развитыми странами с опорой на эти доводы и закрепленные на международном уровне, нарушали права этих людей.

Напомним, что в настоящее время численность коренных народов мира составляет примерно 370 млн. человек, которые живут более чем в 70 странах и представляют множество языков и культур. По данным ООН, на долю коренных народов, составляющих 5% от населения Земли, приходится 15% беднейшего населения планеты.

Повестка нынешнего Дня коренных народов мира будет посвящена защите их права на образование. Согласно Декларации ООН о правах коренных народов, их представители могут создавать и контролировать свои системы образования и учебные заведения, предполагающие обучение на родном языке, в соответствии со свойственными их культуре учебно-педагогическими методами. Повестка дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года также предусматривает в качестве одной из своих целей обеспечение для инвалидов, представителей коренных народов и детей, оказавшихся в уязвимой ситуации, равного доступа ко всем уровням образования и профессиональной подготовки.

На долю коренных народов, составляющих 5% от населения Земли, приходится 15% беднейшего населения планеты.

В России принято проводить разделение между собственно коренными (автохтонными) народами, многие из которых имеют свои национально-территориальные образования, и коренными малочисленными народами. К последней категории принято относить те из них, которые в целом сохраняют традиционный уклад жизни, хозяйства и промыслы, насчитывают на территории страны не более 50 тыс. человек и осознают себя как особые этнические общности. Такое разделение сложилось исторически и было предопределено спецификой национально-территориального устройства государства. Согласно Единому перечню коренных малочисленных народов Российской Федерации, в нашей стране насчитывается 47 подобных этносов, среди которых особое место занимают малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Они проживают на территории 30 субъектов федерации, более 65% из них – сельские жители. Самым многочисленным среди коренных народов России в настоящее время считаются ненцы (41 тыс. человек), самым малочисленным – кереки (4 человека).

В сентябре 1993 года на Международной конференции по правам коренных народов регионов Арктики, Сибири и Дальнего Востока в Хабаровске было выдвинуто предложение о провозглашении Международного десятилетия коренных народов. В 1995 году оно было начато и позволило повысить внимание к проблемам коренных народов. Второе десятилетие (2005-2014) прошло под знаком темы «Десятилетие действий и достоинства». Его целью стало сосредоточение внимания не только на защите прав коренных народов, но и на решении проблем, связанных с доступом к образованию, здравоохранению, с защитой окружающей среды, социальным и экономическим развитием, обеспечением прав человека.

Защита прав коренных народов постоянно сталкивается с многочисленными трудностями. И дело не только в интересах транснациональных корпораций и в борьбе за освоение природных ресурсов лидерами мировой экономики, но и в проблемах чисто юридических, связанных с необходимостью обеспечить право людей на сохранение самобытной культуры и одновременно способствовать их социокультурной интеграции. Дело в том, что понятие «коренные народы» появилось в правовом лексиконе сравнительно недавно. Что же касается России, то в советскую эпоху этот термин не использовался: считалось, что он уместен лишь в колониальном контексте. Вместо этого использовалось выражение «малые (или малочисленные) народности». Кроме того, советскую и нынешнюю российскую политику в этой области определяла специфика национально-территориальной федерации, или федерации смешанного типа. 

Отчасти политические деятели СССР в своих возражениях были правы, поскольку понятие «коренные народы» было изначально связано с восстановлением исторической справедливости по отношению к тем народам, земли которых подверглись насильственной колонизации. За ними на международном уровне было признано право на ведение особого образа жизни, предполагающего отказ от интеграции в индустриальное общество и сохранения уклада, основанного на натуральном, присваивающем хозяйстве. Охрана образа жизни людей, включенных в подобные экономические отношения, неизбежно связана с охраной среды обитания тех растений и животных, которые составляют основу возобновляемых ресурсов региона. Поэтому, как считает ряд российских этнологов, специфические нормы защиты (предоставление территорий для традиционного природопользования, а также квот на вылов рыбы и отстрел дичи) должны касаться только тех представителей коренных народов, которые вовлечены в эти виды хозяйственной деятельности, и семьям, чье экономическое благосостояние зависит от тех же ресурсов. Языковые и культурные права остальных жителей региона должны защищаться на основе общих норм прав человека и меньшинств. В частности, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Сергей Соколовский убежден, что соответствующие формы поддержки должны быть строго адресными и экологически обоснованными[1]. В России эти принципы особенно актуальны по отношению к коренным народам Севера, Дальнего Востока и Сибири. Одновременно необходима  новая модель мониторинга правоприменительных практик, предполагающих усиление природоохранной деятельности и соответствующей компоненты в образовании. Как считает ученый, подобный подход позволит уйти от практики организации этнических корпораций, избежать излишней идеализации отношений между коренным населением и природой и добиться искомого баланса между экономической активностью и защитой самобытной культуры российских народов.

 

[1] Соколовский С. Коренные народы: между интеграцией и сохранением культурhttp://www.valerytishkov.ru/engine/documents/document1261.pdf

 

Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Публикации

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован